На вкус и цвет: алюминий в московском метро

Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.

mainImg
Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020
Компaния:
представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру
Современные технологии позволяют добиться
множества цветов алюминия SEVALCON
и реализовать любые фантазии архитектора

Алюминий, элемент №13 в периодической системе Д.И. Менделеева, почти незаменимый в современном строительстве, в отделке интерьеров московского метрополитена начали использовать сравнительно поздно. Поначалу в подземке Страны Советов, сразу задуманной как дворец, использовали традиционную бронзу – например, на «Площади Революции», или авиационную сталь – на «Маяковской».
Интерьер станции метро «Маяковская»
A.Savin / CC BY-SA 3.0

Передовой и быстро приобретающий свойства эффектного и экономного материала алюминий в московском метро появился в период «оттепели» – в 1960-е и 1970-е. Одно из ярких решений – золотистый анодированный свод станции «Авиамоторная» на «желтой» линии №8.
Интерьер станции метро «Авиамоторная», 1979
Antares 610 / CC0

Сейчас алюминий, материал недорогой, разнообразный и долговечный, часто используется в новых станциях московского метро.

По прошествии сорока лет у советской станции с золотым потолком появилась соседняя, новая Авиамоторная, – ее вестибюль был открыт в присутствии мэра Москвы совсем недавно, в марте 2020 года, за день до карантина. Сейчас станция функционирует в составе «розовой» Некрасовской ветки, но впоследствии она должна стать частью Большой кольцевой линии – БКЛ. Авторы проекта вестибюля и входного павильона – архитекторы АО «Метрогипротранс» под руководством Леонида Борзенкова – в образном решении отталкивались от «авиационного» названия станции, поэтому общую тональность формирует серый металл: сталь и алюминий. Граненые колонны напоминают «стальные руки-крылья», а полосы разных оттенков серого на стенах обозначают воздушные потоки, хотя они также созвучны и движению поездов. Несколько суровый темно-серый тон подчеркнут ярко-белой подсветкой: над колоннами она группируется пятнами, а между ними, так же как и над лестницами и над эскалаторами, складывается в гибкие ленты, живо напоминающие о поисках Захи Хадид. Недавно проект был отмечен премией «Золотой Трезини 2020».
  • zooming
    1 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Входной павильон станции метро «Авиамоторная», открытв 2020 году
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция Joy (Shagreen)|STARDUST, STARDUST DARK SILVER ≈ RAL 9007, оттенок серый
    © SEVALСON

Следующая по «розовой» Некрасовской ветке №15 после Авиамоторной – станция Нижегородская. Она входит в состав ТПУ Рязанская (см. схему), названного по проходящему здесь Рязанскому проспекту. Автор проекта, главный архитектор МЦК Тимур Башкаев, подчеркивает, что сейчас это единственный в Москве ТПУ, в состав которого удалось по-настоящему интегрировать торговый центр. Со своей стороны подчеркнем, что комплекс, судя как по уже реализованным частям, так и по проекту в целом, обладает красивой авторской архитектурой. Особенно хорош открытый тогда же, весной 2020 года, входной вестибюль: с далеко вынесенным козырьком, белыми колоннами снаружи и внутри, с гигантским и светлым внутренним пространством, выразительным благодаря потолку с крупной волной из лент перфорированного металла.
  • zooming
    1 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция RAL, RAL 9003 PVDF P02G 9003A S
    © SEVALСON

Через одну станцию после ТПУ Рязанская находим станцию Окская, также открытую мэром Москвы в марте. Первоначальный проект разработан в мастерской №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова, как и упомянутая выше новая станция Авиамоторная, и доработан испанской компанией Bustren. (Заказчики и архитекторы: ОАО «Мосинжпроект», мастерская №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова (и старый, и новый архитектурные проекты созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова); «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС», гл. архитектор Потехин Артем)

Станция мелкого заложения с одним рядом колонн и двумя платформами по сторонам решена крупными пятнами и знаками. Главный и самый заметный из них – потолок, покрытый алюминием ярко-синего цвета с мелкополосатым принтом. Его можно понять как воду и как небо, или как «небесную реку» над головой, что созвучно названию станции Окская.
Ярко-синий алюминий – гордость компании SEVALCON: новый цвет «Oka Blue» – был разработан и произведен специально для станции метрополитена «Окская». Алюминий с покрытием в оттенках от лазурно-голубого до насыщенно синего оформил кассовый зал, вестибюли и платформу для станции.
  • zooming
    1 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 4
    Коллекция Ocean.Nefeli, OKA BLUE, оттенок синий
    © SEVALСON

Но вернемся к «желтой» ветке. Солнцевская линия 8А была задумана как вторая, западная часть линии номер 8: согласно замыслу, восточная и западная часть должны были состыковаться в центре города стациями Волхонка–Плющиха–Дорогомиловская, причем не далее как в 2020 году. Но идею отложили на неопределенный срок, Солнцевская желтая ветка 8А завернула к северу, где объединилась с «бирюзовым» отрезком кольца БКЛ, прошедшим через Москву-Сити со станцией «Деловой центр», Ходынку со станцией ЦСКА к Савеловской. На схемах эта часть сейчас обозначается то номером 11, то номером 13, позаимствованным у прекратившего свою работу монорельса. Что созвучно тому факту, что строительство линии 8А начато тринадцатым по счету в составе проектов московского метро.

Но любопытно, что именно в составе первой желтой ветки, Калининской, в 1979 году открылась упомянутая выше станция «Авиамоторная», первый масштабный эксперимент московского метро с алюминиевой отделкой
(алюминий из коллекции STARDUST цветDARK SILVER)
. Так что неудивительно, что при популярности алюминия в отделке современных станций метро этот материал стал ключевым в оформлении станций Солнцевской линии, полностью возведенной в 2010-е годы. Более половины из них оформлены с применением алюминия SEVALCON.

Дизайн двух самых интересных станций ветки – Новопеределкино и Солнцево – был определен в результате конкурса, проведенного в 2014 году, и реализован командами-победителями: Новопеределкино – рижским бюро URA architects Евгения Леонова и Александра Дембо, Солнцево – московским Nefa architects Дмитрия Овчарова. Мы уже довольно подробно рассказывали о проектах и о реализациях того и другого.

Для облицовки потолков и колонн вестибюля станции «Солнцево» использован алюминий SEVALCON из коллекции Joy в цвете FROSTING ICE, произведенный на заводе Impol Seval в Сербии. Своим названием, которое можно перевести как «иней» или «морозный узор», этот вид облицовочного алюминия обязан сходству его поверхности со снежным настом. Именно такая – яркая, снежная и в то же время матовая, без блеска – белизна требовалась для реализации «солнечного» замысла Nefa architects: кажется, что потолок и колонны впитывают и источают равномерный свет.
  • zooming
    1 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    5 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    6 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    7 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    8 / 8
    Коллекция Joy (Shagreen), FROSTING ICE
    © SEVALСON

Панели покрывают круглые колонны и скругленные пилоны, так же как и прорезанный «сырными дырками» светильников молочно-белого цвета потолок. Они создают ровный фон, помогая авторам создать цельный и гармоничный «солнечный» образ, избегающий лобовых обозначений-«лучиков», но передающий идею солнца через белый свет, который, как известно, есть сумма всех известных оптике лучей. Впрочем, один знаковый элемент здесь присутствует – большой желтый «солнечный» круг, утопленный в белизне, выполненный с использованием окрашенного алюминия SEVALCON.
  • zooming
    1 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects

В каком-то смысле эти игры с искусственным и естественным светом, лучами и пятнами, так хорошо раскрывающие название «Солнцево», стали ответом на искристый потолок «Авиамоторной» на восточной части «желтой» линии. Отлично поймана перекличка, архитекторы, между работами которых около 40 лет, подчеркивают нам, что на одной стороне города рассвет, на другой закат, улавливая «солнечную» составляющую этой поперечно пересекающей город, но пока так и не соединившейся линии метро.

Про станцию ​«Хорошевская» БКЛ / линии 8А мы уже рассказывали: концепция разработана архитекторами компании ​«Метрогипротранс», в ее реализации как художники участвовали Никита и Всеволод Медведевы; яркая многоцветная станция целиком посвящена воспоминаниям об авангарде.
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение

В этом ей вторит станция «ЦСКА», расположенная на Ходынском поле и разработанная коллективом «Метрогипротранса» под руководством Николая Шумакова. Станция «ЦСКА» также перекликается и с «Площадью Революции» – на ней установлены четыре бронзовые скульптуры авторства Михаила Переяславца: лыжник, баскетболист, хоккеист и футболист, причем у каждой из фигур есть реальные спортсмены-прототипы.
  • zooming
    1 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    2 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    3 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    4 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    5 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON

Многоцветные принты с летящими спортсменами, воздушными шарами и дельтапланами на потолке могут напомнить мозаики Александра Дейнеки на «Маяковской». Они выполнены по эскизам художников-монументалистов Екатерины Бубновой и Евгения Щеглова в технике сублимационной, или UV-печати по предварительно окрашенным заводским способом алюминиевым поверхностям. Окрашенная поверхность алюминия SEVALCON из коллекции RAL продемонстрировала хорошие адгезивные свойства и послужила прочной основой для цифровой печати.
zooming
Станция метро «ЦСКА», изображения на потолочных панелях
Предоставлено SEVALCON

Проекты станций «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская» Солнцевской ветки «желтой» линии построены по типовому проекту «Метрогипротранса». Главный архитектор компании Леонид Борзенков рассказывает о проекте:



Общая для нескольких станций мелкого заложения объемно-пространственная композиция объединена преобладанием SEVALCON металлического серого цвета, создающего очень сдержанный и спокойный, техничный фон для ярких цветных вставок подсвеченного стекла с цифровой печатью на расширяющихся кверху колоннах, выстроенных в один ряд по центру вестибюля. Каждая станция приобрела таким образом свой преобладающий цвет, легко различимый даже краем глаза из окна вагона, что позволяет пассажирам легко ориентироваться, несмотря на типовую природу станций.
Интерьер станции метро «Ломоносовский проспект»
Mos.ru / CC BY 4.0

«Ломоносовский проспект» выделен звонким синим цветом с белыми числами, складывающимися в последовательность Фибоначчи. Математические символы намекают на то, что от станции можно за несколько минут добраться до главного здания МГУ.

На станции «Раменки» радостные салатово-зелёные поверхности с изображением стилизованных деревьев призваны напомнить о когда-то густых лесах этого района.
Интерьер станции метро «Раменки»
Mos.ru / CC BY 4.0

Станция «Минская» посвящена военной технике – из-за близости музея ВОВ и выставки боевых машин на Поклонной горе.
Интерьер станции метро «Минская»
Mos.ru / CC BY 4.0

В той же теме ярких принтов на нейтральном металлическом фоне решена станция «Мичуринский проспект» – первая в Москве станция полуподземного типа. В отличие от трех названных выше, она освещена естественным светом, ее вестибюль просторнее и разделен двумя рядами колонн. Принты на стекле – яркие красно-оранжевые, в память о знаменитом биологе украшенные рисунками цветущих и плодоносящих яблонь – играют здесь большую роль.
  • zooming
    1 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    2 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    3 / 5
    Коллекция RAL, RED LUX ≈ RAL 3001, оттенок красный
    © SEVALСON
  • zooming
    4 / 5
    Коллекция RAL, BLACK GREY P02G 7021 S
    © SEVALСON
  • zooming
    5 / 5
    Коллекция RAL, RAL 9005 PVDF P02G 9005 d S PVDF
    © SEVALСON

Важная особенность станции – развитая и эффектная входная группа, которая состоит из двух павильонов и включает в себя переход над проспектом. Здесь мы, как и в вестибюле станции, видим рисунки, нанесенные на стекло, а также частую «штриховку» ламелей из SEVALCON коллекции LUX в цвете RED LUX – их блестящая глянцевая поверхность похожа на цветное стекло и перекликается с ним отражениями, но весит много меньше, так что ламели обеспечивают фасаду «гламурный блеск», не жертвуя легкостью конструкции и не требуя массивных креплений.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»

В оформлении станции «Мичуринский проспект» использован алюминий SEVALCON разных цветов и коллекций: красный RED LUX из коллекции LUX, черный – RAL 9005 PVDF и темно-серый – BLACK GREY PVDF из коллекции RAL.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»
***
Алюминий SEVALCON, позволивший реализовать авторские замыслы по отделке новых станций московского метро, изготавливают на сербском заводе Impol Seval, окрашивая металл по технологии coilcoating (CCL).

Его главная особенность состоит в том, что краска очень равномерно распределяется по полотну алюминиевой ленты благодаря высокому давлению между валками. Поэтому поверхность окрашивается ровно, исключая колебания оттенков, а толщина покрытия не превышает 40 мкм, определенных нормативами пожарной безопасности.

Алюминий SEVALCON обладает разнообразными фактурами поверхности, от стеклянисто-глянцевой до матовой. Окрашенная таким образом поверхность способна к адгезии с наносимой поверх заводской окраски цифровой печатью, что делает спектр узоров практически бесконечным.

Алюминием, как известно, можно облицевать прямые и криволинейные поверхности, он может быть и минималистичным, и футуристичным, может быть нейтральным фоном или, напротив, брать на себя основную визуальную нагрузку. Он недорог, легок, прочен и гибок – что значительно уменьшает расходы при изготовлении нужных отделочных панелей и монтаже на объекте.

Технология coilcoating для алюминия SEVALCON позволяет добиться любого необходимого цвета и даже оттенка цвета и, вместе с легкостью и гибкостью самого металла, реализовать самые смелые фантазии архитекторов.

Поставщики, технологии

Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020

28 Января 2021

Cladding Solutions: другие статьи и новости
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Крылатый образ Перми
В новом терминале аэропорта Перми бюро Асадова не только добилось баланса между технологичностью, безопасностью, комфортом и имиджевой составляющей, но и предложило новый символ для всего Прикамья.
Холмы «Нового Иерусалима»
В 2013 году, задолго до строительства парка Зарядье, команда архитектурного бюро «Сити-арх» спроектировала музей-холм, с крупнейшим музейным фондом Подмосковья.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.