Театр эволюции. Время как проектный материал

Реновация Большой галереи эволюции Музея естественной истории стала своеобразным манифестом дарвинизма, нашедшего свое отражение как в решении экспозиции, так и в архитектурном проекте Поля Шеметова.

mainImg
Галерея XIX века

В 1889 году Франция праздновала столетие Великой французской революции. Поражение страны во франко-прусской войне (1870–1871) усилило желание властей взять реванш над Германией в технологической и научной сферах, и на Всемирной выставке 1889 года Париж показал новейшие национальные достижения в области строительных материалов и технологий.

В том же году, через несколько месяцев после возведения Эйфелевой башни, в парижском Саду растений открылось здание Галереи зоологии, выполненное по проекту архитектора Жюля Андре. Как и ее более знаменитая современница, Галерея во многом опередила свое время. Технический прогресс позволил архитектору довести до максимума размеры 3-ярусного атриума, поддерживаемого чугунными колоннами и перекрытого стеклянным сводом площадью более 1000 квадратных метров. Демонстрация металлической структуры здания в то время не являлась нормой и не одобрялась, поэтому снаружи оно «одето» в каменный фасад в духе «официальной» архитектуры конца XIX века.
 
Общий вид Галереи © Paul Chemetov Borja Huidobro ADAGP
zooming
Экспозиция Галереи до реновации © MNHN - Bibliothèque centrale

В Галерее были размещены коллекции Музея естественной истории, созданного в 1793 году и, в свою очередь, продолжавшего традицию Королевских коллекций. Наследница идей эпохи Просвещения, выставка представляла собой упорядоченный каталог, своего рода библиотеку экспонатов, где человек выступал в роли хозяина.


Послевоенные годы

После окончания Второй Мировой войны средств на содержание музея не хватало. В 1965 году Галерея зоологии закрылась и начала постепенно ветшать. После затемнения центрального свода металлическими листами здание погрузилось во мрак. Это было начало долгого сна, который длился более 20 лет.

В середине 1980-х вновь пробудился интерес к зданию, и в 1987 году Министерство образования объявило международный конкурс на план реновации Галереи, дополнивший список «Больших проектов» Франсуа Миттерана. Проект обновленной Галереи, теперь уже не зоологии, а эволюции, должен был представить новый «сценарий» взамен устаревшей экспозиции, а также включать в себя подземный уровень для временных выставок, новую входную группу по продольной оси здания и сделать легко доступными все его уровни с помощью лифтов и дополнительных лестниц.
 
Поль Шеметов перед макетом обновленной Галереи © Paul Chemetov ADAGP

В интервью 1994 года Поль Шеметов, соавтор проекта-лауреата, рассказал о первых впечатлениях, вызванных посещением заброшенной Галереи: «Меня поразил эффект фильтра, дымки, которая все накрывала, даже какого-то слоя памяти и истории, который мы захотели сохранить в новом проекте».


Эволюция Галереи

Проект трансформации, предложенный Полем Шеметовым совместно с Боржей Уидобро, инженером Марком Мимрамом и сценографом Рене Альо, заменил выставку-каталог более живой, интерактивной экспозицией, где теория эволюции постигалась бы с помощью заранее подготовленного маршрута осмотра. Рассказ об эволюции делится на три части: разнообразие живых существ (1-й и 2-й уровни), эволюция жизни (4-й уровень-балкон), человек как фактор эволюции (3-й уровень-балкон). Архитектурный проект напрямую вытекает из этого сценария.
 
zooming
Главная сцена выставки © MNHN – Patrick Lafaite. Architectes Paul Chemetov Borja Huidobro - ADAGP

Центральной «ареной» экспозиции стала платформа на высоте второго уровня, замощенная светлым деревянным паркетом, по которому движется вереница освобожденных от прежних пьедесталов и защитных стекол животных. На первом уровне размещены обитатели подводного мира. Раскрытие фундаментов позволило включить в интерьер арки и пилоны из жернового камня, архаическая брутальность которых вторит подвешенным над спуском в подземный уровень скелетам китов. Ярусы балконов пронизывают панорамные лифты и металлические лестницы.
 
zooming
Фрагмент платформы второго уровня © Emmanuelle Blanc архитекторы Paul Chemetov Borja Huidobro- ADAGP

Идея эволюции нашла свое отражение и в выборе материалов. Несущая на себе печать времени темная деревянная обшивка стен с резным орнаментом, окрашенные в красно-бурый цвет структуры из чугуна, кованые перила дополнены лаконичными современными компонентами из серой стали, стекла, гладкими деревянными панно из березы и бука. Старый дубовый паркет, сохранившийся в галереях балконов, был отреставрирован и возвращен на прежнее место.
 
zooming
Вид на главную сцену выставки © Catherine Ficaja архитекторы Paul Chemetov Borja Huidobro- ADAGP



Концепция проекта

На торжественной церемонии открытия Галереи в 1994 году Поль Шеметов сформулировал основные идеи своей работы: «Проект трансформации здания затронул важную тему: диалог старого и нового. Мы хотели, чтобы наша работа была своего рода передачей эстафетной палочки от XIX к XX веку и ставила вопрос: не был ли XIX век, устремленный к прогрессу, радикальнее, чем модернизация конца XIX – начала XX века? Несмотря на то, что понятие современности сейчас у всех на слуху, способность видеть старое через новое и отделять его от создаваемого нового, при видимой бедности старого, кажется неразвитой. Чтобы ее достичь, нужно пойти на риск создания нового и не думать, что можно так просто отделаться, всего лишь прибегнув к капризам моды или к каким-то «антикварным» цитатам.
 
Фрагмент западной стены © Paul Chemetov Borja Huidobro ADAGP



Сегодня, если реставрация здания или его сохранение относятся к корпусу технических и исторических знаний, то трансформация делает необходимыми другие навыки. Нужно уметь выдумывать, «прививать», противопоставлять, оценивать критически. Было бы нечестным с эстетической и исторической точек зрения создать новый вход «а-ля Жюль Андре», потому что он не был ни нарисован, ни предвиден [автором первоначального проекта]. Внедрение новых элементов в старый порядок в данном случае является данью уважения к целостности здания.
[…]
В архитектуре понятия копии стиля, имитации, фальшивого старого, то есть поверхностности, часто причисляются к консервации. Но подлинность произведения утрачивается во имя невозможного возвращения к первоначальным ценностям; естественная смерть заменяется смертью через долгую консервацию, которая отрицает время и тем самым замораживает память.
 
Балкон четвертого яруса © Paul Chemetov Borja Huidobro ADAGP

После каждой реставрации памятник становится, в любом случае, снова новым. Невозможно каждый раз возвращать его в первоначальный вид или даже в предыдущие условия существования. Старение неизбежно. Оно не может быть замедлено только путем противопоставления существующей руине другой руины, которая будет ответом на нужды проекта. Трансформация же, напротив, создает не существовавший ранее объект, который, однако, не является фальшивкой. Наш подход к этому вопросу и, в конечном счете, наше отношение к истории нас отделяет от консерваторов. Они думают, что сегодняшний знак, сегодняшний проект, сегодняшний город, сегодняшние нужды должны быть подчинены с помощью мимесиса, покорены прошлым, имея в виду, что новое должно подстраиваться под старое. Здравый же смысл принимает противоположную точку зрения: старое должно подстроиться под новое.
Спуск в подземный уровень © Paul Chemetov Borja Huidobro ADAGP



[…]
Прошлое, которое нужно для сравнения с новой ситуацией, должно быть инсценировано, приближено к реальным условиям, чтобы играть свою роль в этой конфронтации. Так как иначе, можно было бы думать, что лишь первенство прошлого дает ему статус очевидности. Работа по реконструкции памяти, как в этом здании, необходима. Это было самой трудной целью нашего музеографического проекта».


Диалог с прошлым

Такой подход к историческому зданию стал для своего времени по-настоящему новаторским. Прошлое в данном случае не становится реликвией, а играет по тем же правилам, что и современность. Старые части здания оставлены нетронутыми, но используются в иной конфигурации. В этом дизайн выставки схож по идее с архитектурным решением: отделить экспонаты от постаментов или осветить их по-другому уже означало трансформировать восприятие.
 
zooming
Жираф на балконе галереи: из экспоната в посетители © MNHN – Bernard Faye архитекторы Paul Chemetov Borja Huidobro- ADAGP



Концепция проекта в этом смысле делает шаг вперед по сравнению с постулатами Венецианской хартии, составленной 30 годами ранее [Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест была подписана в 1964 году и послужила основой для создания ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) – примечание Т.К.]. Хартия подразумевает своего рода инкрустацию нового в старое при сохранении всех пространственных характеристик старого и признании его безусловного приоритета. И, хотя проект трансформации Галереи эволюции, говоря на современном языке, также отрицает подражание прошлому, он создает новый тип внедрения в исторический материал, достигая почти органического симбиоза между новым и старым.

Благодаря этому подходу, здание Галереи эволюции остается современным и сегодня, по прошествии 20 лет с момента реализации проекта Шеметова.
zooming
План второго уровня © Paul Chemetov Borja Huidobro ADAGP
Поперечный разрез © Paul Chemetov Borja Huidobro ADAGP
Фасад Галереи со стороны партера парка © MNHN – Service mulitmédia
zooming
Общий вид Галереи © MNHN – Bernard Faye архитекторы Paul Chemetov Borja Huidobro- ADAGP
Общий вид Галереи с посетителями © Emmanuelle Blanc архитекторы Paul Chemetov Borja Huidobro- ADAGP
Главный вход © Paul Chemetov Borja Huidobro ADAGP
zooming
Зал обитателей подводного мира © MNHN – Bernard Faye архитекторы Paul Chemetov Borja Huidobro- ADAGP
zooming
Западная стена Галереи с балконами третьего и четвертого ярусов © Emmanuelle Blanc архитекторы Paul Chemetov Borja Huidobro- ADAGP

06 Апреля 2015

Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.