Мастер фасадов

Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

11 Июля 2017
mainImg
Дэвид Аджайе – представитель нового поколения «архи-звезд» – ведь эта каста и не думает сходить со сцены, а лишь трансформируется в духе времени – однако этот «дух времени» не слишком заметен в открытой в музее «Гараж» выставке. Напротив, она на удивление консервативна: отобранные для экспозиции проекты представлены в виде эффектных, но вполне традиционных макетов, имеется очевидное деление на разделы (общественные здания, жилые дома, исследования, рисунки), подробные пояснительные тексты. Уступкой медийной эпохе можно считать видео интервью самого архитектора, его партнеров и заказчиков, а также несколько слайдшоу, но эта уступка – в духе боязливого отечественного музея, а не международного куратора Оквуи Энвезора, изначально создавшего эту экспозицию для возглавляемого им мюнхенского Дома искусства.
 
Экспозиция «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017. Фото: Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»
Экспозиция «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017. Фото: Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»

С другой стороны, возможно, именно так и надо показывать современную архитектуру широкой публике: не пугая ее новаторством выставочного дизайна (так как ее часто и так пугает или хотя бы нервирует сам экспонируемый предмет), а как будто подманивая привычностью и даже банальностью подхода. А зритель, рассматривая ясно и даже скучновато поданные материалы, сам не заметит, как сменит гнев на милость и сочтет, что не все архитекторы наших дней (или последних ста лет) только портят городские и природные ландшафты, и что им можно дать шанс.
 
Экспозиция «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017. Фото: Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»

В любом случае, в экспозиции есть два однозначно занимательных компонента. Первый – своего рода макеты в масштабе 1:1, mock-ups – нанесенный на стеклянный фасад «Гаража» узор такого же фасада лондонского Центра Стивена Лоуренса, выполненный по дизайну Криса Офили, и фрагмент не менее орнаментального фасада Национального музея афроамериканских истории и культуры в Вашингтоне. Другая точка притяжения – исходные материалы и впечатления, ставшие основой для того или иного проекта. Полосатые тканевые палатки местных уличных торговцев, как выясняется, повлияли на решение фасадов двух библиотек нового типа в лондонском Ист-энде – Idea Store, первых общественных построек Аджайе. Также его внимание привлекли разноцветные полевые цветы на лугу, где была затем построена Московская школа управления «Сколково». Там же можно узнать подробнее о первоисточнике «роз» на стенах социального жилого дома в Гарлеме: декор расположенных рядом таунхаузов начала XX века поражает своими пышностью и разнообразием. Становится также ясно, что почти всегда Аджайе вдохновляется африканским искусством, даже когда даже формального повода для этого нет – как с тем же «Сколково».
 
Экспозиция «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017. Фото: Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»

Однако главную функцию монографической выставки экспозиция выполняет, позволяя взглянуть заново на творчество Аджайе, охватить его взглядом и удивиться его неоднородности и даже неровности. Продуманные, сложные объекты соседствуют с постройками одного приема или жеста, такими, как библиотека имени Фрэнсиса Грегори в Вашингтоне с монотонными крупными ромбами фасадов. Но у них всех есть все же общее: особое внимание, которое архитектор уделяет внешней поверхности своих зданий. В ранних проектах, лондонских домах и мастерских для молодых представителей лондонской богемы – Джейка Чэпмена, Криса Офили, Юэна МакГрегора и многих других, которые и принесли Аджайе славу, это имитация монолитности, подчеркивающая их закрытость для окружающей среды – плотной городской застройки. В общественных зданиях – это игра с орнаментом, материалом, цветом: полоски упомянутых Idea Store, «мозаика» школы «Сколково», «розы» в Гарлеме, роспись Офили и перфорированный металл в центре Стивена Лоуренса, орнаментальная «кладка» в «Ривингтон-плейс», решетки Смитсоновского музея афроамериканских истории и культуры на вашингтонском Молле. Практически все, что делал Аджайе до сегодняшнего момента – именно о поверхности, или по большей части о ней.
 
Экспозиция «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017. Фото: Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»

Пространству при этом приходится сложнее: не очень удачен атриум – ключевое пространство Idea Store на Уайтчэпл-роуд, не слишком удобны и плохо освещены солнцем квартиры в жилом доме в Гарлеме… Поэтому сложно отделаться от ощущения, что идеи и ценности Аджайе – тоже поверхностны. Он исследует архитектуру африканских столиц – но при этом не ищет помощи местных экспертов или посвященных этой теме книг, а просто просит таксиста показать ему город – и фотографирует все интересное. Он говорит про социальность как категорию своего творчества, в то время как его не такие уж многочисленные «народные» проекты – как правило, вполне статусны, очевидно поручены ему как человеку с африканскими корнями и способствуют его карьере. Никакого активизма здесь нет. Небольшой натяжкой будет предположение, что имидж этого архитектора – умеющего привлечь и удержать внимание, включая такие неожиданные способы, как сотрудничество в качестве модели с маркой модной одежды – тоже продуманно выстроенный фасад, гораздо плотнее и наряднее, чем у его предшественников – более непосредственных «архи-звезд» старшего поколения. Успех Аджайе – крупные проекты, рыцарское звание – показывает, что, очевидно, за таким «фасадизмом» – будущее: как минимум, в сфере архитектурного самопиара.
Экспозиция «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017. Фото: Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»


11 Июля 2017

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Пресса: Архитекторы Дэвид Аджайе и Борис Бернасконио власти,...
У Дэвида Аджайе, любимого архитектора Обамы и автора первого здания в «Сколково», проходит выставка в музее «Гараж». «Афиша Daily» свела его за одним столом с создателем «Ельцин-центра» Борисом Бернаскони, чтобы обсудить взаимоотношения политики, денег и искусства.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Пресса: «Город — это бизнес»
Этой весной журнал Time включил британо-ганского градостроителя в топ-100 самых влиятельных людей года: в списке он единственный представитель своей профессии. В «Гараже» только что открылась его первая персональная выставка в России «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал». «Коммерсантъ Стиль» Дэвид Аджайе рассказал о современной архитектуре, городах будущего и даже о московской реновации.
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.