Группа АВО!, Вологда: «Наполнить пространство новым смыслом»

Молодые архитекторы из группы АВО! рассказали Архи.ру о жизни объектов «Активации», о новой жизни старой вологодской библиотеки и о своих планах.

mainImg
Объединение АВО! – это команда молодых профессионалов в области средовой архитектуры, дизайна и программирования социальных коммуникаций, основанная в сентябре 2011 года. Первый состав АВО! сложился во время работы над проектом «Активация», который прошел в рамках «Дней архитектуры 2012» в Вологде, но неофициально многие участники дружили и работали друг с другом уже много лет. (Два из пяти объектов, построенных для «Активации»: «Красный пляж» и «Треугольный сад», стали победителями премии АрхиWood 2013 года в номинации «Дизайн городской среды».) Сейчас состав команды трансформируется, приходят новые люди: студенты-архитекторы, строители, дизайнеры. Но всех их объединяет одна вещь: желание не только обсуждать и проектировать, но и доводить проекты до финального завершения, участвовать в строительстве, видеть практический результат. Команда отдельного проекта на сегодняшний день составляет 5-10 человек; куратором команды выступает Михаил Приемышев.

Программа фестиваля «Дни Архитектуры» этого года, проходившего в Вологде с 29 мая по 2 июня 2013 года, кроме основных мероприятий включала в себя и параллельную программу АВО! – «Активный Уикенд», направленную на развитие и популяризацию объектов, построенных в рамках проекта «Активация». Мы поговорили с молодыми архитекторами о том, как сегодня горожане взаимодействуют с объектами и о трудностях в общении с административными структурами, возникающих на пути к развитию современных городских пространств.
Объект «Красный пляж», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова. Фото: Егор Клочков.
zooming
Объект «Красный пляж», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Архи.ру:
– Спустя год после «Активации» стали ли горожане смелее проявлять активность в использовании этих общественных пространств? 


Михаил Приемышев:
Думаю да. Но не на всех объектах. Очень популярным у горожан стал объект «Красный пляж» (авторы проекта: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова): он находится у воды, с него открывается прекрасный вид. Его используют как причал, на нем ловят рыбу и еще это стало очень популярным местом для фотосессий.

Площадка «Треугольный сад» (куратор: Вера Смирнова, она же курировала в прошлом году весь проект «Активация»), расположенная недалеко от нашего Политеха – ВГТУ, изначально проектировалась как открытый университет: место, предназначенное для студенческой жизни, для открытых дискуссий, лекций. Мы мечтаем, что когда-нибудь здесь будут проходить архитектурные защиты. Сейчас же студенты сидят здесь между парами, на переменах, устраивают мини-пикники. Это очень удобное пространство. Ты непросто сидишь на рядах, как в аудитории. Ты можешь выбрать любую удобную для себя позу: можешь лечь, облокотиться на парапеты.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Вера Смирнова: Когда я приехала в Вологду через год (уже год Вера учится в Университете Штата Канзас, США – прим. Архи.ру), сразу же в глаза бросились бабушки, сидящие на лавках на Каменном мосту на «Бульваре раскладушек» (архитектор Лев Анисимов + студенты). На таком длинном и пустом транзите очень удобно сесть и передохнуть если ты устал или взять еды в соседнем кафе и перекусить по пути на работу. В этом и была идея всего проекта.
Объект «Бульвар раскладушек». Авторы: Лев Анисимов + студенты. Фото: Алексей Курбатов
Светлана Попова-Знаменская: Еще очень интересный объект рядом с Драматическим театром – «Городские подмостки».  В том месте проходит транзит с улицы через Драматический театр к реке. Зимой пандус этого объекта использовали вместо лестницы, это, конечно, гораздо удобнее.  Мы обратили внимание, что дворник даже лестницу больше не чистит, он чистит пандус.
zooming
Объект «Городские подмостки». Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Продолжаете ли курировать объекты, построенные в рамках Дней архитектуры в Вологде 2012 года, следить за ними, развивать?

Михаил: Да. У нас есть один проект – «Новый пейджер» – с ним есть реальная проблема: у него оказался один закрытый угол и он начинает превращаться в публичный туалет. Мы хотим этот угол трансформировать, раскрыть его. В наших интересах, чтобы эти объекты не создавали проблем и не ухудшали те места, в которых они расположены.

Татьяна Белова:  В этом году решили модернизировать площадку «Треугольный сад» – буквально недавно здесь появился навес. Во время мероприятий под этим навесом сзади натягивается экран, на фоне которого выступают спикеры.

Михаил: В остальных объектах есть тоже многое, что нужно доделывать. Сейчас  мы боремся с администрацией: хотим, чтобы они подписали нам проекты электрики, выделили средства и поставили объекты на баланс. На данный момент объекты не убирают – это серьезная проблема. В основном, мы делаем это собственными силами: устраиваем субботники, зовем неравнодушных ребят.
zooming
Объект «Новый пейджер», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Михаил Приёмышев + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: Егор Клочков.
– То есть взаимодействие, взаимопонимание, которое было налажено между вами и администрацией в прошлом году, во время строительства объектов, теперь потеряно?

Михаил: Оно было краткосрочным.

Светлана: Нам просто позволяли этим заниматься. Мы ходили согласовывали, показывали, они соглашались. Это была наша инициатива, а администрация не противилась. Поэтому когда объекты поставили, администрация не знала что с ними делать. Они просто не задумывались, что могут возникнуть проблемы с той же уборкой.

Михаил: Эти пять объектов содержать на собственные средства мы постоянно не можем. Бесконечно искать спонсоров для каких-либо обновлений тоже весьма затруднительно. А диалога с администрацией пока не выходит.

Принимали ли горожане участие в развитии объектов и происходит ли сейчас взаимодействие вас – архитекторов и жителей города?

Михаил: На Днях архитектуры в Вологде 2012 у нас не было  прямого контакта с жителями. Мы и не ставили такой задачи. Проводились исследования, анкетирование, опросники. Мы много наблюдали за жителями: куда и как они ходят, где сворачивают, по каким ступенькам любят спускаться. 

Светлана: Мне кажется, что поначалу люди даже не понимали, для чего это делается. Мы выставляли макеты объектов в администрации города и в библиотеке. Наши макеты были сделаны на высоком уровне, но, тем не менее, горожане спрашивали: «А что это? Это скамейки? Вы делаете скамейки?»

Надежда Снигирева: Да, журналисты называют наши объекты «креативные скамейки».

Михаил: Понятие «общественное пространство» кажется людям непонятным и диким. Сейчас конечно между нами, нашими объектами и горожанами есть пропасть. Несмотря на то, что негатива нет, особенного понимания, что на этих объектах делать – нет тоже. Может быть у людей не сложилась пока традиция проводить время на улице активно и творчески.

Надежда: Когда мы строили эти объекты, жители подходили и спрашивали нас: «А это будет бесплатно?». В сознании людей нет понимания того, что можно прийти на любую площадку провести какое-то мероприятие и тебе за это ничего не будет. Люди пассивны, они не хотят иметь ничего общего с активным преобразованием среды. Видимо «коллективное» слишком навязывалось раньше и горожане просто устали от этого.

Вера: Но в других городах России молодые ребята также работают над вовлечением жителей в городские процессы, активности. Сейчас происходит такая мощная волна городских соучастий и социальных проектов, люди начинают потихоньку привыкать и адаптироваться под другой, сначала не привычный для них, образ жизни. Так что культура потихоньку меняется. Но все же, эти подвижки – это уже большой успех для России, для нашей культуры.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Михаил: Идеальной площадкой для взаимодействия с населением мы видим социальный институт ТОС – Территориальное Общественное Самоуправление. Жители сплочаются на одной территории, это фиксируется на законодательном уровне и люди за эту территорию ответственны: предлагают администрации варианты решения сложившихся проблем или проекты по улучшению территории. Мы бы хотели взаимодействовать с этим институтом и работать не просто с населением, а уже с сформированным сообществом. Но напрямую нам этого сделать не удалось. Мы решили попробовать сделать это через администрацию: предлагали, делали презентации, разработали концепцию развития трех ТОСов в Вологде, но пока не пошло. Может быть это был отчасти такой политических момент.

Надежда: ТОС – это очень административная структура. Нам не удалось возбудить интерес руководителей ТОС к нашим объектам. Это удивительно, ведь мы не предлагали им платить нам деньги, мы бы сами нашли спонсоров. Цель была в том, чтобы вместе сделать хорошее дело.

Михаил: Вологду еще не накрыло волной современных подходов в работе с населением и проектировании общественных пространств. Средовое проектирование в Вологде сейчас доверяют одной коммерческой проектной организации, которой конечно не выгодно вмешательство ребят, которые делают все практически бесплатно.

Надежда: Мы хотим отработать методы взаимодействия с администрацией через людей, через общество. Обычно соучастие возникает, когда сообщество начинает что-либо требовать от города, от архитекторов, тогда политика проектирования меняется. У нас по-другому: нет активных сообществ, по крайней мере пока, и мы думаем, может быть попытаться самим их сгенерировать. Мы боимся, что если провести точно такую же «Активацию», без работы над ошибками, без взаимодействия с жителями, то через год-два эти объекты могут быть снесены как морально устаревшие. Поэтому стратегию нужно менять.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Собираетесь ли вы организовывать в Вологде какие-либо новые общественные пространства?

Михаил: Да. Как раз сейчас мы работаем с интересным местом – это детская библиотека и пространство, которое ее окружает. Библиотека находится в деревянном доме, памятнике архитектуры. В сентябре ему будет 100 лет. Само слово «библиотека» ассоциируется с чем-то неинтересным, с атавизмом. Мы хотим наполнить пространство двора новым смыслом. Также хотим интегрировать в это пространство несколько помещений библиотеки на первом этаже. Мы видим в этом месте потенциал для общения вологодской креативной молодежи.

Надежда: У нас очень много людей, которые своими руками делают действительно классные вещи, но они не знают куда с этим идти, где показать. А там будет место, где можно бесплатно продемонстрировать плоды своего творчества.

Библиотека действительно старая, а ее территория – лакомый кусок для застройщиков. Градозащитники конечно много говорят и пишут о ценности этого здания. Но кроме этого мы хотели сделать его действительно нужным, поднять общественность на его защиту.
Детская библиотека № 9 в Вологде. Улица Чернышевского, дом 15. Фото: vk.com/club41765084
zooming
Детская библиотека № 9 в Вологде. Улица Чернышевского, дом 15. Фото: vk.com/club41765084
Михаил: Этот проект у нас идет под девизом «Меньше слов – больше дела». Пока мы работаем над ним в формате DIY (Do It Yourself), не привлекали еще никаких спонсоров. Сейчас мы очистили территорию, корчуем пни, делаем свайный фундамент . Нам помогают студенты-архитекторы и все, кто хочет сделать что-то своими руками. Когда люди видят, что мы не просто готовы поделиться теоретическими знаниями о том, как сделать общественное пространство, но и сами готовы строить его своими руками, люди зажигаются, приходят нам помогать. От этого появляется большая ответственность за объект: ты не просто пришел на все готовое, а сам участвовав в появлении этого пространства.

– Вам интересно работать только с общественными пространствами?

Михаил: Конечно АВО! интересны не только общественные пространства. Но пока мы не планируем строить что-то масштабное, глобальное. Маленькими проектами мы хотим «набрать массу», чтобы и жители и администрация испытывали к нам больше доверия. С момента «Активации» в прошлом году мы пока больше ничего не строили и нас начали подзабывать.

Например, с 5 по 9 июля в Вологде проходил международный фестиваль молодого европейского кино VOICES и мы работали с ними в партнерстве. В рамках фестиваля в воскресенье, 7 июля, прошёл пикник, для которого мы разрабатывали средовой брендинг, строили малые формы, интересные объекты.
Пикник VOICES. Фото: Евгения Бубякина
Пикник VOICES. Фото: Евгения Бубякина
Надежда:  Свои следующие проекты мы бы хотели сделать с учетом ошибок, которые мы допустили на предыдущих. Например, взаимодействие с жителями, активное их включение с самых первых этапов проектирования. Тогда администрации сложнее будет отрекаться от проекта – будет контроль со стороны горожан-участников.

Михаил: У нас нет задачи всю Вологду заполонить общественными пространствами. Эти пространства появились как реакция, ответ на то, что в нашем городе негде собраться на улице, кроме как на лавочке или в кафе. Здесь были некрасивые негативные пространства, а теперь – чистота, зелень, дерево, галька, птички поют.
zooming
Объект «Красный пляж», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Новые проекты, над которыми вы сейчас работаете тоже выполнены из дерева?

Михаил: В основном – да. Мы стараемся работать с деревом.

Светлана: Мы его, в каком-то роде, даже пропагандируем.

Михаил: Вологда утратила пару лет назад статус деревянного города и мы его стараемся вернуть, показать, что из дерева можно строить современную архитектуру, стараемся разрушить миф, что дерево – это не долговечный материал.

Светлана: Горожане считают, что если деревянная архитектура – то непременно старый гниющий барак. Люди стараются снести эти постройки и построить на их месте здания из кирпича или монолита. У нас есть градозащитники, которые ведут активную деятельность, стараясь сохранить старую деревянную архитектуру. Мы же стараемся продемонстрировать, что кроме этого можно и развивать новую архитектуру из дерева.

Вера: Самое главное, что мы видим, что дерево – это мощный образ нашего города, и при разумном развитии мы можем поддержать дух Вологды, как деревянной столицы России. Но самое интересное и уникальное, что сохраняя историческое деревянное наследие и создавая новые современные деревянные постройки, мы создадим необыкновенный стиль который привлечет туристов со всех стран и изменит отношение к городу горожан. Но такая серьезная идея нового и старого в дереве возможна только при разумном городском развитии, сплоченной работе властей, частного бизнеса, жителей и креативных молодых специалистов. Что конечно очень сложно, но, все таки, возможно.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Ваша победа в премии АрхиWood, как вы считаете, поможет ли сделать вашу деятельность более эффективной при взаимодействии с администрацией и популярной среди горожан?

Светлана: Простым людям, я думаю, все равно. А в разговоре с администрацией – да, надеемся, что поможет. Только вот, кажется, администрация была не в курсе, что мы стали лауреатами премии.

Михаил: Премия АрхиWood – это признание в широких архитектурных кругах, российских и может быть даже зарубежных. Это инструмент для внутреннего взаимодействия, для поиска партнеров и спонсоров.

Надежда: Когда мы съездили на АрхиWood, мы увидели, что существует своя тусовка деревянных архитекторов: это очень сплоченное сообщество, они общаются, соревнуются друг с другом на специальных премиях. И это стимул для развития деревянной архитектуры. В Вологде такого сообщества, сплоченного одним интересом, нет.

Вера: Я думаю, что отношение администрации и людей к победе на АрхиWood будет особо не заметным, но самое главное здесь – это помощь с другой стороны. Например, со стороны «известных деревянных архитекторов» может прийти уважение и помощь, если мы попросим, и тогда уже и администрация заинтересуется, так как для них важны такие контакты.

08 Августа 2013

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Пресса: В Вологде возрождают интерес к деревянной архитектуре
В течение 5 дней в Вологде проходил фестиваль Дни архитектуры. В этом году ведущей темой стало развитие современной деревянной архитектуры в Вологодской области, а девизом – "Деревянная архитектура здесь и сейчас".
Пресса: Новые герои: Организаторы «Дней архитектуры в Вологде»...
В рамках второго ежегодного фестиваля «Дни архитектуры в Вологде», проходившего с 16 по 22 мая этого года, стартовал проект «Активация», организатором которого выступило объединение молодых архитекторов Вологды АВО. Ребята направили свою деятельность на преображение внешнего облика города и попытку привлечь внимание горожан к проблемам средовой архитектуры.
Активация Вологды
Юлия Зинкевич, руководитель проекта АРХИWOOD, беседует о «Днях Архитектуры в Вологде» с их создателями – Александром Дудневым и Константином Гудковым.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.