Определяющая среда

Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.

mainImg
Нейросети, виртуальная и дополненная реальность, углеродистый бетон, 3D-принтеры, которые печатают здания, – будущее надвигается семимильными шагами. Несмотря на это, базовые принципы проектирования интерьеров общественных пространств – комфорт, безопасность, экологичность, человекоцентрированность, инклюзия – остаются практически неизменными.

Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 рассказали, как они представляют инновационный дизайн и какое место занимают в нем новые технологии. Подать работу на конкурс реализованных общественных интерьеров IPI Awards 2023 можно до 30 августа 2023 года на сайте премии.
 

Дизайн и технологии

cic =

Стукалов Олег, дизайнер, блогер, арт-директор Студии Артемия Лебедева

Главная задача дизайнера-инноватора – не просто использовать новейшие достижения прогресса, а чутко следить за обществом и его потребностями и находить такие способы решения задач, которые максимально эффективны именно сегодня. 

Зачастую инновационный дизайн ассоциируется с космической подсветкой и яркими дисплеями от пола до потолка. А ведь в свое время скамьи из дешевых деревянных паллет тоже были инновацией – и принесли не меньше радости и пользы людям. Инновации – это всегда по-новому и лучше, чем было. Они неизбежны, но оттого не менее приятно быть их инициатором.

Пример: на наших глазах меняется парадигма устройства отделений банков. Вчера это были бездушные казенные учреждения с длинной стойкой из нумерованных столов, сегодня появляется все больше отделений, работающих по принципу кафе: приходишь, садишься за любой удобный столик – и тебя обслуживают. Интерьеры стали более дружелюбными и неформальными – а все благодаря тому, что специалисту банка теперь необязательно сидеть за стационарным компьютером, достаточно иметь удобный планшет и надежный софт на нем. Пространство лишь подстроилось под новый сценарий, продиктованный прогрессом и конкуренцией.
Проект переформатирования офисов Райффайзен Банк (Петербург). VOX architects
Фотография © Сергей Ананьев / предоставлена VOX architects

cic =

Георгиевский Сергей, соучредитель Группы компаний «ЦЕНТР»

Жизнь современных людей в значительной степени определяется технологическим прогрессом: даже дизайн интерьера немыслим без новых технологий и современных материалов. При этом традиционные техники переживают новое рождение через объединение природы и инженерии, сложный ремесленный технокрафт и сенсорные впечатления. Инновации в общественных интерьерах, в первую очередь, – это новые сценарии пользовательского опыта. Общественные пространства становятся все более продуманными с точки зрения инклюзивности, физического и психологического комфорта, безопасности, эстетических решений

Пример: проект инновационного решения – экстрим-парк «УРАМ» – первый парк, открывшийся в рамках реализации стратегии развития набережной реки Казанки. Проект реконструкции вокзала в Иваново – образец бережного отношения к культурному наследию, за что ему присудили премию IPI Award в прошлом году. Этот вокзал помимо своей основной функции приема пассажиров играет роль «городской гостиной» для различных культурных мероприятий. Еще один лауреат премии IPI Award 2022 – семейное пространство «Ателье» в Доме культуры «ГЭС-2». Это образец инновационного подхода к перезапуску алгоритмов поведения детей и их родителей в относительно небольшом пространстве.
  • zooming
    1 / 3
    Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    2 / 3
    Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    3 / 3
    Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award

Пользовательские алгоритмы

cic =

Женихова Дария, руководитель компании «Культура потребления», эксперт в области социокультурных стратегий

Скорее всего, в ближайшие десятилетия интерьер станет чем-то более значимым, нежели экстерьер. Поэтому важно уделять внимание как различным сценариям поведения человека, так и экологичным материалам. Общественные пространства должны подразумевать как можно больше пользовательских сценариев – от индивидуального, до режима увеличения трафика и количества пользователей. Они также должны гибко реагировать на настроение и изменение функций – и чем больше различных сценариев они способны воплотить, тем более инновационным является пространство
 
Пример: сегодня медицинские центры становятся все больше похожи на технологичные хабы и зоны рекреации. Большое значение уделяется телемедицине и профилактике заболеваний. В гостиничном бизнесе известные пятизвездочные отели проводят ребрендинг и редизайн, чтобы лучше соответствовать изменившейся аудитории – молодым предпринимателям. По своей сути гостиницы превращаются либо в универсальные «отели для интровертов» либо, наоборот, в места, где можно узнать как можно больше людей.
Клиника косметологии Beautiful people
Фотография © Ник Руденко / предоставлена Студия Balcon

cic =

Ишметова Эвелина, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL, основатель Школы Девелопера

Из всего многообразия трендов мне лично ближе те, использование которых позволяет сделать более комфортным пребывание людей в конкретном интерьере. Я сейчас говорю не об эстетическом восприятии, а именно о физическом – то есть первичном. Мне кажется, уже столько говорили о таких «фишках», как умное освещение, цифровые зеркала и так далее, что они уже стали данностью. В первую очередь, должно быть комфортно на уровне физического тела. Еще на стадии проектирования нужно отрабатывать поведенческие сценарии посетителей и гостей, создавая симуляционные модели, анализируя пиковые нагрузки помещения. Все должно быть спланировано так, чтобы даже в данные периоды люди не испытывали дискомфорта от пребывания в этом пространстве.

 

Критерии инновационности

cic =

Аникушин Александр, культуролог, куратор программ доступности и инклюзии в Доме культуры «ГЭС-2»

Исходя из моего опыта я бы выделил следующие критерии инновационности:

– Экологичность / устойчивость – использование экологичных материалов, сохранение и реконструкция ценных объектов архитектуры, социальная ответственность.
– Упрощение / легкость / экономичность – разработка технологий, упрощающих производственные процессы.
– Обращение к опыту – не все архитекторы или девелоперы сейчас обращаются напрямую к носителям опыта и стейкхолдерам для получения обратной связи на предпроектном этапе. В случае с доступной средой это очень важно.
– Доступная среда / универсальный дизайн – в обществе существуют физические и организационные барьеры, которые выливаются в социальное неравенство. Проекты без доступной среды исключают целые группы людей.
– Исследование – глубокая проработка пространственного, социального и экономического измерений проекта.
 
Пример: медицинский кластер в Сколково – лауреат премии IPI Award 2022 – тестирует современные подходы и форматы в области медицины, соединяя лечение, образование и научную деятельность. Реализованный пилотный корпус – это весь кластер в миниатюре, своеобразный шоурум медицинских технологий, прототип больницы XXI века. Вспомним типологию старых больниц – монументальные и довольно безрадостные сооружения, в которые попал, так пропал! Архитекторы же хотели воплотить иной образ – легкий, приветливый, ориентированный на профилактику и здоровый образ жизни. Экологический принцип реализован в пространстве атриума, куда проникают природные элементы – газон, деревья, солнечный свет. Все элементы интерьера продуманы так, что в них комфортно работать, лечиться, общаться и заниматься исследованиями.
  • zooming
    Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
 
 

Инновационный дизайн

cic =

Ланикина Ксения, светодизайнер, основатель и руководитель Yarko-Yarko lighting design studio

В интерьерном дизайне, и особенно в дизайне общественных интерьеров, в которых мы находимся большую часть времени и которые влияют на нас также как люди, с которыми мы общаемся, должны быть использованы инновационные решения, современные, злободневные. Наиболее значимые качества инновационных пространств – экологичность, эргономика, умеренность в потреблении и, конечно, человекоориентированность.
 
cic =

Березуцкий Дмитрий, член Президиума Российского Совета по экологическому строительству (RuGBC), председатель ассоциации “GreenСтрой”

Инновационный дизайн может охватывать различные области, от продуктового дизайна и интерьеров до графического дизайна и архитектуры. Он может включать в себя использование передовых технологий, новых материалов, смелых форм и конструкций, а также уникальных и нестандартных решений, которые способны изменить способ восприятия и использования объектов и пространств.
Инновационный дизайн ставит акцент на функциональность, эффективность и устойчивость, стремясь создать продукты и решения, которые отвечают потребностям и ожиданиям пользователей, а также учитывают влияние на окружающую среду. Это подход, который активно исследует новые возможности и ищет вдохновение в различных источниках, чтобы создать что-то уникальное и удивительное

Пример: ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана сложился в результате реконструкции квартала исторической застройки в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Формирование комплекса завершилось модернизацией школьного здания 1930-х годов и строительством Детского театра балета. Два корпуса – школьный и театральный – объединены многоэтажным атриумом под прозрачной кровлей. В дневное время атриум служит рекреацией для учеников, в вечернее – холлом-фойе Детского театра балета. Авторы проекта наделили атриум чертами камерной городской площади с ее традиционными элементами: лестницей, часовой башней и ротондой-бельведером. Атриум – одно из ключевых публичных пространств комплекса, своего рода архитектурная прелюдия к знакомству маленьких зрителей с волшебным миром балета. В отделке интерьера превалирует натуральный камень. Полы и ступени входной лестницы устланы серо-зеленым, с вкраплениями черного, пироксенитом. Стены и пилоны угловой ротонды облицованы мрамором молочного оттенка.
 
  • zooming
    1 / 3
    Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    2 / 3
    Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    3 / 3
    Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
 
 

Идентичность

cic =

Петр Кудрявцев, основатель Citymakers

При работе с общественными интерьерами необходимо обращать внимание на их идентичность. В основном сейчас идентичность отражается в архитектуре и заканчивается на интерьерах, оставляя их зачастую похожими друг на друга. Интерьеры должны быть продолжением архитектуры как с точки зрения идентичности, так и в других аспектах. И здесь ключевая задача специалиста заключается в том, чтобы провести этот мостик между интерьерами и всем, что вокруг – парк, улица, двор, первые этажи, фасады, общественные пространства – все должно быть единым целым. И именно в этом заключается инновационность общественных интерьеров – сглаживать границы между разными зонами, совмещать разнообразные по типологии пространства в одно, максимально насыщенное функциями и интересное с точки зрения пользователя.

Пример: в 2022 году обладателем звания «Выбор года» IPI Award стал комплекс пакгаузов в Нижнем Новгороде, который продемонстрировал не только оригинальный подход к сохранению и приспособлению объектов исторического наследия, но и новый взгляд на создание культурной институции, вернувшей жизнь и творчество в депрессивное пространство старого речного порта. Исторические конструкции законсервировали в их нынешнем виде, а внутри них возникли полностью повторяющие их объемное решение павильоны, которые визуально растворяются в пространстве. Каждый пакгауз исторически имеет двухчастную структуру, поскольку состоит из большего и меньшего объемов одинаковой геометрии. Внутренние металлические объемы (малый и большой) соединены между собой остекленным отапливаемым вестибюлем. Вестибюль получил светопрозрачную кровлю, позволяющую изнутри вблизи увидеть ажурные конструкции. Композиция из исторического каркаса, эффектно подсвеченного в вечернее время, и современных интерьеров внутри него – новый символ нижегородской Стрелки. 
Пакгаузы в Нижнем Новгороде
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой IPI Award
  
 

10 Августа 2023

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.