На совете чувствовалось праздничное предновогодне настроение, заседание начали с награждения лауреатов ежегодной премии имени архитектора Алексея Гутнова, которой отмечают наиболее значительные научные, теоретические и практические градостроительные разработки, посвященные генплану или каким-то отдельным фрагментам города. «Моспроект-2» (рук. М.М. Посохин) наградили за создание градостроительного регламента застройки территории фабрики «Красный Октябрь». НИиПИ Генплана был отмечен дважды: за совокупность работ по регулированию градостроительной деятельности по сохранения и использованию объектов культурного наследия на исторических территориях (рук. Сергей Ткаченко) и за разработку городских программ по реорганизации промышленных территорий (рук. Валерий Беккер).
Первый вопрос на совете – отнесение проектирования участка Люблинско-Дмитровской линии метро к категории уникальных объектов ввиду технической сложности – был с самого начала очевиден и даже не потребовал обсуждения. Как заметил докладывавший его Николай Шумаков, метро априори является уникальным строительством. А в данном случае оно осложняется гидрогеологическими условиями – ветка дважды пересекает русла рек – Москвы-реки и Городни, что потребовало от архитекторов «Метрогипротранса» неординарных инженерных решений. Идея новой ветки метро, обслуживающей районы Орехово-Борисово, Братеево, Зябликово, родилась еще лет 15 назад, сегодня потребность в ней стала уже критической. Чтобы разгрузить станцию «Красногвардейская» зеленой ветки, под существующими путями будет построена пересадка на станцию «Зябликово» новой Люблинской линии. Помимо этой станции в проекте еще две – «Шипиловская» и «Борисово», все мелкого заложения, сводчатые, с двумя многоэтажными вестибюлями.
Андрей Боков подчеркнул, что проекты развития столичного метро всегда имеют самое высокое значение, и нынешний нужно, несомненно, одобрить. Юрий Григорьев, председательствующий на совете, согласился, заметив между тем, что архитектуру будущих станций впоследствии следует все же рассмотреть отдельно.
Затем был рассмотрен гостинично-деловой центр на пересечении Новинского бульвара с Новым Арбатом. Речь идет о второй очереди – строительстве пятизвездочной гостиницы. Первая очередь построена в 2006 году, это торгово-офисный центр между улицами Каменная Слобода, Композиторской и Садовым кольцом. Фасады двух объемов (построенного и проектируемого) составляют единую дугу, что объединяет их композиционно. Кроме того, они поставлены на общий прямоугольный стилобат, обращенный к Садовой стилизованной колоннадой.
Как пояснил автор проекта Владимир Колосницин, заказчик пожелал, чтобы фасады гостиницы отличались от первой очереди в сторону большей помпезности и «презентабельности», поскольку все отели такого уровня обычно выглядят весьма традиционно, имеют классический ордер и пышно декорированы. Этот факт поставил авторов проекта в затруднительное положение: с одной стороны, им казалось не совсем верным отрывать гостиницу от остального комплекса и декорировать ее отдельно, с другой, роскошный отель стилистически никак не может быть продолжением стеклянного модернизма торгового центра. В результате совету были показаны три варианта фасадов.
Задача усложняется тем, что расположенной в градостроительно важной точке комплекс оказывается на границе двух разных масштабов застройки: со стороны Нового Арбата – «дома-книжки», продолженные в сторону Кутузовского проспекта современной высоткой на углу с Садовым кольцом. А со стороны Новинского бульвара – 1-2хэтажная старомосковская застройка, некогда выходившая на бульвары, а ныне примыкающая вплотную к проектируемой гостинице. В первом варианте авторы решили «увязать» старое с новым при помощи «гигантского ордера», наложенного на стеклянный фасад, предложив центричное и ассиметричное расположение «колоннады». Во втором – ордер стилизуется и «колоннада» выглядит более современной. В третьем было решено отказаться от «классики», а оставить фасад модернистским, придав некоторую монументальность за счет использования камня. Авторы показали два возможных решения на этом пути – модульную каменную сетку (наподобие фасада военной академии имени Фрунзе) Льва Руднева, наложенную на стеклянную поверхность, либо горизонтальные членения.
По словам выступавших членов совета, с точки зрения планировки гостиница сделана безупречно. Владимир Колосницин, известен как специалист по этой типологии. Обсуждение коснулось исключительно фасадного решения. Референт проекта Александр Локтев отметил, что колоннада тяжеловата и буквально «продавливает» стену. Однако авторы, по его мнению, нашли верный путь, сделав фасад визуально более «весомым». Андрей Боков рекомендовал «не разряжать» фасад, а сделать «полноценный, утяжеленный, плотный низ», соответствующий образу пятизвездочной гостиницы. Боков также обратил внимание на роль торца здания в перспективе движения по Садовой и предложил «разрядить», сделав лоджии. Сергею Киселеву вариант с колоннадой тоже не понравился – по его словам, «ордер» не дает ответа на вопрос, какая это архитектура – «гравитационная», т.е. классическая, или современная. Сергей Киселев полагает истинной современную трактовку, общую для всего комплекса, с горизонтальными членениями фасада.
Александр Кудрявцев вслед за коллегами указал на неверность пути «героических ордеров» в этом месте, где сохранена староарбатская застройка. Он как бы являет собой подмену настоящего, снос и переход «от исторического к этому героическому». В то же время современный вариант с «наложением исторических слоев» даже в декоративном, игровом плане, по словам Кудрявцева, здесь уместен. Позиция Юрия Платонова была схожей – «колоннада на фасаде противоестественна и чрезвычайно помпезна».
Резюмируя все высказывания, Юрий Григорьев подтвердил недопустимость «пилястровой системы», не соответствующей масштабу исторической застройки. Архитекторам было рекомендовано решать гостиничные фасады в единой объемно-пространственной системе с первой очередью, но угол здания сделать традиционным для того, чтобы логически перейти к историческим зданиям. Председатель также предложил устроить галереи для пешеходов в стилобатной части и в целом призвал одобрить работу.
***
Список
Лауреатов премии имени архитектора Алексея Гутнова за 2007 год
1. За «Историко-культурное обоснование особого регламента застройки территории кондитерской фабрики «Красный октябрь»
Посохину Михаилу Михайловичу
Никулиной Елене Григорьевне
Крымовой Ирине Вячеславовне
Конкиной Ольге Васильевне
Меркеловой Наталье Евгеньевне
Тудоси Людмиле Георгиевне
Никулину Павлу Александровичу
Корзину Ярославу Алексеевичу
Кипнису Владимиру Борисовичу
2. За «Градостроительную поддержку развития научно-промышленного потенциала Москвы и городских программ по реорганизации производственных территорий»
Беккеру Валерию Яковлевичу
Бахиревой Любови Григорьевне
Галушко Ольге Юрьевне
Демченко Олегу Анатольевичу
Миц Галине Викторовне
Осадчей Екатерине Тихоновне
Чернышовой Наталье Алексеевне
Моисеевой Оксане Павловне
Балушкиной Галине Валентиновне
Шустову Игорю Николаевичу
3. По совокупности работ:
За «Схему особого регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве»;
«Концепцию сохранения, реконструкции и развития территорий жилой застройки 1920-1930 гг.»;
«Концепцию создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе Москвы»
Ткаченко Сергею Борисовичу
Соловьевой Елене Евгеньевне
Царевой Татьяне Владимировне
Белослудцевой Марине Анатольевне
Горбачеву Николаю Дмитриевичу
Магакян Татьяне Николаевне
Верховскому Дмитрию Александровичу
Боровик Елене Николаевне
Стецюк Татьяне Алексеевне
Давыдову Дмитрию Сергеевичу