В сторону пешехода

Чуть более месяца назад вышел из печати русский перевод бестселлера американского урбаниста Джефа Спека «Город для пешехода».

Автор текста:
Илья Мукосей

mainImg
«Эта книга, конечно, не методичка, она содержит фундаментальные знания, но чем мне нравятся подобные книги – так это тем, что каждый сам может создать свое практическое руководство на ее основе.»
Главный архитектор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Андрей Гнездилов.
(Источник)

Знаете ли вы, что «более пагубным, чем безусловное царство автомобиля, для здоровья центра города может быть лишь полный запрет автомобильного движения»? Неожиданное заявление для автора книги с названием «Город для пешехода», не правда ли? В «общей теории пешеходности», разработанной Джефом Спеком, немало позиций, кажущихся на первый взгляд парадоксальными. Как же он пришел к подобным заключениям?

Проработав около 10 лет под началом известного урбаниста Андреса Дуани (Andrés Duany) в его компании Duany Plater Zyberk & Company, Спек впервые стал известен широкой публике как соавтор книги «Нация пригородов» (Suburban Nation: The Rise of Sprawl and the Decline of the American Dream, 2001), содержавшей последовательную и обоснованную критику стихийного роста пригородов. Сами авторы называли эту работу «архитектурной версией «Вторжения похитителей тел», а читатели восприняли ее как логичное продолжение идей Джейн Джейкобс, изложенных в ее знаменитой книге «Смерть и жизнь больших американских городов».

В 2003 году Спек стал директором по дизайну в Национальном фонде поддержки искусств (National Endowment for the Arts) – независимом агентстве при правительстве США, которое поддерживает не только чистое искусство, но и также и прикладные дисциплины, в том числе – развитие инициатив по улучшению городской среды. С этой целью при агентстве действует Институт мэров по проектированию городов (Mayors’ Institute on City Design, MICD), в рамках которого проводятся регулярные встречи мэров американских городов со специалистами и совместный поиск решений актуальных городских проблем. Работа с этим институтом стала одной из ключевых обязанностей Спека. Вот как он сам рассказывал о зарождении своей «теории пешеходности» в интервью порталу usa.streetsblog.org, посвященном выходу «Города для пешехода» в 2012 году:
Фото © Юлия Тарабарина / Архи.ру
Фото © Юлия Тарабарина / Архи.ру


«Я пришел к этому отнюдь не прямым путем. Я дизайнер, планировщик городов. Я никогда особо не интересовался ходьбой, даже с точки зрения здоровья или отдыха. Но потом я стал работать с большим количеством мэров. Я контролировал работу MICD в течение четырех лет. Раз в два месяца проводились встречи с участием восьми мэров и восьми проектировщиков. Каждый мэр рассказывал о своей главной градостроительной задаче. Слушая, как они, один за другим, излагали свое представление о том, что такое успешно развивающийся город, я осознал, что одновременно и лучшим критерием процветающего города, и лучшим средством достижения процветания является развитая уличная жизнь, или, иными словами, пешеходность. <…> Мне стало очевидно, что улучшение пешеходности способствует решению всех остальных проблем. Разумеется, это не единственный путь. Можно говорить о тех же проблемах терминами Нового урбанизма, но он пугает консерваторов, или нео-традиционализма, но тогда отвернутся либералы. А против пешей прогулки ни у кого нет возражений.»

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Перевод с английского книг по урбанизму связан с немалыми трудностями, потому что многие термины не имеют однозначных аналогов в русском языке. Переводчик В.Самошкин и научный редактор издания Ирина Коккинаки в целом достойно преодолели эти затруднения. В частности, русскую версию названия – «Город для пешехода» – я считаю удачной, но все же один важный нюанс оно не отражает. Дело в том, что Walkable city – так в оригинале называется книга – это город не только для пешеходов. Буквально это означает «город, проходимый пешком», но и этот перевод не совсем полно передает смысл. Точнее всего, пожалуй, объяснил сам автор в процитированном выше интервью, сказав что walkability (пешеходность) – это развитая уличная жизнь.

Уже опубликованные мнения о русском издании книги диаметрально расходятся в одном вопросе. Одни считают ее едва ли не прямым руководством к действию, а другие говорят о ней скорее как об источнике фундаментальных знаний. Я скорее соглашусь со вторым мнением. Все-таки не зря в английском издании «Города для пешехода» имеется подзаголовок, привязывающий эту книгу именно к американской почве (How downtown can save America). Книга снабжена массой примеров из американской практики Спека, и далеко не все они применимы к российским реалиям. Но даже и к тем примерам, что применимы, я бы относился с известной долей осторожности. «Проектировщики в течение многих лет ошибались столько раз, что теперь, когда они в большинстве случаев правы, их мнение игнорируется», – жалуется автор в предисловии. Вероятно, такие же жалобы можно было услышать и от проектировщиков предыдущих поколений.

Впрочем, на случай подобных ошибок у Спека тоже есть рецепт. «Не транжирьте деньги на возведение роскошных баррикад против автомобилей», пишет он. «Лучше установите временные тумбы, принесите деревья в кадках и вертящиеся кресла, как это было сделано на Таймс-сквер. Постройте эту декорацию на субботу и воскресенье, а если дело выгорит, увеличьте продолжительность мероприятия еще на день и еще на день». Эти его слова касаются устройства пешеходных зон, которые, по мнению Спека, далеко не всегда способствуют той самой пешеходности, то есть развитой уличной жизни. Но, мне кажется, их стоит отнести вообще ко всем экспериментам с городской средой, на которые щедры нынче наши городские власти: пусть эти эксперименты будут недорогими.
Обложка англоязычного издания книги Джеффа Спека «Город для пешехода» (New York: North Point Press, a division of Farrar, Straus and Giroux, 2013. © 2012). Изображение с сайта usa.streetsblog.org. Лицензия Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 United States


Эксперименты, считает Спек, в принципе нужны. В своем интервью, которое я уже цитировал выше, он говорит, что «самая большая ошибка многих городов – изменять себя только на основе поступающих в муниципалитет жалоб». Руководство эффективного города, по его мнению, должно проявлять и поощрять творческую инициативу.

Рецепты Спека, кстати, не претендуют на универсальность. Он прекрасно осознает, что города бывают разные, и что хорошо одному, для другого может оказаться вредно, и это тоже обосновывает конкретными примерами. На мой взгляд, примеров, и вообще цифр, в книге даже многовато. Многое из того, что знакомо и понятно американским читателям, для нас с вами может представлять пустой звук. Однако продраться через эти дебри все-таки стоит – ради порой спорных, но интересных принципов пешеходности в исполнении ее главного защитника и популяризатора.

Русское издание «Города для пешеходов» вышло, по информации портала Архсовета Москвы, по инициативе главного архитектора города Сергея Кузнецова. Он также снабдил книгу своими комментариями, цель которых – сопоставить идеи Спека с московскими реалиями. Помимо этого книгу предваряют два вступительных слова: одно – от мэра Москвы Сергея Собянина, а второе – от заммэра Марата Хуснуллина. Последнее особенно удивительно, учитывая то, что градостроительная политика, ведомая Хуснуллиным, во многом диаметрально противоречит идеям Спека. Но удивительно только на первый взгляд. После некоторых раздумий хотелось бы высказать уважение к руководителям города, которые поощряют распространение взглядов, не совпадающих с их собственными. И пусть такая широта взглядов наблюдается пока только в одной специализированной области, для города эта область – одна из важнейших. Разнообразие мнений, возможность сравнивать различные идеи и экспериментировать почти всегда идет на пользу городам.


Дж. Спек. Город для пешехода.
М., Искусство-ХХI век, 2015.
ISBN 978-5-98051-136-4
Формат: 140 ×215
Объём: 352 с.
Тираж: 1500 экз
Фото © Юлия Тарабарина / Архи.ру


14 Июля 2015

Автор текста:

Илья Мукосей
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.