Сергей Кузнецов: Этот конкурс был беспрецедентно сложным и ответственным

В конкурсе на разработку градостроительной части проектной документации Инновационного Центра «Сколково» победило бюро «SPEECH Чобан&Кузнецов». Руководящий партнер бюро Сергей Кузнецов рассказал Архи.ру о специфике и сложностях работы над проектом «Сколково».

mainImg
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Итоги конкурса на заключение Договора Генерального проектирования Градостроительной части Проектной документации Инновационного Центра «Сколково» были подведены 25 октября 2011 года. К участию в конкурсе были допущены три команды: ООО «М+В Германия ГмбХ», «СЕТЕК ИНЖИНИРИНГ» и ООО «СПиЧ». Тендерный комитет оценивал претендентов по 9 параметрам, включающим: опыт проектирования планировки территорий площадью не менее 50 га и масштабных многофункциональных комплексов, а также опыт работы с учетом требований по энергоэффективности и энергосбережению, соответствующим международной системе LEED. По итогам оценки заявок претендентов был определен победитель. Им стала российская архитектурная мастерская «SPEECH Чобан&Кузнецов», собравшая для выполнения поставленной задачи внушительный консорциум авторитетных российских и иностранных специализированных компаний, таких как: Sweco (Швеция), Waterman (Великобритания), «Метрополис», «ВТМ Дорпроект» (Россия) и др.

Архи.ру: Что включает в себя градостроительная часть проектной документации?

Сергей Кузнецов: По сути, градостроительная часть представляет собой некие общие базовые принципы устройства района. Это основа проектной документации, которая позволяет понять, сколько на этой территории может быть построено зданий, каким должно быть их функциональное зонирование, сколько будет потребляться ресурсов, в каких объемах и каким образом должна происходить утилизация, как устроена транспортная и инженерная системы на территории, каким должен быть процент озеленения.

Архи.ру: Т.е. речь идет не о разработке «красивого ансамбля», а о серьезных проблемах, связанных непосредственно с жизнеустройством?

С.К.: Красивый ансамбль уже концептуально придуман в проекте французского бюро AREP Ville, а сейчас его детально прорабатывают кураторы отдельных районов. Наша задача – систематизировать всю предложенную структуру и обосновать ее с точки зрения практической реализации. Мы проверяем, вносим поправки, соотносим одно с другим. Чтобы все придуманное кураторами могло быть построено, нужно проверить все компоненты на совместимость со всеми инфраструктурными составляющими будущего инновационного центра. Т.е. мы должны быть уверены, что сможем доставить необходимое количество грузов и людей на транспорте (общественном и частном), что нормально будут функционировать технические и сервисные службы, что у нас хватит воды, энергии и тепла, чтобы обеспечить эти здания, что хватит очистных сооружений и так далее.

Архи.ру: Это глобальная задача. В портфолио бюро «SPEECH Чобан&Кузнецов» есть сопоставимые по сложности и масштабу проекты?

С.К.: Из недавних работ я могу сопоставить со «Сколково» проект микрогорода «В лесу», где наше бюро разрабатывало концепцию застройки, а сейчас идет этап рабочего проектирования и начато строительство первой очереди. Микрогород достаточно близок к Сколково по территории и по объемам, но инноград как проект более масштабен и сложен. В первую очередь, за счет многофункциональности и сложности инфраструктуры: здесь, помимо жилья, будут расположены крупные учебные и научные заведения, технопарк и офисные комплексы. Плюс концепция Сколково подразумевает высокий уровень развития устойчивых, экологических мероприятий и технологий.

Архи.ру: Какие еще сложности, характерные именно для проекта «Сколково», вы могли бы отметить?

С.К.: Тут много сложностей, обусловленных соседством с Москвой. Если бы мы проектировали на пустом месте, в удалении от столицы, все было бы намного проще. А так мы привязаны к перенасыщенным московским коммуникациям, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В определенной степени, специфической особенностью этой работы стало участие большого количества иностранных архитекторов, с которыми мы ведем конструктивный диалог. Это яркие личности, мастера с мировым именем, но они пока не достаточно знакомы с российскими нормативными требованиями. В результате, не все из того, что они предлагают, может быть реализовано в наших условиях. Чтобы привести все к общему, реалистичному, знаменателю, нам приходится объяснять им, что получится, что нет, и как повлияет российская специфика на то, что они проектируют. Если добавить ко всему вышеперечисленному сжатые сроки, можно сказать, что этот проект и та работа, которую мы сейчас делаем, беспрецедентны для России.

Архи.ру: Вероятно, с учетом всех перечисленных сложностей, немногие проектные организации решились участвовать в этом конкурсе?

С.К.: Я не знаю, сколько команд рассматривало возможность участия в конкурсе. Знаю, что было подано 4 заявки, из которых только 3 прошли квалификационный отбор. Из них только наша  – чисто российская. Остальные – это российские представительства крупных западных холдингов. Но меня это не удивляет. Одна только подготовка заявочной документации на конкурс уже могла бы расцениваться как первый отборочный этап, настолько она была объемной и доскональной. Мы сдали в общей  сложности более 1400 листов документации, которая подробно описывала наше видение развития проекта и предполагаемый подход к работе, а также представляла наше бюро и компании-партнеры по консорциуму, вплоть до поименного списка сотрудников и специалистов, которые будут подключены к проекту. В частности, организаторы, понимая, насколько высок риск, очень тщательно подошли  к выбору генпроектировщика. Наше бюро участвовало во многих конкурсах и тендерных отборах, и я могу сказать, что этот тендерный отбор был беспрецедентен по тщательности подготовки и доскональности оценки.

Архи.ру: А как вы собирали команду?

С.К.: Всех партнеров, которых мы пригласили в этот проект, можно разделить на две группы. Первая – это компании с опытом реализации международных проектов сходного масштаба, а главное, с использованием тех инновативных технологий в урбанистике, транспорте и инженерии, которые должны быть применены в Сколково.  Вторая группа –компании, которые хорошо знают российскую специфику, работают в московском регионе и понимают, как все заявленные ноу-хау можно переконвертировать в документацию российского формата, пройти с ней необходимые согласования и реализовать. Скажу сразу, перечень компаний, отвечающих обоим параметрам, не так уж длинен. Слишком специфические требования. Но мы проработали все возможные варианты и выбрали тех, кого считаем самыми надежными и компетентными.

Прежде всего, нужно назвать компанию Sweco – лидера шведского инжинирингового  рынка. Близкие климатические условия и лидирующие позиции в мире по использованию инновационных зеленых технологий делают шведский опыт стратегически важным для нашей страны. Также в наш консорциум вошла компания Waterman – очень сильный интернациональный офис, базирующийся в Великобритании и имеющий опыт работы на объектах самого высокого уровня и ответственности, кроме того, спроектированных звездами мировой архитектуры. Российская часть нашей команды представлена обширным списком замечательных фирм, из которого я бы выделил, как основную, компанию «Метрополис». Это наш партнер, с которым мы уже сделали несколько проектов. Еще хотелось бы отметить компанию «ВТМ Дорпроект», которая будет разрабатывать транспортную инфраструктуру и развязки, ведущие к Сколково. У нее уже был опыт работы по проектированию сложных узлов в этом районе.

Архи.ру: По каким критериям оценивались заявки? Обычно в российских тендерах все сводится к наименьшей цене…

С.К.: В данном случае цена не была определяющим фактором. Нужно сказать, что все участники предложили достаточно близкие бюджеты – поскольку объем предстоящей работы, сроки и необходимость привлечения зарубежных специалистов высокой квалификации и статуса, автоматически предопределяло стоимость этого заказа. Колебания в цене между заявками были в пределах 5%, что подтверждает объективность расценок и то, что Фонд «Сколково» очень точно расценил эту работу. Думаю, определяющими были критерии квалификации. Наше бюро имеет большой опыт участия в различных проектах с высоким уровнем сложности, а также с участием иностранных партнеров. Мне кажется, именно это сыграло решающую роль.

Архи.ру: А тот факт, что вы уже участвуете в проекте («SPEECH Чобан&Кузнецов» вместе с бюро David Chipperfield Architects является куратором района D1 – Е.П.), могло как-то положительно сыграть?

С.К.: Дело в том, что все компании, принявшие участие в тендере, так или иначе участвуют в проекте «Сколково». Кто-то выступает консультантом, разработчиком и проектировщиком, кто-то участвует в предварительных проработках, изысканиях, анализе и т.д. Более того, я убежден, что для компании, не знакомой с проектом, участвовать в этом тендере не имело смысла. Только знание проекта могло помочь адекватно оценить объем предстоящей работы, подобрать правильную команду и собрать заявочную документацию. Мне кажется, что и заказчику не было бы никакого резона брать компанию, которая не была бы уже вовлечена в проект. Учитывая сложность задач, сторонней компании пришлось бы потратить большую часть времени, отпущенного на разработку градостроительной документации, только на то, чтобы разобраться во всех нюансах.

Архи.ру: Вы упомянули временные ограничения. Насколько реалистичен срок (полтора месяца) на разработку такого объема документации?

С.К.: Сроки действительно сжатые, но вполне реальные. Нереальными их можно считать исходя из общей принятой в России и, особенно, в Москве, практики. Но поскольку «Сколково», согласно федеральному закону (ФЗ РФ от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ), является самостоятельным образованием, у него есть своя администрация и своя экспертиза, способная проводить оценку документации максимально быстро, то соблюдение этого срока возможно. Главная цель администрации Сколково – реализовать проект, поэтому все согласования подчинены этой цели и это очень экономит время. Конечно, не стоит все так уж идеализировать. Как и в любом другом проекте, здесь случаются задержки, что-то приходится уточнять и пересматривать. Но это нормальный рабочий процесс. Не сомневаюсь, что какие-то изменения нам придется вносить уже после сдачи документации, как отражение уточнения каких-то принципиальных моментов в планировках районов или для снятия экспертных замечаний и т.д. Но в феврале 2012 года, документация будет полностью готова и согласована.
Генеральный план инновационного центра «Сколково». Датировка: октябрь 2011
Выступление руководящего партнера SPEECH Чобан&Кузнецов Сергея Кузнецова на Градостроительном Совете Фонда «Сколково»
Презентация концепции развития проекта
Фрагмент презентации. Транспортная схема. Существующие и проектируемые транспортные связи.
План выполнения работ по подготовке градостроительной части проектной документации
График выполнения работ по подготовке градостроительной части проектной документации
Сергей Кузнецов, руководящий партнер SPEECH Чобан&Кузнецов
Система взаимодействия участников процесса подготовки градостроительной части проектной документации
Сергей Чобан и Сергей Кузнецов
Президиум Градостроительного Совета Фонда «Сколково». Слева-направо: Виктор Маслаков (Фонд «Сколково»), Жан Пистр (бюро Valode&Pistre), Вениамин Голубицкий (Фонд «Сколково»), Пьер де Мейрон (бюро Herzog & de Meuron)
Члены Градостроительного Совета Фонда «Сколково»: Казуо Седжима (бюро SANAA), Рейнир де Грааф (бюро ОМА)
Члены Градостроительного Совета Фонда «Сколково»: Михаил Блинкин (НИИ транспорта и дорожного хозяйства), Александр Кудрявцев (Российской академии архитектуры и строительных наук)
Члены Градостроительного Совета Фонда «Сколково»: Алексей Муратов (главный редактор журнала «Проект Россия»), Григорий Ревзин (архитектурный обозреватель)
Члены Градостроительного Совета Фонда «Сколково»: Борис Бернаскони (бюро Bernaskoni), Аарон Бетски (директор Центра современного искусства в Цинциннати)
Обсуждение изменений в генеральном плане инновационного центра «Сколково»
Обсуждение генерального плана инновацонного центра «Сколково»
Жан Пистр, Председатель Градостроительного Совета Фонда «Сколково»:
Мишель Девинь, автор проекта ландшафта и благоустройства территории инновационного центра «Сколково»
Заседание Градостроительного Совета «Сколково», 2 декабря 2011 г.
Архитектор:
Сергей Кузнецов
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su

12 Декабря 2011

Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.