Арх Москва 2023: впечатления

Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Соборная мечеть в Казани
Россия, Казань

2022
Архитекторы года
Гвоздь программы Арх Москвы 2023 – экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Вместо выставки-портфолио или выставки-объекта ЦЛП превратили свой стенд в презентацию одного проекта, совсем нового; никто практически о нем не знал до выставки.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Речь о проекте соборной мечети в Казани. Ее планируется построить на берегу Волги к 1100-летию принятия ислама в землях Волжской Булгарии (922). Насколько можно судить, мечеть ЦЛП состоит из белой полусферы молельного зала, помещенной внутрь кубовидного параллелепипеда с ассиметрично-шахматной сеткой проемов в стенах. В обходе планируется музей ислама. Купол, светящийся через стену, дает силуэт, похожий на лоджию Тадж-Махала или медресе Улугбека.

Макет установлен на цилиндрическом постаменте, верх засыпан песком и залит водой. Постамент помещен в черный кубический объем павильона посередине центральной оси Гостинки. Внутри темно, атмосферная музыка настраивает на молитву и поклонение.

Саму мечеть ЦЛП сравнивают с Каабой. Кааба – черный куб. Другая святыня, храм Скалы, восьмигранник с золотым куполом. Кажется, что авторы разложили святыни на стереометрические составляющие и поместили купол храма внутрь Каабы.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Сергей Кузнецов охарактеризовал проект как работу мирового уровня. По словам самих авторов, он «в каком-то смысле является кульминацией творческого пути бюро». Проект, действительно, очень смел в своем лаконизме и брутально выразителен.

Но не будем забывать, что архитектурный конкурс на здание соборной мечети в честь 1100-летия ислама был проведен в Казани в июле 2022 года. Тогда победителями назвали два проекта: Алексей Гинзбург предложил зальную мечеть из белых колонн-«деревьев», а Айвар Саттаров – купольную мечеть с четырьмя минаретами. С тех пор идеи неоднократно дорабатывались. Наблюдаем ли мы теперь продолжение той конкурсной истории? И как, хотелось бы знать, будут дорабатывать проект(ы) теперь? [Дисклеймер: вопросы эти риторические]
  • zooming
    1 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Москомархитектура
Стенд Москомархитектуры давно и прочно занял позицию одного из самых импозантных, чтобы не сказать заглавных, экспозиционных проектов Арх Москвы, – но в этом году он совершенно особенный. Интерактив и иммерсивность тоже практиковались и раньше, но в этом году стенд МКА это картонный город, по-настоящему яркий и большой. Такого эффекта как-то не ждешь от картонных конструкций.
Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Внутри амфитеатр, небольшая «площадь» с игровым столом-лабиринтом, и целая серия игровых сюжетов и «секретиков» для детей. Все это придумано и сделано для демонстрации социальной инфраструктуры Москвы: школ, детских садов, поликлиник, спортивных центров и так далее. Проекты показывают на экранах, а посетителей и их детей приглашают играть, читать тайнопись фонариком за закрытыми ставнями.

Стенд построен архитектором Бэлой Бадмажаповой и украшен, прямо скажем сверху донизу, рисунками иллюстратора Алисы Юфы. Она же – автор иллюстраций к книге «Я – Москва», инициированной и поддержанной Сергеем и Ириной Кузнецовыми, и выпущенной только что издательством МИФ. Задача книги – доходчиво рассказать детям младшего школьного возраста (Ирина добавляет: и их родителям) о том, как функционирует городская инфраструктура, чего требует и как устроена. Зачем, например, надо перекапывать улицы. Книга и стенд представляют, таким образом, цельный проект, хотя это во многом результат стечения обстоятельств. 
  • zooming
    1 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
«Москва на стройке»
Проект «Москва на стройке» расположился сразу за стендом Москомархитектуры. И если там был лабиринт улиц картонного детского города, то тут, можно сказать – гипостиль для серьезных людей.

Поскольку тут показывают процесс стройки значимых – и очень крупных – московских зданий. На круглых колоннах, которые напоминают рекламные тумбы, а сделаны из опалубки колонн железобетонных конструкций. Опалубка обернута чем-то пластиковым, на каждой колонне один объект, например ЖК RED7 или ЖК MOD. Всего восемнадцать. Все большие, в основном узнаваемые, все подписаны, хотя жаль что рядом не поместили, пусть бы небольшой, рендер объекта для ясности.

Все стройки сняты фотографом Ольгой Алексеенко, все масштабные, и на посетителя действует одновременно масштаб объектов и колонн. Проект интонационно и по смыслу продолжает поза- и прошлогоднюю «Москву. Значимо!» того же куратора, Ильи Мукосея. Только теперь мы не подводим итоги, а нам показывают, как то значимое растет прямо у нас на глазах. Есть что-то завораживающее в большой бетонной стройке. А зеркало, предсказуемо установленное в торце, создает бесконечную перспективу, отвечая девизу всей выставки и заодно намекая, что процесс идет, да еще как.
  • zooming
    1 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
NEXT
Участники спецпроекта NEXT! в этом году размышляли о национальной идентичности – ее искали многие и долго, кажется, все еще не нашли, так что подключить к поискам молодежь не лишне.

Современное поколение считает, что будущее за соединением локального с суперсовременным – то есть с искусственным интеллектом и нейросетями. Так у ARCHINFORM появился «нейроколодец» – классический сруб, внутри которого «плещется» зацикленный программой «бульон» из соборов, небоскребов и знаковых зданий. Ему близок по духу аналоговый объект архитектурного бюро 1541 – калейдоскоп с фигурками, которые как в генетической лотерее каждый раз образуют все новые сочетания – то Ленин попадает в коллаборацию со стеклянной башней, то буддийская ступа стыкуется с Мельниковым. 22STUDIO помещает светоч искусственного интеллекта на вершину бетонной башни с окнами в прошлое.

Кто-то из участников обращается к советскому прошлому – как бюро Правда, большие любители мозаики, другие ищут корни в природе – как LAMPA COMMYNITY, показавшее взаимосвязь всего со всем через крутящиеся цилиндры-шестеренки. 

АКVK&PARTNERS много теоретизировали, поэтому их объект – яйцо на трех столпах – без сопроводительной записки, в которой упоминается русский космизм, не поймешь. HEADS GROUP посчитали, что главный носитель идентичности – сам архитектор, а его деятельность подобна партии в шахматы, где математический расклад идет рука об руку со случайностью и игрой.

CORE предложили панораму, на которой собрали много узнаваемых образов – от Шуховской башни до рыбьего жира, а DDD ARCHITECTS раскрыли формулу истинно русского deluхe – первый от Кремля, высокий, из золота. 
  • zooming
    1 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
KRNV
Проект победителей программы NEXT!прошлого года, бюро KRNV Надежды и Ильи Кореневых, напоминает объект, с которым они победили год назад. Тогда был куб с зеркальными створками и названием «экзистенция», теперь куб со стенами из зеленого матового стекла и названием «интерполяция», которому и сейчас тоже приведены различные расшифровки, начиная от компьютерной интерполяции путем добавления куда надо похожих пикселов и заканчивая средневековой интерполяцией через вставку новых фраз в переписываемый текст. Тонко, и заметно продолжение темы, но не очень читаемо: не читается ни текст, ни замысел, кажется, что удаётся ухватиться за какую-то нить, но не очень ясно, правда ли это так.

Визуальное высказывание – чище: белые шары разложены внутри, они же вырываются вверх, и объект становится одним из пространственных маркеров выставки, поскольку он выше почти всех других стендов, а среди них немало крупных. Хочется его сравнить с душой и полетом фантазии архитектора: поместили их в куб, как сказано в авторском описании, в рамки квартального проектирования, а душа и мысль все рвутся куда-то взлететь. Понятное и похвальное стремление, всем удачи.
  • zooming
    1 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Тезисы
В этом году за спецпроект отвечало бюро GAFA. В отличие от «Антитез», которые были представлены на Арх Москве в предыдущие два года, «Тезисы» не предполагают противопоставления парных понятий, но дополняют друг друга. Восемь инсталляций разместились в отдельном black box-павильоне, составляющем пару «каабе» архитекторов года. Участники – зрелые и состоявшиеся бюро, ровесники самих GAFA – раскрывали тему «Перспективы», предлагая тезис и его материальное воплощение. Снаружи по стенам павильона кураторы развесили работы участников проекта Архиграфика, что добавило экспозиции глубины и перекличек. 

О Тезисах мы еще расскажем во всех подробностях в отдельном материале.
  • zooming
    1 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Тотан Кузембаев
Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, которому в августе 2023 года исполняется 70 лет, разместилась в дальнем торце Гостиного двора, перед Большим амфитеатром.

И о ней у нас получился гибридный рассказ. Во-первых, надо сказать, что это выставка графики – Тотан Кузембаев известный «бумажный архитектор», то есть график, в чьих работах значительное место занимают архитектурные фантазии – а размещена она на стендах из CLT-панелей в виде латинских цифр Х, расставленных по дуге амфитеатра, как в солнечных часах. Причем с восточной стороны, где встает солнце, рисунки светлые, а в западной части «циферблата» они темнеют до черноты.

Предлагаем несколько картинок с выставки и текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на трансформацию от белого к черному.
  • zooming
    1 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Материя архитектуры
Объять Арх Москву было непросто, но кураторы помогали посетителям разными способами навигации: например, меж традиционных разделов пустили «реку» и «ступени», а еще точечно разбросали островки спецпроекта «Материя архитектуры», который курировала Анна Мартовицкая (см. Архиблог Анны Мартовицкой)

Спецпроект легко находился по круговым скамейкам, оформленным в тех материалах, которым посвящены стенды: деревом, кирпичом, бетоном и камнем. С них удобно рассматривать фотографии построенных в недавнее время объектов, демонстрирующих как красоту каждого материала, так и его потенциал. Больше всего в этом смысле удивляет, пожалуй, бетон.

Скамейки, стоит заметить, – отличный стратегический ход: они пользовались у посетителей большой популярностью и так или иначе заставляли сосредоточиться на материалах спецпроекта.

А еще грибовидные фонари-навесы над ними светились.
  • zooming
    1 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Послезавтра

Первый университет в России был открыт почти 300 лет назад. Кураторы спецпроекта «Послезавтра» Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин предложили студентам сделать скачок на такой же период в будущее, и представить образовательное пространство в 2323 году.

Не все посчитали задачу реалистичной – сейчас перспектива и пяти лет кажется туманной. Однако два варианта развития событий все же наметилось – кому-то явно хочется поскорее уйти в метаверс, другим – почувствовать материальность окружающего мира. Поэтому многочисленные QR-коды и VR-очки соседствуют с ощутимо фактурными мокапами в масштабе 1:1 для санктуария и убежища (узнали почерк школы МАРШ?), а также с 3D-альбомами из акварельной бумаги и цветного картона. Студенты КАЗГАСУ собрали воображаемую библиотеку – в ней стоят книги, которую напишут будущие архитекторы. А воспитанники МАРХИ нашли ответ в мультидисциплинарности – займет ли сцену цвет, параметризм, философские конструкты или все сразу – мы не знаем, но можем пофантазировать.
  • zooming
    1 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Открытый город

Среди экспозиций Арх Москвы в этом году – три проекта фестиваля «Открытый город», победителей 2022 года:
  • Археология от бюро KATARSIS, где всем желающим предлагают откапывать глиняные фигурки зданий разной степени воображаемой древности из песка, подобно археологам.
  • Мир природных форм от бюро Чехарда, в данном случае представленный картонным кубом, внутри которого – растительность в кадках, она не совсем точно отражает суть проекта, зато QR-коды на фасадах отправляют прямо на его сайт, где показаны работы участников воркшопа, и это красивые бионические формы.
  • Проект ДНК аг – лиричный анимационный фильм «Через» о строительстве моста над пропастью, дополнен новым сюжетом – макетами мостов, которые созданы учениками Детской творческой студии СМА под руководством Алисы Пастернак. Они отлично оттеняют фильм и симпатичны сами по себе.
Задача экспозиции – анонсировать фестиваль Открытый город 2023. Его кураторы – Вера Бутко и Антон Надточий, АБ ATRIUM и Москомархитектура обещают, что фестиваль в этом году приобретет новый размах и масштаб. Тема – «реформирование социального».
  • zooming
    1 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Соборная мечеть в Казани
Россия, Казань

2022

29 Мая 2023

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.