Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.08.2023

Определяющая среда

Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.

Нейросети, виртуальная и дополненная реальность, углеродистый бетон, 3D-принтеры, которые печатают здания, – будущее надвигается семимильными шагами. Несмотря на это, базовые принципы проектирования интерьеров общественных пространств – комфорт, безопасность, экологичность, человекоцентрированность, инклюзия – остаются практически неизменными.

Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 рассказали, как они представляют инновационный дизайн и какое место занимают в нем новые технологии. Подать работу на конкурс реализованных общественных интерьеров IPI Awards 2023 можно до 30 августа 2023 года на сайте премии.
 

Дизайн и технологии

 
Стукалов Олег, дизайнер, блогер, арт-директор Студии Артемия Лебедева
Главная задача дизайнера-инноватора – не просто использовать новейшие достижения прогресса, а чутко следить за обществом и его потребностями и находить такие способы решения задач, которые максимально эффективны именно сегодня. 

Зачастую инновационный дизайн ассоциируется с космической подсветкой и яркими дисплеями от пола до потолка. А ведь в свое время скамьи из дешевых деревянных паллет тоже были инновацией – и принесли не меньше радости и пользы людям. Инновации – это всегда по-новому и лучше, чем было. Они неизбежны, но оттого не менее приятно быть их инициатором.

Пример: на наших глазах меняется парадигма устройства отделений банков. Вчера это были бездушные казенные учреждения с длинной стойкой из нумерованных столов, сегодня появляется все больше отделений, работающих по принципу кафе: приходишь, садишься за любой удобный столик – и тебя обслуживают. Интерьеры стали более дружелюбными и неформальными – а все благодаря тому, что специалисту банка теперь необязательно сидеть за стационарным компьютером, достаточно иметь удобный планшет и надежный софт на нем. Пространство лишь подстроилось под новый сценарий, продиктованный прогрессом и конкуренцией.
Проект переформатирования офисов Райффайзен Банк (Петербург). VOX architects
Проект переформатирования офисов Райффайзен Банк (Петербург). VOX architects
Фотография © Сергей Ананьев / предоставлена VOX architects

 
Георгиевский Сергей, соучредитель Группы компаний «ЦЕНТР»
Жизнь современных людей в значительной степени определяется технологическим прогрессом: даже дизайн интерьера немыслим без новых технологий и современных материалов. При этом традиционные техники переживают новое рождение через объединение природы и инженерии, сложный ремесленный технокрафт и сенсорные впечатления. Инновации в общественных интерьерах, в первую очередь, – это новые сценарии пользовательского опыта. Общественные пространства становятся все более продуманными с точки зрения инклюзивности, физического и психологического комфорта, безопасности, эстетических решений

Пример: проект инновационного решения – экстрим-парк «УРАМ» – первый парк, открывшийся в рамках реализации стратегии развития набережной реки Казанки. Проект реконструкции вокзала в Иваново – образец бережного отношения к культурному наследию, за что ему присудили премию IPI Award в прошлом году. Этот вокзал помимо своей основной функции приема пассажиров играет роль «городской гостиной» для различных культурных мероприятий. Еще один лауреат премии IPI Award 2022 – семейное пространство «Ателье» в Доме культуры «ГЭС-2». Это образец инновационного подхода к перезапуску алгоритмов поведения детей и их родителей в относительно небольшом пространстве.
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO  Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO  Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO  Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award

Пользовательские алгоритмы

 
Женихова Дария, руководитель компании «Культура потребления», эксперт в области социокультурных стратегий
Скорее всего, в ближайшие десятилетия интерьер станет чем-то более значимым, нежели экстерьер. Поэтому важно уделять внимание как различным сценариям поведения человека, так и экологичным материалам. Общественные пространства должны подразумевать как можно больше пользовательских сценариев – от индивидуального, до режима увеличения трафика и количества пользователей. Они также должны гибко реагировать на настроение и изменение функций – и чем больше различных сценариев они способны воплотить, тем более инновационным является пространство
 
Пример: сегодня медицинские центры становятся все больше похожи на технологичные хабы и зоны рекреации. Большое значение уделяется телемедицине и профилактике заболеваний. В гостиничном бизнесе известные пятизвездочные отели проводят ребрендинг и редизайн, чтобы лучше соответствовать изменившейся аудитории – молодым предпринимателям. По своей сути гостиницы превращаются либо в универсальные «отели для интровертов» либо, наоборот, в места, где можно узнать как можно больше людей.
Клиника косметологии Beautiful people
Клиника косметологии Beautiful people
Фотография © Ник Руденко / предоставлена Студия Balcon

 
Ишметова Эвелина, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL, основатель Школы Девелопера
Из всего многообразия трендов мне лично ближе те, использование которых позволяет сделать более комфортным пребывание людей в конкретном интерьере. Я сейчас говорю не об эстетическом восприятии, а именно о физическом – то есть первичном. Мне кажется, уже столько говорили о таких «фишках», как умное освещение, цифровые зеркала и так далее, что они уже стали данностью. В первую очередь, должно быть комфортно на уровне физического тела. Еще на стадии проектирования нужно отрабатывать поведенческие сценарии посетителей и гостей, создавая симуляционные модели, анализируя пиковые нагрузки помещения. Все должно быть спланировано так, чтобы даже в данные периоды люди не испытывали дискомфорта от пребывания в этом пространстве.

 

Критерии инновационности

 
Аникушин Александр, культуролог, куратор программ доступности и инклюзии в Доме культуры «ГЭС-2»
Исходя из моего опыта я бы выделил следующие критерии инновационности:

– Экологичность / устойчивость – использование экологичных материалов, сохранение и реконструкция ценных объектов архитектуры, социальная ответственность.
– Упрощение / легкость / экономичность – разработка технологий, упрощающих производственные процессы.
– Обращение к опыту – не все архитекторы или девелоперы сейчас обращаются напрямую к носителям опыта и стейкхолдерам для получения обратной связи на предпроектном этапе. В случае с доступной средой это очень важно.
– Доступная среда / универсальный дизайн – в обществе существуют физические и организационные барьеры, которые выливаются в социальное неравенство. Проекты без доступной среды исключают целые группы людей.
– Исследование – глубокая проработка пространственного, социального и экономического измерений проекта.
 
Пример: медицинский кластер в Сколково – лауреат премии IPI Award 2022 – тестирует современные подходы и форматы в области медицины, соединяя лечение, образование и научную деятельность. Реализованный пилотный корпус – это весь кластер в миниатюре, своеобразный шоурум медицинских технологий, прототип больницы XXI века. Вспомним типологию старых больниц – монументальные и довольно безрадостные сооружения, в которые попал, так пропал! Архитекторы же хотели воплотить иной образ – легкий, приветливый, ориентированный на профилактику и здоровый образ жизни. Экологический принцип реализован в пространстве атриума, куда проникают природные элементы – газон, деревья, солнечный свет. Все элементы интерьера продуманы так, что в них комфортно работать, лечиться, общаться и заниматься исследованиями.
Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV  Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV  Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
 
 

Инновационный дизайн

 
Ланикина Ксения, светодизайнер, основатель и руководитель Yarko-Yarko lighting design studio
В интерьерном дизайне, и особенно в дизайне общественных интерьеров, в которых мы находимся большую часть времени и которые влияют на нас также как люди, с которыми мы общаемся, должны быть использованы инновационные решения, современные, злободневные. Наиболее значимые качества инновационных пространств – экологичность, эргономика, умеренность в потреблении и, конечно, человекоориентированность.
 
 
Березуцкий Дмитрий, член Президиума Российского Совета по экологическому строительству (RuGBC), председатель ассоциации “GreenСтрой”
Инновационный дизайн может охватывать различные области, от продуктового дизайна и интерьеров до графического дизайна и архитектуры. Он может включать в себя использование передовых технологий, новых материалов, смелых форм и конструкций, а также уникальных и нестандартных решений, которые способны изменить способ восприятия и использования объектов и пространств.
Инновационный дизайн ставит акцент на функциональность, эффективность и устойчивость, стремясь создать продукты и решения, которые отвечают потребностям и ожиданиям пользователей, а также учитывают влияние на окружающую среду. Это подход, который активно исследует новые возможности и ищет вдохновение в различных источниках, чтобы создать что-то уникальное и удивительное

Пример: ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана сложился в результате реконструкции квартала исторической застройки в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Формирование комплекса завершилось модернизацией школьного здания 1930-х годов и строительством Детского театра балета. Два корпуса – школьный и театральный – объединены многоэтажным атриумом под прозрачной кровлей. В дневное время атриум служит рекреацией для учеников, в вечернее – холлом-фойе Детского театра балета. Авторы проекта наделили атриум чертами камерной городской площади с ее традиционными элементами: лестницей, часовой башней и ротондой-бельведером. Атриум – одно из ключевых публичных пространств комплекса, своего рода архитектурная прелюдия к знакомству маленьких зрителей с волшебным миром балета. В отделке интерьера превалирует натуральный камень. Полы и ступени входной лестницы устланы серо-зеленым, с вкраплениями черного, пироксенитом. Стены и пилоны угловой ротонды облицованы мрамором молочного оттенка.
 
Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44» Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44» Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44» Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
 
 

Идентичность

 
Петр Кудрявцев, основатель Citymakers
При работе с общественными интерьерами необходимо обращать внимание на их идентичность. В основном сейчас идентичность отражается в архитектуре и заканчивается на интерьерах, оставляя их зачастую похожими друг на друга. Интерьеры должны быть продолжением архитектуры как с точки зрения идентичности, так и в других аспектах. И здесь ключевая задача специалиста заключается в том, чтобы провести этот мостик между интерьерами и всем, что вокруг – парк, улица, двор, первые этажи, фасады, общественные пространства – все должно быть единым целым. И именно в этом заключается инновационность общественных интерьеров – сглаживать границы между разными зонами, совмещать разнообразные по типологии пространства в одно, максимально насыщенное функциями и интересное с точки зрения пользователя.

Пример: в 2022 году обладателем звания «Выбор года» IPI Award стал комплекс пакгаузов в Нижнем Новгороде, который продемонстрировал не только оригинальный подход к сохранению и приспособлению объектов исторического наследия, но и новый взгляд на создание культурной институции, вернувшей жизнь и творчество в депрессивное пространство старого речного порта. Исторические конструкции законсервировали в их нынешнем виде, а внутри них возникли полностью повторяющие их объемное решение павильоны, которые визуально растворяются в пространстве. Каждый пакгауз исторически имеет двухчастную структуру, поскольку состоит из большего и меньшего объемов одинаковой геометрии. Внутренние металлические объемы (малый и большой) соединены между собой остекленным отапливаемым вестибюлем. Вестибюль получил светопрозрачную кровлю, позволяющую изнутри вблизи увидеть ажурные конструкции. Композиция из исторического каркаса, эффектно подсвеченного в вечернее время, и современных интерьеров внутри него – новый символ нижегородской Стрелки. 
Пакгаузы в Нижнем Новгороде
Пакгаузы в Нижнем Новгороде
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой IPI Award