Начало МАРШа

Вчера новая архитектурная школа МАРШ отметила день начала учебы. Руководители студий Евгений Асс, Сергей Скуратов и Антон Мосин рассказали о том, чему и как будут учить своих студентов.

mainImg
Набор школы МАРШ 2012 года составил порядка 40 студентов из разных регионов России, а также Латвии, Казахстана и Украины. Из общего числа студентов были сформированы три учебные группы – студии по архитектурному проектированию. Руководство над студиями взяли ректор школы Евгений Асс, Сергей Скуратов и Антон Мосин. Каждый из преподавателей разработал собственную программу обучения, рассчитанную на один семестр, в рамках общей темы, предложенной Евгением Ассом: «Городские диалоги». По словам ректора, тема охватывает все многообразие городских взаимодействий. Город рассматривается как многогранная и насыщенная система, составные части которой ведут между собой постоянный диалог, а точнее сказать – полилог.

Представляем выдержки из выступлений руководителей проектных студий.

Городской диалог №1:
Трансформация ценностей

Студия Евгения Асса
Ректор школы МАРШ Евгений Асс в окружении студентов. Фотография Дмитрия Павликова.
Ректор школы МАРШ Евгений Асс о своей программе «Трансформация ценностей». Фотография Дмитрия Павликова.

Евгений Асс, чему будут учить:
«Чем определяется ценность архитектуры и городской среды? Каким образом мы оцениваем фрагменты города, зданий, интерьеров? Какие факторы влияют на формирование ценностей? Как наша личная оценка соотносится с оценками экспертов – от жителей до девелоперов и городских властей?

Мы предпримем попытку выстроить некую систему ценностей, которая определит критерии оценки архитектуры и городской среды. Оценивать будем, отталкиваясь от общечеловеческих, культурных, политических, урбанистических, художественных и пр. ценностей. Наша цель – выработать персональные системы ценностей, в рамках которых будут рассмотрены городские локусы с дальнейшим выявлением их ценностных характеристик. В результате мы сможем сформулировать программу для избранного локуса и разработать проектное предложение по повышению его ценностных показателей».

Как будут учить:
«Мы предложим студентам проанализировать свои личные критерии оценки тех или иных городских объектов, познакомим с различными методами оценки городских ситуаций и проведем анализ на конкретных примерах, что позволит скорректировать и уточнить личные критерии оценки, а также познакомиться с позицией других архитекторов.

При помощи выработанного аппарата мы будем исследовать различные городские ситуации с точки зрения их ценности. Проанализируем среду в самых разных аспектах ее бытования, выявим ее достоинства и недостатки. А затем разработаем сценарии и программы трансформации среды, на основании которых сможем предложить собственные проектные решения».

Городской диалог №2:

Новое культурное пространство
Студия Сергея Скуратова
[ее представляли слушателям Сергей Скуратов и Владимир Юзбашев]
Сергей Скуратов и Владимир Юзбашев с презентацией программы "Новое культурное пространство. Фотография Дмитрия Павликова.

Чему будут учить
Сергей Скуратов:
«20 лет экстенсивного строительства в Москве. 20 лет сумасшедших девелоперских проектов, 20 лет строительства жилья на продажу. Город как пространство для жизни застыл, и практически умер».

Владимир Юзбашев:
«Что отличает и определяет город? Город становится городом только тогда, когда получает культурную функцию. И этого центрального ядра как раз не хватает Москве. В 1970-е годы Париж попытался вернуть себе статус культурного центра, утраченный после второй мировой войны, когда вся культура сосредоточилась в Нью-Йорке. В результате построенный центр Помпиду стал символом нового культурного пространства современности».

Сергей Скуратов:
«В Москве то и дело возникают очаговые центры по интересам. Центров, которые смогли бы объединить людей, связанных интересом интеллектуального общения, в Москве практически нет. Но именно культурное пространство могло бы стать точкой пересечения самых разнообразных интересов. Новое культурное пространство – это пространство, в котором должны происходить не только основные досуговые, но и рабочие коммуникации, это пространство, в котором культура способна дать адекватный ответ современным потребностям города».

Как будут учить
Владимир Юзбашев:
«Мы поднимаем вопрос отсутствия культурного пространства в Москве. Российской столице нужен свой Помпиду. И это проблема, которую студентам предлагается решать в продолжение семестра, причем, в первую очередь, с позиций жителей города, пользователей городского пространства, и только потом – архитекторов».
 
Сергей Скуратов:
«Первый шаг – формулирование проблемы. И первое задание студентам – написать письмо (адресат не важен), в котором обозначить свое восприятие сегодняшнего состояния культуры в нашей стране, выявить основные болезненные симптомы и предложить собственные рецепты лечения. Это позволит преподавателям правильно оценить уровень понимания студентами поставленной проблемы . И уже исходя из этого, мы будем двигаться дальше в соответствии с разработанным нами серьезным стратегическим планом, всех деталей которого мы, конечно, не станем раскрывать сразу».

Городской диалог №3:
Архитектура и политика
Студия Антона Мосина
zooming
Антон Мосин с презентацией программы «Архитектура и политика». Фотография Дмитрия Павликова.

Антон Мосин, чему будут учить:
«Смена социальных и экономических формаций всегда сопровождается изменением стиля и масштаба архитектурных сооружений. Так, изменения, произошедшие в 1990-е годы в России повлекли за собой возникновение таких мегапроектов, как воссоздание храма Христа Спасителя, реконструкция Манежной площади, строительство комплекса Москва-Сити. С одной стороны все эти сооружения символизируют политические, экономические и идеологические перемены. С другой – наше население все еще остается заложником тоталитарного социалистического градостроительства. Целью программы нашей студии является попытка разграничить характерные и определяющие признаки архитектуры тоталитарной и архитектуры демократической».

Как будут учить:
«В процессе исследования мы предложим студентам проанализировать на конкретных примерах проявления тоталитарного и демократического языков, выявить их признаки и различия. Исследования будут проходить на примерах публичных городских пространств, административных зданий и общественных интерьеров. Мне хотелось бы, чтобы каждый из студентов самостоятельно систематизировал признаки тоталитарной и демократической архитектуры. Для начала мы, разумеется, рассмотрим их отличительные особенности. Результатом аналитической работы станет создание простого и доходчивого словаря двух архитектурных языков, который можно было бы использовать в качестве инструмента проектирования. Собственно, после исследовательской части студенты и займутся проектированием здания государственной администрации, опираясь на терминологию своих словарей».

***
Никита Токарев – директор школы МАРШ и ведущий преподаватель модуля «Профессиональная практика». Фотография Дмитрия Павликова.

Кроме всего сказанного выше, программа обучения в школе МАРШ предусматривает цикл лекций и мастер-классов от приглашенных российских и иностранных архитекторов, регулярные встречи с деятелями современного российского искусства, науки и культуры, образовательные экскурсии. Сергей Скуратов, например, предложил студентам еженедельно совершать экскурсии по объектам, построенным мастерской «Сергей Скуратов architects» для их серьезного и критического анализа.

02 Октября 2012

Пресса: Евгений Асс: «Эти неудачливые выпускники-троечники...
В Artplay открылась школа МАРШ, которая предлагает магистерскую программу для архитекторов. На выходе студенты получают диплом London Metropolitan University. Основатель школы Евгений Асс рассказал БГ, почему архитектура похожа на политику и чего никогда не узнают выпускники МАРХИ.
Пресса: Открытие архитектурной школы МАРШ: Первые студенты...
1 октября открылась Московская архитектурная школа — проект архитектора Евгения Асса совместно с London Metropolitan University, куда набрали 37 студентов из разных городов, уже имеющих высшее профильное образование и способных заплатить по 210 тысяч рублей за два года обучения. «Афиша» поговорила с некоторыми из них.
Пресса: Архитектурная школа Евгения Асса откроется в центре...
Архитектурная школа МАРШ, которая за два года подготовит высокопрофессиональных и интегрированных в мировой контекст специалистов, начинает свою работу в московском центре дизайна Artplay 1 октября, рассказал РИА Новости создатель и ректор МАРШа Евгений Асс.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.