Фирма «Кирилл» начала продажу еще одной серии продукции российского завода «Донские зори» – кирпичей ручной работы «Усадьба».
Ростовский кирпичный завод, производящий кирпич ручной формовки «Донские Зори», о котором мы недавно рассказывали, расширяет ассортимент: недавно завод начал производство коллекции под названием «Усадьба», которая соответствует современным стандартам качества Qbricks.
Для обжига кирпича «усадебной» коллекции производители используют многокамерные кольцевые печи Гофмана. Эти печи, изобретенные в Германии сто пятьдесят лет назад, вплоть до перехода на конвейерные туннельные печи использовались повсеместно, а затем отошли на второй план, как требующие большего объема ручной работы. Сейчас печи Гофмана вновь популярны: они питаются почти любым топливом, позволяют экономить тепло, но главное их достоинство, важное для современных архитекторов, влюбленных в нюансы винтажного ретро, – в таких печах постоянно изменяется температура, что позволяет добиться уникального разнообразия оттенков цвета, фактуры и рукотворного качества, разумеется, при сохранении соответствия всем современным стандартам. Кроме того, производство становится гибким и позволяет изменять параметры кирпича, производя небольшие, штучные серии под конкретный проект и избегая повторов.
Коллекция стартовала с выпуска пяти тестовых серий длинного облицовочного кирпича-ригеля, размером 490х90х37 см. Удлиненный формат способен придать фасадам особую фактуру, напоминающую не столько усадебные дома, сложенные, как правило, из обычного брускового кирпича, сколько полосатую кладку из римской плинфы, что еще более интригует. Впрочем, выбранный сейчас формат – «это лишь демонстрация возможностей производства, и любой элемент фасада сможет быть произведен по лекалам зодчего, поэтому нет никаких ограничений для фантазии архитектора», – подчеркивает руководитель компании-дистрибьютора Дмитрий Самылин.
К слову, заметим, что появление усадебной серии расширяет и культурный контекст продукции завода. Если прежде названия коллекций апеллировали к предсказуемой для Ростова-на-Дону степной и станичной тематике, то теперь производители подчеркивают широту взглядов и амбиций. Об усадебном кирпиче поневоле думаешь, как о явлении более серьезном. Среднерусские усадебные дома, надо сказать, долгое время строились из дерева, покрытого дранкой и штукатуркой, а если барский дом возводили из кирпича – то это уже был дворец, как, к примеру, величественный даже в руинах и приписываемый Матвею Фёдоровичу Казакову, главному архитектору Москвы двухсотлетней давности, дом в подмосковном Петровском-Алабине, вольная реплика палладиевой Виллы-Ротонды: уж и крыша у него обвалилась, и в центре дома воронка как от взрыва, а все стоит, прекрасен в запустении. Русские усадебные дома начали повсеместно строить из кирпича в середине XIX века – примерно тогда же, когда изобрели печь Гофмана, и это были уже не столько палладианские виллы, сколько псевдоготические замки. Готика, когда под рукой нет камня, любит кирпич и умеет им пользоваться, так что неудивительно, что среди названий пробных серий «усадебного» кирпича ростовского завода встречаются Марфино и Муромцево. Но несколько слов об усадьбах-прообразах: коллекции называются «Муромцево», «Марфино», «Крёкшино», «Бородино» и «Велегож».
Если говорить о готике, то дом графа Владимира Семеновича Храповицкого в Муромцево – совершеннейший замок. Построен под впечатлением французской поездки графа по проекту. Кирпичный замок был, впрочем, покрыт штукатуркой, имитируя французскую – а значит, каменную, готику. Так что серия «Муромцево» – это полнотелый кирпич благородного коричнево-серого оттенка с рифленой поверхностью, прочностью на сжатие 300 кг с/см2 и морозостойкостью F100, – последнее означает, что он способен выдерживать до ста циклов замораживания и оттаивания.
Кирпич ручной работы Муромцево. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Кирпич серии «Крёкшино» отличается от кирпича «Муромцево» тем, что проходит восстановительный обжиг при котором в керамике образуется окалина, благодаря чему на поверхности появляется патина темных пятен
Кирпич ручной работы Крекшино. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Еще одна линейка длинного кирпича пробной «усадебной» серии – более сдержанного, чем у «Муромцева» серого оттенка, носит название «Бородино»: оно так же условно, как и ссылка на определенные усадебные дома, и современному человеку, вероятно, в большей степени напомнит о «Гусарской балладе», чем, положим, о Спасо-Бородинском монастыре. Название знаковое, а кирпич – почти монохромный, темный, задымленный, как полагается то ли полям сражений, то ли дыму отечества – для тех, кто в таких случаях задумывается о смысле названия. Впрочем, не исключено, что именно этот романтический оттенок будет самым популярным в силу его артикулированной патинированности, разводов гари на его поверхности.
Кирпич ручной работы Бородино. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Серии «Марфино» и «Велегож» также составляют пару. Надо сказать, что расположенное близко к Москве, но с советских времен отданное военному санаторию Марфино – место не менее, а может быть и более знаменитое, чем Муромцево Храповицкого. Привычный по нам кинофильмам дом построен по проекту знаменитого мастера псевдоготики Михаила Дормидонтовича Быковского, и это один из первых усадебных «замков» в окрестностях Москвы (раньше только императорские забавы в Александрии при Петродворце).
Московская область, Россия. Ансамбль бывшей усадьбы Марфино. Главный дворец.
Словом, кирпич серии «Марфино» – тоже рифленый, но светло-красный, с теми же параметрами прочности и морозостойкости, а «Велегож» отличается от него добавляющим патины восстановительным обжигом.
Кирпич ручной работы коллекция «Марфино». Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Кирпич ручной работы Велегож. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Названия линеек кирпича – дело, как все знают, условное: не более чем приятное дополнение к продукции. В данном же случае надо признать, что названия подходят к своим сериям довольно-таки точно: действительно, дом Марфино – позитивный красно-белый, замок Муромцево – сероватый, задумчивый. Велегож с домиком художника Поленова, построенным по его собственному эскизу под Тарусой, и Крёкшино англофила Василия Александровича Пашкова под Нарофоминском, расширяют представление о типологии: эти дома – скорее небольшие коттеджи, не дворцы.
Впрочем, все перечисленные прообразы объединяет не только типологическое разнообразие, но и отчетливое западничество, увлечение готикой вплоть до попытки буквально перенести Европу сюда. Уже тогда, в XIX веке, готика была серьезной игрой в переодевания – монументальные декорации, позволяющие ощутить себя не здесь. То же увлечение характерно для современных строящихся подмосковных дворцов и коттеджных поселков с их многослойной ностальгией и по Европе, и по истории, и по романтике XIX века, так что коллекции кирпича с их подтекстом усадебных замков и англофильских cottage, и французских maison de campagne получились адресные: ясно, где, как и зачем их нужно использовать. Матрёшка ностальгии на подмосковных стройках не всегда отливается в совершенную форму. Так что же, не исключено, что правильный кирпич поможет прийти к нужному результату.
Вторая, приятная для архитекторов и заказчиков новость от компании Кирилл и завода «Донские Зори»: коллекцию кирпичей «Станица» расширили новой серией кирпича «Узорный», основанной на использовании технологии восстановительного обжига, которая позволяет добиться большего, чем обычно, разнообразия цвета.
Демидовский Узорный и Стародонской Узорный. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Дивногорье Узорный и Степной Узорный. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Еще один сюрприз от производителей, который наверняка быстро завоюет популярность будущих домовладельцев. По желанию заказчика на все кирпичи можно нанести клеймо – логотип или надпись (имя – Алиса, Владимир, Дарья, Матвей; пожелание – здоровья, любви, счастья).
Кирпич облицовочный ручной формовки «Донские Зори», коллекция «Демидовский» с клеймом Пожелания и Имена. Фото предоставлено фирмой «Кирилл»
Можно увековечить мастера, архитектора, строителя или первого владельца дома. Как известно, старые кирпичные заводы клеймили свою продукцию, в этом была и реклама, и ответственность за качество. Теперь интересно находить эти отпечатки, разглядывая в бинокль брандмауэры московских доходников, или подбирая осколки в тех самых усадьбах. Современное клеймо на кирпиче может быть любым, но тоже добавляет интереса в игру, позволяет уйти от мыслей о вездесущем типовом, лишенном индивидуальности строительстве. Модное увлечение винтажем – оно ведь происходит от стремления людей, так или иначе играющих в историю, найти покой, а возможно, и себя. Иначе зачем писать имена на кирпичах?