Дом с биографией

На юго-востоке Англии по проекту бюро FAT и художника Грейсона Перри построен «Дом для Эссекса» – загородная вилла и произведение современного искусства одновременно.

mainImg
Заказчиком выступила некоммерческая организация Living Architecture во главе с философом Аленом де Боттоном. Ее цель – теснее знакомить широкую публику с качественной современной архитектурой, возводя дома в живописных местах Британии и сдавая их внаем на короткий срок всем желающим. Среди уже поработавших с де Боттоном архитекторов – MVRDV и Майкл Хопкинс, в данный момент строятся виллы по проектам Петера Цумтора и Джона Поусона, но даже «Балансирующий амбар» Вини Мааса и его коллег кажется обычным жильем по сравнению с последним дополнением к собранию Living Architecture – «Домом для Эссекса».
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Эта вилла расположена, как можно догадаться из ее названия, в графстве Эссекс – недалеко от морского побережья, на окраине деревни Рэбнисс (Wrabness), на вершине холма, откуда открываются живописные виды: совсем рядом – места, которые любил писать Констебл. В то же время, Эссекс – это не только красивые пейзажи и милые деревеньки: в его границы входят и промышленные пригороды Лондона, и доки в устье Темзы, и морские курорты. Жители графства часто выступают героями анекдотов: их считают малообразованными, недалекими, лишенными вкуса выходцами из рабочего класса, перебравшимися в Эссекс после войны из трущоб лондонского Ист-Энда и поправившими финансовое положение при Маргарет Тэтчер. Однако за стереотипами скрываются истории конкретных людей, где достаточно не только забавных, но и печальных эпизодов. Это прекрасно знают авторы проекта виллы – архитектор Чарльз Холланд (FAT) и художник Грейсон Перри: оба они родились в Эссексе.
 
Авторы проекта: слева – Чарльз Холланд (FAT), справа – Грейсон Перри в образе Джули Коуп © Katie Hyams

Перри, лауреат Премии Тернера и член Королевской академии художеств, известен своими расписными вазами и гобеленами на темы идентичности, социальной несправедливости, домашнего насилия, нарушения прав женщин, господства разнообразных стереотипов. По его словам, еще 20 лет назад, играя с дочерью, он часто придумывал с ней персонажа, его семью, жизнь – и его жилище. Позже художник размышлял о том, чтобы самому спроектировать дом или даже храм (интерес к «светской», альтернативной традиционным конфессиям религии сближает Перри с де Боттоном, опубликовавшим в 2012 книгу «Религия для атеиста»). На такой основе очередная вилла для Living Architecture стала не просто загородным домом, а «святилищем типичной женщины графства Эссекс» – чем-то вроде паломнической часовни.
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Перри придумал этой «типичной женщине» детальную биографию: ее звали Джули Коуп (от глагола cope – «справляться с кем-либо или чем-либо непростым»), она родилась в Эссексе во время катастрофического наводнения 1953 года, а погибла в 2014, когда ее сбил скутер работника службы доставки блюд с карри (этот скутер, Honda С90, служит люстрой в гостиной-часовне виллы). Она жила в одном из «новых городов», которые строились в Британии после войны, и в типичном поселке 1980-х. Смогла получить высшее образование лишь в зрелом возрасте, после развода с первым мужем, в браке с которым родила нескольких детей. В университете встретила второго супруга и поселилась с ним в деревне Рэбнисс. По замыслу Перри, именно этот, второй муж построил в ее память виллу-часовню, «Тадж-Махал на реке Стур». В целом, художник описывает жизнь своей героини как «историю женского ума, которому помешали реализоваться».
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Такая развернутая «легенда» проекта, казалось бы, отодвигает архитектора на второй план, делает его лишь исполнителем идей художника. Но Чарльз Холланд, как и его коллеги по FAT (бюро существовало в 1995–2014) имеет собственный опыт в современном искусстве, кроме того, все проекты этой мастерской, развивая линию постмодернизма, успешно сочетали орнамент, игру с цветом, исторические цитаты и провокацию. Перри тоже принадлежит к этой линии со своим желанием соединять несоединимое и использовать в качестве источника вдохновения как классическую традицию, так и поп-культуру.
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

«Дом в Эссексе» имеет поэтому развитую генеалогию: здесь и церкви Русского Севера, и матрешки, и норвежские ставкирки, и завораживающие интерьеры Джона Соуна, и керамический декор Лейтон-хауса, и коттеджи в духе движения «Искусства и ремесла»; яркий колорит интерьера отсылает и к Адольфу Лоосу, и к народным традициям.
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Вилла напоминает гармошку или выдвинутые друг из друга части матрешки: она делится на четыре части, постепенно увеличивающиеся по мере того, как она «спускается» с холма. Фасады здания сначала хотели покрыть характерной для народного зодчества Эссекса стуковой лепниной, но в итоге остановились на 2000 глазурованных изразцах по проекту Перри: на части из них Джули предстает в виде средневековой символической женской фигуры «шила-на-гиг» (sheela na gig), на остальных изображены связанные с ее биографией символы – булавка для застегивания подгузника, сердце, герб Эссекса, кассета-микстейп, ее инициал J и т.д. Кровля покрыта золотистым сплавом меди, на коньке крыши установлены замысловатые флюгеры, в том числе – серебристая фигура Джули.
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse



В интерьере рассказ о героине продолжается: там размещены четыре гобелена и три керамические работы Перри, включая статую Джули больше человеческого роста в уже упоминавшейся двухсветной гостиной-часовне. В это высокое и узкое пространство выходят балкончики из расположенных на втором этаже спален (всего в «Доме для Эссекса» могут разместиться четыре человека, его общая площадь – 190 м2), но попасть на них непросто – двери туда устроены в задних стенках встроенных шкафов. Остальные двери тоже часто замаскированы. Это один из примеров архитектурных «игр» в интерьере, которые Перри полностью называет заслугой Холланда. Также к вкладу архитектора художник относит то, что дом получился не совсем сказочным – или даже совсем не сказочным, и гораздо более четким и актуальным, чем изначально представлял его Грейсон Перри. Получившийся гезамткунстверк завершает «надгробие» Джули Коуп в саду, служащее также и скамьей.

Оригинальность «Дома для Эссекса», казалось бы, должна отпугивать желающих провести там приятный уикэнд среди лугов и холмов южной Англии, однако летний сезон 2015 года был раскуплен почти мгновенно: получается, современные искусство и архитектура служат не худшим «магнитом», чем красоты природы.
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
zooming
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
zooming
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture & Grayson Perry

24 Июня 2015

FAT: другие проекты
От избыточности до минимализма
Британская программа Living Architecture сообщает о своих новых и обновленных проектах домов, разработанных бюро FAT и художником Грейсоном Перри, архитекторами Петером Цумтором и Джоном Поусоном.
Экран для BBC
Главный административный корпус новой медиа-деревни BBC в Кардиффе, чья длина составляет 260 метров, наконец-то приобрел свой парадный фасад. «Лицо» длинного здания спроектировали два британских бюро – FAT и Holder Mathias Architects.
Кирпичные узоры
Бюро FAT и AA Architects завершило строительство в Шеффилде поселка эко-домов с узорными кирпичными фасадами и "дизайнерскими" наличниками.
Уединение в Уэльсе
«Дом жизни» по проекту Джона Поусона, седьмая вилла программы Living Architecture, задуман как убежище от житейской суеты.
От избыточности до минимализма
Британская программа Living Architecture сообщает о своих новых и обновленных проектах домов, разработанных бюро FAT и художником Грейсоном Перри, архитекторами Петером Цумтором и Джоном Поусоном.
С видом на дюны
В небольшой деревушке графства Саффолк в Англии норвежское архитектурное бюро JVA закончило строительство арендного коттеджа Dune House. Благодаря своему живописному силуэту, эта постройка уже стала местной достопримечательностью.
Кораблик над головами прохожих
В Лондоне открылся очередной объект программы Living Architecture — павильон «Комната для Лондона», спроектированный архитектором Дэвидом Коном и художником Фионой Бэннер.
Архитектура на диком пляже
По проекту шотландского бюро NORD Architecture на пустынном галечном пляже в графстве Кент построена вилла Shingle house – дом для сдачи внаем, реализованный в рамках программы Living Architecture.
Пресса: С пользой для вкуса
Снять на каникулы не средневековый замок, а дом, построенный современными мастерами, предлагает британская организация Living Architecture.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.