Куратор Best Interior Festival – о теме фестиваля, который в этом году пройдет на одной площадке с «Зодчеством».
С 11 по 13 ноября в Гостином дворе пройдет III Всероссийский архитектурный фестиваль Best Interior Festival. Темой, выбранной в качестве лейтмотива грядущего события, стала Изменчивость – непрекращающаяся трансформация и устойчивое непостоянство, присущие всей нашей жизни и интерьерному искусству в частности, особенно в последнее время. Как гласит кураторский манифест, «Ветер перемен так силен, что Изменчивость становится чуть ли не единственной постоянной нашего времени».
Подробнее разобраться в причинах лабильности современного мира, а также попытаться постичь глубинные смыслы, заложенные в кураторском послании, нам помогла его автор Мария Романова.
Мария Романова, куратор Best Interior FestivalФотография предоставлена пресс-службой САР
Почему темой фестиваля была выбрана Изменчивость, и что вы как куратор вкладываете в этот термин?
Тема «Изменчивость» появилась задолго до введения режима самоизоляции. Она связана с тем, что мы подошли к определённому переломному моменту. Жизнь меняет своё русло: на смену «аналоговым» людям приходят «цифровые», что так или иначе отражается на нашем мышлении и образе жизни. Изменения происходят во всех сферах и не реагировать на них невозможно.
Интерьерное пространство также стало иным. Архитектура и дизайн всегда отвечали на поставленные обществом вопросы как в техническом, так и в эстетическом плане. Специалист должен знать вкусы конечного пользователя, его желания, привычки, образ жизни, поэтому одна из главных задач архитектора, дизайнера – понимать, какие изменения приходят в социум, и как на них своевременно реагировать.
Многие спрашивают, почему Изменчивость, а не Изменения. Изменчивость – это характеристика, Изменения – следствие. Мы остановились на Изменчивости, как на одной из характерных черт нашего непостоянного мира.
Каковы тенденции? Мир продолжит ускоряться?
Это происходит постоянно, и количество изменений будет возрастать в геометрической прогрессии. Другой вопрос – всегда ли нужно за ними следовать? Как при этом отличить временные тренды и увлечения, этакие сиюминутные порывы, от чего-то более устойчивого?
Мне очень хочется, чтобы мы не забывали о балансе и гармонии, о возможности быть максимально гибкими. Парадокс в том, что в это стремительное время можно выжить, только замедлившись. Поэтому не стоит быть слишком категоричными, гнаться за новым, сразучто-тоотвергать; гораздо продуктивнее наблюдать, исследовать, осмысливать и только потом действовать.
Какая роль в этом процессе отводится архитекторам?
У нас есть шанс стать исследователями и ежедневно изучать этот мир. Есть возможность отказаться от профессионального снобизма (тем, кому он присущ) и понять, что у современных клиентов очень высока степень осведомленности. Наконец, существует даже не возможность, а необходимость стать для конечного пользователя тем самым проводником, который поможет отсеять ненужную информацию и разобраться в чудовищном потоке навязанных готовых решений и сервисов.
В прошлом году фестиваль проходил в Доме архитектора, в этом году – новая площадка. Что изменится?
2019-й был Годом театра, поэтому акцентом выставочной программы стало перевоплощение, – преобразование пространства через смыслы и сценарии, посредством искусства интерьера. Это, безусловно, придавало экспозиции эффект театральности. Best Interior Festival 2019 представлял из себя камерную выставку, и исторические пространства Дома архитектора помогли реализовать поставленную задачу. Однако, данный формат не позволил полностью раскрыть суть идеи, которую декларирует BIF: «Фестиваль как исследование интерьерной среды».
Время показало, и это опять про изменчивость, что наибольшим спросом сейчас пользуется не выставочный контент, а интерактив и деловые коммуникации. Период изоляции продемонстрировал, с каким воодушевлением люди, вынужденные оставаться в замкнутом пространстве, общались виртуально, обменивались идеями, находили единомышленников, создавали и по сей день создают новые цифровые продукты в различных сферах. Best Interior Festival как раз и представляет собой такую площадку для реальных коммуникаций. Любые компании, связанные с формированием и наполнением интерьерной среды, смогут найти себе там место.
Кого вы видите в качестве участников события?
Наша основная аудитория остаётся прежней: архитектурные бюро, творческие мастерские, дизайнеры интерьера, декораторы. Мы будем рады видеть в числе экспонентов Британскую школу дизайна, кафедру дизайна среды МАРХИ, кафедры художественного проектирования интерьеров и промышленного дизайна Строгановки, Университет креативных индустрий, Международную школу дизайна и многих других коллег, которые сами выберут подходящий для них формат участия. Это может быть коллективная концептуальная выставка, экспозиция-манифест, круглый стол, семинар или презентация. Выбор за ними, а мы, в свою очередь, готовы помочь каждому найти единомышленников и заявить о себе в новом интересном качестве.
Насколько мне известно, за весенний и летний периоды многие из этих институций совершили большой рывок. Мы приглашаем их представить свой обновлённый имидж и рассказать о проведённых исследованиях, достигнутых результатах и разработанных образовательных программах. Также это приглашение напрямую относится к профильным порталам и онлайн-журналам. Парадокс, но чем глубже и шире информационное поле онлайн, тем сильнее желание общения офлайн. Все устали от виртуальности, людям хочется личных встреч. А Best Interior Festival – это и есть живая платформа для различных групп участников.
Конечно, мы приглашаем к сотрудничеству коммуникационные агентства, работающие с инновациями, интерьерной и архитектурной средой, социологами, маркетологами. Безусловно, хочется продолжить общение с девелоперскими компаниями, начатое во время локдауна.
В этом году отменился ряд осенних выставок, поэтому Гостиный двор, где будет проходить BIF, и огромная аудитория «Зодчества» в придачу, – это весомые аргументы в пользу участия для торговых, производственных и строительно- отделочных компаний, которые стремятся заявить о себе на рынке интерьеров. Без этой группы участников трудно представить себе продуктивный диалог.
Как концепция фестиваля будет отражена в выставочной экспозиции, спецпроектах, событиях и дискуссиях?
Вместе с организатором фестиваля Союзом архитекторов России мы рассматриваем деловую программу как информационный и коммуникационный канал. Поэтому, предлагаем разные форматы участия и будем стараться сделать взаимодействие максимально удобным и продуктивным. В фестивальной презентации есть целый раздел под названием «Время друг для друга – новая роскошь». Хочется акцентировать внимание на том, что мы можем дать друг другу и почему личное общение столь важно для творчества.
Какой реакции от посетителей вы ждёте как куратор? О чём, возможно, хотите заставить задуматься людей, на какую мысль их навести?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить Best Interior Festival 2019, проходивший в контексте искусства авторских интерьеров. Чётко прописанная тема «Актуальный театр интерьера», заданное куратором направление, а также пространство Центрального Дома архитектора поставили участников в достаточно жёсткие рамки. Открытое проницаемое пространство Атриума Гостиного двора, где будет проходить BIF 2020, даст нам значительно больше свободы действия. Интерактивность будет повсюду. Мы хотим, чтобы все участники и посетители были максимально вовлечены в водоворот фестивальных событий, будь то открытые дискуссионные площадки, профильные семинары или пространства для коммуникаций.
Что касается темы, в этом году мы обрисовали её проблематику гораздо шире, предложив участникам оперировать понятием Изменчивость. Мы хотим, чтобы каждый по-своему прочувствовал это направление, попробовал раскрыть заданную тему, используя разные творческие приёмы и подходы. Я уже говорила, что мы позиционируем BIF как исследование интерьерной среды и хотим, чтобы наши участники максимально раскрылись в том, что именно им сегодня по-настоящему нужно, важно и интересно.
Расскажите о причине объединения на одной площадке фестивалей BIF и «Зодчество». Как они будут уживаться вместе?
Они уже замечательно уживались в прошлом. Ведь BIF возник как продолжение Всероссийского архитектурного смотра-конкурса Национальная премия «Лучший интерьер», который был учреждён Союзом архитекторов России в 2017 году и проводился в рамках фестиваля «Зодчество». А с 2018-го уже стал самостоятельным мероприятием. «Зодчество» имеет многолетнюю историю, а Best Interior Festival только набирает обороты, его аудитория еще формируется, поэтому подобное объединение меня очень радует.
Дизайн интерьера и архитектура – это всего лишь разные масштабы, переход от мелкого к более крупному. В обоих видах творчества наиболее важным является осознание того, что каждый квадратный сантиметр пространства может изменить твою жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Тема фестиваля «Зодчество» – Вечность. У меня не было цели противопоставить темы двух фестивалей, но так получилось, что есть вечное, а есть изменчивое. Не секрет, что интерьеры в основном живут меньше, чем здания, – их моральное и физическое старение происходит значительно быстрее, они чаще обновляются и подвергаются необходимым трансформациям. Современный человек так часто меняет свои вкусы и предпочтения, что интерьеру приходится быть гибким, трансформируемым. Архитектура же всегда стремилась к вечности, каждый архитектор хотел бы оставить материальный след на века. И тем не менее, оба направления – и вечность, и изменчивость, – это всё про одну большую систему. Здесь нет противопоставлений, есть разные скорости, разные масштабы, разные технологии. Это не первый случай, когда на одной площадке соединяется «тяжёлая артиллерия» архитектурной науки и дизайнеры, декораторы. Уверена, они обнаружат, что говорят на одном языке.
Чем удивит Best Interior Festival 2020?
Наша главная задача – донести до аудитории, что на площадке BIF каждый сможет найти новый вектор для своего развития, уловить интересный посыл, обнаружить неожиданный ход в привычном течении событий... Это всё даёт кооперация с Союзом архитекторов, сотрудничество с творческим профессиональным сообществом. BIF – фестиваль для всех. Мне очень хочется прорыва, хочется, чтобы соединилось несоединимое и дало новый импульс к дальнейшему развитию.
Мы долго спорили, пускать ли в манифест слово «визионерство». У этого термина много неоднозначных толкований. Для кого-то – мистика и галлюцинации, для меня – способность видеть перспективу и генерировать идеи. Быть на шаг впереди – это и есть визионерство. Поэтому, вдобавок к привычному конкурсу лучших интерьеров мы сейчас делаем новый конкурс концепций и уже разработали для него темы.
У нас есть уникальный шанс предугадать, что ещё будет меняться, а что уже окончательно устарело. Подумать о том, как нам существовать дальше в новых реалиях, и чем обернутся очередные перемены. Об этом мы и хотим поговорить с архитекторами, потому что именно они способны дать креативные нестандартные предложения. Мы приглашаем к участию в конкурсе концепций социологов, девелоперов, городских активистов, различные коммуникационные агентства и предлагаем им также сформулировать свои темы, отвечающие целям и задачам фестиваля.
Нам важно показать, что такое визионерство в профессии архитектора, и самое главное, продемонстрировать, что архитектура и дизайн – это не только технический ответ на поставленную задачу. Это творчество и высокая эстетика пространства, исследование среды и тщательное изучение всех её трансформаций.
|