Город сбывшейся мечты

Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Путеводители – книги чаще всего прикладные, которые берешь в руки, собираясь в поездку. Однако если автор – глубоко знающий местный архитектурный и урбанистический контекст человек, такое издание становится крайне познавательным чтением для каждого любителя архитектуры. В случае New York: a critic’s guide to 100 iconic buildings in New York from 1999 to 2020 (DOM publishers, 2019) к этим достоинствам добавляется понимание архитектором, критиком и куратором Владимиром Белоголовским глобальных процессов, ведь работает он именно в международном масштабе. И, хотя речь в его книге идет только о Нью-Йорке, эти процессы не могли не отразиться на облике и развитии этого мегаполиса, и разговору о них находится место во вступительной статье.

Белоголовский написал путеводитель по новым зданиям, которые появились – и появятся – в Нью-Йорке между 1999 и 2020 годами. Его взгляд профессионала и неравнодушного жителя отметил в самом конце XX века резкую перемену: довольно долгий период стагнации закончился, и в городе один за другим стали воплощаться яркие, смелые проекты – и эта тенденция не закончилась до сих пор. Поэтому в наши дни автору, по его собственному признанию, пришлось непросто: выбрать задуманную сотню из всего разнообразия новых построек оказалось неожиданно сложной задачей. Важно при этом отметить, что все эти проекты он наблюдал от презентации первой версии до завершения реализации (за исключением еще не готовых на момент выхода книги объектов). Подводя итог – естественно, промежуточный, – Владимир Белоголовский подчеркивает, что многообразие новых сооружений заставляет без всякого сожаления смотреть на такие невоплощенные проекты прошлых лет, как филиал музея Гуггенхайма на Ист-ривер по проекту Фрэнка Гери или небоскреб Сантьяго Калатравы: то, что построено в итоге – ничуть не слабей, скромней или скучней.
zooming
Комплекс нового Всемирного торгового центра. В центре – мемориал и музей 11 сентября. Архитекторы Майкл Арад (Handel Architects), Питер Уокер (PWP Landscape Architecture)
Фото © Port Authority of New York and New Jersey

Автор этой новой книги в первую очередь известен российской и международной публике своей постоянно расширяющейся серией интервью с виднейшими архитекторами мира. Опыт этих живых бесед дает ему особую возможность поразмышлять о меняющемся понимании этой профессии на рубеже тысячелетий, о возникновении и значении популярных терминов «архитектор-звезда» (starchitect) и «знаковое здание» (iconic building), о возникающих и угасающих буквально на глазах тенденциях. Нью-Йорк, город без официального столичного статуса, однако одна из бесспорных мировых столиц, оказался для Владимира Белоголовского прекрасным объектом полевого исследования – как новая архитектурная эпоха проявляет себя в реальности, в живой урбанистической среде. Второй предмет интереса автора, отразившийся в путеводителе – способность Нью-Йорка развиваться демократично, без идеального законченного образа как цели, при этом влияя самой своей харизмой на замыслы архитекторов – нередко иностранных или перебравшихся в этот город из других частей США или из-за рубежа. Еще одна тема, которую поднимает автор – деятельность мэра Майкла Блумберга (был на посту в 2002–2013) и руководительницы департамента транспорта Джанетт Садик-Хан (2007–2013), которые сделали многое для более равномерного развития Нью-Йорка, прихода в общественную, муниципальную сферу качественного дизайна, развития транспортной системы и гуманизации прибрежной полосы, долгое время отрезанной от города.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой небоскреб New York by Gehry (ранее был известен как Beekman Tower). Архитектор Фрэнк Гери
    Фото © Gehry Partners
  • zooming
    2 / 4
    Здание HL23 при взгляде с Хай-Лайн. Neil M. Denari Architects и Marc Rosenbaum Architects
    Фото © Neil M. Denari Architects
  • zooming
    3 / 4
    Жилой небоскреб 432 Park Avenue. Архитектор Рафаэль Виньоли
    Фото © Halkin  Mason
  • zooming
    4 / 4
    Социальный жилой комплекс в районе Шугар-Хилл. Архитектор Дэвид Аджайе
    Фото © Ed Reeve

Начавшийся в 1999 новый этап в архитектурной истории Нью-Йорка практически совпал со стартом наложившейся на строительный бум эпохи «зданий-икон», которую не смог по-настоящему остановить даже кризис 2008 года. Девелоперы используют архитекторов, внезапно приобретших статус если не настоящих «звезд», то знаменитостей, в качестве дополнительной рекламы своих проектов, а разные части города соревнуются между собой в яркости и оригинальности новых зданий. Чтобы разобраться в такой мозаике действительно нужен «гид», и потому жанр путеводителя оказывается идеально подходящим для анализа ситуации.
zooming

Разнообразные бумажные карты, ведущие к координатам на Google Maps QR-коды построек и цветовые обозначения районов помогают увидеть на теле Нью-Йорка «энергетические» линии и точки, вокруг которых появилось особенно много знаковых объектов. Главные из них, конечно, это Хай-Лайн, заканчивающийся у реки Гудзон огромным комплексом Hudson Yards, и район нового Всемирного торгового центра. Также вырисовываются ключевые тенденции: к примеру, на Манхэттене появилась дюжина невиданно стройных башен, включая еще не построенный небоскреб бюро «Меганом».
zooming

В название путеводителя вынесено словосочетание «знаковые здания», то есть все сто включенных в книгу сооружений претендуют на «иконичность». Такой статус предполагает узнаваемость и включенность в образ города в коллективном сознании; одним из признаков этого статуса часто становится прозвище. Белоголовский немного опередил коллективную фантазию горожан и «окрестил» каждое из описанных сооружений сам, помогая при этом запомнить их читателю: на страницах вам встретятся «Жабры», «Дятел», «Позвонок», «Киборг» или даже «Гильотина».
zooming

То, что Владимир Белоголовский – автор книг, статей и выставок о новейшей архитектуре, то есть следящий за пульсом времени человек, определило не только актуальность выбранной им для путеводителя сотни, но также и формат описания зданий: почти каждое из них сопровождает фрагмент интервью автора проекта автору путеводителя, помещающий сооружение в контекст творчества его создателя.
zooming

Стоит упомянуть еще одно достоинство этого издания, которое должно привлечь к нему не только собирающихся в Нью-Йорк читателей: оно дает гораздо более разнообразную и взвешенную картину новой архитектуры этого города, чем, казалось бы, необъятный и все содержащий Интернет. Читатели Archdaily и подобных ему сайтов видят, к сожалению, лишь объекты, продвигаемые их архитекторами, а ресурсы, где редакторы сами ищут сюжеты для публикации, имеют гораздо меньший охват. Поэтому особенно ценно, что, наряду с широко известными сооружениями (о которых, впрочем, у Владимира Белоголовского всегда есть особое мнение) в книге можно найти интереснейшие постройки, пока остававшиеся в более или менее густой тени: это жилая башня One Madison бюро CetraRuddy, офисный комплекс 51 Astor Place Фумихико Маки, колл-центр службы 911 по проекту SOM и многое другое.

23 Июля 2019

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Особый номер
13-й симпозиум Алвара Аалто, состоявшийся в этом месяце в Финляндии под девизом «Делай!», собрал участников со всего мира. Репортаж из Ювяскюля нашего постоянного автора Тарьи Нурми.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.