Библиотека Варшавского университета

Библиотека Варшавского университета с факультетом права и администрации была построена по проекту бюро Budzynski & Badowski в 2000 году и сразу стала одной из достопримечательностей польской столицы.

Автор текста:
Ирина Бембель

16 Декабря 2015
mainImg
Библиотека – самостоятельный комплекс, расположенный на берегу Вислы, в удалении от старого здания университета в центре Варшавы.

«Конкурсный проект возник в 1993 году, на четвёртом году существования новой Польши, – пишет Марек Будзинский. – Это были годы надежды, смятения, растерянности между новым и старым. Для меня это были годы поиска отношения к реальности, выработки своего мировоззрения, а также простой борьбы за выживание. Главное – я старался двигаться в том направлении, которое мы называем устойчивым развитием».

Предыстория комплекса такова: в начале XX века на территории Варшавского университета, вдоль улицы Краковское предместье, было построено новое здание библиотеки. Спустя сто лет оно морально устарело, и потребовалась новая постройка, более вместительная и отвечающая требованиям противопожарной безопасности. Сначала предполагалось использовать для размещения библиотеки здание Центрального комитета Польской объединённой рабочей партии, которое было национализировано после 1989 года. Это, однако, оказалось невозможным из-за недостаточной надёжности конструкции. Здание сдали внаём варшавской бирже, а прибыль направили на строительство нового здания библиотеки.

В 1993 году был объявлен открытый международный конкурс на проект нового здания, в котором победил Марек Будзинский и его соавтор Збигнев Бадовский с коллективом. Строительные работы на участке вблизи набережной начались в 1995 году.

Исторически Варшава развивалась «спиной» к реке, и берега Вислы оставались до недавнего времени довольно беспорядочно и редко застроенными окраинами. В конкурсном задании учитывалось преимущество соседства реки, оно включало требование создать рядом с библиотекой ботанический сада. Победители конкурса предложили сделать ботанический сад университетским, объединив его в одно целое с эксплуатируемой кровлей: зелёный массив «плавно взбирается» на крышу здания, образуя единое разноуровневое рекреационное пространство. Такой приём плюс небольшая высота и классицизированная регулярность остальных трёх фасадов обеспечили монументальной постройке мягкое и гармоничное вхождение в ответственную зону панорамы Вислы.
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Генеральный план Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Вид с высоты птичьего полёта. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Библиотека имеет два подземных и четыре наземных этажа. Конкурсное задание предусматривало создание дополнительной коммерческой зоны на территории библиотеки. Поэтому первый подземный этаж практически весь занят торговлей, сервисными мастерскими, книжными магазинами и т.д. (этаж -2, как обычно, отдан паркингу). Нулевой уровень библиотеки (1 этаж) занят, в основном, фондами. Главные публичные пространства располагаются на втором этаже, третий и четвёртый вмещают читальные залы и служебные помещения.
Библиотека Варшавского университета. План -2 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. План -1 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. План 1 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Разрез. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Наземный объём разделён на две части. Первая – так называемый «Рогалик» – вытянутый в плане треугольник неправильной формы, где на всех этажах размещается торговля и кафе. Вторая – основное здание, близкое в плане к квадрату, занимающее целый квартал. Примерно четверть этого квартала занимает факультет права и администрации, образуя отдельное внутреннее каре с собственным двором. В диагонально противоположном углу библиотечного массива сделана выемка, огибающая историческое здание Серой виллы.

Между «Рогаликом» и основным зданием проходит «Уличка» – пешеходный променад с верхним остеклением.
Библиотека Варшавского университета. Здание «Рогалик». Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Здание «Рогалик». Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Дойдя до середины «Улички», можно попасть собственно в библиотеку, хотя её пространство начинается не сразу: его предваряет своего рода переходная, буферная зона. На перпендикулярной «Уличке» оси расположены символические ворота «Святыни знаний», над которыми «парит» укреплённая на стеклянной стене медная книга с латинской надписью: Hinc omnia («Отсюда всё»).
Библиотека Варшавского университета. Основное здание. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Справа от них расположен ресторан библиотеки, слева – выставочный зал. Представительный главный фасад – «Фасад культуры» – находится со стороны «Рогалика», два входа в комплекс расположены по концам «Улички».
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

На главном фасаде, как и в здании Дворца правосудия (ещё одна знаковая постройка Будзинского в Варшаве), применён приём сочетания стеклянной стены и патинированной медной колоннады. В данном случае колонны тонкие, попарно соединённые большими медными таблицами. На них воспроизведены старинные тексты на санскрите, иврите, арабском, греческом, древнерусском и старопольском языках, а также рукописи математических формул и нот. Колонны поддерживают массивный символический фриз с надписью «Университетская библиотека».

Один польский критик написал, что «Фасад культуры», подобно фиговому листку, стыдливо прикрывает коммерческую зону, доход от которой направляется на поддержание работы библиотеки. На мой взгляд, ни стыдливости, ни, тем более, сарказма в нём нет: фасад серьёзен. В нём есть ясно читаемая идея связи времён через высокие точки мысли и вдохновения – что мы и называем культурой. А «Рогалик» коммерции даже вносит в библиотечную зону тот необходимый элемент «житейского», без которого она была бы слишком «строгой» и однозначной. Сквозная для Марека Будзинского тема творческой роли противоречий находит здесь своё органичное отражение.

«Уличка» с её магазинами и кафе «засасывает» внешний хаос в ясный строй библиотечного пространства, где доминирует Культура. Даже сидя в кафе или прогуливаясь по торговым галереям, люди видят вход в сокровищницу знаний и напоминание: «Отсюда всё». Эта надпись открывает перпендикулярную «Уличке» перспективу библиотечного пространства. В неё «втягивают» символические пропилеи: развёрнутые под 45 градусов две спаренных тонких колонны и два монументальных уплощённых пилона с изображениями текстов. Далее читатель пересекает «магическую» стеклянную черту, обозначенную парящей книгой, и попадает в священное пространство знаний. Направление продолжает широкий лестничный марш, подхваченный взлётом четырех входных колонн. Отсюда глазу открывается обширное пространство высокого холла каталогов и информации.
Библиотека Варшавского университета. Холл каталогов и информации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Колоннада философов – это простые вытянутые цилиндры из грубого бетона, без баз, энтазиса и капителей, ставшие постаментами для четырёх реалистичных скульптур польских мыслителей. Обращает на себя внимание полное отсутствие патетики, мягкая, добрая интонация и искра юмора в трактовке их образов.
Библиотека Варшавского университета. Основное здание. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

В глубине открывающейся перспективы зала ещё одна лестница ведёт к окружённой колоннами ротонде под стеклянным куполом. Это место пересечения трёх перпендикулярных осей координат: вертикальной и двух горизонтальных. Под ротондой находится главная сокровищница библиотеки – закрытые фонды, отделённые от верхних уровней стеклом. Таким образом, вся вертикальная ось напоминает символический колодец, откуда можно черпать знания. Стеклянный купол пропускает таинственные лучи розоватого света как нити, связывающие «колодец знаний» со вселенной.
Библиотека Варшавского университета. Ротонда. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Протяжённый неф каталожного зала, стеклянный купол над средокрестием осей, ритмичный шаг спаренных колонн, отделяющих три уровня «хор» – сакральная символика буквально пронизывает главное пространство библиотеки. Колоннам придан образ деревьев: своими металлическими «ветвями» они тянутся к небу, поддерживая прозрачную стеклянную крышу над главным пространством библиотеки. Вокруг центрального нефа группируются читальные залы, помещения для обработки собраний и другие необходимые отделы библиотеки. Одним из главных достоинств проекта члены конкурсного жюри называли «эластичность» пространств, возможность их трансформации под меняющиеся нужды библиотеки. Наземные ярусы, помимо двух широких лестничных маршей на главной оси, объединены четырьмя вертикалями изящных винтовых лестниц по обе стороны от главного нефа. Все пять уровней библиотеки связаны семью стволами коммуникаций с лифтами и пожарными лестницами.
Библиотека Варшавского университета. Лестница. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Верхний ярус. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Через пространство главного холла переброшен стеклянный мостик, с которого можно разглядеть в доступной близости каменных чудаков-философов, венчающих входные колонны. Верхний ярус оказывается в «лесу» металлических ветвей (или доисторических тычинок) в качестве «капителей» огромных парных колонн. Гигантское, насквозь прозрачное металлостеклянное пространство открывается отсюда неожиданными, острыми ракурсами.
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

В отличие от строгих и спокойных интерьеров Дворца правосудия, здесь незримо присутствует дух игры, выражающийся в непредсказуемой смене удивительных пространственных сюжетов. Эта игра, не имеющая ничего общего с постмодернистской пародийной иронией, присутствует и во внешнем облике здания. Совершенно непредсказуема смена фасадов, каждый из которых наделён собственным неповторимым обликом. У входа в «Уличку», который примыкает к улице Липовой, установлена марганцево-розовая стеллажная конструкция, которая утратила свою функцию, но стала важным декоративным элементом.
zooming
Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Фасад по улице Липовой состоит из трёх самостоятельных по характеру частей: стеклянного фасада факультета права и администрации с медной ликторской символикой и обрамляющих его с двух сторон стен, увитых зеленью (они относятся, соответственно, к общественному пространству «Улички» и к библиотеке). Эта бетонная поверхность («экологический» фасад) является основной тканью оболочки здания, повторяясь в разных комбинациях с каждой из его сторон.
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © а Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Угол улицы Липовой и Костюшковской набережной закреплён полукруглым выступом и венчающей его смотровой ротондой («Бельведерик») с видом на Вислу. Здесь же, на углу, поставлена небольшая классическая арка с бюстом – фрагменты бывшей здесь ранее застройки, выполняющие роль «памяти места».
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель

Фасад по Костюшковской набережной делает отступ для реконструированного здания Серой виллы начала XX века. Вогнутый угол облицован зеркальным стеклом, отражающим краснокирпичные неоготические очертания. И к стеклянной, и к основной «экологической» поверхности примыкает ряд высоких цилиндров, вмещающих вентиляционные устройства . Они имеют вид могучих отдельно стоящих колонн и усиливают монументальное звучание здания.

Наконец, четвёртый фасад решён как «экологическая» стена с зелёным пандусом, по которому университетский сад плавно «переползает» на крышу.

Библиотечный комплекс имеет целую сеть продуманных градостроительных связей: улица Добрая несёт сюда ритм городской жизни, улица Липовая протягивает ось к старому университету, на перекрёсток улиц Добжей и Генстей простреливает историческая Ось Саска – ещё одна нить, связывающая с прошлым Варшавы. Вместе с тем, удачное расположение здания на Варшавском склоне (берегу Вислы) кладёт основание дальнейшему обустройству этого района. Таким образом, здесь вновь звучат в полную силу лейтмотивы творчества Будзинского: единство противоречий, связь прошлого и будущего, диалог природы и культуры.

 
***
Сад на крыше 
Библиотека Варшавского университета. План сада библиотеки. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Висячий сад на крыше библиотеки, занимающий площадь более одного гектара – один из самых больших и красивых в Европе (дизайнер Ирэна Баэрска). Он состоит из двух частей – верхней и нижней, объединённых пологим склоном с потоками стекающей каскадом воды. Особыми украшениями нижнего сада стали «космогонические» гранитные скульптуры-валуны Рыхарда Стрыецкого (Stryjecki).
Верхний сад разбит на несколько участков, и в каждом разворачивается собственный сюжет форм, цвета, аромата и настроения. Это золотой, серебряный, карминовый и зелёный сады (последний находится над «Рогаликом» коммерции, со стороны улицы Доброй). На крышу ведёт пологий озеленённый пандус, переходящий в контуры беседки над стеклянным куполом библиотеки.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Эта беседка – стальной полусферический каркас, увитый зеленью, и продолжает тему связи с космосом. Поэтому она называется «беседка-антенна». Стеклянные фонари верхнего света занимают 20% территории крыши. В двух местах над ними проложены видовые прогулочные мостики. Отсюда открываются прекрасные панорамы.
Библиотека Варшавского унивеситета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Несмотря на современный ландшафтный дизайн, крыша университетской библиотеки поражает своей дворцовой нарядностью. При этом роль мраморных ваз выполняют вентиляционные устройства, а роль павильонов – стеклянные купола над читальными залами. Каскады воды, «космогоническая» скульптура, искусные пространственные сюжеты – всё это превращает зелёную крышу библиотеки в настоящие сады Семирамиды или перемещённые наверх партеры Версаля.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель

Марек Будзинский любит подчёркивать, что при высокой технической оснащённости и наличии верхнего сада, стоимость библиотеки получилась относительно умеренной – в первую очередь, за счёт использования бетона как основного строительного материала.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
***
 
Архитектура библиотеки и почерк Будзинского в целом с трудом поддаётся стилевой классификации. Порой ему приклеивают ярлык постмодерниста, но это неверно. В общественных зданиях Будзинского всегда присутствуют символические элементы, фокусирующие внимание в том или ином locum sacrum (таких священных мест может быть несколько). В университетской библиотеке, трактуемой как «Святыня знаний», это средокрестие осей с «Сокровищницей» закрытых фондов и беседкой-антеной на крыше. Эти «историзмы» Будзинского направлены на отыскание в архитектуре первоначальной «платоновской» сущности, надфункционального смысла, тогда как постмодернизм является по сути пародией на традицию, снимая с неё тысячелетний ореол. Иными словами, если постмодернизм низводит священное до обыденного, то Будзинский, напротив, возводит обыденное до статуса священного.

Постмодернистская игра абсурда на самом деле очень рассудочна, интеллектуальна. Иррациональность Будзинского, напротив, стихийна, интуитивна. Их посыл прямо противоположен: в первом случае констатируется утрата смысла, во втором – переживается обретение смысла.
 
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”


16 Декабря 2015

Автор текста:

Ирина Бембель
comments powered by HyperComments
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Куст за куст
Следуя сингапурским законам о компенсации утраченной при строительстве зелени, небоскреб Robinson Tower по проекту бюро KPF получил сады на кровле подиума и в атриуме.
Пресса: «Зеленые» технологии строительства, которые спасут...
Сегодня перед архитекторами и строительной отраслью стоит задача создавать не просто красивые и функциональные, но и энергоэффективные здания. Для сохранения природы они должны не только потреблять, но и сами сохранять и даже вырабатывать энергию, не производить вредных выбросов, изготавливаться из экологичных и энергоэффективных материалов, чтобы потом их можно было безотходно утилизировать.
«Зеленые» складки
Токийское здание галереи с квартирой ее владельца по проекту Akihisa Hirata Architecture Office получило озелененные террасы-«карманы».
Джунгли на высоте
В Сингапуре по проекту бюро BIG и Carlo Ratti Associati началось строительство небоскреба с тропическими «оазисами» у подножия, на 20-м этаже и на кровле.
Пресса: Кен Янг: «Архитектура должна быть частью природы»
В чем суть и привлекательность «зеленой» архитектуры? Для чего такие здания нужны на планете и что лежит в основе эко-дизайна? На эти и другие вопросы в блиц-интервью портала Стройкомплекса ответил всемирно известный архитектор, директор и главный архитектор британского архитектурного бюро Llewelyn Davies Yeang, руководитель малайзийского архитектурного бюро T. R. Hamzah & Yeang Кен Янг.
Пресса: В Шанхае появился жилой дом в стиле Висячих садов...
В минувшие выходные в китайских социальных сетях появились фотографии, демонстрирующие новый впечатляющий проект: это строящийся жилой комплекс в Шанхае, который у многих вызвал ассоциации мифическими висячими садами Навуходоносора II - одним из Семи чудес света.
Пресса: Висячие сады в Сан-Паулу будут фильтровать 20% загрязненного...
Французско-бразильское архитектурное бюро Triptyque Architecture планирует преобразить один из районов Сан-Паулу. Через Минхочао сейчас пролегает многокилометровый виадук, а жители дышат загазованным воздухом; вместо этого должны появиться висячие сады, растения которых будут поглощать 20% выбросов углекислого газа.
Пресса: White Walls: Жан Нувель построил зелёный небоскрёб в столице...
Известный французский архитектор Жан Нувель построил в столице Кипра Никосии удивительное здание — 67-метровую башню White Walls. На улицах города эту постройку сложно с чем-то перепутать: через башню будто прорастает множество растений.
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.