Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.07.2019

Город сбывшейся мечты

Нина Фролова

Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.

Путеводители – книги чаще всего прикладные, которые берешь в руки, собираясь в поездку. Однако если автор – глубоко знающий местный архитектурный и урбанистический контекст человек, такое издание становится крайне познавательным чтением для каждого любителя архитектуры. В случае New York: a critic’s guide to 100 iconic buildings in New York from 1999 to 2020 (DOM publishers, 2019) к этим достоинствам добавляется понимание архитектором, критиком и куратором Владимиром Белоголовским глобальных процессов, ведь работает он именно в международном масштабе. И, хотя речь в его книге идет только о Нью-Йорке, эти процессы не могли не отразиться на облике и развитии этого мегаполиса, и разговору о них находится место во вступительной статье.


Белоголовский написал путеводитель по новым зданиям, которые появились – и появятся – в Нью-Йорке между 1999 и 2020 годами. Его взгляд профессионала и неравнодушного жителя отметил в самом конце XX века резкую перемену: довольно долгий период стагнации закончился, и в городе один за другим стали воплощаться яркие, смелые проекты – и эта тенденция не закончилась до сих пор. Поэтому в наши дни автору, по его собственному признанию, пришлось непросто: выбрать задуманную сотню из всего разнообразия новых построек оказалось неожиданно сложной задачей. Важно при этом отметить, что все эти проекты он наблюдал от презентации первой версии до завершения реализации (за исключением еще не готовых на момент выхода книги объектов). Подводя итог – естественно, промежуточный, – Владимир Белоголовский подчеркивает, что многообразие новых сооружений заставляет без всякого сожаления смотреть на такие невоплощенные проекты прошлых лет, как филиал музея Гуггенхайма на Ист-ривер по проекту Фрэнка Гери или небоскреб Сантьяго Калатравы: то, что построено в итоге – ничуть не слабей, скромней или скучней.
Комплекс нового Всемирного торгового центра. В центре – мемориал и музей 11 сентября. Архитекторы Майкл Арад (Handel Architects), Питер Уокер (PWP Landscape Architecture)
Комплекс нового Всемирного торгового центра. В центре – мемориал и музей 11 сентября. Архитекторы Майкл Арад (Handel Architects), Питер Уокер (PWP Landscape Architecture)
Фото © Port Authority of New York and New Jersey

Автор этой новой книги в первую очередь известен российской и международной публике своей постоянно расширяющейся серией интервью с виднейшими архитекторами мира. Опыт этих живых бесед дает ему особую возможность поразмышлять о меняющемся понимании этой профессии на рубеже тысячелетий, о возникновении и значении популярных терминов «архитектор-звезда» (starchitect) и «знаковое здание» (iconic building), о возникающих и угасающих буквально на глазах тенденциях. Нью-Йорк, город без официального столичного статуса, однако одна из бесспорных мировых столиц, оказался для Владимира Белоголовского прекрасным объектом полевого исследования – как новая архитектурная эпоха проявляет себя в реальности, в живой урбанистической среде. Второй предмет интереса автора, отразившийся в путеводителе – способность Нью-Йорка развиваться демократично, без идеального законченного образа как цели, при этом влияя самой своей харизмой на замыслы архитекторов – нередко иностранных или перебравшихся в этот город из других частей США или из-за рубежа. Еще одна тема, которую поднимает автор – деятельность мэра Майкла Блумберга (был на посту в 2002–2013) и руководительницы департамента транспорта Джанетт Садик-Хан (2007–2013), которые сделали многое для более равномерного развития Нью-Йорка, прихода в общественную, муниципальную сферу качественного дизайна, развития транспортной системы и гуманизации прибрежной полосы, долгое время отрезанной от города.
Жилой небоскреб New York by Gehry (ранее был известен как Beekman Tower). Архитектор Фрэнк Гери Фото © Gehry Partners
Жилой небоскреб New York by Gehry (ранее был известен как Beekman Tower). Архитектор Фрэнк Гери
Фото © Gehry Partners
Здание HL23 при взгляде с Хай-Лайн. Neil M. Denari Architects и Marc Rosenbaum Architects Фото © Neil M. Denari Architects
Здание HL23 при взгляде с Хай-Лайн. Neil M. Denari Architects и Marc Rosenbaum Architects
Фото © Neil M. Denari Architects
Жилой небоскреб 432 Park Avenue. Архитектор Рафаэль Виньоли Фото © Halkin  Mason
Жилой небоскреб 432 Park Avenue. Архитектор Рафаэль Виньоли
Фото © Halkin  Mason
Социальный жилой комплекс в районе Шугар-Хилл. Архитектор Дэвид Аджайе Фото © Ed Reeve
Социальный жилой комплекс в районе Шугар-Хилл. Архитектор Дэвид Аджайе
Фото © Ed Reeve

Начавшийся в 1999 новый этап в архитектурной истории Нью-Йорка практически совпал со стартом наложившейся на строительный бум эпохи «зданий-икон», которую не смог по-настоящему остановить даже кризис 2008 года. Девелоперы используют архитекторов, внезапно приобретших статус если не настоящих «звезд», то знаменитостей, в качестве дополнительной рекламы своих проектов, а разные части города соревнуются между собой в яркости и оригинальности новых зданий. Чтобы разобраться в такой мозаике действительно нужен «гид», и потому жанр путеводителя оказывается идеально подходящим для анализа ситуации.

Разнообразные бумажные карты, ведущие к координатам на Google Maps QR-коды построек и цветовые обозначения районов помогают увидеть на теле Нью-Йорка «энергетические» линии и точки, вокруг которых появилось особенно много знаковых объектов. Главные из них, конечно, это Хай-Лайн, заканчивающийся у реки Гудзон огромным комплексом Hudson Yards, и район нового Всемирного торгового центра. Также вырисовываются ключевые тенденции: к примеру, на Манхэттене появилась дюжина невиданно стройных башен, включая еще не построенный небоскреб бюро «Меганом».

В название путеводителя вынесено словосочетание «знаковые здания», то есть все сто включенных в книгу сооружений претендуют на «иконичность». Такой статус предполагает узнаваемость и включенность в образ города в коллективном сознании; одним из признаков этого статуса часто становится прозвище. Белоголовский немного опередил коллективную фантазию горожан и «окрестил» каждое из описанных сооружений сам, помогая при этом запомнить их читателю: на страницах вам встретятся «Жабры», «Дятел», «Позвонок», «Киборг» или даже «Гильотина».

То, что Владимир Белоголовский – автор книг, статей и выставок о новейшей архитектуре, то есть следящий за пульсом времени человек, определило не только актуальность выбранной им для путеводителя сотни, но также и формат описания зданий: почти каждое из них сопровождает фрагмент интервью автора проекта автору путеводителя, помещающий сооружение в контекст творчества его создателя.

Стоит упомянуть еще одно достоинство этого издания, которое должно привлечь к нему не только собирающихся в Нью-Йорк читателей: оно дает гораздо более разнообразную и взвешенную картину новой архитектуры этого города, чем, казалось бы, необъятный и все содержащий Интернет. Читатели Archdaily и подобных ему сайтов видят, к сожалению, лишь объекты, продвигаемые их архитекторами, а ресурсы, где редакторы сами ищут сюжеты для публикации, имеют гораздо меньший охват. Поэтому особенно ценно, что, наряду с широко известными сооружениями (о которых, впрочем, у Владимира Белоголовского всегда есть особое мнение) в книге можно найти интереснейшие постройки, пока остававшиеся в более или менее густой тени: это жилая башня One Madison бюро CetraRuddy, офисный комплекс 51 Astor Place Фумихико Маки, колл-центр службы 911 по проекту SOM и многое другое.