Звезды для полковника

Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.

mainImg
Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2019 — 2020 / 2020 — 2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»
Михаил Краснопивцев, полковник, командир 473 стрелкового полка 154 стрелковой дивизии 50-й армии, знаменит тем, что одним из первых вошел в Калугу во время ее освобождения в декабре 1941 года.

Новый сквер его имени обустроен на правом берегу Оки, в микрорайоне Правобережье, где первый многоквартирный дом построили в 1982 году. Вокруг – в основном типовые жилые многоэтажки, а сквер, созданный на месте пустыря, примыкает к почти завершенному ЖК «Лесной» компании ПИК. ЖК выстроен в характерной для ПИКа стилистике, что выделяет его на фоне соседних, в основном кирпичных, многоэтажек. Проект реализован полностью за счет бюджета «в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Памятник Краснопивцеву (на постаменте надпись: «защитнику отечества от благодарных потомков», автор скульптуры Денис Стритович) открыли в декабре 2019 года: он вынесен на «мыс» сквера при пересечении улицы Фомушина, одной из главных трасс Правобережья, и улицы 65-летия Победы. Мощение красного цвета.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Но сквер не только мемориальный, подчеркивают авторы, он и общественный, функция двойная, здесь планируется проводить мероприятия, да и просто гулять и отдыхать. Вторая часть сквера, ближе к ЖК – именно такого общественного свойства. Здесь больше травы, здесь деревья, которые, надеемся, подрастут (пока малы, но мы и не на Садовом кольце).
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

В самом центре сквера – беседка «Красная звезда»: деревянный каркас, красный пластик кровли, – предполагается, что в ней можно будет не только прятаться от дождя, но и проводить мастер-классы. В дальней части, то есть ближе к домам – пергола в качелями, прямо как на Триумфальной площади – с ней, к слову сказать, возникает перекличка: там Маяковский и качели, тут командир и качели.

Таким образом, мемориальная функция, акцентировная на перекресток в восточной части сквера, в центре становится гибридной, двойной: звезда, гипермасштабный символ, считываемый из окна автомобиля, не стоит сам по себе, как в советское время, а «начинен» вполне себе рекреационной функцией. И, наконец, в западной части качели – чистое развлечение, от символики остался только ярко-красный цвет. Здесь, в рекреационной «половине», и вымостка теряет красный цвет, превращаясь в нейтральные оттенки серого.
  • zooming
    1 / 12
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    3 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    4 / 12
    Планировка. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    5 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    6 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    7 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

«Удалось совместить жизнь и память так, чтобы это не было излишне вычурно и пафосно. Нужно говорить не просто о величии оружия, а доступным языком говорить про подвиги наших русских людей, про то, что эти люди среди нас, что это и есть мы», – подчеркивают авторы. И надо признать, они совершенно правы.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Авторы сквера – Главархитектура Калуги лично главный архитекор города Алексей Комов.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Признаемся, кому как не Алексею Комову, – архитектору, который много лет с завидным упорством развивает в своих инсталляциях и объектах темы советской символики, собственно и следовало поручить такое дело как мемориальный сквер в память ВОВ. Сама по себе скульптура командира с планшетом в руках неплоха, напоминает кино семидесятых, но бронзовые монументы из-за их обилия превратились, увы, в банальность. А ярко-красные инсталляции освежают дискурс, становятся агентами современного подхода к благоустройству, да и наделены, кроме того, явственными чертами авторской стилистики.

Красная звезда сложена из двух объемных решеток: некрашеной деревянной и красной, цвета пролетарского знамени. В некрашеные решетки встроены с внутренней стороны скамейки, а с внешней – выставка на тему звезд в советских орденах. Крылья большой звезды прикрывают выставку от дождя, из них получились отличные козырьки.
  • zooming
    1 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    8 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 16
    Беседка «Звезда» ночной вид. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 16
    Знаки и символы. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

Все очень хорошо и осмысленно. Наконец-то символ не пропадает даром посреди площади. Тут вспоминается гигантское сердце в микрорайоне Мальково в Наро-Фоминске: там только фотографируются, что если можно было бы посидеть?

Звезду дополняют скамейки, из серии скамеек Алексея Комова со звездами под названием Ла-5, которая в 2013 стала лауреатом премии АРХИWOOD. Идея адаптирована специально для сквера Краснопивцева. Они, как и полагается в мемориальном парке, на вид не вполне анатомичные, без буржуйских изогнутых спинок, но крепкие и внушительные. «Скамейки, кстати, удобные, – возражает Алексей Комов. – Жителям они нравятся. В форме подлокотников я ориентировался на корбюзеанский стандарт».
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

И, наконец, пергола с качелями. Формат уже отработан и охотно принят взрослыми и детьми в Москве и окрестностях, без него уже почти не обходятся, что и правильно. Здесь вот каркас красный, а на боковых стенках – картинки старых самолетов, опять же, со звездами на фюзеляжах, – но и метафора полета, толику которого мы испытываем, раскачиваясь на качелях.
  • zooming
    1 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 17
    Лавки. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    17 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Сама по себе идея совместить архаичную идею поставить памятник с современной идеей благоустройства кажется привлекательной, хотя, прямо скажем, я бы добавила побольше зелени. Интересно, можно ли было потратить деньги на кусты и деревья вместо памятника? А в память командира осталась бы стела, тем более что она в сквере уже есть. Люди бы дышали, и это было бы памятью о красном командире, воспитанном царской армией.

Как уже было сказано, сложно было бы найти автора для сквера в честь полковника, погибшего на войне (воевал Михаил Краснопивцев с 20 лет, много и, надо думать, как энтузиаст, в начале ВОВ все время выходил из окружения, в одном из боев потерял старшего сына, а сам погиб через 3 месяца после того, как вошел в Калугу, – в 1942, вновь в попытке выйти из окружения).

Алексей Комов регулярно демонстрирует общественности результаты пластических поисков, посвященных советской символике – в данном случае, при военном памятнике, они более чем уместны. Поиски эти – увлеченные и вполне современные, соединяют вполне актуальные функции с преданностью определенной символике и некоторой бравадой; а впрочем, большинство людей, увлеченных идеей и символикой, браваде не чужды. И что-то есть в этой браваде, хотя вероятно, автор со мной не согласится, от соцарта.
Так что решение может вызвать критику с двух сторон.

Кто-то скажет, и зачем нам красные звезды вообще? Оставить бы советское прошлое в прошлом! Никак мы не можем его ни пережевать, ни выплюнуть...

Другой кто-нибудь скажет, с противоположной стороны – как можно, символам надо поклоняться, на коленях ползти, как можно в них на лавочке сидеть и на красных качелях раскачиваться? [Тут вспоминается повесть Фёдора Абрамова «Алька»: «Флагом задницу обернула – мода теперь такая, а?». Напомню, Алька приехала в родную деревню из города в темных очках и красных штанах]. Флаг – не флаг, и знак не знак, а стоило заикнуться про конкурс на Мавзолей, и какие дебаты развернулись вокруг него.

Так что результат выглядит смелым, с обеих позиций. В советское время не факт, что за такие инсталляции погладили бы по голове – ну, во всяком случае, после 1931 и до 1985 года. Здесь звезда выглядит не столь серьезно, скорее музейно, что подчеркивает ее принадлежность прошлому и игровую составляющую; да и прототипы авангарда, еще не вполне забытого к 1942 году, когда погиб Краснопивцев, прочитываются – чистая получилась, романтического плана краспоармейская символика, сродни человеку из стрелковой чапаевской дивизии. Но определенно, этот вариант памяти о войне получился менее противоречивым, чем храмово-мемориальный комплекс в Кубинке.

Да и радостный, и человеколюбивый по-своему. Деревьев бы только подсадить.
 
Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2019 — 2020 / 2020 — 2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»

16 Сентября 2020

Похожие статьи
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.