Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Центральная инсталляция с кладкой «ласточкин хвост» – воспроизвела авторский прием, примененный в Sydney Prime: архитекторы создали сложные пилоны из удлиненных кирпичей ModFormat, подчеркнув их роль в создании динамичного ритма фасада.
Кирпичный ренессанс
Петербургский скульптор Олег Шоров представил интерпретацию Sydney Prime из терракоты и гипса. Его работа – концептуальное высказывание о связи материала и формы, массы и пространства. Современная архитектура все чаще обращается к кирпичу не только как к строительному материалу, но и средству художественного выражения.
«Кирпич – это не просто строительный блок, это художественный материал, который с древних времен использовался для создания рельефов, орнаментов и даже круглой скульптуры, – отметил в ходе круглого стола «Кирпич 2025: назад в будущее» Олег Шоров.
Олег Шоров, скульптор
Когда-то архитектор и скульптор были одним целым – посмотрите на вавилонские ворота Иштар или средневековые соборы. Но в XX веке этот синтез распался, потому что кирпич уступил место бетону и стеклу. Сейчас мы наблюдаем ренессанс: кирпич снова становится языком искусства. Современные художники и скульпторы используют его как метафору – например, в инсталляциях, где он символизирует память, разрушение или социальные структуры. Я убежден: если архитектура будущего хочет быть человечной, ей нужно вернуть кирпич – и вместе с ним ту самую связь между формой, пластикой и смыслом.
Максим Атаянц, архитектор
В Вавилоне из кирпича строили зиккураты, в Риме – акведуки, в Средневековье – соборы. Но что удивительно – сегодня, в XXI веке, этот материал не только не утратил своей актуальности, но и обрел новое звучание. Современные технологии позволяют создавать кирпичи любых форм и оттенков, но главное – сохраняется сама суть: это материал, который несет в себе тепло человеческих рук, историческую память и ту самую «честность», которую мы так ценим в архитектуре.
«Для девелопера кирпич – это не просто материал, а инструмент создания среды, которая вызывает эмоции. Мы видим, как в последние годы он возвращается в премиальный сегмент, и это не случайно. Кирпич несет в себе тепло человеческих рук, историческую память и тактильность, которую невозможно заменить ни одним современным композитным материалом. Да, он требует больше внимания при монтаже, но результат – это здания, которые не просто стоят, а живут десятилетиями, становясь частью городской идентичности. В наших проектах мы сознательно выбираем кирпич, потому что он работает на контрастах: сочетает традицию и современность, грубую фактуру и тонкую деталировку. Это материал, который не стареет».
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Николай Макаров, сооснователь архитектурного бюро bbm project, затронул тему применения кирпича в массовом строительстве:
«Работа архитектора с кирпичом – это постоянная борьба. Борьба за бюджет, за качество кладки, за то, чтобы вместо настоящего материала не подсунули дешевую плитку под кирпич. Но когда удается отстоять замысел – результат того стоит. Кирпич позволяет то, что не может ни один другой материал: он создает игру света и тени на фасаде, дает объем даже в минимальных деталях вроде трехсантиметрового руста. Мы часто слышим: Зачем эти сложности? На высоте 20-го этажа все равно ничего не видно. Но это неправда. Кирпич чувствуется даже там, где его не разглядеть – он создает ту самую «честную» архитектуру, которая не нуждается в прикрасах».
Проект КИРИЛЛ на АРХ Москве показал, что кирпич остается актуальным в эпоху высоких технологий. А Sydney Prime стал примером того, как материал сохраняет идентичность через цвет и фактуру, дает свободу творчества благодаря гибкости форматов и, конечно, объединяет специалистов – от архитекторов до скульпторов.
«Наша цель была показать, что создание качественной архитектуры – это всегда процесс коллаборации. Sydney Prime – это не просто здание, а результат слаженной работы девелоперов, архитекторов, производителей материалов и художников», – подвел итог Дмитрий Самылин, исполнительный директор КИРИЛЛ.
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
К выставке компания КИРИЛЛ выпустила специальный номер журнала «Новый проект», посвященный Sydney Prime. Публикация включает интервью с Максимом Атаянцем, материалы от Artel Architects и рассказ Олега Шорова о создании терракотовой скульптуры.
«Сегодняшний разговор про кирпич – это не про моду, а про вневременные ценности, – отметил в заключении круглого стола Илья Машков, вице-президент Союза московских архитекторов. – Он пережил вавилонские зиккураты, римские акведуки и сталинские высотки – и теперь снова востребован в эпоху стеклянных небоскребов. Почему? Потому что люди устали от «стерильных» материалов. Кирпич – это история, которую можно потрогать руками. Он стареет, но не стареет душой. И если девелоперы сегодня вкладываются в него – это не дань традиции, а инвестиция в будущее».