Город сбывшейся мечты

Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Путеводители – книги чаще всего прикладные, которые берешь в руки, собираясь в поездку. Однако если автор – глубоко знающий местный архитектурный и урбанистический контекст человек, такое издание становится крайне познавательным чтением для каждого любителя архитектуры. В случае New York: a critic’s guide to 100 iconic buildings in New York from 1999 to 2020 (DOM publishers, 2019) к этим достоинствам добавляется понимание архитектором, критиком и куратором Владимиром Белоголовским глобальных процессов, ведь работает он именно в международном масштабе. И, хотя речь в его книге идет только о Нью-Йорке, эти процессы не могли не отразиться на облике и развитии этого мегаполиса, и разговору о них находится место во вступительной статье.

Белоголовский написал путеводитель по новым зданиям, которые появились – и появятся – в Нью-Йорке между 1999 и 2020 годами. Его взгляд профессионала и неравнодушного жителя отметил в самом конце XX века резкую перемену: довольно долгий период стагнации закончился, и в городе один за другим стали воплощаться яркие, смелые проекты – и эта тенденция не закончилась до сих пор. Поэтому в наши дни автору, по его собственному признанию, пришлось непросто: выбрать задуманную сотню из всего разнообразия новых построек оказалось неожиданно сложной задачей. Важно при этом отметить, что все эти проекты он наблюдал от презентации первой версии до завершения реализации (за исключением еще не готовых на момент выхода книги объектов). Подводя итог – естественно, промежуточный, – Владимир Белоголовский подчеркивает, что многообразие новых сооружений заставляет без всякого сожаления смотреть на такие невоплощенные проекты прошлых лет, как филиал музея Гуггенхайма на Ист-ривер по проекту Фрэнка Гери или небоскреб Сантьяго Калатравы: то, что построено в итоге – ничуть не слабей, скромней или скучней.
zooming
Комплекс нового Всемирного торгового центра. В центре – мемориал и музей 11 сентября. Архитекторы Майкл Арад (Handel Architects), Питер Уокер (PWP Landscape Architecture)
Фото © Port Authority of New York and New Jersey

Автор этой новой книги в первую очередь известен российской и международной публике своей постоянно расширяющейся серией интервью с виднейшими архитекторами мира. Опыт этих живых бесед дает ему особую возможность поразмышлять о меняющемся понимании этой профессии на рубеже тысячелетий, о возникновении и значении популярных терминов «архитектор-звезда» (starchitect) и «знаковое здание» (iconic building), о возникающих и угасающих буквально на глазах тенденциях. Нью-Йорк, город без официального столичного статуса, однако одна из бесспорных мировых столиц, оказался для Владимира Белоголовского прекрасным объектом полевого исследования – как новая архитектурная эпоха проявляет себя в реальности, в живой урбанистической среде. Второй предмет интереса автора, отразившийся в путеводителе – способность Нью-Йорка развиваться демократично, без идеального законченного образа как цели, при этом влияя самой своей харизмой на замыслы архитекторов – нередко иностранных или перебравшихся в этот город из других частей США или из-за рубежа. Еще одна тема, которую поднимает автор – деятельность мэра Майкла Блумберга (был на посту в 2002–2013) и руководительницы департамента транспорта Джанетт Садик-Хан (2007–2013), которые сделали многое для более равномерного развития Нью-Йорка, прихода в общественную, муниципальную сферу качественного дизайна, развития транспортной системы и гуманизации прибрежной полосы, долгое время отрезанной от города.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой небоскреб New York by Gehry (ранее был известен как Beekman Tower). Архитектор Фрэнк Гери
    Фото © Gehry Partners
  • zooming
    2 / 4
    Здание HL23 при взгляде с Хай-Лайн. Neil M. Denari Architects и Marc Rosenbaum Architects
    Фото © Neil M. Denari Architects
  • zooming
    3 / 4
    Жилой небоскреб 432 Park Avenue. Архитектор Рафаэль Виньоли
    Фото © Halkin  Mason
  • zooming
    4 / 4
    Социальный жилой комплекс в районе Шугар-Хилл. Архитектор Дэвид Аджайе
    Фото © Ed Reeve

Начавшийся в 1999 новый этап в архитектурной истории Нью-Йорка практически совпал со стартом наложившейся на строительный бум эпохи «зданий-икон», которую не смог по-настоящему остановить даже кризис 2008 года. Девелоперы используют архитекторов, внезапно приобретших статус если не настоящих «звезд», то знаменитостей, в качестве дополнительной рекламы своих проектов, а разные части города соревнуются между собой в яркости и оригинальности новых зданий. Чтобы разобраться в такой мозаике действительно нужен «гид», и потому жанр путеводителя оказывается идеально подходящим для анализа ситуации.
zooming

Разнообразные бумажные карты, ведущие к координатам на Google Maps QR-коды построек и цветовые обозначения районов помогают увидеть на теле Нью-Йорка «энергетические» линии и точки, вокруг которых появилось особенно много знаковых объектов. Главные из них, конечно, это Хай-Лайн, заканчивающийся у реки Гудзон огромным комплексом Hudson Yards, и район нового Всемирного торгового центра. Также вырисовываются ключевые тенденции: к примеру, на Манхэттене появилась дюжина невиданно стройных башен, включая еще не построенный небоскреб бюро «Меганом».
zooming

В название путеводителя вынесено словосочетание «знаковые здания», то есть все сто включенных в книгу сооружений претендуют на «иконичность». Такой статус предполагает узнаваемость и включенность в образ города в коллективном сознании; одним из признаков этого статуса часто становится прозвище. Белоголовский немного опередил коллективную фантазию горожан и «окрестил» каждое из описанных сооружений сам, помогая при этом запомнить их читателю: на страницах вам встретятся «Жабры», «Дятел», «Позвонок», «Киборг» или даже «Гильотина».
zooming

То, что Владимир Белоголовский – автор книг, статей и выставок о новейшей архитектуре, то есть следящий за пульсом времени человек, определило не только актуальность выбранной им для путеводителя сотни, но также и формат описания зданий: почти каждое из них сопровождает фрагмент интервью автора проекта автору путеводителя, помещающий сооружение в контекст творчества его создателя.
zooming

Стоит упомянуть еще одно достоинство этого издания, которое должно привлечь к нему не только собирающихся в Нью-Йорк читателей: оно дает гораздо более разнообразную и взвешенную картину новой архитектуры этого города, чем, казалось бы, необъятный и все содержащий Интернет. Читатели Archdaily и подобных ему сайтов видят, к сожалению, лишь объекты, продвигаемые их архитекторами, а ресурсы, где редакторы сами ищут сюжеты для публикации, имеют гораздо меньший охват. Поэтому особенно ценно, что, наряду с широко известными сооружениями (о которых, впрочем, у Владимира Белоголовского всегда есть особое мнение) в книге можно найти интереснейшие постройки, пока остававшиеся в более или менее густой тени: это жилая башня One Madison бюро CetraRuddy, офисный комплекс 51 Astor Place Фумихико Маки, колл-центр службы 911 по проекту SOM и многое другое.

23 Июля 2019

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой (DNK ag), Алексея Козыря, Михаила Бейлина(Citizenstudio) и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом «Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Сейчас на главной
Древность, дроны и кортен
Руины средневекового замка Гельфштын на востоке Чехии благодаря реконструкции по проекту бюро atelier-r не только избежали обрушения, но и стали доступней туристам.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.