28.02.2019

Свет в русском стиле

Реализованная станция метро «Новопеределкино» – опыт соединения хайтека с русским стилем.

информация:

Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов

Станция метро «Новопеределкино», одна из самых напряженных теперь на желтой линии – 16 500 пассажиров в день – открылась в августе 2018 года. Ее интерьер реализован по проекту рижских архитекторов URA / United Riga Architects, Евгения Леонова и Александра Дембо. Проект победил на конкурсе 2014 одновременно с дизайном станции Солнцево и оба были реализованы почти без отступлений. Разница разве что в том, что у «Новопеределкина» нет дизайнерского наземного павильона, что, конечно, жаль.

Проект Новопеределкина не был фаворитом жюри конкурса, впрочем, относительно этой станции жюри разошлось во мнении и победителя назначил заммэра Марат Хуснуллин исходя из собственных предпочтений и результата народного голосования, где проект набрал 35%. После первого тура архитекторы переработали проект: «своды» со световыми орнаментами, которые первоначально были повсюду, остались только во входных вестибюлях и немного сократились по высоте, основной же зал платформы стал более спокойным и ограничился одним рядом столбов по оси платформы.
Дизайн станции метро «Новопеределкино», 2014, 1 этап конкурса
Дизайн станции метро «Новопеределкино», 2014, 1 этап конкурса
© United Riga Architects
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов

Конечно же, самое яркое решение этого проекта – «своды» из кассет прорезного металла с диодной подсветкой. Кассеты разборные для смены ламп и очистки от пыли. Рисунок растительного орнамента – обобщенно-растительный и больше всего напоминает, наверное, Хохлому. Подсветка может быть не только белой, но и цветной, выбраны оттенки холодных цветов: так, в верхней части возникает то фиолетовое, то зеленоватое «небо», что можно счесть попыткой немного смягчить напряжение, создаваемое крупным и графичным орнаментом.

чертежи вестибюля: 

Конечно же, никакие это не своды: конструкция не сведена и не держится замковым камнем. Шесть столбов, выстроенных в три ряда, подчинены параболическим– или даже стрельчатым – контурам, но их верхняя часть служит скорее объемным плафоном, кружевной световой конструкцией, которая расцветает на черных «ногах» оснований, но о сводчатых залах лишь напоминает. Однако свою символическую задачу выполняет хорошо: кажется, что мы в Грановитой палате, повторенной несколько раз. Сводами и орнаментом «неорусская» тема – не скажу может быть что раскрыта, но обозначена ясно.

Надо признать, что столб с массивным сводом – не только мотив средневековой архитектуры как таковой и русской в частности, но еще и один из любимых мотивов архитектуры московского метро, особенно станций глубокого залегания с двумя рядами столбов. Это одно из пластических отличий московского метро от иностранных – толстыми столбами и сводчатыми конструкциями архитекторы как будто постоянно подчеркивают, что это не просто часть транспортной системы, а сводчатые залы подземного дворца. Впрочем, другая традиция, восходящая к еще сталинской архитектуре – архитектура станций метро прямо или латентно классична, даже когда, как в «Новослободской», использует «готические» витражи или, как в «Киевской», пытается развивать национальную тему. Вестибюль «Новопеределкино» – первый в этом ряду отчетливо псевдо-(или нео-?)-русский.

Он, с другой стороны, перекликается с известным столбом вестибюля на Курской, равно как и в вестибюлями-гипостилями множества итальянских дворцов XVI-XIX веков или дворца Меньшикова на Неве. В принципе объемная конструкция, предложенная архитекторами URA – вариант классического и очень эффектного решения входного пространства ренессансного палаццо, «опрокинутый» в «русский стиль».

Между тем если псевдорусский стиль XIX века развивался в составе историзма, а неорусский стиль начала XX века был частью модерна или арнуво, то вариант рижских архитекторов принадлежит хайтеку. На это указывает многое, начиная от полированного металла и заканчивая сборно-разборными световыми кассетами, которым здесь уделено столько внимания. Хай-тек и современные веяния сильнее ощущаются в зале платформы, где столбы покрыты полированным металлом и окружены, наподобие «юбок» у грибов, мерно чередующимися скамейками и «прислонейками». Чередование придает ровному ряду столбов своего рода «ритм качки» и привносит в пространство станции, в остальном очень спокойное и освобожденное от лишнего, сюжетную интригу. Русский стиль же сохранен на потолке, здесь совершенно плоском, в виде кассет со все тем же орнаментом, который, преломляясь в металле столбов, создает на их поверхности рисунок размытых завихрений, похожих на след от пролетевшего призрака.


чертежи платформы: 

Работа с русским стилем в наше время требует немалой смелости и чувства стиля, хотя попытки предпринимаются регулярно. Кто-то скажет, что получилось прямолинейно и ярмарочно, что можно было бы подобрать рисунок поинтереснее и потоньше. Или решит, что русский стиль здесь поверен пафосом сталинского ВДНХ: вот эта радость, с которой вырастают из оснований белые (или черные, как посмотреть) цветы сродни эмоциям фонтана Дружбы народов. Кто-то, наоборот, порадуется развитию традиций московского метро и новой попытке найти неорюс в новейших тенденциях хайтека и орнаментальной архитетуры, популярной последние лет пятнадцать. Так или иначе, а станция выбилась в топы google по запросу архитектура московского метро – и значит, уже стала частью наших представлений о «подземных дворцах».
 

поставщики, технологии:


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Илья Уткин
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Кузнецов
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Порошкин
  • Олег Карлсон
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Зайченко
  • Станислав Белых
  • Валерия Преображенская
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Наталия Шилова
  • Антон Надточий
  • Роман Леонидов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Катерина Грень
  • Владимир Плоткин
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Реутт
  • Зураб Басария
  • Андрей Асадов
  • Андрей Гнездилов
  • Владимир Ковалёв
  • Юлий Борисов
  • Олег Мединский
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Михаил Канунников
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Герасимов
  • Александр Асадов
  • Полина Воеводина
  • Сергей Чобан
  • Сергей Труханов
  • Илья Машков
  • Иван Кожин
  • Николай Миловидов
  • Олег Шапиро
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Романов
  • Кристина Павлова
  • Игорь Шварцман
  • Антон Лукомский
  • Никита Явейн
  • Александр Попов
  • Константин Ходнев
  • Вероника Дубовик
  • Наталия Порошкина
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Скокан
  • Всеволод Медведев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Фанерный театр
  • Жилой комплекс «Рихард»
  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»

Технологии:

22.07.2019

Фасадные панели KMEW в современной архитектуре: загородный поселок премиум-класса

Японские панели из фиброцемента выбрали для ключевых объектов закрытого поселка «Горки-1»: лаконичных коттеджей, необычного моста и детского клуба.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort. Гигантский цветок у моря

Новый (2010-2014) отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
другие статьи