На вкус и цвет: алюминий в московском метро

Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.

mainImg
Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020
Компaния:
представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру
Современные технологии позволяют добиться
множества цветов алюминия SEVALCON
и реализовать любые фантазии архитектора

Алюминий, элемент №13 в периодической системе Д.И. Менделеева, почти незаменимый в современном строительстве, в отделке интерьеров московского метрополитена начали использовать сравнительно поздно. Поначалу в подземке Страны Советов, сразу задуманной как дворец, использовали традиционную бронзу – например, на «Площади Революции», или авиационную сталь – на «Маяковской».
Интерьер станции метро «Маяковская»
A.Savin / CC BY-SA 3.0

Передовой и быстро приобретающий свойства эффектного и экономного материала алюминий в московском метро появился в период «оттепели» – в 1960-е и 1970-е. Одно из ярких решений – золотистый анодированный свод станции «Авиамоторная» на «желтой» линии №8.
Интерьер станции метро «Авиамоторная», 1979
Antares 610 / CC0

Сейчас алюминий, материал недорогой, разнообразный и долговечный, часто используется в новых станциях московского метро.

По прошествии сорока лет у советской станции с золотым потолком появилась соседняя, новая Авиамоторная, – ее вестибюль был открыт в присутствии мэра Москвы совсем недавно, в марте 2020 года, за день до карантина. Сейчас станция функционирует в составе «розовой» Некрасовской ветки, но впоследствии она должна стать частью Большой кольцевой линии – БКЛ. Авторы проекта вестибюля и входного павильона – архитекторы АО «Метрогипротранс» под руководством Леонида Борзенкова – в образном решении отталкивались от «авиационного» названия станции, поэтому общую тональность формирует серый металл: сталь и алюминий. Граненые колонны напоминают «стальные руки-крылья», а полосы разных оттенков серого на стенах обозначают воздушные потоки, хотя они также созвучны и движению поездов. Несколько суровый темно-серый тон подчеркнут ярко-белой подсветкой: над колоннами она группируется пятнами, а между ними, так же как и над лестницами и над эскалаторами, складывается в гибкие ленты, живо напоминающие о поисках Захи Хадид. Недавно проект был отмечен премией «Золотой Трезини 2020».
  • zooming
    1 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Интерьер станции метро «Авиамоторная», открыт в 2020
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Входной павильон станции метро «Авиамоторная», открытв 2020 году
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция Joy (Shagreen)|STARDUST, STARDUST DARK SILVER ≈ RAL 9007, оттенок серый
    © SEVALСON

Следующая по «розовой» Некрасовской ветке №15 после Авиамоторной – станция Нижегородская. Она входит в состав ТПУ Рязанская (см. схему), названного по проходящему здесь Рязанскому проспекту. Автор проекта, главный архитектор МЦК Тимур Башкаев, подчеркивает, что сейчас это единственный в Москве ТПУ, в состав которого удалось по-настоящему интегрировать торговый центр. Со своей стороны подчеркнем, что комплекс, судя как по уже реализованным частям, так и по проекту в целом, обладает красивой авторской архитектурой. Особенно хорош открытый тогда же, весной 2020 года, входной вестибюль: с далеко вынесенным козырьком, белыми колоннами снаружи и внутри, с гигантским и светлым внутренним пространством, выразительным благодаря потолку с крупной волной из лент перфорированного металла.
  • zooming
    1 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    5 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    6 / 7
    Станция Нижегородская, ТПУ Рязанская
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    7 / 7
    Коллекция RAL, RAL 9003 PVDF P02G 9003A S
    © SEVALСON

Через одну станцию после ТПУ Рязанская находим станцию Окская, также открытую мэром Москвы в марте. Первоначальный проект разработан в мастерской №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова, как и упомянутая выше новая станция Авиамоторная, и доработан испанской компанией Bustren. (Заказчики и архитекторы: ОАО «Мосинжпроект», мастерская №15 компании Мосинжпроект под руководством Александра Вигдорова (и старый, и новый архитектурные проекты созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова); «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС», гл. архитектор Потехин Артем)

Станция мелкого заложения с одним рядом колонн и двумя платформами по сторонам решена крупными пятнами и знаками. Главный и самый заметный из них – потолок, покрытый алюминием ярко-синего цвета с мелкополосатым принтом. Его можно понять как воду и как небо, или как «небесную реку» над головой, что созвучно названию станции Окская.
Ярко-синий алюминий – гордость компании SEVALCON: новый цвет «Oka Blue» – был разработан и произведен специально для станции метрополитена «Окская». Алюминий с покрытием в оттенках от лазурно-голубого до насыщенно синего оформил кассовый зал, вестибюли и платформу для станции.
  • zooming
    1 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    2 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    3 / 4
    Станция «Окская»
    Фотография предоставлена SEVALCON
  • zooming
    4 / 4
    Коллекция Ocean.Nefeli, OKA BLUE, оттенок синий
    © SEVALСON

Но вернемся к «желтой» ветке. Солнцевская линия 8А была задумана как вторая, западная часть линии номер 8: согласно замыслу, восточная и западная часть должны были состыковаться в центре города стациями Волхонка–Плющиха–Дорогомиловская, причем не далее как в 2020 году. Но идею отложили на неопределенный срок, Солнцевская желтая ветка 8А завернула к северу, где объединилась с «бирюзовым» отрезком кольца БКЛ, прошедшим через Москву-Сити со станцией «Деловой центр», Ходынку со станцией ЦСКА к Савеловской. На схемах эта часть сейчас обозначается то номером 11, то номером 13, позаимствованным у прекратившего свою работу монорельса. Что созвучно тому факту, что строительство линии 8А начато тринадцатым по счету в составе проектов московского метро.

Но любопытно, что именно в составе первой желтой ветки, Калининской, в 1979 году открылась упомянутая выше станция «Авиамоторная», первый масштабный эксперимент московского метро с алюминиевой отделкой
(алюминий из коллекции STARDUST цветDARK SILVER)
. Так что неудивительно, что при популярности алюминия в отделке современных станций метро этот материал стал ключевым в оформлении станций Солнцевской линии, полностью возведенной в 2010-е годы. Более половины из них оформлены с применением алюминия SEVALCON.

Дизайн двух самых интересных станций ветки – Новопеределкино и Солнцево – был определен в результате конкурса, проведенного в 2014 году, и реализован командами-победителями: Новопеределкино – рижским бюро URA architects Евгения Леонова и Александра Дембо, Солнцево – московским Nefa architects Дмитрия Овчарова. Мы уже довольно подробно рассказывали о проектах и о реализациях того и другого.

Для облицовки потолков и колонн вестибюля станции «Солнцево» использован алюминий SEVALCON из коллекции Joy в цвете FROSTING ICE, произведенный на заводе Impol Seval в Сербии. Своим названием, которое можно перевести как «иней» или «морозный узор», этот вид облицовочного алюминия обязан сходству его поверхности со снежным настом. Именно такая – яркая, снежная и в то же время матовая, без блеска – белизна требовалась для реализации «солнечного» замысла Nefa architects: кажется, что потолок и колонны впитывают и источают равномерный свет.
  • zooming
    1 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    5 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    6 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    7 / 8
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    8 / 8
    Коллекция Joy (Shagreen), FROSTING ICE
    © SEVALСON

Панели покрывают круглые колонны и скругленные пилоны, так же как и прорезанный «сырными дырками» светильников молочно-белого цвета потолок. Они создают ровный фон, помогая авторам создать цельный и гармоничный «солнечный» образ, избегающий лобовых обозначений-«лучиков», но передающий идею солнца через белый свет, который, как известно, есть сумма всех известных оптике лучей. Впрочем, один знаковый элемент здесь присутствует – большой желтый «солнечный» круг, утопленный в белизне, выполненный с использованием окрашенного алюминия SEVALCON.
  • zooming
    1 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    2 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    3 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects
  • zooming
    4 / 4
    Станция метро «Солнцево»
    © Nefa Architects

В каком-то смысле эти игры с искусственным и естественным светом, лучами и пятнами, так хорошо раскрывающие название «Солнцево», стали ответом на искристый потолок «Авиамоторной» на восточной части «желтой» линии. Отлично поймана перекличка, архитекторы, между работами которых около 40 лет, подчеркивают нам, что на одной стороне города рассвет, на другой закат, улавливая «солнечную» составляющую этой поперечно пересекающей город, но пока так и не соединившейся линии метро.

Про станцию ​«Хорошевская» БКЛ / линии 8А мы уже рассказывали: концепция разработана архитекторами компании ​«Метрогипротранс», в ее реализации как художники участвовали Никита и Всеволод Медведевы; яркая многоцветная станция целиком посвящена воспоминаниям об авангарде.
Западный вестибюль «Конструктивизм». Станция «Хорошевская»
© Четвертое измерение

В этом ей вторит станция «ЦСКА», расположенная на Ходынском поле и разработанная коллективом «Метрогипротранса» под руководством Николая Шумакова. Станция «ЦСКА» также перекликается и с «Площадью Революции» – на ней установлены четыре бронзовые скульптуры авторства Михаила Переяславца: лыжник, баскетболист, хоккеист и футболист, причем у каждой из фигур есть реальные спортсмены-прототипы.
  • zooming
    1 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    2 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    3 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    4 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON
  • zooming
    5 / 5
    Станция метро «ЦСКА»
    Предоставлено SEVALCON

Многоцветные принты с летящими спортсменами, воздушными шарами и дельтапланами на потолке могут напомнить мозаики Александра Дейнеки на «Маяковской». Они выполнены по эскизам художников-монументалистов Екатерины Бубновой и Евгения Щеглова в технике сублимационной, или UV-печати по предварительно окрашенным заводским способом алюминиевым поверхностям. Окрашенная поверхность алюминия SEVALCON из коллекции RAL продемонстрировала хорошие адгезивные свойства и послужила прочной основой для цифровой печати.
zooming
Станция метро «ЦСКА», изображения на потолочных панелях
Предоставлено SEVALCON

Проекты станций «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская» Солнцевской ветки «желтой» линии построены по типовому проекту «Метрогипротранса». Главный архитектор компании Леонид Борзенков рассказывает о проекте:



Общая для нескольких станций мелкого заложения объемно-пространственная композиция объединена преобладанием SEVALCON металлического серого цвета, создающего очень сдержанный и спокойный, техничный фон для ярких цветных вставок подсвеченного стекла с цифровой печатью на расширяющихся кверху колоннах, выстроенных в один ряд по центру вестибюля. Каждая станция приобрела таким образом свой преобладающий цвет, легко различимый даже краем глаза из окна вагона, что позволяет пассажирам легко ориентироваться, несмотря на типовую природу станций.
Интерьер станции метро «Ломоносовский проспект»
Mos.ru / CC BY 4.0

«Ломоносовский проспект» выделен звонким синим цветом с белыми числами, складывающимися в последовательность Фибоначчи. Математические символы намекают на то, что от станции можно за несколько минут добраться до главного здания МГУ.

На станции «Раменки» радостные салатово-зелёные поверхности с изображением стилизованных деревьев призваны напомнить о когда-то густых лесах этого района.
Интерьер станции метро «Раменки»
Mos.ru / CC BY 4.0

Станция «Минская» посвящена военной технике – из-за близости музея ВОВ и выставки боевых машин на Поклонной горе.
Интерьер станции метро «Минская»
Mos.ru / CC BY 4.0

В той же теме ярких принтов на нейтральном металлическом фоне решена станция «Мичуринский проспект» – первая в Москве станция полуподземного типа. В отличие от трех названных выше, она освещена естественным светом, ее вестибюль просторнее и разделен двумя рядами колонн. Принты на стекле – яркие красно-оранжевые, в память о знаменитом биологе украшенные рисунками цветущих и плодоносящих яблонь – играют здесь большую роль.
  • zooming
    1 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    2 / 5
    Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
    © ОАО «Метрогипротранс»
  • zooming
    3 / 5
    Коллекция RAL, RED LUX ≈ RAL 3001, оттенок красный
    © SEVALСON
  • zooming
    4 / 5
    Коллекция RAL, BLACK GREY P02G 7021 S
    © SEVALСON
  • zooming
    5 / 5
    Коллекция RAL, RAL 9005 PVDF P02G 9005 d S PVDF
    © SEVALСON

Важная особенность станции – развитая и эффектная входная группа, которая состоит из двух павильонов и включает в себя переход над проспектом. Здесь мы, как и в вестибюле станции, видим рисунки, нанесенные на стекло, а также частую «штриховку» ламелей из SEVALCON коллекции LUX в цвете RED LUX – их блестящая глянцевая поверхность похожа на цветное стекло и перекликается с ним отражениями, но весит много меньше, так что ламели обеспечивают фасаду «гламурный блеск», не жертвуя легкостью конструкции и не требуя массивных креплений.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»

В оформлении станции «Мичуринский проспект» использован алюминий SEVALCON разных цветов и коллекций: красный RED LUX из коллекции LUX, черный – RAL 9005 PVDF и темно-серый – BLACK GREY PVDF из коллекции RAL.
Cтанция метро «Мичуринский проспект». Фотография
© ОАО «Метрогипротранс»
***
Алюминий SEVALCON, позволивший реализовать авторские замыслы по отделке новых станций московского метро, изготавливают на сербском заводе Impol Seval, окрашивая металл по технологии coilcoating (CCL).

Его главная особенность состоит в том, что краска очень равномерно распределяется по полотну алюминиевой ленты благодаря высокому давлению между валками. Поэтому поверхность окрашивается ровно, исключая колебания оттенков, а толщина покрытия не превышает 40 мкм, определенных нормативами пожарной безопасности.

Алюминий SEVALCON обладает разнообразными фактурами поверхности, от стеклянисто-глянцевой до матовой. Окрашенная таким образом поверхность способна к адгезии с наносимой поверх заводской окраски цифровой печатью, что делает спектр узоров практически бесконечным.

Алюминием, как известно, можно облицевать прямые и криволинейные поверхности, он может быть и минималистичным, и футуристичным, может быть нейтральным фоном или, напротив, брать на себя основную визуальную нагрузку. Он недорог, легок, прочен и гибок – что значительно уменьшает расходы при изготовлении нужных отделочных панелей и монтаже на объекте.

Технология coilcoating для алюминия SEVALCON позволяет добиться любого необходимого цвета и даже оттенка цвета и, вместе с легкостью и гибкостью самого металла, реализовать самые смелые фантазии архитекторов.

Поставщики, технологии

Мастерская:
Мосинжпроект http://www.mosinzhproekt.ru/
Проект:
Станция метро «Нижегородская»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
А.Л. Вигдоров

2013
Станция метро «Окская улица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Главный архитектор:  А.Л. Вигдоров
Руководитель авторского коллектива: С.В. Каретников

2015 — 3.2020
Тимур Башкаев
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
ТПУ «Нижегородская»
Россия, Москва

2016 / 2020

28 Января 2021

Cladding Solutions: другие статьи и новости
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Крылатый образ Перми
В новом терминале аэропорта Перми бюро Асадова не только добилось баланса между технологичностью, безопасностью, комфортом и имиджевой составляющей, но и предложило новый символ для всего Прикамья.
Холмы «Нового Иерусалима»
В 2013 году, задолго до строительства парка Зарядье, команда архитектурного бюро «Сити-арх» спроектировала музей-холм, с крупнейшим музейным фондом Подмосковья.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.