Апгрейд по-голландски. Часть II

Продолжая знакомить с примерами нового использования культовых зданий в Нидерландах, предлагаем вашему вниманию еще несколько занятных трансформаций.

mainImg
Первую часть статьи про «конверсию» голландских церквей можно найти здесь.

Проект: книжный магазин Waanders In de Broeren
Место: Зволле
Мастерская: BK. Architecten www.bkpunt.nl
Фото: Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten

Еще один книжный супермаркет находится в обновленном здании церкви доминиканского монастыря. Под магазин приспособили исторический памятник XV века, охраняемый государством, поэтому все современные конструкции в интерьере спроектированы так, что легко могут быть демонтированы.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink

Основная часть из 700 м2 торговых площадей вынесена в боковой неф. Три уровня, заполненные книжными витринами, соединяет двухчастная лестница, которая поднимается параллельно высоким 11-метровым шкафам. Путешествуя вдоль стеллажей и поднимаясь по ступеням, посетители в итоге оказываются под самыми сводами, где могут вблизи рассмотреть их конструкцию и декор.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten

Центральная часть церкви – с органом 1821 года на восточной стене и витражом по проекту норвежского художника Хьеля Нупена с запада – составляет единое открытое пространство. Место старого церковного хора занимает ставшее популярным среди горожан кафе-кулинария.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Joop van Putten

Чтобы соответствовать тональности исторического декора, архитекторы остановились на сдержанной цветовой палитре, выбрав всего три оттенка деревянной отделки и белую штукатурку. Этот монохром преследует и коммерческих интерес – на нейтральном фоне яркие обложки книг и журналов выглядят более привлекательно.
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © Hans Westerink
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten
zooming
Книжный магазин Waanders In de Broeren © BK. Architecten





Проект: входная зона Музея Стеделейк в Схидаме
Место: Схидам
Мастерская: MVRDV www.mvrdv.nl
Фото: Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee

В голландском Схидаме классицистическую церковь превратили в вестибюль Музея Стеделейк. Главное музейное здание было построено архитектором Яном Джудичи (Jan Giudici) в 1787 году как приют для престарелых. Небольшая церковь с фронтоном и массивными каменными опорами связывала два крыла симметричной П-образной композиции. Теперь в исторических стенах обустроены важные для музея места и пространства: стойка администрации, гардероб, магазин, кафе, торговые и выставочные витрины.
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee

Внутри стены облицованы красными панелями и опоясаны рядами такого же цвета полок – разных размеров и конфигураций. Насыщенный цвет выбран как дань сакральному прошлому здания в то же время как декоративный маркер времени: им отмечено то, что относится к современной части интерьера, а все аутентичные детали и элементы – окна, проемы, кафедра проповедника, колонны – оставлены в своем первоначальном виде. Они органично существуют внутри ярких пластичных декораций, подчиняясь новой драматургии пространства и словно ожидая нового развития сюжета. Верхняя часть стен вдоль обходной галереи облицована акустическими панелями с горизонтальными световыми акцентами. Во избежание возможных проблем с повышением влажности, задние стенки панелей имеют специальную перфорацию.
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee

Главное пространство остается цельным и открытым, что позволяет быстро организовать здесь мобильные площадки дли разных мероприятий: концертов, презентаций, конференций и лекций. Музей становится динамичной частью современной жизни, оставляя в прошлом роль архитектурного монумента.
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
zooming
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © Scagliola/Brakkee
Вестибюль Музея Стеделейк в Схидаме © MVRDV





Проект: дом Chapel of Living
Место: Утрехт
Мастерская: Zecc Architects www.zecc.nl
Фото: Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works

Алтарную стену старой католической часовни в Утрехте прорезали большим витражным окном на тему картины Мондриана – таким оригинальным способом архитекторы связали внутреннее пространство с городским пейзажем. Эта выразительная геометрическая абстракция стала современной версией старинных витражей, расположенных в нижнем ярусе здания. Чтобы композиции из цветных стекол выглядели максимально эффектно, в верхней части стрельчатых сводов прорезали дополнительный ряд уже обычных прозрачных окон. Благодаря им, интерьер буквально заливает солнечным светом, заставляющим «оживать» рисунки ярких стеклянных панно.
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
zooming
Дом Chapel of Living © Cornbread Works

Только теперь они лишены культового символизма и дидактики, но являются частью декорации просторной резиденции, обустроенной внутри бывшей церкви. Новые окна – единственное радикальное вмешательство в архитектурное тело здания. К остальным элементам исторической постройки отнеслись предельно деликатно. Балкон с органом, куда ведет широкая боковая лестница, продолжен во внутреннее пространство двухъярусной конструкцией, похожей на гигантскую современную скульптуру. В ее нижней части расположена кухня, а наверху находится гостиная. Все приватные помещения (спальни и санузлы) вынесены в цокольный этаж. В отличие от светлых стен и красочных витражей «дневной» части апартаментов, для «ночной» половины выбраны темные тона, ослепительно белая сантехника и лаконичные яркие акценты в текстиле и аксессуарах.
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Cornbread Works
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA

Для новых нужд частично использовали старую мебель: церковные скамьи стали сидениями в столовой, а одну из них превратили в столешницу.
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA
Дом Chapel of Living © Zecc Architecten BNA





Проект: дом God’s Loft
Место: Харло
Мастерская: LKSVDD architecten www.lksvdd.nl
Фото: Vincent van den Hoven, LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven

Апогеем представленных реноваций можно назвать теперь уже жилой дом в Харло, само название которого звучит довольно дерзко – «Лофт Бога». Новыми владельцами бывшей евангелическо-реформатской церкви стала пара, живущая и работающая вместе – архитектор Роналд Олтхоф (Ronald Olthof) и декоратор Софи Сёйкер (Sofie Suiker). Они хотели сохранить постройку 1928 года, преобразовав ее в уникальное жилище с помощью «умного» дизайна и при минимальном бюджете.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven

Изначально авторы не планировали делить интерьер на множество отдельных комнат, а хотели максимально сохранить ощущение большого открытого пространства. Его зонировали с помощью многофункциональной вертикальной конструкции, вмещающей прихожую, встроенную кухню, санузел и лестницу, ведущую к главному архитектурному дополнению в интерьере – большой антресоли, где находится зона релакса с диваном, спальней и ванной за прозрачным стеклом. Сюда ведет эффектная красная лестница, названная «Лестницей к утехам». Стены спальни намеренно сделаны темными, чтобы создать визуальный контраст светлой и воздушной ванной комнате. Как парафраз церковного паникадила – авторская люстра из гнутых труб, напоминающих органные. Кроме собственно стен церковного здания, новые хозяева сохранили, отреставрировав, старые деревянные перекрытия, дверные панели и арочные окна с витражами.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven

На нижнем уровне разместили гостиную и столовую с «Небесными вратами», охраняемыми сонмом ангелов, изображенных на монохромной фреске. На подиуме в бывшей алтарной части обустроили домашний офис с рабочим местом, дровяной печью и качелями для отдыха.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven

Основными чертами этого личного проекта супруги называют уважение, юмор и креатив. Их девиз: «Береги своего внутреннего ребенка: оставайся чистым, играя, исследуя и слегка озорничая». Но при всей эстетической безупречности авторских решений, местами они все же преступают грань и выглядят откровенно цинично. Сами хозяева не видят криминала в умеренной, на их взгляд, иронии. И если деревянные фигуры «заблудших овец» на лужайке у входа и светящиеся скворечники для перелетных птиц на заборе вполне безобидны, то крестообразная дизайн-развеска туалетной бумаги далека от ребячества и выглядит просто глумливо.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven

Для отделки использованы простые и экологичные материалы: полы из бетона, отштукатуренные стены и натуральное дерево – снаружи лестничная конструкция обшита досками, которыми раньше был выстлан пол церкви.
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven

Вблизи главного здания есть просторное патио с «зеленой» кровлей и реечным навесом. Для его обустройства приспособили огромный старый контейнер, стенки которого теперь служат ограждениями дворика. Вокруг разбиты клумбы с цветами и травами, овощные грядки и высажены фруктовые деревья – как память о старых монастырских садиках. Здесь же стоят гигантские садовые вазоны, сложенные из остатков старинных кирпичей и оштукатуренные. Дорожки разбиты так, чтобы отовсюду оставалось видным главное здание с часовой башней, которой служит старая церковная колокольня.
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © Vincent van den Hoven
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten
Дом God’s Loft © LKSVDD architecten

24 Апреля 2017

Похожие статьи
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Технологии и материалы
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.