На вкус и цвет: алюминий в московском метро

Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.

mainImg
Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020
Компaния:
представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру
Современные технологии позволяют добиться
множества цветов алюминия SEVALCON
и реализовать любые фантазии архитектора

Алюминий, элемент №13 в периодической системе Д.И. Менделеева, почти незаменимый в современном строительстве, в отделке интерьеров московского метрополитена начали использовать сравнительно поздно. Поначалу в подземке Страны Советов, сразу задуманной как дворец, использовали традиционную бронзу – например, на «Площади Революции», или авиационную сталь – на «Маяковской».
Интерьер станции метро «Маяковская»
A.Savin / CC BY-SA 3.0

Передовой и быстро приобретающий свойства эффектного и экономного материала алюминий в московском метро появился в период «оттепели» – в 1960-е и 1970-е. Одно из ярких решений – золотистый анодированный свод станции «Авиамоторная» на «желтой» линии №8.
Интерьер станции метро «Авиамоторная», 1979
Antares 610 / CC0

Сейчас алюминий, материал недорогой, разнообразный и долговечный, часто используется в новых станциях московского метро.

По прошествии сорока лет у советской станции с золотым потолком появилась соседняя, новая Авиамоторная, – ее вестибюль был открыт в присутствии мэра Москвы совсем недавно, в марте 2020 года, за день до карантина. Сейчас станция функционирует в составе «розовой» Некрасовской ветки, но впоследствии она должна стать частью Большой кольцевой линии – БКЛ. Авторы проекта вестибюля и входного павильона – архитекторы АО «Метрогипротранс» под руководством Леонида Борзенкова – в образном решении отталкивались от «авиационного» названия станции, поэтому общую тональность формирует серый металл: сталь и алюминий. Граненые колонны напоминают «стальные руки-крылья», а полосы разных оттенков серого на стенах обозначают воздушные потоки, хотя они также созвучны и движению поездов. Несколько суровый темно-серый тон подчеркнут ярко-белой подсветкой: над колоннами она группируется пятнами, а между ними, так же как и над лестницами и над эскалаторами, складывается в гибкие ленты, живо напоминающие о поисках Захи Хадид. Недавно проект был отмечен премией «Золотой Трезини 2020».
  • zooming
    1 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Входной павильон станции метро «Авиамоторная», открытв 2020 году
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция Joy (Shagreen)|STARDUST, STARDUST DARK SILVER ≈ RAL 9007, оттенок серый
    © SEVALСON

Следующая по «розовой» Некрасовской ветке №15 после Авиамоторной – станция Нижегородская. Она входит в состав ТПУ Рязанская (см. схему), названного по проходящему здесь Рязанскому проспекту. Автор проекта, главный архитектор МЦК Тимур Башкаев, подчеркивает, что сейчас это единственный в Москве ТПУ, в состав которого удалось по-настоящему интегрировать торговый центр. Со своей стороны подчеркнем, что комплекс, судя как по уже реализованным частям, так и по проекту в целом, обладает красивой авторской архитектурой. Особенно хорош открытый тогда же, весной 2020 года, входной вестибюль: с далеко вынесенным козырьком, белыми колоннами снаружи и внутри, с гигантским и светлым внутренним пространством, выразительным благодаря потолку с крупной волной из лент перфорированного металла.
  • zooming
    1 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция RAL, RAL 9003 PVDF P02G 9003A S
    © SEVALСON

Через одну станцию после ТПУ Рязанская находим станцию Окская, также открытую мэром Москвы в марте. Первоначальный проект разработан в мастерской №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова, как и упомянутая выше новая станция Авиамоторная, и доработан испанской компанией Bustren. (Заказчики и архитекторы: ОАО «Мосинжпроект», мастерская №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова (и старый, и новый архитектурные проекты созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова); «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС», гл. архитектор Потехин Артем)

Станция мелкого заложения с одним рядом колонн и двумя платформами по сторонам решена крупными пятнами и знаками. Главный и самый заметный из них – потолок, покрытый алюминием ярко-синего цвета с мелкополосатым принтом. Его можно понять как воду и как небо, или как «небесную реку» над головой, что созвучно названию станции Окская.
Ярко-синий алюминий – гордость компании SEVALCON: новый цвет «Oka Blue» – был разработан и произведен специально для станции метрополитена «Окская». Алюминий с покрытием в оттенках от лазурно-голубого до насыщенно синего оформил кассовый зал, вестибюли и платформу для станции.
  • zooming
    1 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 4
    Коллекция Ocean.Nefeli, OKA BLUE, оттенок синий
    © SEVALСON

Но вернемся к «желтой» ветке. Солнцевская линия 8А была задумана как вторая, западная часть линии номер 8: согласно замыслу, восточная и западная часть должны были состыковаться в центре города стациями Волхонка–Плющиха–Дорогомиловская, причем не далее как в 2020 году. Но идею отложили на неопределенный срок, Солнцевская желтая ветка 8А завернула к северу, где объединилась с «бирюзовым» отрезком кольца БКЛ, прошедшим через Москву-Сити со станцией «Деловой центр», Ходынку со станцией ЦСКА к Савеловской. На схемах эта часть сейчас обозначается то номером 11, то номером 13, позаимствованным у прекратившего свою работу монорельса. Что созвучно тому факту, что строительство линии 8А начато тринадцатым по счету в составе проектов московского метро.

Но любопытно, что именно в составе первой желтой ветки, Калининской, в 1979 году открылась упомянутая выше станция «Авиамоторная», первый масштабный эксперимент московского метро с алюминиевой отделкой
(алюминий из коллекции STARDUST цветDARK SILVER)
. Так что неудивительно, что при популярности алюминия в отделке современных станций метро этот материал стал ключевым в оформлении станций Солнцевской линии, полностью возведенной в 2010-е годы. Более половины из них оформлены с применением алюминия SEVALCON.

Дизайн двух самых интересных станций ветки – Новопеределкино и Солнцево – был определен в результате конкурса, проведенного в 2014 году, и реализован командами-победителями: Новопеределкино – рижским бюро URA architects Евгения Леонова и Александра Дембо, Солнцево – московским Nefa architects Дмитрия Овчарова. Мы уже довольно подробно рассказывали о проектах и о реализациях того и другого.

Для облицовки потолков и колонн вестибюля станции «Солнцево» использован алюминий SEVALCON из коллекции Joy в цвете FROSTING ICE, произведенный на заводе Impol Seval в Сербии. Своим названием, которое можно перевести как «иней» или «морозный узор», этот вид облицовочного алюминия обязан сходству его поверхности со снежным настом. Именно такая – яркая, снежная и в то же время матовая, без блеска – белизна требовалась для реализации «солнечного» замысла Nefa architects: кажется, что потолок и колонны впитывают и источают равномерный свет.
  • zooming
    1 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    5 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    6 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    7 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    8 / 8
    Коллекция Joy (Shagreen), FROSTING ICE
    © SEVALСON

Панели покрывают круглые колонны и скругленные пилоны, так же как и прорезанный «сырными дырками» светильников молочно-белого цвета потолок. Они создают ровный фон, помогая авторам создать цельный и гармоничный «солнечный» образ, избегающий лобовых обозначений-«лучиков», но передающий идею солнца через белый свет, который, как известно, есть сумма всех известных оптике лучей. Впрочем, один знаковый элемент здесь присутствует – большой желтый «солнечный» круг, утопленный в белизне, выполненный с использованием окрашенного алюминия SEVALCON.
  • zooming
    1 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects

В каком-то смысле эти игры с искусственным и естественным светом, лучами и пятнами, так хорошо раскрывающие название «Солнцево», стали ответом на искристый потолок «Авиамоторной» на восточной части «желтой» линии. Отлично поймана перекличка, архитекторы, между работами которых около 40 лет, подчеркивают нам, что на одной стороне города рассвет, на другой закат, улавливая «солнечную» составляющую этой поперечно пересекающей город, но пока так и не соединившейся линии метро.

Про станцию ​«Хорошевская» БКЛ / линии 8А мы уже рассказывали: концепция разработана архитекторами компании ​«Метрогипротранс», в ее реализации как художники участвовали Никита и Всеволод Медведевы; яркая многоцветная станция целиком посвящена воспоминаниям об авангарде.
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение

В этом ей вторит станция «ЦСКА», расположенная на Ходынском поле и разработанная коллективом «Метрогипротранса» под руководством Николая Шумакова. Станция «ЦСКА» также перекликается и с «Площадью Революции» – на ней установлены четыре бронзовые скульптуры авторства Михаила Переяславца: лыжник, баскетболист, хоккеист и футболист, причем у каждой из фигур есть реальные спортсмены-прототипы.
  • zooming
    1 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    2 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    3 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    4 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    5 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON

Многоцветные принты с летящими спортсменами, воздушными шарами и дельтапланами на потолке могут напомнить мозаики Александра Дейнеки на «Маяковской». Они выполнены по эскизам художников-монументалистов Екатерины Бубновой и Евгения Щеглова в технике сублимационной, или UV-печати по предварительно окрашенным заводским способом алюминиевым поверхностям. Окрашенная поверхность алюминия SEVALCON из коллекции RAL продемонстрировала хорошие адгезивные свойства и послужила прочной основой для цифровой печати.
zooming
Станция метро «ЦСКА», изображения на потолочных панелях
Предоставлено SEVALCON

Проекты станций «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская» Солнцевской ветки «желтой» линии построены по типовому проекту «Метрогипротранса». Главный архитектор компании Леонид Борзенков рассказывает о проекте:



Общая для нескольких станций мелкого заложения объемно-пространственная композиция объединена преобладанием SEVALCON металлического серого цвета, создающего очень сдержанный и спокойный, техничный фон для ярких цветных вставок подсвеченного стекла с цифровой печатью на расширяющихся кверху колоннах, выстроенных в один ряд по центру вестибюля. Каждая станция приобрела таким образом свой преобладающий цвет, легко различимый даже краем глаза из окна вагона, что позволяет пассажирам легко ориентироваться, несмотря на типовую природу станций.
Интерьер станции метро «Ломоносовский проспект»
Mos.ru / CC BY 4.0

«Ломоносовский проспект» выделен звонким синим цветом с белыми числами, складывающимися в последовательность Фибоначчи. Математические символы намекают на то, что от станции можно за несколько минут добраться до главного здания МГУ.

На станции «Раменки» радостные салатово-зелёные поверхности с изображением стилизованных деревьев призваны напомнить о когда-то густых лесах этого района.
Интерьер станции метро «Раменки»
Mos.ru / CC BY 4.0

Станция «Минская» посвящена военной технике – из-за близости музея ВОВ и выставки боевых машин на Поклонной горе.
Интерьер станции метро «Минская»
Mos.ru / CC BY 4.0

В той же теме ярких принтов на нейтральном металлическом фоне решена станция «Мичуринский проспект» – первая в Москве станция полуподземного типа. В отличие от трех названных выше, она освещена естественным светом, ее вестибюль просторнее и разделен двумя рядами колонн. Принты на стекле – яркие красно-оранжевые, в память о знаменитом биологе украшенные рисунками цветущих и плодоносящих яблонь – играют здесь большую роль.
  • zooming
    1 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    2 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    3 / 5
    Коллекция RAL, RED LUX ≈ RAL 3001, оттенок красный
    © SEVALСON
  • zooming
    4 / 5
    Коллекция RAL, BLACK GREY P02G 7021 S
    © SEVALСON
  • zooming
    5 / 5
    Коллекция RAL, RAL 9005 PVDF P02G 9005 d S PVDF
    © SEVALСON

Важная особенность станции – развитая и эффектная входная группа, которая состоит из двух павильонов и включает в себя переход над проспектом. Здесь мы, как и в вестибюле станции, видим рисунки, нанесенные на стекло, а также частую «штриховку» ламелей из SEVALCON коллекции LUX в цвете RED LUX – их блестящая глянцевая поверхность похожа на цветное стекло и перекликается с ним отражениями, но весит много меньше, так что ламели обеспечивают фасаду «гламурный блеск», не жертвуя легкостью конструкции и не требуя массивных креплений.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»

В оформлении станции «Мичуринский проспект» использован алюминий SEVALCON разных цветов и коллекций: красный RED LUX из коллекции LUX, черный – RAL 9005 PVDF и темно-серый – BLACK GREY PVDF из коллекции RAL.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»
***
Алюминий SEVALCON, позволивший реализовать авторские замыслы по отделке новых станций московского метро, изготавливают на сербском заводе Impol Seval, окрашивая металл по технологии coilcoating (CCL).

Его главная особенность состоит в том, что краска очень равномерно распределяется по полотну алюминиевой ленты благодаря высокому давлению между валками. Поэтому поверхность окрашивается ровно, исключая колебания оттенков, а толщина покрытия не превышает 40 мкм, определенных нормативами пожарной безопасности.

Алюминий SEVALCON обладает разнообразными фактурами поверхности, от стеклянисто-глянцевой до матовой. Окрашенная таким образом поверхность способна к адгезии с наносимой поверх заводской окраски цифровой печатью, что делает спектр узоров практически бесконечным.

Алюминием, как известно, можно облицевать прямые и криволинейные поверхности, он может быть и минималистичным, и футуристичным, может быть нейтральным фоном или, напротив, брать на себя основную визуальную нагрузку. Он недорог, легок, прочен и гибок – что значительно уменьшает расходы при изготовлении нужных отделочных панелей и монтаже на объекте.

Технология coilcoating для алюминия SEVALCON позволяет добиться любого необходимого цвета и даже оттенка цвета и, вместе с легкостью и гибкостью самого металла, реализовать самые смелые фантазии архитекторов.

Поставщики, технологии

Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020

28 Января 2021

Cladding Solutions: другие статьи и новости
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Крылатый образ Перми
В новом терминале аэропорта Перми бюро Асадова не только добилось баланса между технологичностью, безопасностью, комфортом и имиджевой составляющей, но и предложило новый символ для всего Прикамья.
Холмы «Нового Иерусалима»
В 2013 году, задолго до строительства парка Зарядье, команда архитектурного бюро «Сити-арх» спроектировала музей-холм, с крупнейшим музейным фондом Подмосковья.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.