Архсовет Москвы–70

Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Клубный дом CULT
Россия, Москва, Ленинский проспект, д.2

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Болдырев

2021 / 2023

Заказчик: АО «Варшава»
Архсовет Москвы после длительного, больше чем полугодового, перерыва в работе рассмотрел проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, разработанный бюро СПИЧ и представленный совету Сергеем Чобаном. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Гостиница – здание, вытянутое вдоль Садового кольца к востоку от входа в метро Октябрьская, монументальной арки архитектора Леонида Полякова, построенной к 1950 году и посвященной Победе в ВОВ. Арка «смотрит» на Калужскую (бывшую Октябрьскую) площадь, на памятник Ленину, самый большой в Москве и последний по времени установки, он был завершен в 1985 году. Некоторое время парадный павильон метро и скромное здание гостиницы, обращенное к площади торцом, составляли асимметричную пару.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Вестибюль станции Калужская и здание гостиницы Варшава 1960 г.
© СПИЧ

Затем над аркой надстроили один из корпусов соседнего МИСИС, Института стали и сплавов, – арка Полякова поместилась в глубокой лоджии, а институтский корпус, строительство которого завершилось за два года до конца СССР в 1989 году, наделен, помимо практической функции, эстетическим смыслом – он оформляет северную часть Октябрьской площади. Торцевую часть гостиницы «замаскировали», превратив в продолжение корпуса МИСИС, создав по сторонам арки метро почти симметричную композицию. Со стороны площади возник цельный фасад с признаками парадности, хотя, как подчеркнул Сергей Чобан, шов, отделяющий объем гостиницы от институтского корпуса, заметен. В результате «два здания выглядят как полтора», – пояснил Сергей Чобан.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Существующие положение
© СПИЧ

Проект архитекторов СПИЧ предполагает снос существующего здания 1960 года (охранного статуса оно не имеет, а архитектура его грубая и тяжеловесная, как заметил, в частности, Андрей Гнездилов) и строительство новой гостиницы с достаточно специфичной программой, предполагающей возможность как короткого, так и долговременного пребывания. Это именно гостиница, а не ЖК-апартаменты, но внутри совмещены номера площадью от 26 до 100 м2.

Новое здание строится в целом в прежних габаритах с соблюдением ограничений ГПЗУ, основанного на параметрах существующего объема. Его высота – 41,2 м, соответствует высоте техэтажа гостиницы, который сейчас расположен со стороны площади и напоминает этакую кургузую лаконичную башенку. В новом здании техэтаж планируется распределить по длине, «сделав силуэт более спокойным» и отодвинуть в глубину. 

По словам Сергея Чобана, авторы ориентировались на контекст модернистской застройки Октябрьской площади: здание МВД и соседние советские административные здания 1980-х годов, образующие на площади достаточно заметный ансамбль. Архитектор особо отметил здание №14 по Житной улице, увенчанное акцентированным аттиком, но также упомянул и корпус МИСИС 1977 года в начале Ленинского проспекта. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Здания по житной улице дом 16,14,12: архитекторы Рабаев Ю.Р., совместно с Д.И. Бурдиным, В. Вельской, В. Яковлевым
© СПИЧ

Здание новой гостиницы подхватывает тему аттика – два верхних и два нижних этажа объединены по вертикали, так что структура фасадов становится трехчастной: низ, середина, верх. Первый этаж помимо вестибюля и конференц-залов занимают магазины и ресторан, который за счет понижения рельефа вдоль Садового кольца получил полуторную высоту в 5,7 м. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Фасады планируется облицевать натуральным камнем матовой шлифовки, возможно, травертином, и придать им лаконичный рельеф уступчатых филенок, в которых Владимир Плоткин увидел влияние Карло Скарпы. Повышаясь от первых этажей к седьмому, простенки увеличивают число «ступенек» по краям, а стекло окон оказывается расположено чуть глубже по отношению к внешней плоскости фасада.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

В верхнем ярусе «ступеньки» приобретают обратный рельеф, своего рода оттиски предыдущих этажей. А здание, с одной стороны, остается в парадигме позднесоветской архитектуры площади и сохраняет лаконизм, будучи лишено мелкой деталировки, но, с другой стороны, предлагает более сложный подход к форме. 

Фасад со стороны двора, где архитекторы расположили главный вход в гостиницу, не уступает в качестве отделки уличному и так же предполагает натуральный камень – известняк или травертин. Здесь должно сформироваться интересное пространство в том числе благодаря «апсиде» павильона метро.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ



Однако ключевым решением проекта стал отказ от целостности фасада, обращенного к площади. Торец гостиницы в проекте не замаскирован, а акцентирован, его пластическое решение отличается от соседнего фасада, весь объем чуть выше корпуса МИСИСа и на профиле образует небольшую ступеньку, допустимую в рамках ГПЗУ.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Таким образом, на смену ансамблевому решению позднесоветских архитекторов, сосредоточенному на достижении целостного восприятия двух разных зданий со стороны площади, приходит форма, подчеркивающая различие соседних домов, рефлексирующая границы между участками, функциями и собственниками. По словам Сергея Чобана, СПИЧ предлагает вернуть зданию «адрес» и самостоятельность – «город живет за счет фасадов, если они подкреплены разными функциями и разными собственниками». 

Сергей Кузнецов назвал вопрос «системным», подчеркнув, что совет обсуждает не столько конкретный проект, сколько прецедент определенного подхода, связанного с «переходом от советского города и рисования без оглядки на парцелляцию, стоимость земли и интересы собственников к проектированию с нормальным отношением к этим факторам. Сейчас мы нарушаем видение архитектора, но следуем здравому смыслу. Логично следовать не только ансамблевым законам, но и другим сторонам жизни города. Своей оценкой сейчас мы задаем важный вектор для многих проектов». «Город развивается по отдельным участкам, – поддержал тему Андрей Гнездилов, – практика решения больших кварталов, целых фрагментов города как ансамблей осталась в советском времени». 

Соответственно и в обсуждении, очень доброжелательном, прозвучали две темы: работы в рамках парцелляции и работы на ансамбль площади. 

Абсолютное большинство экспертов горячо поддержало проект, найдя в нем немало достоинств: проект возвращает историческое, восходящее к 1960 году, оформление угла, тактично и интересно развивает тему площади, благодаря дворовым фасадам «работает» в том числе на Парк Горького и Крымский мост, а активный первый этаж включает эту часть улицы в городскую жизнь.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Никто не предложил вернуться к идее «маскировки» торца под протяженный фасад соседнего здания, только Ольга Алексакова пожалела о симметрии существующего фасада, назвав его «фрагментом Адольфа Лооса в Москве».

Тема взаимодействия с площадью все же возникла, но в несколько ином ключе – Александр Асадов и Татьяна Гук высказались в том смысле, что здание можно сделать более заметным, в том числе и по высоте, пересмотрев «в ручном режиме» с руководством города параметры ГПЗУ. Александр Асадов напомнил, что центральное (с аттиком) здание из группы на Житной улице по проекту должно было быть ощутимо более высоким, в свое время его «обрезали» по решению горкома партии. Подчеркнув, что «место интересное и его потенциал не выбран», Асадов напомнил о Триумфальной площади и гостинице Пекин, которая «полузамыкает» площадь – гостиница на Октябрьской площади также могла бы быть более активной. «Хотя я рассуждаю чисто профессионально, не зная ни политических, ни экономических моментов», – оговорился архитектор, еще раз высказав предложение предварять разработку ГПЗУ для ответственных участков города концептуальными проработками, которые в будущем помогали бы формировать акценты в нужных местах. 

По словам Татьяны Гук, решение «могло бы быть немножко понаглее <...> понятно, что сейчас СПИЧ работает в рамках ГПЗУ, но угол, который фиксирует направление и структуру площади, мог бы быть более активным».

Михаил Посохин предложил сделать вестибюль гостиницы сквозным, а Юлий Борисов рекомендовал обратить внимание на фактуру и оттенок облицовочного материала – чтобы он явно отличался от корпуса Института стали и сплавов, – причем последнее предложение Сергею Чобану понравилось и он обещал подумать над цветом. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Сергей Кузнецов поздравил авторов с красивым проектом, а призыв более трактовать угловой объем как более смелый (и высокий) прокомментировал так: «Энергичное внедрение в сложившиеся ансамбли рискованно с точки зрения публичности. Сергей Скуратов предлагал на Мясницкой улице рядом с Ле Корбюзье поставить высотный акцент, который был интересно смотрелся с точки зрения архитектуры и был доброжелательно принят профессионалами. Но когда в сети появились его изображения, это вызвало чудовищный шквал негатива. Город – сложная система, помимо профессиональных взглядов необходимо считаться с уровнем публичной дискуссии и ее влиянием на различные процессы. Сегодня мы стараемся действовать более консервативно даже в тех случаях, когда хочется высказаться энергично. Но в данном случае я бы не стал выходить с такой инициативой. Посмотрим на реакцию общественности на представленный проект, даже здесь можно ожидать критику».

Начало работ запланировано на август нынешнего года, а ввод гостиницы в эксплуатацию – на октябрь 2023. Оператор станет известен позднее.
  • zooming
    1 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Ситуационный план
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Генеральный план
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 1 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 2 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 9 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План выхода на кровлю
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Схема разреза 2-2
    © СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Фрагмент фасада
    © СПИЧ
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Клубный дом CULT
Россия, Москва, Ленинский проспект, д.2

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Болдырев

2021 / 2023

Заказчик: АО «Варшава»

30 Июня 2021

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро :dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.