Звезды для полковника

Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.

mainImg
Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2019 — 2020 / 2020 — 2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»
Михаил Краснопивцев, полковник, командир 473 стрелкового полка 154 стрелковой дивизии 50-й армии, знаменит тем, что одним из первых вошел в Калугу во время ее освобождения в декабре 1941 года.

Новый сквер его имени обустроен на правом берегу Оки, в микрорайоне Правобережье, где первый многоквартирный дом построили в 1982 году. Вокруг – в основном типовые жилые многоэтажки, а сквер, созданный на месте пустыря, примыкает к почти завершенному ЖК «Лесной» компании ПИК. ЖК выстроен в характерной для ПИКа стилистике, что выделяет его на фоне соседних, в основном кирпичных, многоэтажек. Проект реализован полностью за счет бюджета «в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Памятник Краснопивцеву (на постаменте надпись: «защитнику отечества от благодарных потомков», автор скульптуры Денис Стритович) открыли в декабре 2019 года: он вынесен на «мыс» сквера при пересечении улицы Фомушина, одной из главных трасс Правобережья, и улицы 65-летия Победы. Мощение красного цвета.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Но сквер не только мемориальный, подчеркивают авторы, он и общественный, функция двойная, здесь планируется проводить мероприятия, да и просто гулять и отдыхать. Вторая часть сквера, ближе к ЖК – именно такого общественного свойства. Здесь больше травы, здесь деревья, которые, надеемся, подрастут (пока малы, но мы и не на Садовом кольце).
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

В самом центре сквера – беседка «Красная звезда»: деревянный каркас, красный пластик кровли, – предполагается, что в ней можно будет не только прятаться от дождя, но и проводить мастер-классы. В дальней части, то есть ближе к домам – пергола в качелями, прямо как на Триумфальной площади – с ней, к слову сказать, возникает перекличка: там Маяковский и качели, тут командир и качели.

Таким образом, мемориальная функция, акцентировная на перекресток в восточной части сквера, в центре становится гибридной, двойной: звезда, гипермасштабный символ, считываемый из окна автомобиля, не стоит сам по себе, как в советское время, а «начинен» вполне себе рекреационной функцией. И, наконец, в западной части качели – чистое развлечение, от символики остался только ярко-красный цвет. Здесь, в рекреационной «половине», и вымостка теряет красный цвет, превращаясь в нейтральные оттенки серого.
  • zooming
    1 / 12
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    3 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    4 / 12
    Планировка. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    5 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    6 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    7 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

«Удалось совместить жизнь и память так, чтобы это не было излишне вычурно и пафосно. Нужно говорить не просто о величии оружия, а доступным языком говорить про подвиги наших русских людей, про то, что эти люди среди нас, что это и есть мы», – подчеркивают авторы. И надо признать, они совершенно правы.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Авторы сквера – Главархитектура Калуги лично главный архитекор города Алексей Комов.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Признаемся, кому как не Алексею Комову, – архитектору, который много лет с завидным упорством развивает в своих инсталляциях и объектах темы советской символики, собственно и следовало поручить такое дело как мемориальный сквер в память ВОВ. Сама по себе скульптура командира с планшетом в руках неплоха, напоминает кино семидесятых, но бронзовые монументы из-за их обилия превратились, увы, в банальность. А ярко-красные инсталляции освежают дискурс, становятся агентами современного подхода к благоустройству, да и наделены, кроме того, явственными чертами авторской стилистики.

Красная звезда сложена из двух объемных решеток: некрашеной деревянной и красной, цвета пролетарского знамени. В некрашеные решетки встроены с внутренней стороны скамейки, а с внешней – выставка на тему звезд в советских орденах. Крылья большой звезды прикрывают выставку от дождя, из них получились отличные козырьки.
  • zooming
    1 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    8 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 16
    Беседка «Звезда» ночной вид. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 16
    Знаки и символы. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

Все очень хорошо и осмысленно. Наконец-то символ не пропадает даром посреди площади. Тут вспоминается гигантское сердце в микрорайоне Мальково в Наро-Фоминске: там только фотографируются, что если можно было бы посидеть?

Звезду дополняют скамейки, из серии скамеек Алексея Комова со звездами под названием Ла-5, которая в 2013 стала лауреатом премии АРХИWOOD. Идея адаптирована специально для сквера Краснопивцева. Они, как и полагается в мемориальном парке, на вид не вполне анатомичные, без буржуйских изогнутых спинок, но крепкие и внушительные. «Скамейки, кстати, удобные, – возражает Алексей Комов. – Жителям они нравятся. В форме подлокотников я ориентировался на корбюзеанский стандарт».
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

И, наконец, пергола с качелями. Формат уже отработан и охотно принят взрослыми и детьми в Москве и окрестностях, без него уже почти не обходятся, что и правильно. Здесь вот каркас красный, а на боковых стенках – картинки старых самолетов, опять же, со звездами на фюзеляжах, – но и метафора полета, толику которого мы испытываем, раскачиваясь на качелях.
  • zooming
    1 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 17
    Лавки. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    17 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Сама по себе идея совместить архаичную идею поставить памятник с современной идеей благоустройства кажется привлекательной, хотя, прямо скажем, я бы добавила побольше зелени. Интересно, можно ли было потратить деньги на кусты и деревья вместо памятника? А в память командира осталась бы стела, тем более что она в сквере уже есть. Люди бы дышали, и это было бы памятью о красном командире, воспитанном царской армией.

Как уже было сказано, сложно было бы найти автора для сквера в честь полковника, погибшего на войне (воевал Михаил Краснопивцев с 20 лет, много и, надо думать, как энтузиаст, в начале ВОВ все время выходил из окружения, в одном из боев потерял старшего сына, а сам погиб через 3 месяца после того, как вошел в Калугу, – в 1942, вновь в попытке выйти из окружения).

Алексей Комов регулярно демонстрирует общественности результаты пластических поисков, посвященных советской символике – в данном случае, при военном памятнике, они более чем уместны. Поиски эти – увлеченные и вполне современные, соединяют вполне актуальные функции с преданностью определенной символике и некоторой бравадой; а впрочем, большинство людей, увлеченных идеей и символикой, браваде не чужды. И что-то есть в этой браваде, хотя вероятно, автор со мной не согласится, от соцарта.
Так что решение может вызвать критику с двух сторон.

Кто-то скажет, и зачем нам красные звезды вообще? Оставить бы советское прошлое в прошлом! Никак мы не можем его ни пережевать, ни выплюнуть...

Другой кто-нибудь скажет, с противоположной стороны – как можно, символам надо поклоняться, на коленях ползти, как можно в них на лавочке сидеть и на красных качелях раскачиваться? [Тут вспоминается повесть Фёдора Абрамова «Алька»: «Флагом задницу обернула – мода теперь такая, а?». Напомню, Алька приехала в родную деревню из города в темных очках и красных штанах]. Флаг – не флаг, и знак не знак, а стоило заикнуться про конкурс на Мавзолей, и какие дебаты развернулись вокруг него.

Так что результат выглядит смелым, с обеих позиций. В советское время не факт, что за такие инсталляции погладили бы по голове – ну, во всяком случае, после 1931 и до 1985 года. Здесь звезда выглядит не столь серьезно, скорее музейно, что подчеркивает ее принадлежность прошлому и игровую составляющую; да и прототипы авангарда, еще не вполне забытого к 1942 году, когда погиб Краснопивцев, прочитываются – чистая получилась, романтического плана краспоармейская символика, сродни человеку из стрелковой чапаевской дивизии. Но определенно, этот вариант памяти о войне получился менее противоречивым, чем храмово-мемориальный комплекс в Кубинке.

Да и радостный, и человеколюбивый по-своему. Деревьев бы только подсадить.
 
Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2019 — 2020 / 2020 — 2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»

16 Сентября 2020

Похожие статьи
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».