Кирпич как ностальгия по усадьбам

Фирма «Кирилл» начала продажу еще одной серии продукции российского завода «Донские зори» – кирпичей ручной работы «Усадьба».

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Ростовский кирпичный завод, производящий кирпич ручной формовки «Донские Зори», о котором мы недавно рассказывали, расширяет ассортимент: недавно завод начал производство коллекции под названием «Усадьба», которая соответствует современным стандартам качества Qbricks.

Для обжига кирпича «усадебной» коллекции производители используют многокамерные кольцевые печи Гофмана. Эти печи, изобретенные в Германии сто пятьдесят лет назад, вплоть до перехода на конвейерные туннельные печи использовались повсеместно, а затем отошли на второй план, как требующие большего объема ручной работы. Сейчас печи Гофмана вновь популярны: они питаются почти любым топливом, позволяют экономить тепло, но главное их достоинство, важное для современных архитекторов, влюбленных в нюансы винтажного ретро, – в таких печах постоянно изменяется температура, что позволяет добиться уникального разнообразия оттенков цвета, фактуры и рукотворного качества, разумеется, при сохранении соответствия всем современным стандартам. Кроме того, производство становится гибким и позволяет изменять параметры кирпича, производя небольшие, штучные серии под конкретный проект и избегая повторов.

Коллекция стартовала с выпуска пяти тестовых серий длинного облицовочного кирпича-ригеля, размером 490х90х37 см. Удлиненный формат способен придать фасадам особую фактуру, напоминающую не столько усадебные дома, сложенные, как правило, из обычного брускового кирпича, сколько полосатую кладку из римской плинфы, что еще более интригует. Впрочем, выбранный сейчас формат – «это лишь демонстрация возможностей производства, и любой элемент фасада сможет быть произведен по лекалам зодчего, поэтому нет никаких ограничений для фантазии архитектора», – подчеркивает руководитель компании-дистрибьютора Дмитрий Самылин.

К слову, заметим, что появление усадебной серии расширяет и культурный контекст продукции завода. Если прежде названия коллекций апеллировали к предсказуемой для Ростова-на-Дону степной и станичной тематике, то теперь производители подчеркивают широту взглядов и амбиций. Об усадебном кирпиче поневоле думаешь, как о явлении более серьезном. Среднерусские усадебные дома, надо сказать, долгое время строились из дерева, покрытого дранкой и штукатуркой, а если барский дом возводили из кирпича – то это уже был дворец, как, к примеру, величественный даже в руинах и приписываемый Матвею Фёдоровичу Казакову, главному архитектору Москвы двухсотлетней давности, дом в подмосковном Петровском-Алабине, вольная реплика палладиевой Виллы-Ротонды: уж и крыша у него обвалилась, и в центре дома воронка как от взрыва, а все стоит, прекрасен в запустении. Русские усадебные дома начали повсеместно строить из кирпича в середине XIX века – примерно тогда же, когда изобрели печь Гофмана, и это были уже не столько палладианские виллы, сколько псевдоготические замки. Готика, когда под рукой нет камня, любит кирпич и умеет им пользоваться, так что неудивительно, что среди названий пробных серий «усадебного» кирпича ростовского завода встречаются Марфино и Муромцево. Но несколько слов об усадьбах-прообразах: коллекции называются «Муромцево», «Марфино», «Крёкшино», «Бородино» и «Велегож».
zooming
Часть замка усадьбы «Муромцево». Фотография © VladiMens, wikimedia, CC BY-SA 3.0
zooming
Общий вид замка усадьбы Храповицкого «Муромцево». Двухэтажная часть замка во французском стиле спроектирована архитектором П. С. Бойцовым в 1880-х годах, четырёхэтажная «в английском вкусе» – неизвестным автором позднее. Фотография, 1970-е. Фотография © VladiMens, wikimedia, CC BY-SA 3.0

Если говорить о готике, то дом графа Владимира Семеновича Храповицкого в Муромцево – совершеннейший замок. Построен под впечатлением французской поездки графа по проекту. Кирпичный замок был, впрочем, покрыт штукатуркой, имитируя французскую – а значит, каменную, готику. Так что серия «Муромцево» – это полнотелый кирпич благородного коричнево-серого оттенка с рифленой поверхностью, прочностью на сжатие 300 кг с/см2 и морозостойкостью F100, – последнее означает, что он способен выдерживать до ста циклов замораживания и оттаивания.
zooming
Кирпич ручной работы Муромцево. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»

Кирпич серии «Крёкшино» отличается от кирпича «Муромцево» тем, что проходит восстановительный обжиг при котором в керамике образуется окалина, благодаря чему на поверхности появляется патина темных пятен
zooming
Кирпич ручной работы Крекшино. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»

Еще одна линейка длинного кирпича пробной «усадебной» серии – более сдержанного, чем у «Муромцева» серого оттенка, носит название «Бородино»: оно так же условно, как и ссылка на определенные усадебные дома, и современному человеку, вероятно, в большей степени напомнит о «Гусарской балладе», чем, положим, о Спасо-Бородинском монастыре. Название знаковое, а кирпич – почти монохромный, темный, задымленный, как полагается то ли полям сражений, то ли дыму отечества – для тех, кто в таких случаях задумывается о смысле названия. Впрочем, не исключено, что именно этот романтический оттенок будет самым популярным в силу его артикулированной патинированности, разводов гари на его поверхности.
zooming
Кирпич ручной работы Бородино. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»

Серии «Марфино» и «Велегож» также составляют пару. Надо сказать, что расположенное близко к Москве, но с советских времен отданное военному санаторию Марфино – место не менее, а может быть и более знаменитое, чем Муромцево Храповицкого. Привычный по нам кинофильмам дом построен по проекту знаменитого мастера псевдоготики Михаила Дормидонтовича Быковского, и это один из первых усадебных «замков» в окрестностях Москвы (раньше только императорские забавы в Александрии при Петродворце).
zooming
Московская область, Россия. Ансамбль бывшей усадьбы Марфино. Главный дворец.
zooming
Московская область, Россия. Ансамбль бывшей усадьбы Марфино. Большой мост, фрагмент. Фотография © A.Savin, wikimedia, CC BY-SA 3.0
Московская область, Россия. Ансамбль бывшей усадьбы Марфино. Ворота со сторожкой, фрагмент. Фотография © A.Savin, wikimedia, CC BY-SA 3.0

Словом, кирпич серии «Марфино» – тоже рифленый, но светло-красный, с теми же параметрами прочности и морозостойкости, а «Велегож» отличается от него добавляющим патины восстановительным обжигом.
zooming
Кирпич ручной работы коллекция «Марфино». Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
zooming
Кирпич ручной работы Велегож. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»

Названия линеек кирпича – дело, как все знают, условное: не более чем приятное дополнение к продукции. В данном же случае надо признать, что названия подходят к своим сериям довольно-таки точно: действительно, дом Марфино – позитивный красно-белый, замок Муромцево – сероватый, задумчивый. Велегож с домиком художника Поленова, построенным по его собственному эскизу под Тарусой, и Крёкшино англофила Василия Александровича Пашкова под Нарофоминском, расширяют представление о типологии: эти дома – скорее небольшие коттеджи, не дворцы.

Впрочем, все перечисленные прообразы объединяет не только типологическое разнообразие, но и отчетливое западничество, увлечение готикой вплоть до попытки буквально перенести Европу сюда. Уже тогда, в XIX веке, готика была серьезной игрой в переодевания – монументальные декорации, позволяющие ощутить себя не здесь. То же увлечение характерно для современных строящихся подмосковных дворцов и коттеджных поселков с их многослойной ностальгией и по Европе, и по истории, и по романтике XIX века, так что коллекции кирпича с их подтекстом усадебных замков и англофильских cottage, и французских maison de campagne получились адресные: ясно, где, как и зачем их нужно использовать. Матрёшка ностальгии на подмосковных стройках не всегда отливается в совершенную форму. Так что же, не исключено, что правильный кирпич поможет прийти к нужному результату.

Вторая, приятная для архитекторов и заказчиков новость от компании Кирилл и завода «Донские Зори»: коллекцию кирпичей «Станица» расширили новой серией кирпича «Узорный», основанной на использовании технологии восстановительного обжига, которая позволяет добиться большего, чем обычно, разнообразия цвета.
zooming
Демидовский Узорный и Стародонской Узорный. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
zooming
Дивногорье Узорный и Степной Узорный. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»

Еще один сюрприз от производителей, который наверняка быстро завоюет популярность будущих домовладельцев. По желанию заказчика на все кирпичи можно нанести клеймо – логотип или надпись (имя – Алиса, Владимир, Дарья, Матвей; пожелание – здоровья, любви, счастья).
zooming
Кирпич облицовочный ручной формовки «Донские Зори», коллекция «Демидовский» с клеймом Пожелания и Имена. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»

Можно увековечить мастера, архитектора, строителя или первого владельца дома. Как известно, старые кирпичные заводы клеймили свою продукцию, в этом была и реклама, и ответственность за качество. Теперь интересно находить эти отпечатки, разглядывая в бинокль брандмауэры московских доходников, или подбирая осколки в тех самых усадьбах. Современное клеймо на кирпиче может быть любым, но тоже добавляет интереса в игру, позволяет уйти от мыслей о вездесущем типовом, лишенном индивидуальности строительстве. Модное увлечение винтажем – оно ведь происходит от стремления людей, так или иначе играющих в историю, найти покой, а возможно, и себя. Иначе зачем писать имена на кирпичах?

Поставщики, технологии

14 Июля 2015

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».