Эволюционный процесс
С момента открытия в 2009 году «Павловская гимназия» на Новой Риге позиционировалась как привилегированная школа, способная, благодаря уникальной образовательной системе и пространству, спроектированному и построенному специально под нее, успешно конкурировать с зарубежными частными школами. Образовательный процесс в гимназии построен по традиционному принципу разделения на несколько школ по возрастным группам, для каждой из которых выделен свой блок в составе общего кампуса, сгруппированного вокруг центрального двора.Благоустройство и функциональное наполнение обширной территории гимназии было решено в классическом ключе с газонами, дорожками и просторными площадками для торжественных мероприятий, но без необходимого функционального зонирования, разделения на активные и тихие зоны, проработанных маршрутов и событийной программы. Внедрение новых педагогических методик, ориентированных на раскрытие творческого потенциала учеников, и развитие горизонтальной модели взаимодействия педагогов с учениками запустило эволюционный процесс, поддержанный попечительским советом гимназии и всем сообществом. Изменения в системе образования породило запрос и на новое качество пространства, в котором происходит образовательный процесс, причем, как внутри комплекса, так и снаружи, на территории гимназии. Чтобы найти ответ на вопрос, каким должно стать это пространство, руководство Павловской гимназии пригласило бюро «Дружба», одними из ключевых компетенций которого являются проектирование образовательных пространств и использование практики соучаствующего проектирования с взрослыми и детьми.
Мнение сообщества
Работе над проектом предшествовали несколько программ вовлечения. Команда Лаборатории развития ребенка из МГПУ начала работать с детьми и провела анализ предпочтений учащихся и педаговов детского сада. Затем образовательный центр «Драконопроект» и архитекторы бюро «Дружба», во время Дня гимназии, вместе с детьми разных возрастов и учителями исследовали территорию с помощью эмоциональных карт. Отдельно с учащимися были выработаны новые игровые сценарии для двора и интерьера гимназии. В результате общей работыбыло собрано и проанализировано мнение всех членов сообщества, включая не только учеников и их родителей, но и администрацию и педагогов, которые активно участвовали в выявлении предпочтений детей.Все вместе разбирались в том, что такое гимназия, какими ценностями она живет, какие объекты в составе комплекса востребованы и как, а каких пока нет, но они очень нужны. В результате общей работы под руководством опытных архитекторов и модераторов, были определены новые направления и форматы преобразования гимназии, в том числе в плане комплексного развития ее территории.
Места для всего и для всех
На территории гимназии были выявлены несколько крупных зон, со своей функцией, программой и дизайном. Эти пожелания архитекторы отразили в новой концепции генерального плана.Рядом с основной школой, корпусом администрации и младшей школой, перед проходом во внутренний двор располагается welcome-зона – пространство, используемое всеми членами сообщества гимназии для встреч с гостями гимназии, из которого можно пройти во двор, превращенный в своеобразную «парадную гостиную» – место проведения торжественных мероприятий, праздников и награждений, – с деревянной перголой, защищающей от солнца и амфитеатром на склоне, вмещающим всех учеников гимназии. Была разработана типология пергол и навесов, которые появятся и в других зонах на территории гимназии, как часть нового дизайн-кода.
Рядом с корпусами всех четырех школ выделены участки, предназначенные для спокойного и активного отдыха и занятий детей. Зона младшей школы превращена в «Территорию игры» со множеством маршрутов, горок и «лазалок». Кроме младшей школы этой площадкой смогут пользоваться и дети постарше. Отдельно выгорожена территория детского сада, которая получила название «Островок», так как представляет собой обособленный мирок с системой мини- пространств, объединённых общей перголой. Для развития малышей там будут устроены игровые и спортивные площадки и даже небольшая метеостанция. Дополнительно, выделено место для уличного лектория, для которого, благодаря естественному рельефу участка, будет устроен небольшой амфитеатр. В противоположной части территории, рядом со спортивным корпусом разместится спортивная же зона, в составе которой войдут существующий стадион, новая трибуна, памп-трек, место для подростков и дополнительный навес для занятий йогой.
«Зеленый сад» – «зеленый класс»
Стартовой площадкой для начала изменений коллективно была выбрана зона так называемого «Зеленого сада» – участка перед блоками трех школ: младшей, средней и старшей, часть которого не так давно была засажена молодыми яблонями. Несмотря на расположение рядом с корпусами школ и особую значимость для сообщества, на этой территории практически ничего не происходило. Тогда как по результатам исследования мнений учеников и преподавателей здесь могло бы появиться новое пространство, которое можно было бы использовать и как внешнюю рекреацию, и как место встреч.Первоначально архитекторы предложили концепцию «зеленого класса» под открытым небом – природно-познавательную зону, место взаимодействия с природой, наблюдения за ее циклами, совмещения отдыха и образования на свежем воздухе, тематических встреч и презентаций в теплое время года.
Из-за статуса пилотной площадки и огромного значения, которое эта новая зона будет иметь для всего проекта развития территории гимназии, было решено дополнить программу «Зеленого сада» сразу несколькими функциональными блоками: игровыми, образовательными и рекреационными, которыми смогут пользоваться учащиеся и учителя всех школ. Территория «Зеленого сада» разделена на тихие и активные зоны, расположенные вдоль двух маршрутов – основного и дополнительного, обходного, что позволяет соблюсти баланс приватности и публичности, и видеть, где и что происходит, но не мешать другим.
От входной площади можно пойти мимо огорода и теплиц, прямо к образовательным павильонам, состоящим из обособленных функциональных частей. В них можно собраться вместе нескольким классам, провести урок на свежем воздухе или позаниматься самостоятельно. Если захочется и есть свободное время, по дороге можно заскочить на «Батутную поляну», в «Беседку» или на эко-тропу, понаблюдать за насекомыми или птицами. За «Батутной поляной» спрятана полоса препятствий. Самые храбрые гимназисты могут проверить свою ловкость на настоящем Zip-line (троллей), который протянулся слева от входной площади, вдоль внутреннего проезда и парковки. Для учителей предусмотрено несколько мини-пространств, в которых они могут отдохнуть или позаниматься в перерывах между уроками. Большая часть объектов на территории «Зеленого сада», такие как все павильоны, беседки и теплицы, спроектированы индивидуально, но игровое оборудование и уличная мебель применяются типовые, что позволяет оптимизировать бюджет проекта.
Отдельное внимание в проекте уделено озеленению территории, чтобы несмотря на насыщенность самыми разными функциями и объектами, «Зеленый сад» остался зеленым. Предусмотрены посадки новых деревьев и кустарников, чтобы отделить разные зоны, цветники, огород для изучения флоры и газон для отдыха и игр. Для каждого элемента инфраструктуры, дорожек, площадок и зон подобраны натуральные, долговечные и простые в эксплуатации материалы покрытий.
Большое внимание в проекте уделено освещению. В результате на территории «Зеленого сада» предусмотрено не только обычное наружное освещение, но и «волшебная» подсветка эко-тропы.
В настоящее время на площадке будущего «Зеленого сада» идут строительные работы, которые планируется закончить к октябрю. Разарботку и реализацию следующих функциональных зон планируется начать уже в следующем году, в конце весны, чтобы не мешать образовательному процессу.