Мария Романова: «На площадке BIF каждый сможет найти новый вектор для своего развития»

Куратор Best Interior Festival – о теме фестиваля, который в этом году пройдет на одной площадке с «Зодчеством».

С 11 по 13 ноября в Гостином дворе пройдет III Всероссийский архитектурный фестиваль Best Interior Festival. Темой, выбранной в качестве лейтмотива грядущего события, стала Изменчивость – непрекращающаяся трансформация и устойчивое непостоянство, присущие всей нашей жизни и интерьерному искусству в частности, особенно в последнее время. Как гласит кураторский манифест, «Ветер перемен так силен, что Изменчивость становится чуть ли не единственной постоянной нашего времени».

Подробнее разобраться в причинах лабильности современного мира, а также попытаться постичь глубинные смыслы, заложенные в кураторском послании, нам помогла его автор Мария Романова.
Мария Романова, куратор Best Interior Festival
Фотография предоставлена пресс-службой САР

Почему темой фестиваля была выбрана Изменчивость, и что вы как куратор вкладываете в этот термин?

Тема «Изменчивость» появилась задолго до введения режима самоизоляции. Она связана с тем, что мы подошли к определённому переломному моменту. Жизнь меняет своё русло: на смену «аналоговым» людям приходят «цифровые», что так или иначе отражается на нашем мышлении и образе жизни. Изменения происходят во всех сферах и не реагировать на них невозможно.

Интерьерное пространство также стало иным. Архитектура и дизайн всегда отвечали на поставленные обществом вопросы как в техническом, так и в эстетическом плане. Специалист должен знать вкусы конечного пользователя, его желания, привычки, образ жизни, поэтому одна из главных задач архитектора, дизайнера – понимать, какие изменения приходят в социум, и как на них своевременно реагировать.

Многие спрашивают, почему Изменчивость, а не Изменения. Изменчивость – это характеристика, Изменения – следствие. Мы остановились на Изменчивости, как на одной из характерных черт нашего непостоянного мира.

Каковы тенденции? Мир продолжит ускоряться?

Это происходит постоянно, и количество изменений будет возрастать в геометрической прогрессии. Другой вопрос – всегда ли нужно за ними следовать? Как при этом отличить временные тренды и увлечения, этакие сиюминутные порывы, от чего-то более устойчивого?

Мне очень хочется, чтобы мы не забывали о балансе и гармонии, о возможности быть максимально гибкими. Парадокс в том, что в это стремительное время можно выжить, только замедлившись. Поэтому не стоит быть слишком категоричными, гнаться за новым, сразучто-тоотвергать; гораздо продуктивнее наблюдать, исследовать, осмысливать и только потом действовать.

Какая роль в этом процессе отводится архитекторам?

У нас есть шанс стать исследователями и ежедневно изучать этот мир. Есть возможность отказаться от профессионального снобизма (тем, кому он присущ) и понять, что у современных клиентов очень высока степень осведомленности. Наконец, существует даже не возможность, а необходимость стать для конечного пользователя тем самым проводником, который поможет отсеять ненужную информацию и разобраться в чудовищном потоке навязанных готовых решений и сервисов.

В прошлом году фестиваль проходил в Доме архитектора, в этом году – новая площадка. Что изменится?

2019-й был Годом театра, поэтому акцентом выставочной программы стало перевоплощение, – преобразование пространства через смыслы и сценарии, посредством искусства интерьера. Это, безусловно, придавало экспозиции эффект театральности. Best Interior Festival 2019 представлял из себя камерную выставку, и исторические пространства Дома архитектора помогли реализовать поставленную задачу. Однако, данный формат не позволил полностью раскрыть суть идеи, которую декларирует BIF: «Фестиваль как исследование интерьерной среды».

Время показало, и это опять про изменчивость, что наибольшим спросом сейчас пользуется не выставочный контент, а интерактив и деловые коммуникации. Период изоляции продемонстрировал, с каким воодушевлением люди, вынужденные оставаться в замкнутом пространстве, общались виртуально, обменивались идеями, находили единомышленников, создавали и по сей день создают новые цифровые продукты в различных сферах. Best Interior Festival как раз и представляет собой такую площадку для реальных коммуникаций. Любые компании, связанные с формированием и наполнением интерьерной среды, смогут найти себе там место.

Кого вы видите в качестве участников события?

Наша основная аудитория остаётся прежней: архитектурные бюро, творческие мастерские, дизайнеры интерьера, декораторы. Мы будем рады видеть в числе экспонентов Британскую школу дизайна, кафедру дизайна среды МАРХИ, кафедры художественного проектирования интерьеров и промышленного дизайна Строгановки, Университет креативных индустрий, Международную школу дизайна и многих других коллег, которые сами выберут подходящий для них формат участия. Это может быть коллективная концептуальная выставка, экспозиция-манифест, круглый стол, семинар или презентация. Выбор за ними, а мы, в свою очередь, готовы помочь каждому найти единомышленников и заявить о себе в новом интересном качестве.

Насколько мне известно, за весенний и летний периоды многие из этих институций совершили большой рывок. Мы приглашаем их представить свой обновлённый имидж и рассказать о проведённых исследованиях, достигнутых результатах и разработанных образовательных программах. Также это приглашение напрямую относится к профильным порталам и онлайн-журналам. Парадокс, но чем глубже и шире информационное поле онлайн, тем сильнее желание общения офлайн. Все устали от виртуальности, людям хочется личных встреч. А Best Interior Festival – это и есть живая платформа для различных групп участников.

Конечно, мы приглашаем к сотрудничеству коммуникационные агентства, работающие с инновациями, интерьерной и архитектурной средой, социологами, маркетологами. Безусловно, хочется продолжить общение с девелоперскими компаниями, начатое во время локдауна.

В этом году отменился ряд осенних выставок, поэтому Гостиный двор, где будет проходить BIF, и огромная аудитория «Зодчества» в придачу, – это весомые аргументы в пользу участия для торговых, производственных и строительно- отделочных компаний, которые стремятся заявить о себе на рынке интерьеров. Без этой группы участников трудно представить себе продуктивный диалог.

Как концепция фестиваля будет отражена в выставочной экспозиции, спецпроектах, событиях и дискуссиях?

Вместе с организатором фестиваля Союзом архитекторов России мы рассматриваем деловую программу как информационный и коммуникационный канал. Поэтому, предлагаем разные форматы участия и будем стараться сделать взаимодействие максимально удобным и продуктивным. В фестивальной презентации есть целый раздел под названием «Время друг для друга – новая роскошь». Хочется акцентировать внимание на том, что мы можем дать друг другу и почему личное общение столь важно для творчества.

Какой реакции от посетителей вы ждёте как куратор? О чём, возможно, хотите заставить задуматься людей, на какую мысль их навести?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить Best Interior Festival 2019, проходивший в контексте искусства авторских интерьеров. Чётко прописанная тема «Актуальный театр интерьера», заданное куратором направление, а также пространство Центрального Дома архитектора поставили участников в достаточно жёсткие рамки. Открытое проницаемое пространство Атриума Гостиного двора, где будет проходить BIF 2020, даст нам значительно больше свободы действия. Интерактивность будет повсюду. Мы хотим, чтобы все участники и посетители были максимально вовлечены в водоворот фестивальных событий, будь то открытые дискуссионные площадки, профильные семинары или пространства для коммуникаций.

Что касается темы, в этом году мы обрисовали её проблематику гораздо шире, предложив участникам оперировать понятием Изменчивость. Мы хотим, чтобы каждый по-своему прочувствовал это направление, попробовал раскрыть заданную тему, используя разные творческие приёмы и подходы. Я уже говорила, что мы позиционируем BIF как исследование интерьерной среды и хотим, чтобы наши участники максимально раскрылись в том, что именно им сегодня по-настоящему нужно, важно и интересно.

Расскажите о причине объединения на одной площадке фестивалей BIF и «Зодчество». Как они будут уживаться вместе?

Они уже замечательно уживались в прошлом. Ведь BIF возник как продолжение Всероссийского архитектурного смотра-конкурса Национальная премия «Лучший интерьер», который был учреждён Союзом архитекторов России в 2017 году и проводился в рамках фестиваля «Зодчество». А с 2018-го уже стал самостоятельным мероприятием. «Зодчество» имеет многолетнюю историю, а Best Interior Festival только набирает обороты, его аудитория еще формируется, поэтому подобное объединение меня очень радует.

Дизайн интерьера и архитектура – это всего лишь разные масштабы, переход от мелкого к более крупному. В обоих видах творчества наиболее важным является осознание того, что каждый квадратный сантиметр пространства может изменить твою жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Тема фестиваля «Зодчество» – Вечность. У меня не было цели противопоставить темы двух фестивалей, но так получилось, что есть вечное, а есть изменчивое. Не секрет, что интерьеры в основном живут меньше, чем здания, – их моральное и физическое старение происходит значительно быстрее, они чаще обновляются и подвергаются необходимым трансформациям. Современный человек так часто меняет свои вкусы и предпочтения, что интерьеру приходится быть гибким, трансформируемым. Архитектура же всегда стремилась к вечности, каждый архитектор хотел бы оставить материальный след на века. И тем не менее, оба направления – и вечность, и изменчивость, – это всё про одну большую систему. Здесь нет противопоставлений, есть разные скорости, разные масштабы, разные технологии. Это не первый случай, когда на одной площадке соединяется «тяжёлая артиллерия» архитектурной науки и дизайнеры, декораторы. Уверена, они обнаружат, что говорят на одном языке.

Чем удивит Best Interior Festival 2020?

Наша главная задача – донести до аудитории, что на площадке BIF каждый сможет найти новый вектор для своего развития, уловить интересный посыл, обнаружить неожиданный ход в привычном течении событий... Это всё даёт кооперация с Союзом архитекторов, сотрудничество с творческим профессиональным сообществом. BIF – фестиваль для всех. Мне очень хочется прорыва, хочется, чтобы соединилось несоединимое и дало новый импульс к дальнейшему развитию.

Мы долго спорили, пускать ли в манифест слово «визионерство». У этого термина много неоднозначных толкований. Для кого-то – мистика и галлюцинации, для меня – способность видеть перспективу и генерировать идеи. Быть на шаг впереди – это и есть визионерство. Поэтому, вдобавок к привычному конкурсу лучших интерьеров мы сейчас делаем новый конкурс концепций и уже разработали для него темы.

У нас есть уникальный шанс предугадать, что ещё будет меняться, а что уже окончательно устарело. Подумать о том, как нам существовать дальше в новых реалиях, и чем обернутся очередные перемены. Об этом мы и хотим поговорить с архитекторами, потому что именно они способны дать креативные нестандартные предложения. Мы приглашаем к участию в конкурсе концепций социологов, девелоперов, городских активистов, различные коммуникационные агентства и предлагаем им также сформулировать свои темы, отвечающие целям и задачам фестиваля.

Нам важно показать, что такое визионерство в профессии архитектора, и самое главное, продемонстрировать, что архитектура и дизайн – это не только технический ответ на поставленную задачу. Это творчество и высокая эстетика пространства, исследование среды и тщательное изучение всех её трансформаций.

21 Августа 2020

Похожие статьи
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.