BIM-проектирование первого «зеленого» бизнес-центра в Киеве

mainImg
Компaния:
GRAPHISOFT
Проектирование нового для страны проекта с уникальной концепцией – всегда сложная задача для команды архитекторов, инженеров, конструкторов и дизайнеров. Немаловажную роль играет программная среда, в которой работают специалисты. Упростить работу, предоставить уникальные инструменты, повысить качество рабочей документации, ускорить сроки реализации проекта – неизменные задачи, которые позволяет решать ARCHICAD ®.
zooming

Материал сформирован на основе интервью с Игорем Александровичем, творческим руководителем, и Святославом Александровичем, архитектором и генеральным директором архитектурной мастерской «Крамалл Студио» (Украина, Киев).

Для реализации архитектурной части проекта первого в Украине «зеленого» бизнес-центра был выбран ARCHICAD, который помог специалистам создать проект, ставший победителем Eastern Europe and Asia (EEA) PROJECT AWARDS 2016 в двух номинациях: «Инновация года» – как первый в Украине «зеленый» БЦ, сертифицированный по BREEAM, и как «Офисный проект года».
zooming
БЦ ASTARTA © Крамалл Студио

Карточка проекта
Объект: Бизнес-центр ASTARTA
Адрес: Киев, ул. Ярославская 58
Разработка: 2009-2011
Стадийность: проект, рабочая документация
Девелопер проекта: ТЭК «Энергоинвест» (Украина)
Категория: новое строительство
Площадь участка: 8 325 м²
Общая площадь: 62 685 м² (3 очереди)
Полезная площадь: 45 741 м²
Этажность: 9

На всех стадиях проекта в нем участвовали порядка 15 архитекторов. Сейчас над ним работает 5 архитекторов. Уровень владения ARCHICAD архитекторов и техников от 60% до 90%.



БЦ ASTARTA – это торгово-офисный комплекс, который строится в Подольском районе Киева по адресу ул. Ярославская, 58. Бизнес-центр разделен на 3 секции, соответствующей количеству очередей строительства. В нем предусмотрен подземный паркинг (150 мест), надземные автостоянки (56 мест) и зоны отдыха. Площадь офисных помещений составляет 35 500 м², торговых площадей – 6500 м².

Инфраструктура БЦ создана в соответствии с концепцией «город в городе»: с зоной бытовых услуг, отделением банка и почты, нотариусом, турагентством, рестораном, кофейней, столовой и автомойкой. Одна из главных изюминок БЦ ASTARTA – зеленая плита. Это зона рекреации с полушезлонгами для работы сотрудников бизнес-центра.

 «Заказчик сделал непростой выбор, отказавшись от 120 дополнительных парковочных мест в пользу благоустройства территории. На данный момент там подняты уровни и отлиты непрямые пластичные участки для травы и деревьев», – рассказывает Святослав Александрович, архитектор и генеральный директор «Крамалл Студио».
zooming
Благоустройство внутреннего двора БЦ ASTARTA – визуализация © Крамалл Студио
Стройка БЦ ASTARTA, июнь 2017 – фото с дрона © Администрация БЦ ASTARTA

Пионер зеленого строительства

БЦ ASTARTA – это первый в Украине объект, в котором проектная документация сертифицирована по международной системе зеленого строительства BREEAM. Сертификация BREEAM проводится организацией BRE Global (Великобритания) с привлечением аккредитованных оценщиков. Во время экспертизы специалисты оценивают воздействие здания на окружающую среду, экологичность материалов, использованных при строительстве, системный подход для снижения эксплуатационных расходов, удобство сотрудников и посетителей и множество других параметров.

Соответствие стандартам BREEAM уже приносит свои плоды для бизнес-центра. Еще до запуска в эксплуатацию (который намечен на осень 2017 года) заключены договора аренды практически на всю площадь – такие здания не только удобны для людей, но и привлекательны для многих компаний.
zooming
БЦ ASTARTA, лобби 2-й очереди – визуализация © Крамалл Студио
zooming
БЦ ASTARTA торговая галерея 1-я очередь – визуализация © Крамалл Студио

Исторические ценности

В проекте были определенные согласовательные сложности, ведь одна из сторон БЦ ASTARTA стоит на ул. Нижний Вал, по которой проходит граница заповедника «Древний Киев». Из-за этого требования по соответствию архитектурного стиля были крайне высоки.

«Нам нужно было вписать 300 погонных метров фасадной плоскости в застройку Подола. Для этого мы применили парцелляцию и разбили здание на определенные фасадные порции, каждая из которых имеет свою пластику и цвет, чтобы каждое здание казалось отдельным. Идею согласовали в мэрии, а главное – она понравилось и нашим заказчикам, которые попросили передать модель в чертежи и наблюдать за ходом стройки, чтобы задумка исполнилась один в один», – поделился с нами Игорь Александрович, творческий руководитель «Крамалл Студио».

Преимущества BIM

«Первое, с чем мы сталкиваемся при рождении проекта, и где не обойтись без ARCHICAD, – это первичный градостроительный анализ участка и ориентировочная стоимость объекта. Если раньше, на бумаге и в плоских программах, расчеты занимали до месяца, то для БЦ ASTARTA основные данные мы предоставили за 3 дня», – рассказывает Игорь Александрович.

Бизнес-центр ASTARTA планировался как смешанный объект, включая офисы, гостиницу, торговые помещения, парковки. Свести это все воедино – весьма трудоемкий процесс, который требовал много аналитики. Для его воплощения в архитектурной мастерской «Крамалл Студио» использовали ARCHICAD, что позволило решать действительно сложные задачи, избавиться от человеческого фактора и рутины, разобраться с инженерией.

«Главный вызов, который стоял перед «Крамалл Студио» при проектировании БЦ ASTARTA, – это уложиться в рекордно малые сроки. На согласовательную часть отводилось всего три месяца. Успеть все сделать вовремя помогла работа с BIM-моделью. Благодаря автоматическим пересчетам и оперативному внесению изменений сократился большой кусок работы. Таким образом, за три месяца мы подготовили два варианта проекта, что без ARCHICAD было бы невозможно», – отметил Святослав Александрович.

При разработке проекта архитекторы работали в ARCHICAD и 3D Max, инженеры и конструкторы – в своих программах. При таком разрозненном подходе без проблем, конечно, не обошлось.

«Под разработку инженерных систем заказчик предоставил своих специалистов. Причем под одну систему были одни подрядчики, под другую – другие. В итоге понадобилось сделать сводную схему инженерных сетей для отслеживания коллизий, а для этого недостаточно просто наложить чертежи. Мы объединили все данные, чтобы увидеть систему в объеме и взглянуть с различных ракурсов», – говорит Святослав Александрович. «В ARCHICAD 21 анонсировано автоматическое отслеживание коллизий и это действительно удобно. Нам же подрядчики предоставили собственные чертежи, поэтому пришлось самостоятельно сводить данные инженерных систем, конструкции с архитектурой в ARCHICAD в BIM-системе, соединять модель и уже после этого искать коллизии», – подытожил архитектор.
zooming
Обнаружение коллизий в инженерных системах БЦ ASTARTA © Крамалл Студио
zooming
Обнаружение коллизий в инженерных системах БЦ ASTARTA © Крамалл Студио

Командная работа

«В работе и над БЦ ASTARTA, и над другими нашими проектами, мы использовали такой инструмент ARCHICAD, как Teamwork. Без него сегодня невозможен ни один проект, особенно со сжатыми сроками. БЦ ASTARTA огромен: кроме того, что каждая из трех очередей имеет свою модель, в них есть подземные и надземные уровни, рельефы, крыши. До появления Teamwork каждую из них пришлось бы разбивать на части, чтобы у всех архитекторов была своя модель, а после структурировать гигабайты файлов, чтобы найти последнюю версию. То есть, без Teamwork тратилось колоссальное количество времени на менеджмент модели. Теперь мы об этом не задумываемся – все роли в единой модели распределены, а Publisher позволяет печатать книгу макетов в 1 клик. Благодаря многократному резервированию – модель на BIM-сервере, локальная модель у каждого пользователя, двойной бэкап на сервере PLN и резервная копия серверного файла – обеспечивается высший уровень безопасности», – говорит Святослав Александрович.

Внедрение ARCHICAD: экономия ресурсов на 30%

Когда проект только начинался, перед «Крамалл Студио» вопрос выбора программного продукта не стоял. В это время в компании уже все работали в ARCHICAD, хотя сам переход на BIM в докризисные 2007-2008 годы проходил в архитектурной мастерской нелегко. В компании понимали, что это будет довольно болезненный процесс, потому что сотрудники привыкли работать в разных программах. Как лучшее средство работы с BIM, руководство выбрало именно ARCHICAD. Не все сотрудники оказались готовы к таким радикальным переменам, часть из них ушла. Тем же, кто остался, но не был знаком с продуктом, компания организовала обучение. В итоге уже через полгода был полностью налажен процесс работы, в котором полноценно работали все сотрудники фирмы.

«Для нас главное преимущество ARCHICAD – это уход от рутины, автоматизация процессов и широкие возможности кастомизации. То есть, это так называемые недокументированные возможности, которые можно заточить под себя. Благодаря двум таким элементам, мы сэкономили огромное количество времени и ресурсов. Мы сами запрограммировали их, на каждый элемент навесили огромное количество функций. В это трудно поверить, но таким образом мы избежали около 30% лишней траты ресурсов», – рассказывает Святослав Александрович.

Работа над проектом с использованием ARCHICAD помогла «Крамалл Студио» действительно ощутить экономический эффект BIM. Благодаря кастомизации и автоматизированной схеме работы проектировщики уложились в установленные сроки, ушли от огромного количества ошибок и сэкономили массу времени. Как результат – удовлетворенный заказчик, у которого осенью 2017 года объект вводится в эксплуатацию и уже арендована значительная часть помещений.

«Мы использовали ARCHICAD не на 100, а на 200 процентов. Когда заказчик присылал изменения по проекту, мы сразу вносили их в цифровую модель, приглашали его и смотрели на результат со всех сторон в объеме на пропорции. И после этого решали, где объект необходимо декорировать, а где новая форма выглядит органически. Без объема я не представляю проектирование и считаю, что ARCHICAD – это просто клад для архитекторов», – дополнил Игорь Александрович.
zooming
Центральный вход в БЦ ASTARTA – визуализация © Крамалл Студио
zooming
Вход в БЦ ASTARTA с улицы Ярославской – визуализация © Крамалл Студио


О «Крамалл Студио»

ООО «Крамалл Студио» – украинская архитектурная компания, основанная в 1994 году как проектно-строительная организация. С 2004 года и по настоящее время архитектурное проектирование является ключевым направлением деятельности проектного бюро. В портфолио «Крамалл Студио» много успешно реализованных проектов – жилые дома и жилые комплексы, бизнес-центры, отели и другие объекты городской застройки, среди которых БЦ «Сенатор», БЦ «Домино», апарт-отель «11MIRRORS», ЖК «NobelHomes», ЖК «BonApart», UNIT.City и др. Студия сотрудничала с известными международными архитектурными мастерскими – Hugo Boss (Германия), Monti Di Rovello (Италия), Global Architectural Development (Турция), APA Wojciechowski (Польша), SCG International (Великобритания).
Сайт компании: http://www.kramall.com.ua
Сайт проекта БЦ ASTARTA: http://abc-kyiv.com/

О GRAPHISOFT

Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® – первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ – первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ – первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий и BIMx® – лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.

Поставщики, технологии

GRAPHISOFT

12 Октября 2017

GRAPHISOFT: другие статьи и новости
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.