RSS
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов

Дизайн станции метро «Новопеределкино»

информация:

Евгений  Леонов
URA.GROUP / Латвия

поставщики, технологии

Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов

Архи.ру об этом объекте:

28.02.2019

Татьяна Тимофеева. Свет в русском стиле

Реализованная станция метро «Новопеределкино» – опыт соединения хайтека с русским стилем.

читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов

описание:

Проект – победитель конкурса 2014 года. Реализован. 
 

Статья из издания Sputnik, 2018: 
Дизайн станции «Новопеределкино» Калужско-Солнцевской линии московского метро разработало латвийское архитектурное бюро United Riga Architects.

В столице России в конце августа открылась новая, желтая ветка метрополитена, Калужско-Солнцевская, призванная разгрузить пассажиропоток на других активных линиях. Станция «Новопеределкино», дизайн которой создало архитектурное бюро из Латвии United Riga Architects (URA), оказалась самой востребованной из семи построенных, сообщается на сайте мэра Москвы.

Через «Новопеределкино» (это станция в конце линии, расположенная за МКАД) в будний день проходят почти 16,5 тысячи пассажиров, в выходной – около 12,5 тысячи.
Конкурс на право строить новые станции метро завершился в 2014 году. От других аналогичных тендеров этот отличался тем, что проводился открыто и участвовать в нем могли зарубежные предприниматели.

Станция типовая, но оформление у нее необычное. По задумке архитекторов она выполнена в русском стиле. Ее главным украшением стали узорчатые плафоны, которые рассеивают свет и расширяют подземное пространство.

Использовались и оригинальные технические решения: для упрощения замены элементов были устроены световые короба в виде небольших панелей (60 х 60 см). Панели можно открывать, что упрощает замену светодиодов RGB и к тому же позволяет (будь на то воля заказчика) варьировать цветное освещение панели.

Летом дизайнеры из URA на своей странице в Facebook опубликовали видео первого теста таких вариаций. «Первый тест – пока ужас», – написали они.
*** 
 
Описание 2014:

Архитектурно-художественная концепция
Основная идея дизайна станции метро – соединить исконно московские архитектурные мотивы и современные методы отделки интерьеров, а также сделать станцию уникальной и меняющейся во времени.

Перфорированные русским узором металлические панели, из которых состоят световые коробы, рассеивают свет. Светящиеся узоры создают яркий выразительный образ. Главная особенность станции – изменяемость облика. Оснащенные RGB-LED излучателям световые коробы – плоские или в виде сводов – могут менять цветовое решение. Во время городских праздников и мероприятий узоры могут становиться синими, красными, многоцветными или даже транслировать видео.

Идентичность Новопеределкино, издревле известных своими уникальными лесами, подчеркнута в решении павильонов – с помощью лазерной графики в поверхности облицовочных стекол созданы узоры, напоминающие сосновый или березовый бор. При светодиодной подсветке гравировка светится в темноте, создавая почти объемный образ леса. Таким образом, поставлена задача поддержать традицию неутилитарной архитектуры московского метро, но не путем заимствования предшествующих приемов метростроительства, а с помощью новых современных решений.

Павильоны над лестничными сходами и павильоны лифтов для МГН
Павильоны состоят из стальных рам, на которые с помощью точечных креплений крепятся стеклянные панели. Подобное конструктивное решение применено во многих недавно построенных павильонах (станции Жулебино, Алма-атинская в Москве, станция Benimàmet в Валенсии и др.). Двухскатная крыша спрятана за стеклом фасадов. Основой декорации павильонов являются узоры в виде стволов деревьев. Новопеределкино известно уникальными сосновыми и березовыми лесами, поэтому предложенный узор станет ярким символом идентичности района.

Узоры выполнены внутри трехслойного стекла с помощью пескоструйной обработки. При подсвечивании стеклянных панелей LED-светодиодными излучателями узор начинает светиться.

Березовые узоры сделают конструктивно стандартный павильон необычным, превращая его в выразительный и запоминающийся элемент городской застройки. Мотивы узоров используются и в благоустройстве территории.

Подуличные переходы вестибюлей
Плоские световые короба переходов – главная их декорация. За перфорированными алюминиевыми панелями расположены RGB-LED панели, разработанные на базе диодов производства поддерживаемого Роснано «Оптоган». Цельные светодиодные панели с корпусом из светопроникающего пластика (класс горючести Г 1, пылепроницаемость P65) меняются за пару минут и могут работать дольше 10 лет. Так как диоды светят в торцы (в толщу) светопроникающего пластика, а пыль может накапливаться только над ним, пыль не является помехой для освещения и эксплуатации. За счет перфорированных узоров и смены цвета, RGB-LED панели не только создают мягкий и рассеянный свет, но и эмоционально-выразительный эффект. Стены облицованы панелями из шлифованной нержавеющей стали. Цветное праздничное освещение узорчатых световых коробов отражается в стенах, создавая красочный эффект. Двойные перила – для взрослых и детей – планируются из медицинского металла с антибактериальным покрытием.

Кассовый зал и зона эскалаторов/лестниц
Световые короба в виде сводов московских палат из перфорированных панелей. Своды образуют галерею, визуальный коридор, помогающий сориентироваться в пространстве. Яркость и образность верхних уровней интерьера объединена с функциональностью уровня передвижения посетителей. Похожие на своды световые короба за счет своей формы визуально расширяют пространство зала, делают его торжественным. Создается впечатление, что уровень потолка зала значительно выше, чем на самом деле (в конструкциях пол-потолок 560 см). С помощью рассеянного освещения создается теплое и воздушное пространство. Как и в других помещениях станции, световые короба могут менять цвет освещения. Световые короба крепятся к колоннам с помощью стальных рам. Участвующие в проекте проектировщики освещения придумали простой и элегантный способ размещения светильников в «сводах»: стандартные линейные светоизлучатели будут установлены только по верхнему и нижнему периметру короба, внутри него, а размещенная внутри короба белая поверхность будет экранировать и рассеивать свет по всему коробу. Таким образом, замена небольшого числа стоящих в ряд стандартных светильников не составит труда при эксплуатации. Отверстия открытой перфорации не будут задерживать пыль, что тоже облегчит эксплуатацию.

Платформенная зона
На втором этапе конкурса предлагаем установить над платформой плоские световые короба, что сделает эксплуатируемость более простой. Световые короба изготовлены из стальных рам и из открытых панелей из перфорированных стальных пластин. Так как панели имеют открытую перфорацию, отверстия не будут задерживать пыль, что облегчит эксплуатацию. Внутри панелей применены стандартные линейные RGB-LED-светодиодные излучатели. Это не только соответствует требованиям энергоэффективности, но и позволит менять цветовое решение станции во время городских праздников и мероприятий. Стены и потолок облицованы панелями из шлифованной нерж. стали. Рефлексы освещения создают на панелях облицовки эффект, схожий с северным сиянием. При этом нужно отметить, что отражения в шлифованной стали не ослепляют машинистов и часто применяются в отделке станций метро. Противодымные завесы и вент. короба системы дымоудаления располагаются между и над панелями световых коробов, а двери кабельных панелей интегрированы в панелирование стен, поэтому инженерные коммуникации незаметны для посетителей. На каждой колонне предусмотрены как скамейки, так и прислонейки.

Стилеобразующий элемент концепции
Основной декоративный элемент: московские узоры. Узоры проявляются в виде перфорации световых коробов. Световые короба имеют разную форму – плоские, крестовые, в виде сводов. Каждый тип световых коробов расположен в своей зоне станции метро. Короба оборудованы RGB диодами и могут менять цвет. Они сегментированы на небольшие открывающиеся панели, и внутри каждой панели находится RGB-LED светоизлучатель. LED светильники служат намного дольше обычных ламп, и дверцы панелей открыть легко, так что эксплуатация станции не будет затруднена.

Концепция освещения
Прообразом идеи освещения стала станция HafenCity в Гамбурге, в которой размещена
инсталляция из световых коробов, подвешенных в ряд над платформой. Короба изготовлены из стальных рам и свето-пропускающих панелей, каждый короб освещен 280 RGB-LED-светодиодными излучателями. Цветовое решение станции может меняться – реагировать на прибытие поездов или создавать атмосферу, соответствующую сезону, времени суток, а иногда настроению управляющего станцией.

Та же идея предлагается в этой концепции – только вместо подвешенных контейнеров мы предлагаем световые коробы декорировать узорной перфорацией и придать им вид сводов. В подуличном переходе, где сравнительное меньшее загрязнение пылью, предлагается инсталляция горизонтальных световых коробов, состоящих из герметичных панелей.

Изменчивость – основа концепции. RGB LED позволяют менять цветность, создавая различные настроения и меняя внешний облик станции. На праздничные дни станция будет освещена в соответствии с праздником. На визуализациях показаны некоторые примеры такого тематического освещения: «Весна», «Спартак-чемпион», «С новым годом». Горожане будут приятно удивлены красочной изменчивости станции. Цвет станции также может меняться медленно в течение всего дня (от активных тонов утром до спокойных тонов вечером). При этом не стоит забывать, что цвет освещения должен соответствовать санитарным нормам и особенностям восприятия пространства при движении; при любой цветной теме освещения должен присутствовать и белый свет; поэтому цветовые праздничные «темы» освещения будут разработаны специалистами.

Цветотерапия – метод медицины, издревле применяющийся для лечения. Станция с помощью воздействия разнообразно окрашенным светом будет способствовать повышению настроения горожан. LED освещение более полезно для глаз в сравнении с применяемым в московском метро люминесцентным освещением, так как у LED нет мерцания, лучше также и цвето-отдача (Ra > 80%), энерго-эффективность (в разы).

Эксплуатация освещения
Для удобства эксплуатации световые короба разделены на небольшие панели (60х60см). Панели открываются как дверцы и поменять RGB LED лампы можно будет быстро. К примеру, в подуличном переходе предусмотрено 22 световых короба, в которых предусмотрены 198 металлические панели со съемными RGB-LED-светодиодными панелями внутри. Срок службы RGB LED излучателя превышает 50000 часов. Замена одной RGB LED лампы в панели светодиодного короба может составлять 5 минут. Исходя из этого, для светового обслуживания, например, одного подуличного перехода будет требоваться около 6 человеко-часов за один год эксплуатации.

Управление RGB-LED светом
Световые коробы соединены с центральной системой контроля и управление освещением RGB-LED производится централизованно. Для управления освещением, как RGB, так и White, предполагается применение специализированного программного продукта (производство Россия). Управляющий станции сможет менять интенсивность, а также цветовую «тему» освещения автоматически, используя программу контроля за освещением, установленную на компьютере.

Программное обеспечение предоставляет следующие возможности:
1. Раздельное управление освещением всех зон станции: платформы, переходы, входы и т.п., где будут установлены; светильники с DMX управлением.
2. Создание сценария освещения станции согласно графику работ, что позволит повысить энерго-эффективность осветительной системы.
3. Настройка световых сценариев, в т.ч. для каждой зоны станции отдельно, на календарный год. Система управления позволяет создать праздничные световые сцены на все праздники и события года, а также сцены освещения для разного времени года.
4. Возможность интеграции звукового сопровождения на станции со световыми сценами, что позволяет создать уникальную аутентичную атмосферу. Звуковое сопровождение может быть как запрограммированно заранее, так и управляться непосредственно со станции.

Темы орнамента
Задача поддержать традицию неутилитарной архитектуры московского метро решается с помощью перфорированных орнаментом панелей. На выбор заказчика предлагается 3 различных варианта (темы) орнаментов: «Березки», «Метрополитен», «Хохлома». На стадии проектирования можно будет остановиться на выборе одной из тем, или же совместить узоры разных тем.

Тема орнамента: «Березки»
Новопеределкино издревле было известно уникальным микроклиматом, возникшим в окружении лесов. В древостоях этого района Москвы преобладают береза, ель, сосна. В окрестностях г. Московский находятся уникальные старовозрастные березняки. Березы и сосны могут служить элементом идентичности этой части Москвы. Развитие идентичности иногда безликих спальных районов и окрестностей мегаполиса имеет большое значение. Орнаменты для перфорации в виде листьев, стволов и веток разработаны специально для этого проекта.

Тема орнамента: «Метрополитен»
Основная идея этой темы – создать фирменный орнамент московского метро. С использованием логотипа московского метрополитена созданы орнаменты различной стилистики – от близких к народному узору до абстрактных. Эти орнаменты имют интересную особенность визуального восприятия – на расстоянии паттерн воспринимается как единый узор, и только при приближении становится видно, что он состоит из букв «М». Эти орнаменты могут применяться не только для оформления интерьеров станций, но и в печатной продукции метрополитена, их можно включить в визуальный стиль компании. Орнаменты из логотипа московского метрополитена разработаны специально для этого проекта.

Тема орнамента: «Русский узор»
Узоры, применявшиеся на первом этапе конкурса, хорошо узнаваемы и ассоциируются с русским народным творчеством, росписями древнерусской архитектуры, московскими теремами. Подобные узоры могут быть популярны среди массового пользователя. Травяные мотивы, завитки, перья жар-птицы, колокольчики – главные элементы этих орнаментов.

Система навигации
Предусматривается использование разработанной для правительства Москвы единой системы транспортной навигации для москвичей и гостей города. Основой данной системы является понимание городского транспорта как единой системы связанных элементов. Схема линии служит для уточнения маршрута и пункта назначения, планирования пересадки. Схема метро служит для планирования маршрута, поиска пункта назначения, пересадок. Схема выхода служит для поиска пункта назначения, поиска нужного выхода. На полу предусматривается размещение напольной навигации, соответствующей ныне действующему дизайну. Для слепых и слабовидящих групп населения разработана напольная система навигации в виде тактильных поверхностей с соответствующей рифленостью.

Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов

пресса:

20.11.2014

Москомархитектура наградила финалистов конкурса на оформление станций метро // Москомархитектура , 20.11.2014
http://mka.mos.ru/presscenter/news/detail/1417621.html

события:

Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA) УДАЛЕНИЕ
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
© United Riga architects (URA)
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино», 2014, 1 этап конкурса
© United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино» © United Riga architects (URA)
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
План павильонов A, B, C, D, E, F, G и схема благоустройства. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Павильоны A, B, C, D, E, F, G: продольный и поперечный разрез. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Павильоны A, B, C, D, E, F, G: передний, задний, боковой фасад. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Платформа. Разрез 1-1. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Платформа. Разрез А-А. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
План пола платформенной части. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Кассовый зал №1, №2. Разрез А-А, В-В. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Кассовый зал №1, №2. Разрез 1-1, 2-2. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Кассовый зал №1. План пола. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Подуличный переход №2. Разрез 3-3. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Подуличный переход №1. Разрез 1-1. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Подуличный переход №1 (слева) и №2 (справа). План пола. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Свод, вид сверху; сечение свода. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Свод, вид сверху; сечение свода. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Светильник подуличного перехода. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Светильник подуличного перехода. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Светильник платформы. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Светильник платформы. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Детали платформенных светильников. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Световые короба в виде сводов. Отраженный свет – 3D-эффект (слева), отраженный свет (справа). Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Световые короба в виде сводов. Отраженный свет – 3D-эффект (слева), отраженный свет (справа). Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects
Генеральный план. Дизайн станции метро «Новопеределкино» © United Riga Architects

Избранные архитекторы:

  • Рафаэль Монео
  • Жан Нувель
  • Тадао Андо
  • Дэвид Аджайе
  • Хельмут Ян
  • Тоёо Ито
  • Кристиан де Портзампарк
  • Джон Поусон
  • Заха Хадид

Проект из каталога (случайный выбор)

Избранные постройки:

  • Технопарк Сбербанка
  • Ратуша в Инсбруке
  • Музей искусств Кимбелла – новый корпус
  • Онкологический центр Мэгги Больницы Найнвеллс
  • Проект Эдем
  • Музей Ливерпуля
  • Завод и штаб-квартира компании Vacheron Constantin
  • Корпус Фредерика С. Хэмилтона Денверского музея искусств
  • Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC)

Зарубежные новости

Технологии:

21.11.2024

«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду

Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
Новые горизонты
19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
07.11.2024

​За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС

Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи