В конце 1930-х годов в здание переехал Театр юного зрителя: для его нужд объединили библиотеку и лекторий, устроив зрительный зал и сцену. В 1990-х здание сильно пострадало во время военных действий. В ходе восстановительных работ к зрительному залу пристроили два объема фойе, а к сцене – «карманы». Входную группу перенесли на улицу Мира. За керамогранитными плитами облицовки угадать исторический объем здания было уже невозможно.
Проект реконструкции ориентировался на выявление изначального облика здания. В архивах не удалось найти чертежи или подробную фотосъемку, поэтому значительную часть информации авторы проекта получали на этапе исследования здания, фрагментарных вскрытий и демонтажных работ.
Функциональную планировку 1930-х годов во многом сохранили. Также зданию вернули штукатурное покрытие, а главный вход снабдили пандусами и вновь перенесли на бульвар Эсамбаева – это пешеходный променад, берущий начало от площади Ахмата Кадырова и мечети «Сердце Чечни».
Теперь объем 1930-х годов легко считывается благодаря белому штукатурному покрытию, которое архитекторы актуализировали с помощью каннелюр. Габариты и раскладку оконных и дверных проемов сохранили. Окна с двойными деревянными рамами с фрамугами выполнены в дубе для большей художественной выразительности. В оригинале, вероятнее всего, это были сосновые окрашенные окна, но они не сохранились.
Бордовая штукатурка помогает определить пристройки 1990-х годов и новый объем со стороны внутреннего двора, в котором разместились технические и административные службы театра. Выбранные авторами цвета помогают зданию вписаться и в окружающий контекст – в соседних жилых домах используется примерно та же гамма.
После реконструкции в здании появилось необходимые современному театру сервисы, превращающие его в универсальное общественное пространство. Внутри уместились зрительный зал на 198 мест, библиотека, небольшой лекторий, кафе, коворкинг и выставочный зал. В административный блок переехали кабинеты, мастерские, хранение инвентаря, гримерные и репетиционный зал.
В интерьерах архитекторы продолжили выявлять исторические наслоения. За 100 лет драматичной истории стены здания были свидетелями множества событий. Этот мотив воплотился в интерьере в виде сочетания сложных фактур и материалов при очень простой и функциональной планировке.
Авторы постарались сохранить важные декоративные решения каждого этапа развития здания. От 1930-х осталась кирпичная кладка – для раскрытий выбрали акцентные места и наилучшим образом сохранившийся материал. От реконструкции 1990-х взяли мрамор, который теперь украшает пол. Паркетное покрытие сохранить не удалось, но восстановлена раскладка французская елочкой.
Еще один важный и подлинный артефакт – это фрагмент фасада здания, показанный в интерьере через деформационный шов между объемами. Он рассказывает о повреждении здания во время Первой чеченской войны 1990-х годов.
В зрительном зале по эскизам архитекторов компания Moonroom изготовила из стекловолокна светильники-полусферы диаметром 1500 мм. При выключенном свете они сохраняют нейтральный серый цвет, но как только в зал приходят гости, он наполняется акцентным терракотовым светом.
Вдоль одной сложной стены архитекторам было необходимо организовать библиотеку с лючками ревизии и несколькими нишами для демонстрации актуальных афиш и спектаклей театра. Для этого использовали сдвоенные стойки и сбитый модуль полок с разной глубиной от компании egger.
Также украшением интерьеров стали два мозаичных панно. Одно размещается у входа – абстрактные деревья, второе в кафе – цветы. Панно не театральные, но подлинные – авторы приобрели их у компании factory232, которая спасает советские артефакты и реставрирует их. Так, одна из мозаик была добыта на подмосковной ткацкой фабрике.
Студия Алексея Подкидышева является автором комплексной идеи проекта и дизайн-проекта общественных пространств театра. Генеральным проектировщиком выступило ООО «Интерсервис». Студия VONK agency разработала логотип и фирменный стиль театра, а студия TGNK landscape занималось комплексным проектом благоустройства.