Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.01.2021

На вкус и цвет: алюминий в московском метро

Анна Лощинина
Объект:
Станция метро «Нижегородская»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Окская улица»
Адрес:
Россия, Москва.
ТПУ «Нижегородская»
Адрес:
Россия, Москва.
Cтанция метро «Мичуринский проспект»
Адрес:
Россия, Москва.
Дизайн станции метро «Солнцево»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Авиамоторная» БКЛ (2020)
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Хорошевская»
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Cladding Solutions
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Мосинжпроект
Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Шумаков, А.Ю. Орлов, В.С. Волович, Н.В. Расстегняева, В.О. Сычева, Д.С. Рзянин, Т.Ю. Солдатов
Декоративно-художественное оформление вестибюлей:
Художники: Никита Всеволодович Медведев (Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ), Всеволод Никитич Медведев

Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.

Современные технологии позволяют добиться
множества цветов алюминия SEVALCON
и реализовать любые фантазии архитектора

Алюминий, элемент №13 в периодической системе Д.И. Менделеева, почти незаменимый в современном строительстве, в отделке интерьеров московского метрополитена начали использовать сравнительно поздно. Поначалу в подземке Страны Советов, сразу задуманной как дворец, использовали традиционную бронзу – например, на «Площади Революции», или авиационную сталь – на «Маяковской».
Интерьер станции метро «Маяковская»
Интерьер станции метро «Маяковская»
A.Savin / CC BY-SA 3.0

Передовой и быстро приобретающий свойства эффектного и экономного материала алюминий в московском метро появился в период «оттепели» – в 1960-е и 1970-е. Одно из ярких решений – золотистый анодированный свод станции «Авиамоторная» на «желтой» линии №8.
Интерьер станции метро «Авиамоторная», 1979
Интерьер станции метро «Авиамоторная», 1979
Antares 610 / CC0

Сейчас алюминий, материал недорогой, разнообразный и долговечный, часто используется в новых станциях московского метро.

По прошествии сорока лет у советской станции с золотым потолком появилась соседняя, новая Авиамоторная, – ее вестибюль был открыт в присутствии мэра Москвы совсем недавно, в марте 2020 года, за день до карантина. Сейчас станция функционирует в составе «розовой» Некрасовской ветки, но впоследствии она должна стать частью Большой кольцевой линии – БКЛ. Авторы проекта вестибюля и входного павильона – архитекторы АО «Метрогипротранс» под руководством Леонида Борзенкова – в образном решении отталкивались от «авиационного» названия станции, поэтому общую тональность формирует серый металл: сталь и алюминий. Граненые колонны напоминают «стальные руки-крылья», а полосы разных оттенков серого на стенах обозначают воздушные потоки, хотя они также созвучны и движению поездов. Несколько суровый темно-серый тон подчеркнут ярко-белой подсветкой: над колоннами она группируется пятнами, а между ними, так же как и над лестницами и над эскалаторами, складывается в гибкие ленты, живо напоминающие о поисках Захи Хадид. Недавно проект был отмечен премией «Золотой Трезини 2020».
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020 Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020 Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020 Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020 Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020 Фотография предоставлена SEVALCON
Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
Фотография предоставлена SEVALCON
Входной павильон станции метро «Авиамоторная», открытв 2020 году Фотография предоставлена SEVALCON
Входной павильон станции метро «Авиамоторная», открытв 2020 году
Фотография предоставлена SEVALCON
Коллекция Joy (Shagreen)|STARDUST, STARDUST DARK SILVER
≈ RAL 9007, оттенок серый © SEVALСON
Коллекция Joy (Shagreen)|STARDUST, STARDUST DARK SILVER ≈ RAL 9007, оттенок серый
© SEVALСON

Следующая по «розовой» Некрасовской ветке №15 после Авиамоторной – станция Нижегородская. Она входит в состав ТПУ Рязанская (см. схему), названного по проходящему здесь Рязанскому проспекту. Автор проекта, главный архитектор МЦК Тимур Башкаев, подчеркивает, что сейчас это единственный в Москве ТПУ, в состав которого удалось по-настоящему интегрировать торговый центр. Со своей стороны подчеркнем, что комплекс, судя как по уже реализованным частям, так и по проекту в целом, обладает красивой авторской архитектурой. Особенно хорош открытый тогда же, весной 2020 года, входной вестибюль: с далеко вынесенным козырьком, белыми колоннами снаружи и внутри, с гигантским и светлым внутренним пространством, выразительным благодаря потолку с крупной волной из лент перфорированного металла.
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская Фотография предоставлена SEVALCON
Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
Фотография предоставлена SEVALCON
Коллекция RAL, RAL 9003 PVDF P02G 9003A S © SEVALСON
Коллекция RAL, RAL 9003 PVDF P02G 9003A S
© SEVALСON

Через одну станцию после ТПУ Рязанская находим станцию Окская, также открытую мэром Москвы в марте. Первоначальный проект разработан в мастерской №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова, как и упомянутая выше новая станция Авиамоторная, и доработан испанской компанией Bustren. (Заказчики и архитекторы: ОАО «Мосинжпроект», мастерская №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова (и старый, и новый архитектурные проекты созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова); «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС», гл. архитектор Потехин Артем)

Станция мелкого заложения с одним рядом колонн и двумя платформами по сторонам решена крупными пятнами и знаками. Главный и самый заметный из них – потолок, покрытый алюминием ярко-синего цвета с мелкополосатым принтом. Его можно понять как воду и как небо, или как «небесную реку» над головой, что созвучно названию станции Окская.
Ярко-синий алюминий – гордость компании SEVALCON: новый цвет «Oka Blue» – был разработан и произведен специально для станции метрополитена «Окская». Алюминий с покрытием в оттенках от лазурно-голубого до насыщенно синего оформил кассовый зал, вестибюли и платформу для станции.
Станция «Окская» Фотография предоставлена SEVALCON
Станция «Окская»
Фотография предоставлена SEVALCON
Станция «Окская» Фотография предоставлена SEVALCON
Станция «Окская»
Фотография предоставлена SEVALCON
Станция «Окская» Фотография предоставлена SEVALCON
Станция «Окская»
Фотография предоставлена SEVALCON
Коллекция Ocean.Nefeli, OKA BLUE, оттенок синий © SEVALСON
Коллекция Ocean.Nefeli, OKA BLUE, оттенок синий
© SEVALСON

Но вернемся к «желтой» ветке. Солнцевская линия 8А была задумана как вторая, западная часть линии номер 8: согласно замыслу, восточная и западная часть должны были состыковаться в центре города стациями Волхонка–Плющиха–Дорогомиловская, причем не далее как в 2020 году. Но идею отложили на неопределенный срок, Солнцевская желтая ветка 8А завернула к северу, где объединилась с «бирюзовым» отрезком кольца БКЛ, прошедшим через Москву-Сити со станцией «Деловой центр», Ходынку со станцией ЦСКА к Савеловской. На схемах эта часть сейчас обозначается то номером 11, то номером 13, позаимствованным у прекратившего свою работу монорельса. Что созвучно тому факту, что строительство линии 8А начато тринадцатым по счету в составе проектов московского метро.

Но любопытно, что именно в составе первой желтой ветки, Калининской, в 1979 году открылась упомянутая выше станция «Авиамоторная», первый масштабный эксперимент московского метро с алюминиевой отделкой
(алюминий из коллекции STARDUST цветDARK SILVER)
. Так что неудивительно, что при популярности алюминия в отделке современных станций метро этот материал стал ключевым в оформлении станций Солнцевской линии, полностью возведенной в 2010-е годы. Более половины из них оформлены с применением алюминия SEVALCON.

Дизайн двух самых интересных станций ветки – Новопеределкино и Солнцево – был определен в результате конкурса, проведенного в 2014 году, и реализован командами-победителями: Новопеределкино – рижским бюро URA architects Евгения Леонова и Александра Дембо, Солнцево – московским Nefa architects Дмитрия Овчарова. Мы уже довольно подробно рассказывали о проектах и о реализациях того и другого.

Для облицовки потолков и колонн вестибюля станции «Солнцево» использован алюминий SEVALCON из коллекции Joy в цвете FROSTING ICE, произведенный на заводе Impol Seval в Сербии. Своим названием, которое можно перевести как «иней» или «морозный узор», этот вид облицовочного алюминия обязан сходству его поверхности со снежным настом. Именно такая – яркая, снежная и в то же время матовая, без блеска – белизна требовалась для реализации «солнечного» замысла Nefa architects: кажется, что потолок и колонны впитывают и источают равномерный свет.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Коллекция Joy (Shagreen), FROSTING ICE © SEVALСON
Коллекция Joy (Shagreen), FROSTING ICE
© SEVALСON

Панели покрывают круглые колонны и скругленные пилоны, так же как и прорезанный «сырными дырками» светильников молочно-белого цвета потолок. Они создают ровный фон, помогая авторам создать цельный и гармоничный «солнечный» образ, избегающий лобовых обозначений-«лучиков», но передающий идею солнца через белый свет, который, как известно, есть сумма всех известных оптике лучей. Впрочем, один знаковый элемент здесь присутствует – большой желтый «солнечный» круг, утопленный в белизне, выполненный с использованием окрашенного алюминия SEVALCON.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево»
© Nefa Architects

В каком-то смысле эти игры с искусственным и естественным светом, лучами и пятнами, так хорошо раскрывающие название «Солнцево», стали ответом на искристый потолок «Авиамоторной» на восточной части «желтой» линии. Отлично поймана перекличка, архитекторы, между работами которых около 40 лет, подчеркивают нам, что на одной стороне города рассвет, на другой закат, улавливая «солнечную» составляющую этой поперечно пересекающей город, но пока так и не соединившейся линии метро.

Про станцию ​«Хорошевская» БКЛ / линии 8А мы уже рассказывали: концепция разработана архитекторами компании ​«Метрогипротранс», в ее реализации как художники участвовали Никита и Всеволод Медведевы; яркая многоцветная станция целиком посвящена воспоминаниям об авангарде.
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение

В этом ей вторит станция «ЦСКА», расположенная на Ходынском поле и разработанная коллективом «Метрогипротранса» под руководством Николая Шумакова. Станция «ЦСКА» также перекликается и с «Площадью Революции» – на ней установлены четыре бронзовые скульптуры авторства Михаила Переяславца: лыжник, баскетболист, хоккеист и футболист, причем у каждой из фигур есть реальные спортсмены-прототипы.
Станция метро «ЦСКА» Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА»
Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА» Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА»
Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА» Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА»
Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА» Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА»
Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА» Предоставлено SEVALCON
Станция метро «ЦСКА»
Предоставлено SEVALCON

Многоцветные принты с летящими спортсменами, воздушными шарами и дельтапланами на потолке могут напомнить мозаики Александра Дейнеки на «Маяковской». Они выполнены по эскизам художников-монументалистов Екатерины Бубновой и Евгения Щеглова в технике сублимационной, или UV-печати по предварительно окрашенным заводским способом алюминиевым поверхностям. Окрашенная поверхность алюминия SEVALCON из коллекции RAL продемонстрировала хорошие адгезивные свойства и послужила прочной основой для цифровой печати.
Станция метро «ЦСКА», изображения на потолочных панелях
Станция метро «ЦСКА», изображения на потолочных панелях
Предоставлено SEVALCON

Проекты станций «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская» Солнцевской ветки «желтой» линии построены по типовому проекту «Метрогипротранса». Главный архитектор компании Леонид Борзенков рассказывает о проекте:



Общая для нескольких станций мелкого заложения объемно-пространственная композиция объединена преобладанием SEVALCON металлического серого цвета, создающего очень сдержанный и спокойный, техничный фон для ярких цветных вставок подсвеченного стекла с цифровой печатью на расширяющихся кверху колоннах, выстроенных в один ряд по центру вестибюля. Каждая станция приобрела таким образом свой преобладающий цвет, легко различимый даже краем глаза из окна вагона, что позволяет пассажирам легко ориентироваться, несмотря на типовую природу станций.
Интерьер станции метро «Ломоносовский проспект»
Интерьер станции метро «Ломоносовский проспект»
Mos.ru / CC BY 4.0

«Ломоносовский проспект» выделен звонким синим цветом с белыми числами, складывающимися в последовательность Фибоначчи. Математические символы намекают на то, что от станции можно за несколько минут добраться до главного здания МГУ.

На станции «Раменки» радостные салатово-зелёные поверхности с изображением стилизованных деревьев призваны напомнить о когда-то густых лесах этого района.
Интерьер станции метро «Раменки»
Интерьер станции метро «Раменки»
Mos.ru / CC BY 4.0

Станция «Минская» посвящена военной технике – из-за близости музея ВОВ и выставки боевых машин на Поклонной горе.
Интерьер станции метро «Минская»
Интерьер станции метро «Минская»
Mos.ru / CC BY 4.0

В той же теме ярких принтов на нейтральном металлическом фоне решена станция «Мичуринский проспект» – первая в Москве станция полуподземного типа. В отличие от трех названных выше, она освещена естественным светом, ее вестибюль просторнее и разделен двумя рядами колонн. Принты на стекле – яркие красно-оранжевые, в память о знаменитом биологе украшенные рисунками цветущих и плодоносящих яблонь – играют здесь большую роль.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография © ОАО «Метрогипротранс»
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография © ОАО «Метрогипротранс»
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»
Коллекция RAL, RED LUX ≈ RAL 3001, оттенок красный © SEVALСON
Коллекция RAL, RED LUX ≈ RAL 3001, оттенок красный
© SEVALСON
Коллекция RAL, BLACK GREY P02G 7021 S © SEVALСON
Коллекция RAL, BLACK GREY P02G 7021 S
© SEVALСON
Коллекция RAL, RAL 9005 PVDF P02G 9005 d S PVDF © SEVALСON
Коллекция RAL, RAL 9005 PVDF P02G 9005 d S PVDF
© SEVALСON

Важная особенность станции – развитая и эффектная входная группа, которая состоит из двух павильонов и включает в себя переход над проспектом. Здесь мы, как и в вестибюле станции, видим рисунки, нанесенные на стекло, а также частую «штриховку» ламелей из SEVALCON коллекции LUX в цвете RED LUX – их блестящая глянцевая поверхность похожа на цветное стекло и перекликается с ним отражениями, но весит много меньше, так что ламели обеспечивают фасаду «гламурный блеск», не жертвуя легкостью конструкции и не требуя массивных креплений.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»

В оформлении станции «Мичуринский проспект» использован алюминий SEVALCON разных цветов и коллекций: красный RED LUX из коллекции LUX, черный – RAL 9005 PVDF и темно-серый – BLACK GREY PVDF из коллекции RAL.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»
***
Алюминий SEVALCON, позволивший реализовать авторские замыслы по отделке новых станций московского метро, изготавливают на сербском заводе Impol Seval, окрашивая металл по технологии coilcoating (CCL).

Его главная особенность состоит в том, что краска очень равномерно распределяется по полотну алюминиевой ленты благодаря высокому давлению между валками. Поэтому поверхность окрашивается ровно, исключая колебания оттенков, а толщина покрытия не превышает 40 мкм, определенных нормативами пожарной безопасности.

Алюминий SEVALCON обладает разнообразными фактурами поверхности, от стеклянисто-глянцевой до матовой. Окрашенная таким образом поверхность способна к адгезии с наносимой поверх заводской окраски цифровой печатью, что делает спектр узоров практически бесконечным.

Алюминием, как известно, можно облицевать прямые и криволинейные поверхности, он может быть и минималистичным, и футуристичным, может быть нейтральным фоном или, напротив, брать на себя основную визуальную нагрузку. Он недорог, легок, прочен и гибок – что значительно уменьшает расходы при изготовлении нужных отделочных панелей и монтаже на объекте.

Технология coilcoating для алюминия SEVALCON позволяет добиться любого необходимого цвета и даже оттенка цвета и, вместе с легкостью и гибкостью самого металла, реализовать самые смелые фантазии архитекторов.