14.10.2007

ВХУТЕМАС – МАрхИ: Genius loci

В новой галерее «ВХУТЕМАС» на Рождественке открылась выставка, посвященная памяти одной из ключевых экспозиций советского архитектурного авангарда. Для галереи, которая располагается в здании легендарного училища, это принципиальное, если не сказать – знаковое событие. Открытию предшествовала кропотливая работа по восстановлению состава экспозиции 1927 года, в результате которой удалось обнаружить около 20 подлинных вещей, участвовавших в старой выставке СА. Также силами студентов МАрхИ реконструированы макеты знаменитых проектов русского конструктивизма, участвовавших в выставке 1927 г.

информация:

И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция). Все фотографии: Наталья Коряковская
И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция). Все фотографии: Наталья Коряковскаяоткрыть большое изображение

Ретроспектива первой выставки Современной архитектуры 1927 г. на Рождественке – дань архитектурной преемственности, взгляд из архитектурного «сегодня» на его истоки.
Ровно 80 лет назад в этом здании, занимаемом легендарным ВХУТЕМАСом, а ныне МАрхИ, впервые советский архитектурный авангард в международном масштабе заявил о себе как о сложившемся явлении. Для «новой архитектуры», таким образом, здание на Рождественке стало знаковым, как место ее официального представления и признания внутри профессии и в обществе. Для устроителей нынешней выставки Genius loci, дух самих стен бывшего ВХУТЕМАСа стал определяющим при создании концепции этого проекта. Задачей было не просто показать школу 1920-х, но и перекинуть мостик в сегодняшний день МАрхИ. Не случаен, поэтому, и тот факт, что макеты для выставки делали студенты кафедры советской современной архитектуры МАрхИ по чертежам, опубликованным в журналах «СА».

Сама идея такой выставки вынашивалась довольно долго, а натолкнул на нее, по словам руководителя галереи «ВХУТЕМАС» Ларисы Ивановой-Веэн, плакат той самой выставки 1927 года работы А. Гана и каталог, подаренные музею МАрхИ президентом института, академиком А. П. Кудрявцевым. Этот экспонат достался ему в наследство от деда, архитектора С. Чернышева, кстати, одного из участников события 1927 года. Для научно-выставочного отдела Музея МАрхИ под руководством Л. Ивановой- Веэн (Тамара Мурадова, Мария Трошина, Василий Банцекин) подготовка экспозиции превратилась в длительное и увлекательное исследование, потребовавшее привлечения отечественных и западных музеев и архивов. Оказалось, что известный каталог выставки 1927 г. собрал отнюдь не все работы и не все имена. Остальных удалось отследить по журналам «СА» того времени, благо в них выставка получила широкое отражение, как никак именно ОСА (чьим печатным органом был этот журнал) задавали тон событию, являясь и организаторами, и большинством экспонентов.

Далее разослали изученный каталог в другие учреждения, в частности, в Баухауз, который в 1927-м был главным зарубежным гостем. Там к идее ретроспективной выставки отнеслись с большим интересом, попросили прислать фото из журналов «СА» с опубликованными работами архитекторов Баухауза, нашли похожие у себя в архивах, о чем и не подозревали ранее, и отправили в Москву копии. Так поштучно собиралась экспозиция: в Музее архитектуры им. Щусева  нашлись порядка 6-7 работ И. Голосова, А. Щусева и др., из Музея истории города Санкт-Петербурга прислали учебную работу студента 3 курса ЛИГИ А. Ладинского. В самом музее МАрхИ сохранились уникальные эскизы и проект здания газеты «Известия» Г. Бархина, причем оба варианта, высотный и окончательный. Нашлись материалы и в частных мастерских, например, студия Ильи Уткина предоставила работы Г. Вегмана из частного архива.

Разыскивая по публикациям «СА» чудом сохранившиеся подлинники, организаторы выставки обнаружили около двадцати таких работ, что было несомненной удачей проекта. Оригиналы (а их в экспозиции меньше, чем планировалось, поскольку вещи из МУАРа пока представлены в копиях) как наиболее ценный и привлекательный материал выделили в особую зону. Большая же часть проектов, которые удалось идентифицировать, представлена в факсимиле в следующем зале. К слову сказать, практически весь зарубежный материал на выставке 1927 г. тоже был показан в копиях, присланных европейскими коллегами.
Между тем в задачи нынешнего проекта не входило с точностью повторить экспозицию 1927 г. – это и невозможно, поскольку подлинников единицы, макеты не дошли вообще, а публикации в «СА» все-таки исчерпывающей информации дать не могли. Авторы художественного оформления и «архитектуры» выставки Тамара Мурадова и Василий Банцекин преподнесли материал как результат проведенного исследования и лишь формально обозначили в экспозиции основные отделы «Первой выставки СА». 

Известно, что экспозиция проходила на 3-м этаже главного корпуса нынешнего МАрхИ и занимала несколько залов. В фототеке МУАРа сохранились документальные фото помещений выставки, и хотя планировка за долгое время изменилась, удалось точно установить, откуда были сделаны снимки, а вместе с тем и расположение конкретных отделов. Главный зал занимали проекты от ОСА, а помещение, выходящее на Рождественку – работы вузов. Специальная аудитория была отдана под иностранный отдел и рядом располагался зал жилья, где выставлялись экспериментальные проекты коммунальных домов М. Гинзбурга, А. Никольского и др.

Выставка 1927 года не «открывала» конструктивизм, скорее предъявляла его как уже зрелое направление, как сложившуюся систему нового архитектурного мышления и преподавания. Первые достижения авангарда в ранних проектах братьев Весниных, Н. Ладовского и других лидеров «новой архитектуры» к этому времени стали уже историческим фактом. Устроители «Первой выставки СА» хотели представить конструктивизм как доминирующее в архитектурной среде понимание «современного», как архитектуру, адекватную эпохе, что помимо теории пытались обосновать и на практике. Именно поэтому экспозиция объединяла как проекты метров - братьев Весниных, братьев Голосовых, А. Щусева, Г. Бархина, М. Гинзбурга, так и вузовские работы (ВХУТЕМАСа, МВТУ, ЛИГИ, Киевского художественного института, Одесского политехнического института, Томского Политехнического института), тем самым, показывая, насколько глубоко укоренилось новое конструктивное мышление в среде профессии.

Претендуя на то, чтобы явить широкий срез современной архитектурной действительности, выставка 1927 г. тем не менее ограничилась по большей части творчеством ОСА, которому инициатор мероприятия ректор ВХУТЕМАСа и руководитель отдела Наркомпроса П. Новицкий поручил его проведение. Возможно, это было связано с тем, что многие конструктивисты, как И. Голосов, А. Веснин и др. в то время преподавали во ВХУТЕМАСе. Однако тот же Н. Ладовский, имеющий самый высокий авторитет у студентов, на выставке представлен не был, конкурирующую АСНОВА по политическим мотивам не пригласили. Зато международный отдел собрал широкий круг работ зарубежных архитекторов Германии, Франции, Голландии, Польши, Чехо-Словакии, Швейцарии и др., чем поднял выставку на качественно иной уровень, как событие уже общеевропейского масштаба. Кстати, Баухауз участвовал не своими ученическими проектами, как отечественные вузы, а самой школой, их зданиями в Дессау, выстроенными по проектам В. Гропиуса.

Смысловыми центрами выставки тогда выступили два проекта, оба - явления в мире архитектуры – Дворец Труда братьев Весниных и Институт Ленина И. Леонидова. Это были звенья одной цепи: в 1923-м Веснины впервые вывели архитектурный конструктивизм на профессиональную арену как сложившуюся систему принципов нового архитектурного мышления. В то же время в 1927-м никому еще не известный студент ВХУТЕМАСа Иван Леонидов своим проектом указал конструктивизму дорогу в далекое будущее. Подлинный леонидовский макет, выполненный из подручных и недолговечных материалов, не сохранился – его реконструировали специально для выставки, наряду с макетами жилых домов А. Никольского, «дома А» М.  Гинзбурга. Из собранных в ходе исследования фотоматериалов сделали видео – презентацию. Вот так организаторы выставки попытались посмотреть из 2007 года на архитектурное «сегодня» 1927 года, увиденное глазами самих конструктивистов.

И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция)
И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция)открыть большое изображение
М. Гинзбург. Коммунальный дом А 1. 1927 г. Макет (реконструкция)
М. Гинзбург. Коммунальный дом А 1. 1927 г. Макет (реконструкция)открыть большое изображение
А. Никольский. Зал общественных собраний на 500-1000 человек. 1927 г. Макет (реконструкция).
А. Никольский. Зал общественных собраний на 500-1000 человек. 1927 г. Макет (реконструкция).открыть большое изображение
А. Никольский. Клуб. 1927 г. Макет (реконструкция).
А. Никольский. Клуб. 1927 г. Макет (реконструкция).открыть большое изображение
открыть большое изображение
И. Голосов. Конкурсный проект здания «Электробанк» в Москве. 1926 г.
И. Голосов. Конкурсный проект здания «Электробанк» в Москве. 1926 г.открыть большое изображение
А. Щусев. Конкурсный проект здания Центрального Телеграфа в Москве. 1925 г.
А. Щусев. Конкурсный проект здания Центрального Телеграфа в Москве. 1925 г.открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерий Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Бирюков
  • Магда Кмита
  • Владимир Плоткин
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Игорь Шварцман
  • Юлия Тряскина
  • Илья Машков
  • Магда Чихонь
  • Николай Переслегин
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Иван Кожин
  • Олег Карлсон
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Труханов
  • Карен Сапричян
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Арсений Леонович
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Ликин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Биндеман
  • Екатерина Грень
  • Шимон Матковски
  • Павел Андреев
  • Алексей Иванов
  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Лукаш Качмарчик
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Кузнецова
  • Петр Фонфара
  • Евгений Герасимов
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Николай Миловидов
  • Сергей Переслегин
  • Александр Скокан
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей  Орешкин
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий
  • Зураб Басария
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Михаил Канунников
  • Даниил Лоренц
  • Александр Бровкин
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Полина Воеводина
  • Наталия Шилова
  • Сергей Кузнецов
  • Георгий Трофимов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи