Звезды для полковника

Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.

mainImg
Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2019 — 2020 / 2020 — 2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»
Михаил Краснопивцев, полковник, командир 473 стрелкового полка 154 стрелковой дивизии 50-й армии, знаменит тем, что одним из первых вошел в Калугу во время ее освобождения в декабре 1941 года.

Новый сквер его имени обустроен на правом берегу Оки, в микрорайоне Правобережье, где первый многоквартирный дом построили в 1982 году. Вокруг – в основном типовые жилые многоэтажки, а сквер, созданный на месте пустыря, примыкает к почти завершенному ЖК «Лесной» компании ПИК. ЖК выстроен в характерной для ПИКа стилистике, что выделяет его на фоне соседних, в основном кирпичных, многоэтажек. Проект реализован полностью за счет бюджета «в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Памятник Краснопивцеву (на постаменте надпись: «защитнику отечества от благодарных потомков», автор скульптуры Денис Стритович) открыли в декабре 2019 года: он вынесен на «мыс» сквера при пересечении улицы Фомушина, одной из главных трасс Правобережья, и улицы 65-летия Победы. Мощение красного цвета.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Но сквер не только мемориальный, подчеркивают авторы, он и общественный, функция двойная, здесь планируется проводить мероприятия, да и просто гулять и отдыхать. Вторая часть сквера, ближе к ЖК – именно такого общественного свойства. Здесь больше травы, здесь деревья, которые, надеемся, подрастут (пока малы, но мы и не на Садовом кольце).
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

В самом центре сквера – беседка «Красная звезда»: деревянный каркас, красный пластик кровли, – предполагается, что в ней можно будет не только прятаться от дождя, но и проводить мастер-классы. В дальней части, то есть ближе к домам – пергола в качелями, прямо как на Триумфальной площади – с ней, к слову сказать, возникает перекличка: там Маяковский и качели, тут командир и качели.

Таким образом, мемориальная функция, акцентировная на перекресток в восточной части сквера, в центре становится гибридной, двойной: звезда, гипермасштабный символ, считываемый из окна автомобиля, не стоит сам по себе, как в советское время, а «начинен» вполне себе рекреационной функцией. И, наконец, в западной части качели – чистое развлечение, от символики остался только ярко-красный цвет. Здесь, в рекреационной «половине», и вымостка теряет красный цвет, превращаясь в нейтральные оттенки серого.
  • zooming
    1 / 12
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    3 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    4 / 12
    Планировка. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    5 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    6 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    7 / 12
    Памятная стела. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 12
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

«Удалось совместить жизнь и память так, чтобы это не было излишне вычурно и пафосно. Нужно говорить не просто о величии оружия, а доступным языком говорить про подвиги наших русских людей, про то, что эти люди среди нас, что это и есть мы», – подчеркивают авторы. И надо признать, они совершенно правы.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Авторы сквера – Главархитектура Калуги лично главный архитекор города Алексей Комов.
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Признаемся, кому как не Алексею Комову, – архитектору, который много лет с завидным упорством развивает в своих инсталляциях и объектах темы советской символики, собственно и следовало поручить такое дело как мемориальный сквер в память ВОВ. Сама по себе скульптура командира с планшетом в руках неплоха, напоминает кино семидесятых, но бронзовые монументы из-за их обилия превратились, увы, в банальность. А ярко-красные инсталляции освежают дискурс, становятся агентами современного подхода к благоустройству, да и наделены, кроме того, явственными чертами авторской стилистики.

Красная звезда сложена из двух объемных решеток: некрашеной деревянной и красной, цвета пролетарского знамени. В некрашеные решетки встроены с внутренней стороны скамейки, а с внешней – выставка на тему звезд в советских орденах. Крылья большой звезды прикрывают выставку от дождя, из них получились отличные козырьки.
  • zooming
    1 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 16
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    8 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 16
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 16
    Беседка «Звезда» ночной вид. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 16
    Беседка «Звезда». Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 16
    Знаки и символы. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги

Все очень хорошо и осмысленно. Наконец-то символ не пропадает даром посреди площади. Тут вспоминается гигантское сердце в микрорайоне Мальково в Наро-Фоминске: там только фотографируются, что если можно было бы посидеть?

Звезду дополняют скамейки, из серии скамеек Алексея Комова со звездами под названием Ла-5, которая в 2013 стала лауреатом премии АРХИWOOD. Идея адаптирована специально для сквера Краснопивцева. Они, как и полагается в мемориальном парке, на вид не вполне анатомичные, без буржуйских изогнутых спинок, но крепкие и внушительные. «Скамейки, кстати, удобные, – возражает Алексей Комов. – Жителям они нравятся. В форме подлокотников я ориентировался на корбюзеанский стандарт».
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
Сквер Краснопивцева
Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

И, наконец, пергола с качелями. Формат уже отработан и охотно принят взрослыми и детьми в Москве и окрестностях, без него уже почти не обходятся, что и правильно. Здесь вот каркас красный, а на боковых стенках – картинки старых самолетов, опять же, со звездами на фюзеляжах, – но и метафора полета, толику которого мы испытываем, раскачиваясь на качелях.
  • zooming
    1 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    2 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    3 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    4 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    5 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    6 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    7 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    8 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    9 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    10 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    11 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    12 / 17
    Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    13 / 17
    Лавки. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    14 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    15 / 17
    Качели. Сквер Краснопивцева
    © Главархитектура Калуги
  • zooming
    16 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев
  • zooming
    17 / 17
    Сквер Краснопивцева
    Фотография © Юрий Бучарский, Кирилл Гусев

Сама по себе идея совместить архаичную идею поставить памятник с современной идеей благоустройства кажется привлекательной, хотя, прямо скажем, я бы добавила побольше зелени. Интересно, можно ли было потратить деньги на кусты и деревья вместо памятника? А в память командира осталась бы стела, тем более что она в сквере уже есть. Люди бы дышали, и это было бы памятью о красном командире, воспитанном царской армией.

Как уже было сказано, сложно было бы найти автора для сквера в честь полковника, погибшего на войне (воевал Михаил Краснопивцев с 20 лет, много и, надо думать, как энтузиаст, в начале ВОВ все время выходил из окружения, в одном из боев потерял старшего сына, а сам погиб через 3 месяца после того, как вошел в Калугу, – в 1942, вновь в попытке выйти из окружения).

Алексей Комов регулярно демонстрирует общественности результаты пластических поисков, посвященных советской символике – в данном случае, при военном памятнике, они более чем уместны. Поиски эти – увлеченные и вполне современные, соединяют вполне актуальные функции с преданностью определенной символике и некоторой бравадой; а впрочем, большинство людей, увлеченных идеей и символикой, браваде не чужды. И что-то есть в этой браваде, хотя вероятно, автор со мной не согласится, от соцарта.
Так что решение может вызвать критику с двух сторон.

Кто-то скажет, и зачем нам красные звезды вообще? Оставить бы советское прошлое в прошлом! Никак мы не можем его ни пережевать, ни выплюнуть...

Другой кто-нибудь скажет, с противоположной стороны – как можно, символам надо поклоняться, на коленях ползти, как можно в них на лавочке сидеть и на красных качелях раскачиваться? [Тут вспоминается повесть Фёдора Абрамова «Алька»: «Флагом задницу обернула – мода теперь такая, а?». Напомню, Алька приехала в родную деревню из города в темных очках и красных штанах]. Флаг – не флаг, и знак не знак, а стоило заикнуться про конкурс на Мавзолей, и какие дебаты развернулись вокруг него.

Так что результат выглядит смелым, с обеих позиций. В советское время не факт, что за такие инсталляции погладили бы по голове – ну, во всяком случае, после 1931 и до 1985 года. Здесь звезда выглядит не столь серьезно, скорее музейно, что подчеркивает ее принадлежность прошлому и игровую составляющую; да и прототипы авангарда, еще не вполне забытого к 1942 году, когда погиб Краснопивцев, прочитываются – чистая получилась, романтического плана краспоармейская символика, сродни человеку из стрелковой чапаевской дивизии. Но определенно, этот вариант памяти о войне получился менее противоречивым, чем храмово-мемориальный комплекс в Кубинке.

Да и радостный, и человеколюбивый по-своему. Деревьев бы только подсадить.
 
Архитектор:
Алексей Комов
Мастерская:
Главархитектура Калуги
Проект:
Сквер Краснопивцева
Россия, Калуга, пересечение ул Фомушина и 65 лет Победы

Авторский коллектив:
Главный архитектор: Алексей Комов
При участии: Михаил Белозеров, Юрий Бучарский
Скульптор: Денис Стритович

2019 — 2020 / 2020 — 2020

Заказчик: МБУ «Калугаблагоустройство»
Производство работ: «БрянскСтрой», «Артель Гусева»

16 Сентября 2020

Похожие статьи
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.