Десять концепций нового ГЦСИ

Публикуем проекты финалистов конкурса на лучший проект нового здания Государственного центра современного искусства, а также работы остальных участников 2-го тура.

mainImg
Имена финалистов были объявлены на специально созванной для этого пресс-конференции. В финал конкурса на лучшее архитектурное решение для проектирования и строительства музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства вышли команда из Ирландии Heneghan Peng Architects, испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos и ООО «Мел» из России. Все финалисты набрали равное количество голосов. Четвертое и пятое место, как сообщил Сергей Кузнецов, заняли проекты американской мастерской Steven Holl Architects и команды бельгийских архитекторов 51N4E и OFFICE Kersten Geers David Van Severen.
Пресс-конференция, посвященная оглашению финалистов конкурса на проект ГЦСИ. Барт де Бар, Луи Беккер, Денис Леонтьев, Джованна Карневали,Сергей Кузнецов,Григорий Пирумов, Михаил Миндлин. Фотография А.Павликовой

Члены жюри конкурса прокомментировали сделанный ими выбор и свое участие в ходе конкурса в целом.
Джованна Карневали, директор Фонда Мис ван дер Роэ, организатора одноименной премии – главной архитектурной награды ЕС, подчеркнула, что «все десять представленных проектов были очень качественно проработаны. Все команды так или иначе учитывали характер и историю места, везде архитекторы постарались сохранить память о некогда расположенном на участке аэродроме. Оценивая работы, жюри в первую очередь обращало внимание на гибкость пространства, простоту использования и долговечность здания. Все три проекта, прошедшие в финал, в наибольшей степени отвечают этим требованиям».

Луи Беккер, директор и партнер датской фирмы Henning Larsen Architects, отметил высокий уровень организации конкурса, получившегося максимально открытым и очень интересным: «Мне понравился подход участников к работе с довольно непростым участком. Конкурсанты нашли такие приемы, которые позволили связать ГЦСИ с парком и торговым центром. Они ответили на вопросы: что дает музей Москве? Какое он имеет функциональное значение? Для меня важно, чтобы создавалось не просто выразительное с точки зрения архитектуры, но «осмысленное здание», активно взаимодействующее с контекстом. Финалисты предложили именно такие решения, поэтому я выбором абсолютно доволен».

Леонид Лебедев, член Совета Федерации Федерального собрания РФ и член попечительского совета ГЦСИ, уверен: «Любой из трех выбранных проектов – это шедевр архитектурного искусства, который вместит шедевры искусства современного». Конкурс, по мнению Лебедева, задал высокие стандарты, которые станут хорошей предпосылкой для реализации последующих этапов строительства нового здания музея – уникального комплекса, который станет культурным маяком и архитектурным базисом для развития городских территорий, прилегающих к Ходынскому полю.

Барт де Бар, директор Музея современного искусства в Антверпене, уверен, что «строительство подобного объекта в Москве выведет город на новый уровень многогранности и устремлений. Проекты финалистов с их четко выраженной идеей и гибкостью помогут совершить этот скачок вперед».


Напомним, что для участия во 2-м туре было отобрано десять команд. Пять из них стали участниками соревнования по результатам оценки членами жюри подготовленных ими предварительных архитектурных концепций: это UNK Project; WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran); ИП Барклянский Антон Сергеевич; ООО «Мел»; Ghirardelli Giancarlo Architect. Вторую половину составили команды, отобранные по предоставленным квалификационным заявкам (портфолио): Steven Holl Architects; Nieto Sobejano Arquitectos; Heneghan Peng; 51N4E; Alejandro Aravena.

 Заказчиком конкурса выступает Государственный центр современного искусств, организатором – Фонд поддержки современного искусства «Новое искусство». Консультантом проекта выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», разработавший техническое задание и обеспечивший содействие в организации всех этапов  конкурса. Средства на проведение конкурса были выделены Попечительским советом ГЦСИ. Конкурс проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, в партнерстве с Союзом московских архитекторов. 


Представляем проекты всех участников 2-го тура конкурса с авторскими описаниями.

Финалисты конкурса
Nieto Sobejano
Arquitectos (Испания)
«Проект ГЦСИ предлагает множество возможностей и вариантов использования одного пространства. В основу концепции легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Хотя глобализация навязывает некоторую однотипность, комплекс ГЦСИ должен иметь особенности и характер русской культуры, привнося жизнь и динамику в новый перспективный район Москвы.

Художники, инженеры и архитекторы прошлого создавали сложные формы с помощью элементарной комбинаторики. Следуя тем же принципам, мы решили использовать форму цилиндра. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания. Залы расположены в неиерархической последовательности и находятся на разных уровнях внутри больших объемов цилиндрической формы, с культурной функцией. Хотя экспозиция имеет вертикальное членение, в здании создано и горизонтальное воздушное пространство, похожее на большую улицу внутри здания. Этот продольный «хребет» станет сердцем ГЦСИ и местом встреч посетителей, художников, исследователей и зрителей.

Несмотря на разную высоту выставочных залов, их функции нельзя четко разграничить. Они универсальны и поэтому могут использоваться в различных пространственных конфигурациях. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три – под временные выставки. Мастерские и квартиры художников расположены на верхних этажах последнего цилиндра, в котором находится паркинг. В самом большом помещении, расположенном у главного входа, устроен главный зал. Эта многофункциональная платформа под названием «Черный ящик» может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок. Фасадные панели, выходящие на парк, позволяют проводить специальные контекстные медиаинсталляции».
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Heneghan Peng Architects (Ирландия)
«ГЦСИ – вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, которое прежде занимал аэродром. Выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Это позволяет как посетить одну определенную галерею, так и просмотреть всю коллекцию целиком. Благодаря вертикальной организации пространства доступ к галереям упрощается, и посетитель может подняться на нужный ему этаж, не проходя через все здание. Выставочные пространства расположены на верхних этажах здания, а основная деятельность ГЦСИ сконцентрирована на первом этаже. Основная задача – создать быструю и простую навигацию. Эскалатор поднимается из фойе в выставочное пространство, проходит через зону хранилища и административные помещения как сквозь археологические слои, демонстрируя то, что стоит за выставкой. Многоуровневое фойе позволяет решить различные задачи, используя все возможности парка.

ГЦСИ становится главным звеном, вертикальной осью, объединяющей парк, ТЦ «Авиапарк» и музей. Также проектом предлагается сохранить взлетные полосы, а на других участках разбить парк. На бывших взлетных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах».
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ООО «Мел» (Россия)
«Из-за специфического расположения нового здания ГЦСИ – между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром – необходимо создать гибкое экспозиционное и общественное пространство, территорию нового качества, насыщенную культурной жизнью и городской активностью, но при этом имеющую человеческий масштаб и природный ландшафт.

Основные функциональные пространства Центра расположены в едином стилобате – «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции. Общественное пространство на крыше и перед зданием ГЦСИ представлено различными зонами, выполняющими множество функций: общественными, транзитными, природными, камерными, открытыми, видовыми, статическими, динамичными. Крыша оформлена с применением разных фактур, которые подчеркивают уникальный характер каждой зоны. Здесь организованы различные площадки для инсталляций, уличных занятий, кинопоказов и лекций. Зеленое покрытие уплотняется к краям и растворяется к середине, образуя пешеходный маршрут. Из парка также можно попасть во многие выставочные павильоны, и это делает его неотъемлемой частью всего комплекса.

Первый этаж – это единое коммуникационное пространство, связанное с выставочным залом и павильонами, расположенными на крыше. Такая структура позволяет организовать очень гибкую эксплуатацию пространств с различными экспозиционными маршрутами для посетителей. В любой павильон можно войти через парк: это позволяет использовать павильоны для независимых масштабных выставочных проектов.
 
Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона, павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой. Пространство парка – важное место осмысления культурных переживаний, переходное пространство от территории искусства к городской среде».
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Участники конкурса в категории «Досье»

Steven Holl Architects (США)
«Мы спроектировали здание, в котором приоритет отдан искусству. Ортогональные галереи с естественным освещением организованы по горизонтали. Открытые выставочные площади с горизонтальной циркуляцией позволяют создавать несколько экспозиционных маршрутов. Мы освобождаем территорию под зданием для организации общественного пространства. Чувство левитации объема достигается за счет использования вантовых конструкций, применяющихся при строительстве мостов. Мы намеренно сфокусировались на неоднозначности масштаба: это позволит продемонстрировать значимость больших парящих объемов и одновременно не мешать восприятию материалов и деталей. Студии и резиденции художников размещены в верхней части композиции. В «Летающей балке» находится арт-клуб – кафе: «не просто музейное кафе, но важное новое место в городе». Расположенные рядом студии имеют северное освещение, а также открытые пространства для работы на крыше.

При облицовке фасадов с южной стороны будут использоваться передовые фотоэлектрические технологии, что позволит покрыть 100% энергозатрат. Система геотермальных скважин будет работать на обеспечение отопления и кондиционирования здания, а высокоэффективная оболочка обеспечит лучшую теплоизоляцию, минимизируя теплопотери. Толщина здания такова, что все пространства получают естественное освещение».
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

51N4E и OFFICE KGDVS (Бельгия)
«Несмотря на постоянно растущий общественный интерес, возрождение музея – редкое явление, благодаря которому можно изменить восприятие района, города и даже культуры. Мы предлагаем создать в Москве постоянно раскрывающееся с разных сторон пространство, платформу для развития и обмена идеями и опытом. Новый ГЦСИ должен вести разговор и с городом, и с обществом. И усилить его может пространственное решение. Мы видим ГЦСИ как место, в котором пересекаются город, коллекция и публика. Это общее пространство, где художники и посетители могут быть активными участниками, а не пассивными потребителями. Поэтому центр должен стать пространством для взаимодействия, а не просто экспозицией. В основе концепции – сочетание трех стратегических элементов: экрана, района и инструмента.

Новый ГЦСИ появится на месте бывшего летного поля и будет выглядеть как огромный экран – черный днем и подсвеченный ночью. ГЦСИ стремится установить связь с окружающим городским контекстом: торговым центром и парком. Первый этаж поднимается к торговому центру и вместе с ним образует многоуровневый район. Задуманный как набор переосмысленных и расположенных в определенной последовательности пространств, новый ГЦСИ предлагает гибкость без открытой планировки. Центр – инструмент, создающий условия для чего-то нового, неожиданного».
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E и OFFICE KGDVS. Конкурсный проект нового здания ГЦСИ в Москве. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Alejandro Aravena | Elemental (Чили)
«Залы ГЦСИ будут длиннее, чем в Тейт, выше, чем в MoMA, и более безупречными, чем в Музее Гуггенхайма. Пусть ГЦСИ не самый большой музей, но каждая из его галерей будет уникальной. Сочетание нескольких нейтральных блоков и одного неординарного вызовет множество откликов со стороны арт-сообщества и станет магнитом, притягивающим внимание общественности со всего мира.

Городской контекст на участке строительства все еще формируется, и Центр окружает очень разная застройка. Поэтому образ здания должен быть очень спокойным и сильным. Ясный, прямой архитектурный язык подойдет не только для выставок. Он должен использовать силу спокойствия, чтобы придать Ходынскому полю монументальность. Мы хотим превратить задний двор торгового центра в визитную карточку комплекса. На вершине самого высокого выставочного центра в мире будет кафе и смотровая площадка, привлекающая туристов. Благодаря промежуткам между выставочными залами, Центр становится связующим звеном между торговым центром и парком. Скошенный фундамент является фоном для уличных культурно-массовых мероприятий».
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Участники конкурса в категории «Эскиз»

UNK Project (Москва, Россия)
«Современное искусство – это тонкая грань между очевидным и непредсказуемым, простым и невозможным, понятным и безумным, безразличным и волнующим. Это то, что трогает наши души и мотивирует нас думать в другом направлении.

Здание ГЦСИ неразрывно связано с современным искусством и является архитектурным воплощением этой грани, пограничным пространством, неким занавесом, за которым спрятаны ответы на волнующие нас культурные вопросы. Здание и искусственный водоем с площадью перед ним представляют собой единую поверхность, чистый холст, готовый принять на себя любые творческие эксперименты. Монолитная стена 216х72 м намечает границу и символизирует линию, через которую происходит соприкосновение с современным искусством. Также стена закрывает занавесом всю технологическую зону соседствующего с ним и парком торгово-развлекательного комплекса «Авиапарк». Главный бульвар – это путь к искусству, белый луч света, который, проходя через надрез в стене, преломляется и озаряет спектральным светом окружающее пространство парка. Образ будущего здания берет начало из работ известных художников: «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) – это «согнутое полотно» из поверхностей монолитной стены и искусственного водоема, «Пространственный концепт: ожидание» Лучо Фонтаны (1964) – это «надрез этого полотна», образующий главный вход и путь, ведущий к нему. «Композиция с красным, синим и желтым» Пита Мондриана (1937–1942) – парк «Ходынское поле» перед зданием ГЦСИ.

Архитектурная концепция выражает многим малопонятное, почти герметично замкнутое пространство, в котором концентрируется процесс и результаты напряженного поиска предназначения человека и путей его осуществления. И оказаться в этом пространстве можно только через почти незаметный вход, «надрез», который открывает мир искусства ищущему и стремящемуся к нему».
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса

WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran) (Китай)
«ГЦСИ – новый эпицентр создания, изучения и поддержки современного искусства в России. Опираясь на диалектические взаимосвязи города и архитектуры, искусства и публики, пейзажа и здания, новый ГЦСИ меняет парадигму современной музеологии. Открытые пространства размывают границы между зданием и контекстом, между искусством и жизнью.

Гибкая автономия пространств Центра, как внутри, так и под открытым небом, превращает его в первый образец музея как города. Здесь нет границ, обычно отделяющих музей от окружающего его пространства. Организация объемов на первом этаже позволяет посетителям свободно перемещаться по открытым пространствам и по-новому воспринимать музей.
 
Парк и здание – единое целое. Организованные по принципу гармоничного симбиоза тропинки ведут посетителей от метро через парк к Центру. Это приятная прогулка по пространству, заполненному уличными скульптурами и настраивающему на созерцание искусства. Здание создает променад, где посетители взаимодействуют с экспонатами, выставленными в общественном пространстве и на множестве террас здания. Первый этаж – это залы для посетителей, резиденции художников, офисные площади, конференц-залы и хранилище коллекции, а также три выставочных пространства различной высоты, пересекающиеся в разных точках и создающие лабиринт.

ГЦСИ не просто центр искусств, это здание-манифест».
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ИП Барклянский Антон Сергеевич (Пермь, Россия)
«Здание ГЦСИ располагается на границе парка на Ходынском поле. На его плоском пространстве, в местах скопления людей, предлагается организовать центры активности, оградив их группой деревьев или изменив ландшафт. Так появятся комфортные пространства другого масштаба с местом для отдыха. Остальная часть парка свободна для арт-экспериментов. Выходы из парка связаны с прилегающими территориями дорожками.

Площадка перед Центром выглядит как холм, который притягивает внимание к зданию. Из любой точки парка виден путь к ГЦСИ. Горизонтальная форма здания подчеркивает его отношение к ландшафту парка: центр не доминирует, а находится в диалоге с парковой зоной. Здание Центра скрывает ТРЦ. Северная сторона парка получает новый дружелюбный фасад.

Фасад нового здания создает ощущение защищенного, теплого пространства. Для этого главная площадь несколько утоплена в глубину участка, а внешние пилоны частично ее прикрывают. Гладкая поверхность и строгая форма бетонных пилонов контрастируют с обтекаемой и полупрозрачной металлической сеткой, которая в вечернее время излучает свет. Поднимаясь на холм, посетитель попадает на главную площадь перед ГЦСИ. Композиционно она отделена от остальной части парка. С площади можно войти в книжный магазин и в офисную часть центра. На самой верхней площадке расположен вход в арт-клуб и в зону резиденций.

Многоуровневое пространство фойе объединяет все основные функции Центра. Пологий пандус по спирали связывает все этажи атриума. Просторные выставочные залы – разной высоты и прямоугольной формы – на каждом уровне объединены галереями. Это позволяет осматривать экспозицию не только снизу, но и сверху, открывать или закрывать тот или иной зал и более гибко использовать пространство, направляя потоки посетителей».
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
zooming
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Ghirardelli Giancarlo Architect (Италия)
«Новый ГЦСИ станет пространством для поклонников современного искусства и художников, которые будут искать здесь новый взгляд на окружающий мир: ведь отчасти задача искусства состоит в том, чтобы открывать другие углы зрения и менять таким образом наше собственное восприятие действительности. Опыт пребывания в этом месте будет напоминать полет: мы открываем новые горизонты, позволяющие нам по-другому взглянуть на мир. Благодаря аэродинамике тяжелые самолеты с полным салоном летают по небу, оставляя за собой длинный белый след. Теперь на Ходынке, на месте бывшего аэродрома, будут действовать новые движущие силы с новыми функциями. Вихрь из людей, медиа и предметов, проносящийся сквозь это городское место, будет очерчивать новые траектории, оставляя глубокие борозды, которые станут контурами нового ГЦСИ.

Таким образом, здание, где разместится музей, должно иметь связь с окрестностями и их историей. Поверхности показывают динамику мыслей и чувств, появляющихся при созерцании произведения искусства. При входе тотчас же возникает удивительный вихрь, похожий на сон и размытый в осеннем тумане. Ночью длинные блестящие полосы на здании напоминают след самолета.

Это практичное, функциональное и инновационное здание, и в то же время оно вызывает цепочку воспоминаний. Это место в городе, где можно гулять в любое время, ночью и днем, напоминающее галереи Неаполя или Милана XIX века».
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Все десять концепций в ближайшее время будут выставлены в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Окончательного победителя позднее определит заказчик конкурса, Государственный центр современного искусства.

Материал подготовили Настя Маврина и Алла Павликова.

13 Декабря 2013

Пресса: Михаил Миндлин: на первом этаже нового ГЦСИ появится...
На основе концепции победителей международного конкурса Heneghan Peng Architects завершена разработка проекта нового здания Центра современного искусства на Ходынском поле. Детали проектирования в интервью порталу рассказал Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.
Джованна Карневали: «Именно практический опыт позволяет...
Джованна Карневали, руководитель конкурсного отдела КБ «Стрелка» и бывший директор Фонда Миса ван дер Роэ – о конкурсах как «трамплине» для архитекторов и процессе конкурса на проект Центра нанотехнологий Тель-Авивского университета.
Пресса: Московские международные
В последние полтора года в столице по инициативе ныне действующего руководства Москомархитектуры было организовано более двадцати творческих конкурсов на проектирование знаковых сооружений и целых фрагментов городской среды. Впервые за восемьдесят лет в формирование архитектурной летописи Москвы активно включились десятки проектных бюро всего мира. По количеству задействованных зарубежных специалистов и по географическому разбросу стран, где они живут и работают, явно установлен абсолютный рекорд. Не претендуя на полное раскрытие темы – для этого понадобилась бы объемистая монография! – ограничимся коротким рассказом о самом главном.
Пресса: В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая...
В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая Москва» - она должна показать европейцам, как изменилась градостроительная политика российской столицы всего на двух примерах. Это парк «Зарядье» и Центр современного искусства на Ходынском поле - два еще не реализованных проекта, концепции которых отбирались на конкурсной основе с привлечением архитекторов со всего мира.
Пресса: Теория большого музейного бума
В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурных конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым из проектов.
Пресса: Студия MEL: каким мог быть новый ГЦСИ
На недавнем конкурсе на проект нового здания для ГЦСИ единственным финалистом из России была студия «МEL», основанная Федором Дубинниковым и Павлом Чауниным. ARCHiPEOPLE узнал, каким образом они достигли такого успеха.
Пресса: На Ходынке вырастет вертикальный элемент
Конкурс на проект здания Государственного центра современного искусства, объявленный летом, завершился победой ирландского бюро Heneghan Peng Architects. Архитекторы видят будущий музей как «вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. О преимуществах этого проекта над другими рассказал директор музея Михаил Миндлин.
Пресса: Искусство на взлетной полосе
Победителем открытого конкурса архитектурных концепций нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле стало ирландское бюро Heneghan Peng Architects.
Пресса: Каток для современного искусства
Новое здание Государственного центра современного искусства на Ходынском поле может стать законодателем мод в музейной архитектуре: испанцы и русские предлагают кубы и цилиндры, ирландцы — каток на взлетно-посадочных полосах, но в выделенные бюджетом четыре миллиарда рублей не уложился ни один участник шорт-листа конкурса.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.