14.10.2007

ВХУТЕМАС – МАрхИ: Genius loci

В новой галерее «ВХУТЕМАС» на Рождественке открылась выставка, посвященная памяти одной из ключевых экспозиций советского архитектурного авангарда. Для галереи, которая располагается в здании легендарного училища, это принципиальное, если не сказать – знаковое событие. Открытию предшествовала кропотливая работа по восстановлению состава экспозиции 1927 года, в результате которой удалось обнаружить около 20 подлинных вещей, участвовавших в старой выставке СА. Также силами студентов МАрхИ реконструированы макеты знаменитых проектов русского конструктивизма, участвовавших в выставке 1927 г.

информация:

И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция). Все фотографии: Наталья Коряковская
И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция). Все фотографии: Наталья Коряковская

Ретроспектива первой выставки Современной архитектуры 1927 г. на Рождественке – дань архитектурной преемственности, взгляд из архитектурного «сегодня» на его истоки.
Ровно 80 лет назад в этом здании, занимаемом легендарным ВХУТЕМАСом, а ныне МАрхИ, впервые советский архитектурный авангард в международном масштабе заявил о себе как о сложившемся явлении. Для «новой архитектуры», таким образом, здание на Рождественке стало знаковым, как место ее официального представления и признания внутри профессии и в обществе. Для устроителей нынешней выставки Genius loci, дух самих стен бывшего ВХУТЕМАСа стал определяющим при создании концепции этого проекта. Задачей было не просто показать школу 1920-х, но и перекинуть мостик в сегодняшний день МАрхИ. Не случаен, поэтому, и тот факт, что макеты для выставки делали студенты кафедры советской современной архитектуры МАрхИ по чертежам, опубликованным в журналах «СА».

Сама идея такой выставки вынашивалась довольно долго, а натолкнул на нее, по словам руководителя галереи «ВХУТЕМАС» Ларисы Ивановой-Веэн, плакат той самой выставки 1927 года работы А. Гана и каталог, подаренные музею МАрхИ президентом института, академиком А. П. Кудрявцевым. Этот экспонат достался ему в наследство от деда, архитектора С. Чернышева, кстати, одного из участников события 1927 года. Для научно-выставочного отдела Музея МАрхИ под руководством Л. Ивановой- Веэн (Тамара Мурадова, Мария Трошина, Василий Банцекин) подготовка экспозиции превратилась в длительное и увлекательное исследование, потребовавшее привлечения отечественных и западных музеев и архивов. Оказалось, что известный каталог выставки 1927 г. собрал отнюдь не все работы и не все имена. Остальных удалось отследить по журналам «СА» того времени, благо в них выставка получила широкое отражение, как никак именно ОСА (чьим печатным органом был этот журнал) задавали тон событию, являясь и организаторами, и большинством экспонентов.

Далее разослали изученный каталог в другие учреждения, в частности, в Баухауз, который в 1927-м был главным зарубежным гостем. Там к идее ретроспективной выставки отнеслись с большим интересом, попросили прислать фото из журналов «СА» с опубликованными работами архитекторов Баухауза, нашли похожие у себя в архивах, о чем и не подозревали ранее, и отправили в Москву копии. Так поштучно собиралась экспозиция: в Музее архитектуры им. Щусева  нашлись порядка 6-7 работ И. Голосова, А. Щусева и др., из Музея истории города Санкт-Петербурга прислали учебную работу студента 3 курса ЛИГИ А. Ладинского. В самом музее МАрхИ сохранились уникальные эскизы и проект здания газеты «Известия» Г. Бархина, причем оба варианта, высотный и окончательный. Нашлись материалы и в частных мастерских, например, студия Ильи Уткина предоставила работы Г. Вегмана из частного архива.

Разыскивая по публикациям «СА» чудом сохранившиеся подлинники, организаторы выставки обнаружили около двадцати таких работ, что было несомненной удачей проекта. Оригиналы (а их в экспозиции меньше, чем планировалось, поскольку вещи из МУАРа пока представлены в копиях) как наиболее ценный и привлекательный материал выделили в особую зону. Большая же часть проектов, которые удалось идентифицировать, представлена в факсимиле в следующем зале. К слову сказать, практически весь зарубежный материал на выставке 1927 г. тоже был показан в копиях, присланных европейскими коллегами.
Между тем в задачи нынешнего проекта не входило с точностью повторить экспозицию 1927 г. – это и невозможно, поскольку подлинников единицы, макеты не дошли вообще, а публикации в «СА» все-таки исчерпывающей информации дать не могли. Авторы художественного оформления и «архитектуры» выставки Тамара Мурадова и Василий Банцекин преподнесли материал как результат проведенного исследования и лишь формально обозначили в экспозиции основные отделы «Первой выставки СА». 

Известно, что экспозиция проходила на 3-м этаже главного корпуса нынешнего МАрхИ и занимала несколько залов. В фототеке МУАРа сохранились документальные фото помещений выставки, и хотя планировка за долгое время изменилась, удалось точно установить, откуда были сделаны снимки, а вместе с тем и расположение конкретных отделов. Главный зал занимали проекты от ОСА, а помещение, выходящее на Рождественку – работы вузов. Специальная аудитория была отдана под иностранный отдел и рядом располагался зал жилья, где выставлялись экспериментальные проекты коммунальных домов М. Гинзбурга, А. Никольского и др.

Выставка 1927 года не «открывала» конструктивизм, скорее предъявляла его как уже зрелое направление, как сложившуюся систему нового архитектурного мышления и преподавания. Первые достижения авангарда в ранних проектах братьев Весниных, Н. Ладовского и других лидеров «новой архитектуры» к этому времени стали уже историческим фактом. Устроители «Первой выставки СА» хотели представить конструктивизм как доминирующее в архитектурной среде понимание «современного», как архитектуру, адекватную эпохе, что помимо теории пытались обосновать и на практике. Именно поэтому экспозиция объединяла как проекты метров - братьев Весниных, братьев Голосовых, А. Щусева, Г. Бархина, М. Гинзбурга, так и вузовские работы (ВХУТЕМАСа, МВТУ, ЛИГИ, Киевского художественного института, Одесского политехнического института, Томского Политехнического института), тем самым, показывая, насколько глубоко укоренилось новое конструктивное мышление в среде профессии.

Претендуя на то, чтобы явить широкий срез современной архитектурной действительности, выставка 1927 г. тем не менее ограничилась по большей части творчеством ОСА, которому инициатор мероприятия ректор ВХУТЕМАСа и руководитель отдела Наркомпроса П. Новицкий поручил его проведение. Возможно, это было связано с тем, что многие конструктивисты, как И. Голосов, А. Веснин и др. в то время преподавали во ВХУТЕМАСе. Однако тот же Н. Ладовский, имеющий самый высокий авторитет у студентов, на выставке представлен не был, конкурирующую АСНОВА по политическим мотивам не пригласили. Зато международный отдел собрал широкий круг работ зарубежных архитекторов Германии, Франции, Голландии, Польши, Чехо-Словакии, Швейцарии и др., чем поднял выставку на качественно иной уровень, как событие уже общеевропейского масштаба. Кстати, Баухауз участвовал не своими ученическими проектами, как отечественные вузы, а самой школой, их зданиями в Дессау, выстроенными по проектам В. Гропиуса.

Смысловыми центрами выставки тогда выступили два проекта, оба - явления в мире архитектуры – Дворец Труда братьев Весниных и Институт Ленина И. Леонидова. Это были звенья одной цепи: в 1923-м Веснины впервые вывели архитектурный конструктивизм на профессиональную арену как сложившуюся систему принципов нового архитектурного мышления. В то же время в 1927-м никому еще не известный студент ВХУТЕМАСа Иван Леонидов своим проектом указал конструктивизму дорогу в далекое будущее. Подлинный леонидовский макет, выполненный из подручных и недолговечных материалов, не сохранился – его реконструировали специально для выставки, наряду с макетами жилых домов А. Никольского, «дома А» М.  Гинзбурга. Из собранных в ходе исследования фотоматериалов сделали видео – презентацию. Вот так организаторы выставки попытались посмотреть из 2007 года на архитектурное «сегодня» 1927 года, увиденное глазами самих конструктивистов.

И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция)
И. Леонидов. Институт Библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве. 1927 г. Макет (реконструкция)
М. Гинзбург. Коммунальный дом А 1. 1927 г. Макет (реконструкция)
М. Гинзбург. Коммунальный дом А 1. 1927 г. Макет (реконструкция)
А. Никольский. Зал общественных собраний на 500-1000 человек. 1927 г. Макет (реконструкция).
А. Никольский. Зал общественных собраний на 500-1000 человек. 1927 г. Макет (реконструкция).
А. Никольский. Клуб. 1927 г. Макет (реконструкция).
А. Никольский. Клуб. 1927 г. Макет (реконструкция).
И. Голосов. Конкурсный проект здания «Электробанк» в Москве. 1926 г.
И. Голосов. Конкурсный проект здания «Электробанк» в Москве. 1926 г.
А. Щусев. Конкурсный проект здания Центрального Телеграфа в Москве. 1925 г.
А. Щусев. Конкурсный проект здания Центрального Телеграфа в Москве. 1925 г.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерия Преображенская
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Васильев
  • Николай Миловидов
  • Олег Мединский
  • Полина Воеводина
  • Сергей Чобан
  • Роман Леонидов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Скуратов
  • Михаил Канунников
  • Александр Попов
  • Андрей Романов
  • Анатолий Столярчук
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Бондаренко
  • Андрей Асадов
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Антон Яр-Скрябин
  • Илья Машков
  • Всеволод Медведев
  • Иван Рубежанский
  • Владимир Плоткин
  • Александр Скокан
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Вера Бутко
  • Рустам Керимов
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Юрий Сафронов
  • Константин Ходнев
  • Валерий Лукомский
  • Павел Андреев
  • Юлий Борисов
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Грень
  • Иван Кожин
  • Марк Сафронов
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Орешкин
  • Олег Шапиро
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Бирюков
  • Василий Крапивин
  • Зураб Басария
  • Илья Уткин
  • Александр Бровкин
  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Игорь Шварцман
  • Карен Сапричян
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Карлсон
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи