Гарвардские музеи Фогг (западноевропейское искусство), Буш-Райзингер (искусство Центральной и Северной Европы) и Сэклер (искусство древности, исламского мира, Южной и Восточной Азии) вместе владеют собранием в 250 000 экспонатов – одним из лучших в США. При этом с самого начала они несли учебную функцию: университет за свою историю подготовил немало выдающих историков искусства и музейных деятелей – в том числе благодаря своим ценнейшим «наглядным пособиям». Однако к концу прошлого столетия связь музеев и университета значительно ослабла: несмотря на их расположение на его кампусе, среди посещавших их студентов учащиеся Гарварда не составляли большинства. Поэтому было решено обновить не только их здания, но и связи с «родным» вузом.
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Проект разрабатывался в мастерской Ренцо Пьяно с 1997, реализовывался с середины 2000-х и смог пережить экономический кризис, погубивший все остальные амбициозные планы Гарварда – несмотря на свой немалый бюджет в 250 млн долларов. Возможно, причина успеха – в важности для США соединившихся здесь традиций музейного и вузовского меценатства (проект был реализован, в основном, на частные средства).
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Nic Lehoux
Выбор Пьяно для такого ответственного задания не кажется необычным: согласно проведенному недавно исследованию 652 зданий музеев, построенных или расширенных в 1995–2012 годах, этот архитектор занимает второе место по количеству подобных проектов, и, хотя первенство и принадлежит Тадао Андо, объекты Пьяно, как правило, более «статусны».
Новое здание Гарвардских музеев искусств – это перестроенный корпус Музея Фогга, сооружение 1920-х, от которого теперь остались лишь фасад в духе георгианского стиля и неоренессансный внутренний двор. До реконструкции у каждого из трех музеев было свое, хоть и обветшавшее, здание, теперь же институты «уплотнили».
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Ренцо Пьяно выбрал девизом своей работы «показывай, храни, учи»: важной задачей было создать оптимальные условия для обучения студентов на примере подлинных произведений искусства. Поэтому учебный центр занимает четвертую часть от почти 19 000 м2 – общей площади постройки – и не имеет по своему качеству и размеру аналогов в США.
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Но заказчики и архитектор не забыли и о жителях Кембриджа, где располагается Гарвардский университет, и о Бостоне, в агломерацию которого этот город входит. Поэтому в здании теперь есть второй, обращенный за пределы кампуса, вход, а первый этаж, включая эффектный внутренний двор, кафе и магазин, открыт для всех желающих даже без покупки билета. В результате, нижний ярус здания стал настоящим общественным пространством: в часы работы музея пешеходы даже могут сократить путь, пройдя сквозь здание (старый и новый входы расположены друг против друга).
Музеи искусств Гарвардского университета – реконструкция. Фото: Peter Vanderwarker
Выше помещены залы постоянной экспозиции и временных выставок, а на самом верху, под заметной издалека остекленной крышей с обязательным элементом музейных проектов Пьяно – системой солнцезащитных фильтров и экранов – расположены учебный центр и реставрационно-исследовательская мастерская. Ниже уровня земли находятся запасники и аудитория на 300 мест.