Форум в форуме

16 января в Берлинской архитектурной галерее открылась выставка Wowhaus – Architecture for Communication.

Автор текста:
Анна Кирикова

mainImg

Мастерская:

WOWHAUS
Современный Берлин, на первый взгляд, почти полная противоположность Москве. Неспешный, уютный, с развитой инфраструктурой общественных пространств и зеленых зон. Москва же с точки зрения берлинца – хаотична и способствует, скорее, конфликту, нежели диалогу, да и порядок внедрения современной архитектуры в историческую часть города далеко не всегда выдерживает экзамен на логику. В этой паре Берлин синонимичен комфорту и коммуникации, а Москва, по крайней мере еще до недавнего времени – хаосу и отчуждению. Ее свойства – урбанистическая неорганизованность, отсутствие систематических работ по переосмыслению общественных пространств, унаследованных городом от советского времени. Однако это только на первый взгляд. Современная Москва, как никакой другой мегаполис, стремится к обновлению и созданию комфортных пространств коммуникации.

Еще в мае главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов привозил в берлинский архитектурный форум Aedes выставку «Новая Москва», представившую главные конкурсные проекты по реорганизации московских пространств последних лет.

Теперь же к рассказу о современном переосмыслении публичных пространств Москвы присоединилась и берлинская архитектурная галерея под руководством архитектора Ульриха Мюллера, который, к слову, планирует и в дальнейшем расширять географический фокус деятельности галереи в сторону России.

В Берлин Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, партнеры архитектурного бюро Wowhaus, и, пожалуй, одни из главных преобразователей общественных пространств столицы, вместо стандартного набора планшетов и макетов, привезли амфитеатр. Точнее, привезли его задумку – конструкция была изготовлена на месте, всего за несколько дней до открытия. Созданный из высококачественной фанеры амфитеатр занял собой практически всё пространство галереи, являясь одновременно и экспонатом выставки и функциональным объектом – удобно расположившись на его рядах, зрители могут продолжить свое погружение в творчество бюро, обратившись к видеоэкрану с показом основных работ Wowhaus, или же просто приятно провести время с бокалом вина.
Архитектура коммуникаций. Выставка Wowhaus в Берлинской Архитектурной Галерее. © Architektur Galerie Berlin, Foto: Jan Bitter
Архитектура коммуникаций. Выставка Wowhaus в Берлинской Архитектурной Галерее. © Architektur Galerie Berlin, Foto: Jan Bitter
Архитектура коммуникаций. Выставка Wowhaus в Берлинской Архитектурной Галерее. © Architektur Galerie Berlin, Foto: Jan Bitter
Архитектура коммуникаций. Выставка Wowhaus в Берлинской Архитектурной Галерее. © Architektur Galerie Berlin, Foto: Jan Bitter

Обращение архитекторов к жанру амфитеатра очевидно. Амфитеатр – важнейший и самый считываемый архетип общественного пространства, пространства для коммуникации. Идея создания именно объекта-высказывания как нельзя лучше соответствует и традициям галереи: стандартному набору архитектурных экспонатов господин Мюллер предпочитает более концептуальные решения. Причем зачастую эти решения создаются специально для галереи и представляют собой объекты или инсталляции, призванные так или иначе спровоцировать зрителя на размышления о предназначении архитектуры, погрузить его в атмосферу диалога и обмена креативными идеями.

Амфитеатр Wowhaus не просто дань истории, но своеобразное повествование о работах самого бюро. Амфитеатр – основное архитектурное решение и двора Стрелки, и летних кинотеатров под отрытым небом (в парке Горького и в парке Фили). К тому же по замыслу архитекторов причудливое нагромождение ступеней амфитеатра с противоположной зрительным рядам стороны как раз и является своего рода библиотекой форм, созданной по мотивам разработанных бюро проектов.

Пространство между двумя конструкциями амфитеатра решено как входная площадка. Попав сюда с улицы, посетитель первым делом обращает свой взгляд на серию монохромных фотографий московских территорий. Это те площадки и участки, где были осуществлены или для которых были спроектированы объекты Wowhaus: Зеленый театр, Тверская площадь, площадь Революции, Оливковый пляж (Парк Горького), Крымская набережная, институт Стрелка. Таким образом осуществляется постановка задачи: переосмысление заброшенных или недоразвитых территорий. Само же пространство амфитеатра-форума являет собой и одно из возможных решений этой задачи, и, собственно, форум для коммуникации и поиска решений подобных задач.
Архитектура коммуникаций. Выставка Wowhaus в Берлинской Архитектурной Галерее. © Architektur Galerie Berlin, Foto: Jan Bitter

Московский амфитеатр Wowhaus – форум, встроенный в пространство берлинского архитектурного форума, сближает две, столь разные на первый взгляд, столицы. Заданная таким образом тематика находит свое продолжение в серии предусмотренных мероприятий: публичных лекций, кинопоказов российского кино, неформальных встреч архитекторов.

Вступительное слово на открытии произнес немецкий культуролог и писатель Микаэль Шиндхельм, известный в том числе и как куратор исследований на тему общественных пространств на Стрелке. Господин Шиндхельм представил берлинцам современную Москву как пространство определенных противоречий: открытость многонацинальности и отсутствие адекватного диалога между культурами, огромные озелененные пространства в черте города и их необустроенность. Вместе с тем Москва была представлена как пространство огромных возможностей для преобразований. И одними из главных действующих лиц этих преобразований сегодня, несомненно, являются архитекторы Wowhaus – признает Микаэль Шиндхельм.

Один из основных реализованных проектов Wowhaus – реорганизация Крымской набережной. Некогда унылый путь по узкому пешеходному тротуару, к примеру, из ЦДХ на Красный Октябрь к бару Стрелка сегодня превращен в едва ли не самый приятный московский променад. Интересно, что архитекторам удалось фактически проложить архитектурный путь от одного своего объекта к другому: из парка Горького (Оливковый пляж и зимний каток) к амфитеатру во дворе Стрелки. Окинув выставку взглядом из благополучного Берлина, становится очевидно, что и Москва становится всё более приятной для жизни, а преобразованные общественные пространства центра города также способны создавать идеальную среду для обмена идеями и коммуникаций.
Архитектура коммуникаций. Выставка Wowhaus в Берлинской Архитектурной Галерее. © Architektur Galerie Berlin, Foto: Katharina Wendlandt
zooming
Архитектура коммуникаций. Выставка Wowhaus в Берлинской Архитектурной Галерее. © Architektur Galerie Berlin, Foto: Katharina Wendlandt


Мастерская:

WOWHAUS

27 Января 2015

Автор текста:

Анна Кирикова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.