Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.07.2025

Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту

Наталья Коряковская
Объект:
ЖК Sydney Prime
Адрес:
Россия, Москва. Шеногина, 2
Мастерская:
Artel architects
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Авторский коллектив:
Генеральный директор: В.В. Остроумов 
Главный архитектор: Ким Ен Гир
Ю.С. Фролов, А.Д. Трофимов, Л.А. Климова, М.Ю. Белянина, И.В. Задорина, Т.С. Сейкина, Л.П. Поляков 

На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.

Пространство павильона, спроектированное авторами ЖК Sydney Prime – бюро Artel Architects – отразило философию проекта: светлые тона, сложная пластика фасадов и акцент на натуральных материалах. Главным элементом стали конструкции из кирпичей Брюне производства завода КС Керамик – тех самых, что использовались в отделке фасада жилого комплекса с его выразительными пилонами.

Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ

Центральная инсталляция с кладкой «ласточкин хвост» – воспроизвела авторский прием, примененный в Sydney Prime: архитекторы создали сложные пилоны из удлиненных кирпичей ModFormat, подчеркнув их роль в создании динамичного ритма фасада.
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Кирпичный ренессанс

Петербургский скульптор Олег Шоров представил интерпретацию Sydney Prime из терракоты и гипса. Его работа – концептуальное высказывание о связи материала и формы, массы и пространства. Современная архитектура все чаще обращается к кирпичу не только как к строительному материалу, но и средству художественного выражения.

«Кирпич – это не просто строительный блок, это художественный материал, который с древних времен использовался для создания рельефов, орнаментов и даже круглой скульптуры, – отметил в ходе круглого стола «Кирпич 2025: назад в будущее» Олег Шоров.
 
Олег Шоров, скульптор
Когда-то архитектор и скульптор были одним целым – посмотрите на вавилонские ворота Иштар или средневековые соборы. Но в XX веке этот синтез распался, потому что кирпич уступил место бетону и стеклу. Сейчас мы наблюдаем ренессанс: кирпич снова становится языком искусства. Современные художники и скульпторы используют его как метафору – например, в инсталляциях, где он символизирует память, разрушение или социальные структуры. Я убежден: если архитектура будущего хочет быть человечной, ей нужно вернуть кирпич – и вместе с ним ту самую связь между формой, пластикой и смыслом.
Заслуженный архитектор РФ Максим Атаянц сравнил изобретение кирпича с революцией, произведенной в древнем обществе с изобретением колеса.
 
Максим Атаянц, архитектор
В Вавилоне из кирпича строили зиккураты, в Риме – акведуки, в Средневековье – соборы. Но что удивительно – сегодня, в XXI веке, этот материал не только не утратил своей актуальности, но и обрел новое звучание. Современные технологии позволяют создавать кирпичи любых форм и оттенков, но главное – сохраняется сама суть: это материал, который несет в себе тепло человеческих рук, историческую память и ту самую «честность», которую мы так ценим в архитектуре.
Алексей Щенников, руководитель отдела архитектуры ГК ФСК, поделился практическим опытом работы с кирпичом в премиальном сегменте:

«Для девелопера кирпич – это не просто материал, а инструмент создания среды, которая вызывает эмоции. Мы видим, как в последние годы он возвращается в премиальный сегмент, и это не случайно. Кирпич несет в себе тепло человеческих рук, историческую память и тактильность, которую невозможно заменить ни одним современным композитным материалом. Да, он требует больше внимания при монтаже, но результат – это здания, которые не просто стоят, а живут десятилетиями, становясь частью городской идентичности. В наших проектах мы сознательно выбираем кирпич, потому что он работает на контрастах: сочетает традицию и современность, грубую фактуру и тонкую деталировку. Это материал, который не стареет».
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ

Николай Макаров, сооснователь архитектурного бюро bbm project, затронул тему применения кирпича в массовом строительстве:

«Работа архитектора с кирпичом – это постоянная борьба. Борьба за бюджет, за качество кладки, за то, чтобы вместо настоящего материала не подсунули дешевую плитку под кирпич. Но когда удается отстоять замысел – результат того стоит. Кирпич позволяет то, что не может ни один другой материал: он создает игру света и тени на фасаде, дает объем даже в минимальных деталях вроде трехсантиметрового руста. Мы часто слышим: Зачем эти сложности? На высоте 20-го этажа все равно ничего не видно. Но это неправда. Кирпич чувствуется даже там, где его не разглядеть – он создает ту самую «честную» архитектуру, которая не нуждается в прикрасах».
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
 Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ

Проект КИРИЛЛ на АРХ Москве показал, что кирпич остается актуальным в эпоху высоких технологий. А Sydney Prime стал примером того, как материал сохраняет идентичность через цвет и фактуру, дает свободу творчества благодаря гибкости форматов и, конечно, объединяет специалистов – от архитекторов до скульпторов.

«Наша цель была показать, что создание качественной архитектуры – это всегда процесс коллаборации. Sydney Prime – это не просто здание, а результат слаженной работы девелоперов, архитекторов, производителей материалов и художников», – подвел итог Дмитрий Самылин, исполнительный директор КИРИЛЛ.
Фотография предоставлена компанией КИРИЛЛ

К выставке компания КИРИЛЛ выпустила специальный номер журнала «Новый проект», посвященный Sydney Prime. Публикация включает интервью с Максимом Атаянцем, материалы от Artel Architects и рассказ Олега Шорова о создании терракотовой скульптуры.

«Сегодняшний разговор про кирпич – это не про моду, а про вневременные ценности, – отметил в заключении круглого стола Илья Машков, вице-президент Союза московских архитекторов. – Он пережил вавилонские зиккураты, римские акведуки и сталинские высотки – и теперь снова востребован в эпоху стеклянных небоскребов. Почему? Потому что люди устали от «стерильных» материалов. Кирпич – это история, которую можно потрогать руками. Он стареет, но не стареет душой. И если девелоперы сегодня вкладываются в него – это не дань традиции, а инвестиция в будущее».