В Лондоне открылась оранжерея будущего – творение Нормана Фостера

Автор текста:
Сергей Клинов

19 Декабря 2016
Строительство Партнерский материал
mainImg
Архитектор:
Норман Фостер
Мастерская:
Foster + Partners
Gillespies
Проект:
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф»
Великобритания, Лондон

2008 / 2009
Компaния:
представительство компании  Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo») на Архи.ру
Крытый тропический сад расположен на верхнем седьмом этаже новой железнодорожной станции «Кэнери-Уорф», важнейшего узла инфраструктурного проекта Crossrail стоимостью 14,8 млрд фунтов, меняющего возможности перемещения по растущему мегаполису. Система, состоящая из 132 км путей, 42 км тоннелей, 30 существующих и 10 новых станций, будет запущена к 2019 году, но уже сегодня можно посетить наиболее впечатляющую часть творения именитого британского архитектора.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners

Компания Foster+Partners начала с проектирования подземной трехэтажной части, где располагаются перроны станции, и завершила проект гигантской прозрачной кровлей: 310 метров в длину (более 3-х футбольных полей), 32 метра в ширину. Как и во многих своих проектах, лорд Фостер мастерски играет на контрасте основных бетонных конструкций станции, окружающих офисных зданий и визуально легкой сетки покрытия. В основе ее - пересекающиеся под разными углами 1418 деревянных балки из канадской ели, добытой устойчивым методом и смонтированных немецкими инженерами, а прозрачные «подушки» из фторполимерной пленки, наполненные воздухом, обеспечивают теплоизоляцию, защиту от осадков и способствуют уникальному микроклимату внутри строения. Альянс архитекторов и инженеров выбрал конструкцию «подушек» с мембраной Fluon EFTE от AGC. Мембрана – пленка толщиной не более 250 микрометров – как обычный лист бумаги, тем не менее, долговечна, удобна в обслуживании и служит диэлектриком, что важно для безопасности кровли, а также пропускает необходимые растениям ультрафиолетовые лучи. Четверть площади кровли оставлена открытой для доступа свежего воздуха, прямых солнечных лучей и дождевой воды.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners

Успешное применение такой технологии на кровле стало реальностью благодаря привлечению к проектированию еще одного известного участника – инженерной фирмы ARUP. Фторопластовые подушки запомнились всем на знаменитых Олимпийском центре водных видов спорта в Пекине и футбольном стадионе Allianz Arena в Мюнхене, в теперь получили новое применение в Лондоне. Участие ARUP в проекте позволило воплотить в жизнь все смелые идеи Нормана Фостера, а также сделать пространства над станцией экономически эффективными и гибкими в использовании. Например, если торговые площади через какое-то время станут не нужны или потребуют реконструкции, их можно будет демонтировать или перестроить без остановки работы самой станции.


Растения, выбранные для сада одной из лондонских студий ландшафтного дизайна, перекликаются с морским наследием района Кэнари-Уорф. Многие из видов флоры характерны для мест, куда ходили британские торговые суда в XIX веке. Эти корабли пользовались тремя доками Вест-Индиской докерской компании, которые располагались на месте строительства до 1980-х годов. Новый объект расположен прямо на север от Гринвича, практически на нулевом меридиане, что вдохновило создателей разделить посадки на две географические зоны.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners

Дизайн сада отвечает архитектурному языку кровли в создании уникальной крытой экосистемы, открывая посетителям совершенно новый вид на воду и окружающую застройку делового квартала. Сад организован вокруг основной пешеходной дорожки с многочисленными ответвлениями, дающими горожанам ощущение побега из урбанизированной среды. Он парит над окружающей станцию водой на высоте 24 м, где на четырех надземных этажах также расположены магазины, кафе и рестораны, доступные посетителям через два пешеходных мостика.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners

Воплощение проекта в жизнь и его дальнейшая эксплуатация требует уникальных знаний и привлечения специалистов высокого уровня на всех этапах реализации. Еще на этапе проектирования авторами было уделено особое внимание применяемым для устройства озеленения технологиям. В отличие от традиционного сада, здесь необходимо правильно организовать дренаж и движение дождевых вод, незаметно подвести полив, организовать долговечный рельеф на базе плоских железобетонных конструкций, в тоже время защитив их от воздействия растений.

В России подобными передовыми системами озеленения кровель занимается кровельно-ландшафтная компании «ЦинКо РУС», обладающая специальными технологиями озеленения и применяющая уникальные дренажно-накопительные элементы ZinCo.

Торговый центр и сад на крыше Кроссрэйл-плейс (Crossrail Place Retail and Roof Garden) открыт для посетителей с заката до рассвета, но выглядит живым и ночью, заливая лучами света окрестности станции.
Материал предоставлен компанией «ЦинКо РУС»
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners


Поставщики, технологии

Архитектор:
Норман Фостер
Мастерская:
Foster + Partners
Gillespies
Проект:
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф»
Великобритания, Лондон

2008 / 2009

19 Декабря 2016

Автор текста:

Сергей Клинов
comments powered by HyperComments
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Куст за куст
Следуя сингапурским законам о компенсации утраченной при строительстве зелени, небоскреб Robinson Tower по проекту бюро KPF получил сады на кровле подиума и в атриуме.
Пресса: «Зеленые» технологии строительства, которые спасут...
Сегодня перед архитекторами и строительной отраслью стоит задача создавать не просто красивые и функциональные, но и энергоэффективные здания. Для сохранения природы они должны не только потреблять, но и сами сохранять и даже вырабатывать энергию, не производить вредных выбросов, изготавливаться из экологичных и энергоэффективных материалов, чтобы потом их можно было безотходно утилизировать.
«Зеленые» складки
Токийское здание галереи с квартирой ее владельца по проекту Akihisa Hirata Architecture Office получило озелененные террасы-«карманы».
Джунгли на высоте
В Сингапуре по проекту бюро BIG и Carlo Ratti Associati началось строительство небоскреба с тропическими «оазисами» у подножия, на 20-м этаже и на кровле.
Пресса: Кен Янг: «Архитектура должна быть частью природы»
В чем суть и привлекательность «зеленой» архитектуры? Для чего такие здания нужны на планете и что лежит в основе эко-дизайна? На эти и другие вопросы в блиц-интервью портала Стройкомплекса ответил всемирно известный архитектор, директор и главный архитектор британского архитектурного бюро Llewelyn Davies Yeang, руководитель малайзийского архитектурного бюро T. R. Hamzah & Yeang Кен Янг.
Пресса: В Шанхае появился жилой дом в стиле Висячих садов...
В минувшие выходные в китайских социальных сетях появились фотографии, демонстрирующие новый впечатляющий проект: это строящийся жилой комплекс в Шанхае, который у многих вызвал ассоциации мифическими висячими садами Навуходоносора II - одним из Семи чудес света.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.