На вкус и цвет: алюминий в московском метро

Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.

mainImg
Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020
Компaния:
представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру
Современные технологии позволяют добиться
множества цветов алюминия SEVALCON
и реализовать любые фантазии архитектора

Алюминий, элемент №13 в периодической системе Д.И. Менделеева, почти незаменимый в современном строительстве, в отделке интерьеров московского метрополитена начали использовать сравнительно поздно. Поначалу в подземке Страны Советов, сразу задуманной как дворец, использовали традиционную бронзу – например, на «Площади Революции», или авиационную сталь – на «Маяковской».
Интерьер станции метро «Маяковская»
A.Savin / CC BY-SA 3.0

Передовой и быстро приобретающий свойства эффектного и экономного материала алюминий в московском метро появился в период «оттепели» – в 1960-е и 1970-е. Одно из ярких решений – золотистый анодированный свод станции «Авиамоторная» на «желтой» линии №8.
Интерьер станции метро «Авиамоторная», 1979
Antares 610 / CC0

Сейчас алюминий, материал недорогой, разнообразный и долговечный, часто используется в новых станциях московского метро.

По прошествии сорока лет у советской станции с золотым потолком появилась соседняя, новая Авиамоторная, – ее вестибюль был открыт в присутствии мэра Москвы совсем недавно, в марте 2020 года, за день до карантина. Сейчас станция функционирует в составе «розовой» Некрасовской ветки, но впоследствии она должна стать частью Большой кольцевой линии – БКЛ. Авторы проекта вестибюля и входного павильона – архитекторы АО «Метрогипротранс» под руководством Леонида Борзенкова – в образном решении отталкивались от «авиационного» названия станции, поэтому общую тональность формирует серый металл: сталь и алюминий. Граненые колонны напоминают «стальные руки-крылья», а полосы разных оттенков серого на стенах обозначают воздушные потоки, хотя они также созвучны и движению поездов. Несколько суровый темно-серый тон подчеркнут ярко-белой подсветкой: над колоннами она группируется пятнами, а между ними, так же как и над лестницами и над эскалаторами, складывается в гибкие ленты, живо напоминающие о поисках Захи Хадид. Недавно проект был отмечен премией «Золотой Трезини 2020».
  • zooming
    1 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Входной павильон станции метро «Авиамоторная», открытв 2020 году
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция Joy (Shagreen)|STARDUST, STARDUST DARK SILVER ≈ RAL 9007, оттенок серый
    © SEVALСON

Следующая по «розовой» Некрасовской ветке №15 после Авиамоторной – станция Нижегородская. Она входит в состав ТПУ Рязанская (см. схему), названного по проходящему здесь Рязанскому проспекту. Автор проекта, главный архитектор МЦК Тимур Башкаев, подчеркивает, что сейчас это единственный в Москве ТПУ, в состав которого удалось по-настоящему интегрировать торговый центр. Со своей стороны подчеркнем, что комплекс, судя как по уже реализованным частям, так и по проекту в целом, обладает красивой авторской архитектурой. Особенно хорош открытый тогда же, весной 2020 года, входной вестибюль: с далеко вынесенным козырьком, белыми колоннами снаружи и внутри, с гигантским и светлым внутренним пространством, выразительным благодаря потолку с крупной волной из лент перфорированного металла.
  • zooming
    1 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция RAL, RAL 9003 PVDF P02G 9003A S
    © SEVALСON

Через одну станцию после ТПУ Рязанская находим станцию Окская, также открытую мэром Москвы в марте. Первоначальный проект разработан в мастерской №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова, как и упомянутая выше новая станция Авиамоторная, и доработан испанской компанией Bustren. (Заказчики и архитекторы: ОАО «Мосинжпроект», мастерская №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова (и старый, и новый архитектурные проекты созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова); «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС», гл. архитектор Потехин Артем)

Станция мелкого заложения с одним рядом колонн и двумя платформами по сторонам решена крупными пятнами и знаками. Главный и самый заметный из них – потолок, покрытый алюминием ярко-синего цвета с мелкополосатым принтом. Его можно понять как воду и как небо, или как «небесную реку» над головой, что созвучно названию станции Окская.
Ярко-синий алюминий – гордость компании SEVALCON: новый цвет «Oka Blue» – был разработан и произведен специально для станции метрополитена «Окская». Алюминий с покрытием в оттенках от лазурно-голубого до насыщенно синего оформил кассовый зал, вестибюли и платформу для станции.
  • zooming
    1 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 4
    Коллекция Ocean.Nefeli, OKA BLUE, оттенок синий
    © SEVALСON

Но вернемся к «желтой» ветке. Солнцевская линия 8А была задумана как вторая, западная часть линии номер 8: согласно замыслу, восточная и западная часть должны были состыковаться в центре города стациями Волхонка–Плющиха–Дорогомиловская, причем не далее как в 2020 году. Но идею отложили на неопределенный срок, Солнцевская желтая ветка 8А завернула к северу, где объединилась с «бирюзовым» отрезком кольца БКЛ, прошедшим через Москву-Сити со станцией «Деловой центр», Ходынку со станцией ЦСКА к Савеловской. На схемах эта часть сейчас обозначается то номером 11, то номером 13, позаимствованным у прекратившего свою работу монорельса. Что созвучно тому факту, что строительство линии 8А начато тринадцатым по счету в составе проектов московского метро.

Но любопытно, что именно в составе первой желтой ветки, Калининской, в 1979 году открылась упомянутая выше станция «Авиамоторная», первый масштабный эксперимент московского метро с алюминиевой отделкой
(алюминий из коллекции STARDUST цветDARK SILVER)
. Так что неудивительно, что при популярности алюминия в отделке современных станций метро этот материал стал ключевым в оформлении станций Солнцевской линии, полностью возведенной в 2010-е годы. Более половины из них оформлены с применением алюминия SEVALCON.

Дизайн двух самых интересных станций ветки – Новопеределкино и Солнцево – был определен в результате конкурса, проведенного в 2014 году, и реализован командами-победителями: Новопеределкино – рижским бюро URA architects Евгения Леонова и Александра Дембо, Солнцево – московским Nefa architects Дмитрия Овчарова. Мы уже довольно подробно рассказывали о проектах и о реализациях того и другого.

Для облицовки потолков и колонн вестибюля станции «Солнцево» использован алюминий SEVALCON из коллекции Joy в цвете FROSTING ICE, произведенный на заводе Impol Seval в Сербии. Своим названием, которое можно перевести как «иней» или «морозный узор», этот вид облицовочного алюминия обязан сходству его поверхности со снежным настом. Именно такая – яркая, снежная и в то же время матовая, без блеска – белизна требовалась для реализации «солнечного» замысла Nefa architects: кажется, что потолок и колонны впитывают и источают равномерный свет.
  • zooming
    1 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    5 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    6 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    7 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    8 / 8
    Коллекция Joy (Shagreen), FROSTING ICE
    © SEVALСON

Панели покрывают круглые колонны и скругленные пилоны, так же как и прорезанный «сырными дырками» светильников молочно-белого цвета потолок. Они создают ровный фон, помогая авторам создать цельный и гармоничный «солнечный» образ, избегающий лобовых обозначений-«лучиков», но передающий идею солнца через белый свет, который, как известно, есть сумма всех известных оптике лучей. Впрочем, один знаковый элемент здесь присутствует – большой желтый «солнечный» круг, утопленный в белизне, выполненный с использованием окрашенного алюминия SEVALCON.
  • zooming
    1 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects

В каком-то смысле эти игры с искусственным и естественным светом, лучами и пятнами, так хорошо раскрывающие название «Солнцево», стали ответом на искристый потолок «Авиамоторной» на восточной части «желтой» линии. Отлично поймана перекличка, архитекторы, между работами которых около 40 лет, подчеркивают нам, что на одной стороне города рассвет, на другой закат, улавливая «солнечную» составляющую этой поперечно пересекающей город, но пока так и не соединившейся линии метро.

Про станцию ​«Хорошевская» БКЛ / линии 8А мы уже рассказывали: концепция разработана архитекторами компании ​«Метрогипротранс», в ее реализации как художники участвовали Никита и Всеволод Медведевы; яркая многоцветная станция целиком посвящена воспоминаниям об авангарде.
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение

В этом ей вторит станция «ЦСКА», расположенная на Ходынском поле и разработанная коллективом «Метрогипротранса» под руководством Николая Шумакова. Станция «ЦСКА» также перекликается и с «Площадью Революции» – на ней установлены четыре бронзовые скульптуры авторства Михаила Переяславца: лыжник, баскетболист, хоккеист и футболист, причем у каждой из фигур есть реальные спортсмены-прототипы.
  • zooming
    1 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    2 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    3 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    4 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    5 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON

Многоцветные принты с летящими спортсменами, воздушными шарами и дельтапланами на потолке могут напомнить мозаики Александра Дейнеки на «Маяковской». Они выполнены по эскизам художников-монументалистов Екатерины Бубновой и Евгения Щеглова в технике сублимационной, или UV-печати по предварительно окрашенным заводским способом алюминиевым поверхностям. Окрашенная поверхность алюминия SEVALCON из коллекции RAL продемонстрировала хорошие адгезивные свойства и послужила прочной основой для цифровой печати.
zooming
Станция метро «ЦСКА», изображения на потолочных панелях
Предоставлено SEVALCON

Проекты станций «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская» Солнцевской ветки «желтой» линии построены по типовому проекту «Метрогипротранса». Главный архитектор компании Леонид Борзенков рассказывает о проекте:



Общая для нескольких станций мелкого заложения объемно-пространственная композиция объединена преобладанием SEVALCON металлического серого цвета, создающего очень сдержанный и спокойный, техничный фон для ярких цветных вставок подсвеченного стекла с цифровой печатью на расширяющихся кверху колоннах, выстроенных в один ряд по центру вестибюля. Каждая станция приобрела таким образом свой преобладающий цвет, легко различимый даже краем глаза из окна вагона, что позволяет пассажирам легко ориентироваться, несмотря на типовую природу станций.
Интерьер станции метро «Ломоносовский проспект»
Mos.ru / CC BY 4.0

«Ломоносовский проспект» выделен звонким синим цветом с белыми числами, складывающимися в последовательность Фибоначчи. Математические символы намекают на то, что от станции можно за несколько минут добраться до главного здания МГУ.

На станции «Раменки» радостные салатово-зелёные поверхности с изображением стилизованных деревьев призваны напомнить о когда-то густых лесах этого района.
Интерьер станции метро «Раменки»
Mos.ru / CC BY 4.0

Станция «Минская» посвящена военной технике – из-за близости музея ВОВ и выставки боевых машин на Поклонной горе.
Интерьер станции метро «Минская»
Mos.ru / CC BY 4.0

В той же теме ярких принтов на нейтральном металлическом фоне решена станция «Мичуринский проспект» – первая в Москве станция полуподземного типа. В отличие от трех названных выше, она освещена естественным светом, ее вестибюль просторнее и разделен двумя рядами колонн. Принты на стекле – яркие красно-оранжевые, в память о знаменитом биологе украшенные рисунками цветущих и плодоносящих яблонь – играют здесь большую роль.
  • zooming
    1 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    2 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    3 / 5
    Коллекция RAL, RED LUX ≈ RAL 3001, оттенок красный
    © SEVALСON
  • zooming
    4 / 5
    Коллекция RAL, BLACK GREY P02G 7021 S
    © SEVALСON
  • zooming
    5 / 5
    Коллекция RAL, RAL 9005 PVDF P02G 9005 d S PVDF
    © SEVALСON

Важная особенность станции – развитая и эффектная входная группа, которая состоит из двух павильонов и включает в себя переход над проспектом. Здесь мы, как и в вестибюле станции, видим рисунки, нанесенные на стекло, а также частую «штриховку» ламелей из SEVALCON коллекции LUX в цвете RED LUX – их блестящая глянцевая поверхность похожа на цветное стекло и перекликается с ним отражениями, но весит много меньше, так что ламели обеспечивают фасаду «гламурный блеск», не жертвуя легкостью конструкции и не требуя массивных креплений.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»

В оформлении станции «Мичуринский проспект» использован алюминий SEVALCON разных цветов и коллекций: красный RED LUX из коллекции LUX, черный – RAL 9005 PVDF и темно-серый – BLACK GREY PVDF из коллекции RAL.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»
***
Алюминий SEVALCON, позволивший реализовать авторские замыслы по отделке новых станций московского метро, изготавливают на сербском заводе Impol Seval, окрашивая металл по технологии coilcoating (CCL).

Его главная особенность состоит в том, что краска очень равномерно распределяется по полотну алюминиевой ленты благодаря высокому давлению между валками. Поэтому поверхность окрашивается ровно, исключая колебания оттенков, а толщина покрытия не превышает 40 мкм, определенных нормативами пожарной безопасности.

Алюминий SEVALCON обладает разнообразными фактурами поверхности, от стеклянисто-глянцевой до матовой. Окрашенная таким образом поверхность способна к адгезии с наносимой поверх заводской окраски цифровой печатью, что делает спектр узоров практически бесконечным.

Алюминием, как известно, можно облицевать прямые и криволинейные поверхности, он может быть и минималистичным, и футуристичным, может быть нейтральным фоном или, напротив, брать на себя основную визуальную нагрузку. Он недорог, легок, прочен и гибок – что значительно уменьшает расходы при изготовлении нужных отделочных панелей и монтаже на объекте.

Технология coilcoating для алюминия SEVALCON позволяет добиться любого необходимого цвета и даже оттенка цвета и, вместе с легкостью и гибкостью самого металла, реализовать самые смелые фантазии архитекторов.

Поставщики, технологии

Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020

28 Января 2021

Cladding Solutions: другие статьи и новости
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Крылатый образ Перми
В новом терминале аэропорта Перми бюро Асадова не только добилось баланса между технологичностью, безопасностью, комфортом и имиджевой составляющей, но и предложило новый символ для всего Прикамья.
Холмы «Нового Иерусалима»
В 2013 году, задолго до строительства парка Зарядье, команда архитектурного бюро «Сити-арх» спроектировала музей-холм, с крупнейшим музейным фондом Подмосковья.
Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.