«Показывай, храни, учи»

В Гарвардском университете после комплексной реконструкции по проекту Ренцо Пьяно открылось здание трех художественных музеев этого вуза.

mainImg
Гарвардские музеи Фогг (западноевропейское искусство), Буш-Райзингер (искусство Центральной и Северной Европы) и Сэклер (искусство древности, исламского мира, Южной и Восточной Азии) вместе владеют собранием в 250 000 экспонатов – одним из лучших в США. При этом с самого начала они несли учебную функцию: университет за свою историю подготовил немало выдающих историков искусства и музейных деятелей – в том числе благодаря своим ценнейшим «наглядным пособиям». Однако к концу прошлого столетия связь музеев и университета значительно ослабла: несмотря на их расположение на его кампусе, среди посещавших их студентов учащиеся Гарварда не составляли большинства. Поэтому было решено обновить не только их здания, но и связи с «родным» вузом.
 
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото © Aerial by lesvants.com
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото © Michel Denancé

Проект разрабатывался в мастерской Ренцо Пьяно с 1997, реализовывался с середины 2000-х и смог пережить экономический кризис, погубивший все остальные амбициозные планы Гарварда – несмотря на свой немалый бюджет в 250 млн долларов. Возможно, причина успеха – в важности для США соединившихся здесь традиций музейного и вузовского меценатства (проект был реализован, в основном, на частные средства).
 
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux

Выбор Пьяно для такого ответственного задания не кажется необычным: согласно проведенному недавно исследованию 652 зданий музеев, построенных или расширенных в 1995–2012 годах, этот архитектор занимает второе место по количеству подобных проектов, и, хотя первенство и принадлежит Тадао Андо, объекты Пьяно, как правило, более «статусны».
 
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux

Новое здание Гарвардских музеев искусств – это перестроенный корпус Музея Фогга, сооружение 1920-х, от которого теперь остались лишь фасад в духе георгианского стиля и неоренессансный внутренний двор. До реконструкции у каждого из трех музеев было свое, хоть и обветшавшее, здание, теперь же институты «уплотнили».
 
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker

Ренцо Пьяно выбрал девизом своей работы «показывай, храни, учи»: важной задачей было создать оптимальные условия для обучения студентов на примере подлинных произведений искусства. Поэтому учебный центр занимает четвертую часть от почти 19 000 м2 – общей площади постройки – и не имеет по своему качеству и размеру аналогов в США.
 
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker

Но заказчики и архитектор не забыли и о жителях Кембриджа, где располагается Гарвардский университет, и о Бостоне, в агломерацию которого этот город входит. Поэтому в здании теперь есть второй, обращенный за пределы кампуса, вход, а первый этаж, включая эффектный внутренний двор, кафе и магазин, открыт для всех желающих даже без покупки билета. В результате, нижний ярус здания стал настоящим общественным пространством: в часы работы музея пешеходы даже могут сократить путь, пройдя сквозь здание (старый и новый входы расположены друг против друга).
 
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux

Выше помещены залы постоянной экспозиции и временных выставок, а на самом верху, под заметной издалека остекленной крышей с обязательным элементом музейных проектов Пьяно – системой солнцезащитных фильтров и экранов – расположены учебный центр и реставрационно-исследовательская мастерская. Ниже уровня земли находятся запасники и аудитория на 300 мест.
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото © Michel Denancé
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото © Michel Denancé
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото © Michel Denancé
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Antoinette Hocbo
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Учебный центр. Фото: Antoinette Hocbo
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Учебный центр. Фото: Antoinette Hocbo
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Учебный центр. Фото: Antoinette Hocbo
zooming
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Учебный центр. Фото: Antoinette Hocbo
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Zak Jensen
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция © RPBW
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция © RPBW
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция © RPBW
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция © RPBW
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция © RPBW
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция © RPBW
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция © RPBW

02 Декабря 2014

Похожие статьи
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Технологии и материалы
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.