Звезды для полковника

Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.

Автор текста:
Дарья Горелова

16 Сентября 2020
mainImg
Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»
Михаил Краснопивцев, полковник, командир 473 стрелкового полка 154 стрелковой дивизии 50-й армии, знаменит тем, что одним из первых вошел в Калугу во время ее освобождения в декабре 1941 года.

Новый сквер его имени обустроен на правом берегу Оки, в микрорайоне Правобережье, где первый многоквартирный дом построили в 1982 году. Вокруг – в основном типовые жилые многоэтажки, а сквер, созданный на месте пустыря, примыкает к почти завершенному ЖК «Лесной» компании ПИК. ЖК выстроен в характерной для ПИКа стилистике, что выделяет его на фоне соседних, в основном кирпичных, многоэтажек. Проект реализован полностью за счет бюджета «в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Памятник Краснопивцеву (на постаменте надпись: «защитнику отечества от благодарных потомков», автор скульптуры Денис Стритович) открыли в декабре 2019 года: он вынесен на «мыс» сквера при пересечении улицы Фомушина, одной из главных трасс Правобережья, и улицы 65-летия Победы. Мощение красного цвета.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Но сквер не только мемориальный, подчеркивают авторы, он и общественный, функция двойная, здесь планируется проводить мероприятия, да и просто гулять и отдыхать. Вторая часть сквера, ближе к ЖК – именно такого общественного свойства. Здесь больше травы, здесь деревья, которые, надеемся, подрастут (пока малы, но мы и не на Садовом кольце).
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

В самом центре сквера – беседка «Красная звезда»: деревянный каркас, красный пластик кровли, – предполагается, что в ней можно будет не только прятаться от дождя, но и проводить мастер-классы. В дальней части, то есть ближе к домам – пергола в качелями, прямо как на Триумфальной площади – с ней, к слову сказать, возникает перекличка: там Маяковский и качели, тут командир и качели.

Таким образом, мемориальная функция, акцентировная на перекресток в восточной части сквера, в центре становится гибридной, двойной: звезда, гипермасштабный символ, считываемый из окна автомобиля, не стоит сам по себе, как в советское время, а «начинен» вполне себе рекреационной функцией. И, наконец, в западной части качели – чистое развлечение, от символики остался только ярко-красный цвет. Здесь, в рекреационной «половине», и вымостка теряет красный цвет, превращаясь в нейтральные оттенки серого.
  • zooming
    1 / 12
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    3 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    4 / 12
    Планировка. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    5 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    6 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    7 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

«Удалось совместить жизнь и память так, чтобы это не было излишне вычурно и пафосно. Нужно говорить не просто о величии оружия, а доступным языком говорить про подвиги наших русских людей, про то, что эти люди среди нас, что это и есть мы», – подчеркивают авторы. И надо признать, они совершенно правы.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Авторы сквера – Главархитектура Калуги лично главный архитекор города Алексей Комов.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Признаемся, кому как не Алексею Комову, – архитектору, который много лет с завидным упорством развивает в своих инсталляциях и объектах темы советской символики, собственно и следовало поручить такое дело как мемориальный сквер в память ВОВ. Сама по себе скульптура командира с планшетом в руках неплоха, напоминает кино семидесятых, но бронзовые монументы из-за их обилия превратились, увы, в банальность. А ярко-красные инсталляции освежают дискурс, становятся агентами современного подхода к благоустройству, да и наделены, кроме того, явственными чертами авторской стилистики.

Красная звезда сложена из двух объемных решеток: некрашеной деревянной и красной, цвета пролетарского знамени. В некрашеные решетки встроены с внутренней стороны скамейки, а с внешней – выставка на тему звезд в советских орденах. Крылья большой звезды прикрывают выставку от дождя, из них получились отличные козырьки.
  • zooming
    1 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    8 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 16
    Беседка «Звезда» ночной вид. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 16
    Знаки и символы. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

Все очень хорошо и осмысленно. Наконец-то символ не пропадает даром посреди площади. Тут вспоминается гигантское сердце в микрорайоне Мальково в Наро-Фоминске: там только фотографируются, что если можно было бы посидеть?

Звезду дополняют скамейки, из серии скамеек Алексея Комова со звездами под названием Ла-5, которая в 2013 стала лауреатом премии АРХИWOOD. Идея адаптирована специально для сквера Краснопивцева. Они, как и полагается в мемориальном парке, на вид не вполне анатомичные, без буржуйских изогнутых спинок, но крепкие и внушительные. «Скамейки, кстати, удобные, – возражает Алексей Комов. – Жителям они нравятся. В форме подлокотников я ориентировался на корбюзеанский стандарт».
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

И, наконец, пергола с качелями. Формат уже отработан и охотно принят взрослыми и детьми в Москве и окрестностях, без него уже почти не обходятся, что и правильно. Здесь вот каркас красный, а на боковых стенках – картинки старых самолетов, опять же, со звездами на фюзеляжах, – но и метафора полета, толику которого мы испытываем, раскачиваясь на качелях.
  • zooming
    1 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 17
    Лавки. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    17 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Сама по себе идея совместить архаичную идею поставить памятник с современной идеей благоустройства кажется привлекательной, хотя, прямо скажем, я бы добавила побольше зелени. Интересно, можно ли было потратить деньги на кусты и деревья вместо памятника? А в память командира осталась бы стела, тем более что она в сквере уже есть. Люди бы дышали, и это было бы памятью о красном командире, воспитанном царской армией.

Как уже было сказано, сложно было бы найти автора для сквера в честь полковника, погибшего на войне (воевал Михаил Краснопивцев с 20 лет, много и, надо думать, как энтузиаст, в начале ВОВ все время выходил из окружения, в одном из боев потерял старшего сына, а сам погиб через 3 месяца после того, как вошел в Калугу, – в 1942, вновь в попытке выйти из окружения).

Алексей Комов регулярно демонстрирует общественности результаты пластических поисков, посвященных советской символике – в данном случае, при военном памятнике, они более чем уместны. Поиски эти – увлеченные и вполне современные, соединяют вполне актуальные функции с преданностью определенной символике и некоторой бравадой; а впрочем, большинство людей, увлеченных идеей и символикой, браваде не чужды. И что-то есть в этой браваде, хотя вероятно, автор со мной не согласится, от соцарта.
Так что решение может вызвать критику с двух сторон.

Кто-то скажет, и зачем нам красные звезды вообще? Оставить бы советское прошлое в прошлом! Никак мы не можем его ни пережевать, ни выплюнуть...

Другой кто-нибудь скажет, с противоположной стороны – как можно, символам надо поклоняться, на коленях ползти, как можно в них на лавочке сидеть и на красных качелях раскачиваться? [Тут вспоминается повесть Фёдора Абрамова «Алька»: «Флагом задницу обернула – мода теперь такая, а?». Напомню, Алька приехала в родную деревню из города в темных очках и красных штанах]. Флаг – не флаг, и знак не знак, а стоило заикнуться про конкурс на Мавзолей, и какие дебаты развернулись вокруг него.

Так что результат выглядит смелым, с обеих позиций. В советское время не факт, что за такие инсталляции погладили бы по голове – ну, во всяком случае, после 1931 и до 1985 года. Здесь звезда выглядит не столь серьезно, скорее музейно, что подчеркивает ее принадлежность прошлому и игровую составляющую; да и прототипы авангарда, еще не вполне забытого к 1942 году, когда погиб Краснопивцев, прочитываются – чистая получилась, романтического плана краспоармейская символика, сродни человеку из стрелковой чапаевской дивизии. Но определенно, этот вариант памяти о войне получился менее противоречивым, чем храмово-мемориальный комплекс в Кубинке.

Да и радостный, и человеколюбивый по-своему. Деревьев бы только подсадить.
 

Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»

16 Сентября 2020

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Учреждение рая
Бюро BIG выиграло конкурс на мастерплан трех насыпных островов на 375 000 жителей у берега малазийского острова Пинанг в Малаккском проливе.
От фундамента до ложки
Ориентируясь на вкус друзей-заказчиков, архитекторы Ольга Буденная и Роман Леонидов задумали и осуществили дом в ближнем Подмосковье как игру в ар-нуво. А заодно обогатили типологию частного жилья современными функциями гаражного лофта и детской художественной студии-мастерской.