Михаил Разумовский,
архитектор бюро «Рождественка», куратор воркшопа:
«Мы, бюро «Рождественка» – разработчики концепции и проекта долговременного редевелопмента Трёхгорной мануфактуры. Все наши решения были представлены на «Зодчестве» в проекте «Трёхгорка потом». Но помимо долгосрочного, в рамках краткосрочного редевелопмента мы провели этот воркшоп. Изначально наше бюро делало большое исследование по примерам редевелопмента во всем мире. Как авторы концепции, мы поняли, что проект, в первую очередь, должен быть гибким. То есть, он должен быть реализуем в любом случае, несмотря ни на какие внешние или внутренние проблемы, чтобы всегда была возможность пойти по альтернативному пути. И поэтому и мы, и заказчик переходим к краткосрочному редевелопменту, в рамках которого территория постепенно оживает.
То, что проект сейчас пошел по пути кратковременного редевелопмента, не означает, что долгосрочный заморожен: наши работы ведутся, мы реконструируем корпус 5а, где как раз проходило «Зодчество». Вся эта история не такая быстрая, как хотелось бы, но территория стоит, собственник платит за нее деньги, платит за согласование и документацию, и он, конечно, хочет хотя бы выходить «в ноль». Поэтому на территории запускается креативный кластер. Так сложилось, что непосредственно «Трёхгорку» занимают представители fashion-индустрии. Но ясно, что сам ределопмент – это очень долгая история.
Первым шагом важно обозначить, что территория открыта, граница открыта. И эта территория стала уникальным, работающим пространством. Нашей задачей в рамках воркшопа было показать именно эту открытость, поэтому в качестве инструмента мы выбрали входные группы. Мы обозначили две точки, которые сейчас являются воротами «Трёхгорки» и сделали двухэтапный конкурс – сначала по портфолио отобрали шесть молодых архитекторов и студентов и затем работали вместе с ними в течение четырёх дней. Сначала мы познакомили ребят с территорией, с проблемами, с пожеланиями собственников и арендаторов, обозначили две самые важные проблемы: проблему визуального портала, поскольку вход должен быть знаковым местом, и проблему навигации на территории. Дальше ребята работали каждый вечер. Была одна встреча с руководителем Наринэ Тютчевой, которая объяснила, что делать дальше, направила их. И в последний день фестиваля прошла презентация проектов.
По итогам было выбрано два первых места, а также второе и третье. И мы считаем, что у проектов есть дальнейшая судьба, по крайней мере понятно, что собственник заинтересован, готов работать. Поэтому жюри и понравились такие разные решения. Желание найти вариант некоего среднего арифметического прозвучало от собственников: несмотря на то, что места были распределены, они решили, что было бы здорово совместить проекты. Мы, как кураторы, будем стараться, чтобы о ребятах не забыли и привлекли к работе.
Если говорить в частности о проектах победителей, то в работе Арианы Мелконян жюри понравились визуальные эффекты, а у Софии Огарковой понравился сам бренд, который можно перенести в долгосрочный проект. Ту навигацию, которую она предложила, можно развивать и проработать в более дорогом варианте.
Конечно, срок работы был достаточно сжатый, и студентам пришлось совмещать участие в воркшопе с учёбой. Нам было приятно, что трое участников приехали специально из других городов: Анастасия Иванова из Санкт-Петербурга, Ариана Мелконян из Вологды... Мы с радостью отметили для себя, что ребята из других городов могут говорить с нами на одном языке, а подвижки в образовании в позитивную сторону происходят не только в Москве».
Публикуем проекты победителей и призеров воркшопа.
***
Первое местоСофия Огаркова
Одна из самых cерьёзных проблем сегодняшней «Трехгорки» – это ориентация в пространстве. Основной задачей проекта была разработка навигационной системы, выраженной в образе путеводной нити. Посетителя затягивает павильон-катушка, обмотанный светоотражающими шнурами, в котором он на карте находит интересующее его место, а спускающаяся с точки на карте нить приводит посетителя прямо к дверям, которые он искал. Нити различаются по цвету в зависимости от функции. Во временном варианте нити нанесены светоотражающей краской. Проект также предлагает постоянный вариант, когда в асфальт монтируются ламповые модули, работающие в нескольких режимах.
***
Первое местоАрина Мелконян
Чтобы обозначить принадлежность входных групп к определенной территории, необходимо соблюсти общую стилистику. Это определяет гибкость решения, представленного в проекте в виде структуры. Она обусловлена историческим контекстом территории: здесь некогда находились текстильные предприятия. Таким образом, созданные в проекте структура является аллегорией нити ткацкого оборудования и прядильных станков, которые во время работы образуют в пространстве структурные переплетения. Решением стала переосмысленная за счет прообраза структура, подобная фулеровской, и принявшая здесь символическую форму арки, обозначение входа и начала.
***
Второе место
Анастасия Иванова
Данный проект – личная трактовка первого впечатления от «Трехгорки» сегодня. Эта территория состоит из прошлого в виде текстильного производства, настоящего, «сотканного» из наслоений, и будущего в лице fashion-индустрии. В основе проекта – горизонтальные входные группы, образ которых вдохновлен формой подиума, позволяющего каждому гостю почувствовать себя на показе мод. Ткани «Трёхгорки» интерпретируются в виде металлической сетки, наложенной в несколько слоёв со сдвигом. Из этой сетки выполнены основание подиума, скамейки и навигация. В основе конструкции сетки лежит металлический каркас и стальной настил. Рисунок полимерного покрытия подиума – стилизованные паттерны исторических тканей. В первом случае вход на Трёхгорку осуществялется через арку. Для создания более очевидных акцентов форма арки была повторяет сетчатую структуру. Во втором случае демонтируется существующее ограждение и устанавливается наклонный подиум вместо лестницы. Легковозводимая металлическая конструкция эффектно оформляет вход на Трёхгорную мануфактуру и дает почувствовать самобытность данного места.
Анастасия Иванова
Данный проект – личная трактовка первого впечатления от «Трехгорки» сегодня. Эта территория состоит из прошлого в виде текстильного производства, настоящего, «сотканного» из наслоений, и будущего в лице fashion-индустрии. В основе проекта – горизонтальные входные группы, образ которых вдохновлен формой подиума, позволяющего каждому гостю почувствовать себя на показе мод. Ткани «Трёхгорки» интерпретируются в виде металлической сетки, наложенной в несколько слоёв со сдвигом. Из этой сетки выполнены основание подиума, скамейки и навигация. В основе конструкции сетки лежит металлический каркас и стальной настил. Рисунок полимерного покрытия подиума – стилизованные паттерны исторических тканей. В первом случае вход на Трёхгорку осуществялется через арку. Для создания более очевидных акцентов форма арки была повторяет сетчатую структуру. Во втором случае демонтируется существующее ограждение и устанавливается наклонный подиум вместо лестницы. Легковозводимая металлическая конструкция эффектно оформляет вход на Трёхгорную мануфактуру и дает почувствовать самобытность данного места.
***
Третье место
Константин Ким
Входной знак проекта состоит из арматуры и полимерных полых объемов-букв. В хаотичном порядке арматура проходит насквозь букв, подвешивая их в воздухе. Выбор такого приема обусловлен тем, что тонкий арматурный прут ассоциируется с нитями, делая отсылку к текстильному производству Трёхгорной мануфактуры. Переплетение прутьев позволяет задать устойчивость и пространственную жесткость всей конструкции. Внутри полых букв устанавливаются люминесцентные лампы, подсвечивающие надпись ночью и создающие эффект левитации.
Константин Ким
Входной знак проекта состоит из арматуры и полимерных полых объемов-букв. В хаотичном порядке арматура проходит насквозь букв, подвешивая их в воздухе. Выбор такого приема обусловлен тем, что тонкий арматурный прут ассоциируется с нитями, делая отсылку к текстильному производству Трёхгорной мануфактуры. Переплетение прутьев позволяет задать устойчивость и пространственную жесткость всей конструкции. Внутри полых букв устанавливаются люминесцентные лампы, подсвечивающие надпись ночью и создающие эффект левитации.
***