Автор текста:
Ю. П. Волчок

«Жизнь и судьба» Академии Строительства и Архитектуры СССР. 1955-1963

Рецензия Ю.П. Волчка на серию статей К.Г. Хрупина об Академии Архитектуры в 1950-е – 1960-е годы.

Этот текст не столько рецензия, сколько рефлексия на публикацию последних по времени статей К.Г. Хрупина о деятельности Академии. Все они, так получилось, датированы 2012 годом. Речь идет о статьях «Градостроительная проблематика в деятельности Академии Строительства и Архитектуры СССР (1955-1963)» в журнале «Градостроительство», 2012, №4; «Создание региональной научно-исследовательской сети Академии Строительства и Архитектуры СССР. Сибирский и Уральский филиалы» в журнале «Academia», №1 и «Академия Строительства и Архитектуры СССР (1955-1963): финал деятельности» – также в журнале «Academia», №3 за тот же 2012 год. * * * Публикации и публичные выступления К.Г. Хрупина последних лет сосредоточены на осмыслении различных аспектов жизненного пути Академии Строительства и Архитектуры СССР. Статьи 2012 года не составляют исключения. Совершенно очевидно, что все они основываются на материалах серьезного научного исследования. У этого утверждения есть множество подтверждений. Первое из них: понятно, хотя бы по ссылкам на источники, что основной материал для работы автор почерпнул в архивах – архивах многочисленных и разнообразных, включая отраслевые, сами ставшие сегодня раритетами, «уходящей натурой», личных, дополненных воспоминаниями и суждениями некоторых участников подлинно исторических событий в становлении, а затем, достаточно скоро – и разрушении всей конструкции сосуществования фундаментальной и прикладной науки в стенах академического проекта, созданного по лекалам представлений об академической науке в то время. Второе обстоятельство, способствующее тому, что публикации Хрупина вызывают доверие у читающих и слушающих его: молодой исследователь выполняет методологически корректно поставленную работу по реконструкции полноценного знания о деятельности Академии и, что не менее существенно, делает это не просто скрупулезно, но и с нескрываемой добросовестностью: Хрупин не позволяет себе додумывать происходившие события исходя из логики построения «общей картины» до того, пока он не найдет им документальные обоснования. Подтверждением научного интереса и доверия к работе Хрупина может служить и то, что серьезные профессиональные издания из списка рецензируемых журналов: «Архитектура и строительство России», «Градостроительство» и «Academia» – дают возможность Хрупину публиковать значительные по объему и самодостаточные по содержанию тексты. Академия Строительства и Архитектуры СССР была создана в 1955 году как одно из структурных новообразований сравнительно незадолго до этого (в 1950 году) организованного Госстроя СССР. Стоит заметить здесь, что и сам Госстрой – результат бурно развивающихся событий буквально нескольких предшествующих его появлению лет. В стране шли активные поиски градостроительной политики, адекватной современным возможностям (в первую очередь, экономическим) и проблемам устройства жизни на краткосрочную перспективу. В 1949 году был упразднен Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР и создано Министерство городского строительства, в подчинение которого перешла научная деятельность первой в советское время, и по сей день сохраняющей авторитет, Академии Архитектуры. А уже весной следующего года Министерство было расформировано и создан Госстрой, к которому спустя еще год отошли все подведомственные бывшему министерству учреждения, в том числе и научные. Перспективы городской культуры в стране, проблемы формирования полноценно воспринимаемого городского образа жизни горожанина, как правило, при этом горожанина в первом, реже – во втором поколении , отошли на второй план. Отдаленные последствия этого шага доходят до наших дней. Академия Строительства и Архитектуры СССР была призвана подвести «научно обоснованную базу» под аргументацию и основные положения новой государственной политики в сфере строительного производства и градостроительства. Хрупин в полной мере осознает, что перестановка слов «архитектура» и «строительство» в названии Академии, – это не игра словами в угоду новым веяниям сверху, а вполне последовательно реализующий новую государственную программу, содержательно наполненный поступок. Он был призван найти емкий по смыслу баланс между стратегическими и сиюминутными практическими задачами в организации деятельности новой Академии. Я напоминаю об этом лишь для того, что обратить внимание на умозаключение, высказанное в одном из текстов Хрупина: Академия пыталась на протяжении всех восьми лет своего существования организовать свою деятельность таким образом, чтобы объединить стратегические и актуально сиюминутные задачи, как поставленные перед Академией директивными органами, так и формирующиеся в ее стенах. Разумеется, второе слагаемое академических усилий – наиболее привлекательный объект исследования. Он призван выявить внутрипрофессиональные тенденции, перераспределяющие научные «потоки». Не приходится удивляться, что этот тезис послужил камертоном для поиска документов, раскрывающих содержание академических инициатив и предложений, равно как организационных и структурообразующих, так и научно-тематических. В статье о создании региональной сети научно-исследовательских институтов – филиалов Большой Академии автор подробно разобрал как сработал один из наиболее последовательно реализуемых лозунгов в те годы: «приближение науки к производству». Создание Уральского и Сибирского филиалов очевидно способствовало укреплению интереса к научной деятельности за пределами столиц союзных республик, но в конечном итоге – «кадры решают все», равно и как их едва ли не полное отсутствие. Афористичность этой формулы помогает в полной мере осознать, что привело Академию к краху невостребованности к 1963 году. В статье о финале деятельности Академии Хрупин фиксирует внимание читателя не только на сюжетной канве происходивших тогда событий, но и на том, что в Академии были люди, в том числе и среди ее лидеров, которые видели и понимали изнутри трагизм завершения жизни и судьбы Академии, давали точный и жесткий анализ и выносили вердикт случившемуся. «Кадры решают все» и оставалось только сокрушаться, что в Академию было избрано большое число производственных «генералов», отраслевых руководителей, крупных администраторов, действительно авторитетных в повседневной жизни, способных этим авторитетом поддержать Академию и, таким образом, дать ей многое, кроме одного – они никогда не занимались наукой и руководить исследовательской практикой и тем более – формировать ее стратегические перспективы они не могли. Перекос в сторону решения сиюминутных, скорее, практических, нежели собственно научных задач становился очевидным для всех и в Академии, и в руководящих ее деятельностью организациях. В этой связи Хрупин весьма выпукло рисует драму одного из вице-президентов Академии С.С. Давыдова, неоднократно настойчиво и нелицеприятно выступавшего по этому поводу, справедливо видя в нем основную проблему неизбежности финала, к которому Академия в 1963 году пришла. И последнее. Неподдельный интерес к публикациям К.Г. Хрупина вызван, как я понимаю, не только очевидными профессиональными достоинствами его исследования, результатом которого они стали, но и внятно прочитываемой перекличкой между событиями того времени и реалиями нашего, в том числе и в переструктурировании академической науки и шире – организации научной деятельности в стране в целом. Здесь приходится говорить не просто о перекличке между 50-60-ми годами прошлого века и сегодняшними, спустя полстолетия. Правильнее осознавать неразрывную генетическую связь между научно-практическим творчеством в 50-60-е годы и сегодняшним осознанием содержания профессии. И по этой причине стоит внимательнее отнестись к сохранению наследия 1960-х годов именно сейчас и в этой связи уместно познакомиться и со статьями К.Г. Хрупина о научно-проектном и, при этом академическом, опыте тех лет, чтобы попытаться разобраться совместно с автором в том, как формировались и к чему сводились ценности профессии архитектора в те годы. Ю.П. Волчок

29 Января 2014

Автор текста:

Ю. П. Волчок
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Макеты в масштабе 1:1
Поселок Веркбунда в Вене, идеальное социальное жилье, построенное ведущими европейскими архитекторами для выставки 1932 года – в фотографиях Дениса Есакова.
Будущее вчера и сегодня
Публикуем статью Александра Скокана, впервые появившуюся в прошедшем году в Академическом сборнике РААСН: о Будущем, как его видели в 1960-е, о НЭР, и о том будущем, которое наступило.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.