Ретроспектива первой выставки Современной архитектуры 1927 г. на Рождественке – дань архитектурной преемственности, взгляд из архитектурного «сегодня» на его истоки.
Ровно 80 лет назад в этом здании, занимаемом легендарным ВХУТЕМАСом, а ныне МАрхИ, впервые советский архитектурный авангард в международном масштабе заявил о себе как о сложившемся явлении. Для «новой архитектуры», таким образом, здание на Рождественке стало знаковым, как место ее официального представления и признания внутри профессии и в обществе. Для устроителей нынешней выставки Genius loci, дух самих стен бывшего ВХУТЕМАСа стал определяющим при создании концепции этого проекта. Задачей было не просто показать школу 1920-х, но и перекинуть мостик в сегодняшний день МАрхИ. Не случаен, поэтому, и тот факт, что макеты для выставки делали студенты кафедры советской современной архитектуры МАрхИ по чертежам, опубликованным в журналах «СА».
Сама идея такой выставки вынашивалась довольно долго, а натолкнул на нее, по словам руководителя галереи «ВХУТЕМАС» Ларисы Ивановой-Веэн, плакат той самой выставки 1927 года работы А. Гана и каталог, подаренные музею МАрхИ президентом института, академиком А. П. Кудрявцевым. Этот экспонат достался ему в наследство от деда, архитектора С. Чернышева, кстати, одного из участников события 1927 года. Для научно-выставочного отдела Музея МАрхИ под руководством Л. Ивановой- Веэн (Тамара Мурадова, Мария Трошина, Василий Банцекин) подготовка экспозиции превратилась в длительное и увлекательное исследование, потребовавшее привлечения отечественных и западных музеев и архивов. Оказалось, что известный каталог выставки 1927 г. собрал отнюдь не все работы и не все имена. Остальных удалось отследить по журналам «СА» того времени, благо в них выставка получила широкое отражение, как никак именно ОСА (чьим печатным органом был этот журнал) задавали тон событию, являясь и организаторами, и большинством экспонентов.
Далее разослали изученный каталог в другие учреждения, в частности, в Баухауз, который в 1927-м был главным зарубежным гостем. Там к идее ретроспективной выставки отнеслись с большим интересом, попросили прислать фото из журналов «СА» с опубликованными работами архитекторов Баухауза, нашли похожие у себя в архивах, о чем и не подозревали ранее, и отправили в Москву копии. Так поштучно собиралась экспозиция: в Музее архитектуры им. Щусева нашлись порядка 6-7 работ И. Голосова, А. Щусева и др., из Музея истории города Санкт-Петербурга прислали учебную работу студента 3 курса ЛИГИ А. Ладинского. В самом музее МАрхИ сохранились уникальные эскизы и проект здания газеты «Известия» Г. Бархина, причем оба варианта, высотный и окончательный. Нашлись материалы и в частных мастерских, например, студия Ильи Уткина предоставила работы Г. Вегмана из частного архива.
Разыскивая по публикациям «СА» чудом сохранившиеся подлинники, организаторы выставки обнаружили около двадцати таких работ, что было несомненной удачей проекта. Оригиналы (а их в экспозиции меньше, чем планировалось, поскольку вещи из МУАРа пока представлены в копиях) как наиболее ценный и привлекательный материал выделили в особую зону. Большая же часть проектов, которые удалось идентифицировать, представлена в факсимиле в следующем зале. К слову сказать, практически весь зарубежный материал на выставке 1927 г. тоже был показан в копиях, присланных европейскими коллегами.
Между тем в задачи нынешнего проекта не входило с точностью повторить экспозицию 1927 г. – это и невозможно, поскольку подлинников единицы, макеты не дошли вообще, а публикации в «СА» все-таки исчерпывающей информации дать не могли. Авторы художественного оформления и «архитектуры» выставки Тамара Мурадова и Василий Банцекин преподнесли материал как результат проведенного исследования и лишь формально обозначили в экспозиции основные отделы «Первой выставки СА».
Известно, что экспозиция проходила на 3-м этаже главного корпуса нынешнего МАрхИ и занимала несколько залов. В фототеке МУАРа сохранились документальные фото помещений выставки, и хотя планировка за долгое время изменилась, удалось точно установить, откуда были сделаны снимки, а вместе с тем и расположение конкретных отделов. Главный зал занимали проекты от ОСА, а помещение, выходящее на Рождественку – работы вузов. Специальная аудитория была отдана под иностранный отдел и рядом располагался зал жилья, где выставлялись экспериментальные проекты коммунальных домов М. Гинзбурга, А. Никольского и др.
Выставка 1927 года не «открывала» конструктивизм, скорее предъявляла его как уже зрелое направление, как сложившуюся систему нового архитектурного мышления и преподавания. Первые достижения авангарда в ранних проектах братьев Весниных, Н. Ладовского и других лидеров «новой архитектуры» к этому времени стали уже историческим фактом. Устроители «Первой выставки СА» хотели представить конструктивизм как доминирующее в архитектурной среде понимание «современного», как архитектуру, адекватную эпохе, что помимо теории пытались обосновать и на практике. Именно поэтому экспозиция объединяла как проекты метров - братьев Весниных, братьев Голосовых, А. Щусева, Г. Бархина, М. Гинзбурга, так и вузовские работы (ВХУТЕМАСа, МВТУ, ЛИГИ, Киевского художественного института, Одесского политехнического института, Томского Политехнического института), тем самым, показывая, насколько глубоко укоренилось новое конструктивное мышление в среде профессии.
Претендуя на то, чтобы явить широкий срез современной архитектурной действительности, выставка 1927 г. тем не менее ограничилась по большей части творчеством ОСА, которому инициатор мероприятия ректор ВХУТЕМАСа и руководитель отдела Наркомпроса П. Новицкий поручил его проведение. Возможно, это было связано с тем, что многие конструктивисты, как И. Голосов, А. Веснин и др. в то время преподавали во ВХУТЕМАСе. Однако тот же Н. Ладовский, имеющий самый высокий авторитет у студентов, на выставке представлен не был, конкурирующую АСНОВА по политическим мотивам не пригласили. Зато международный отдел собрал широкий круг работ зарубежных архитекторов Германии, Франции, Голландии, Польши, Чехо-Словакии, Швейцарии и др., чем поднял выставку на качественно иной уровень, как событие уже общеевропейского масштаба. Кстати, Баухауз участвовал не своими ученическими проектами, как отечественные вузы, а самой школой, их зданиями в Дессау, выстроенными по проектам В. Гропиуса.
Смысловыми центрами выставки тогда выступили два проекта, оба - явления в мире архитектуры – Дворец Труда братьев Весниных и Институт Ленина И. Леонидова. Это были звенья одной цепи: в 1923-м Веснины впервые вывели архитектурный конструктивизм на профессиональную арену как сложившуюся систему принципов нового архитектурного мышления. В то же время в 1927-м никому еще не известный студент ВХУТЕМАСа Иван Леонидов своим проектом указал конструктивизму дорогу в далекое будущее. Подлинный леонидовский макет, выполненный из подручных и недолговечных материалов, не сохранился – его реконструировали специально для выставки, наряду с макетами жилых домов А. Никольского, «дома А» М. Гинзбурга. Из собранных в ходе исследования фотоматериалов сделали видео – презентацию. Вот так организаторы выставки попытались посмотреть из 2007 года на архитектурное «сегодня» 1927 года, увиденное глазами самих конструктивистов.