Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.09.2020

Радость познания

Елена Петухова
Объект:
«Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
Адрес:
Россия, Веледниково. Живописная ул., 136, корп. 1
Мастерская:
Архитектурное бюро «Дружба»
Авторский коллектив:
Архитекторы: Анастасия Рычкова, Анна Родионова, Белла Филатова, Александра Черткова, Рахматуллина Алина, Евгения Саблина, Алена Ярморчук, Виктория Кудрявцева, Мартун Погосян, Мария Мироненко (генплан), Виолетта Ларионова (ГИП). При участии Софии Жадкевич, Марии Титовой.

Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.

Эволюционный процесс
С момента открытия в 2009 году «Павловская гимназия» на Новой Риге позиционировалась как привилегированная школа, способная, благодаря уникальной образовательной системе и пространству, спроектированному и построенному специально под нее, успешно конкурировать с зарубежными частными школами. Образовательный процесс в гимназии построен по традиционному принципу разделения на несколько школ по возрастным группам, для каждой из которых выделен свой блок в составе общего кампуса, сгруппированного вокруг центрального двора.
Образовательная площадь. Павильон Встреча. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
Образовательная площадь. Павильон Встреча. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»

Благоустройство и функциональное наполнение обширной территории гимназии было решено в классическом ключе с газонами, дорожками и просторными площадками для торжественных мероприятий, но без необходимого функционального зонирования, разделения на активные и тихие зоны, проработанных маршрутов и событийной программы. Внедрение новых педагогических методик, ориентированных на раскрытие творческого потенциала учеников, и развитие горизонтальной модели взаимодействия педагогов с учениками запустило эволюционный процесс, поддержанный попечительским советом гимназии и всем сообществом. Изменения в системе образования породило запрос и на новое качество пространства, в котором происходит образовательный процесс, причем, как внутри комплекса, так и снаружи, на территории гимназии. Чтобы найти ответ на вопрос, каким должно стать это пространство, руководство Павловской гимназии пригласило бюро «Дружба», одними из ключевых компетенций которого являются проектирование образовательных пространств и использование практики соучаствующего проектирования с взрослыми и детьми.
Образовательная площадь. Павильон Уроки и павильон Занятие. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
Образовательная площадь. Павильон Уроки и павильон Занятие. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Мнение сообщества
Работе над проектом предшествовали несколько программ вовлечения. Команда Лаборатории развития ребенка из МГПУ начала работать с детьми и провела анализ предпочтений учащихся и педаговов детского сада. Затем образовательный центр «Драконопроект» и архитекторы бюро «Дружба», во время Дня гимназии, вместе с детьми разных возрастов и учителями исследовали территорию с помощью эмоциональных карт. Отдельно с учащимися были выработаны новые игровые сценарии для двора и интерьера гимназии. В результате общей работыбыло собрано и проанализировано мнение всех членов сообщества, включая не только учеников и их родителей, но и администрацию и педагогов, которые активно участвовали в выявлении предпочтений детей.
Приключенческий маршрут. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
Приключенческий маршрут. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»

Все вместе разбирались в том, что такое гимназия, какими ценностями она живет, какие объекты в составе комплекса востребованы и как, а каких пока нет, но они очень нужны. В результате общей работы под руководством опытных архитекторов и модераторов, были определены новые направления и форматы преобразования гимназии, в том числе в плане комплексного развития ее территории.
Места для всего и для всех
На территории гимназии были выявлены несколько крупных зон, со своей функцией, программой и дизайном. Эти пожелания архитекторы отразили в новой концепции генерального плана.
Рядом с основной школой, корпусом администрации и младшей школой, перед проходом во внутренний двор располагается welcome-зона – пространство, используемое всеми членами сообщества гимназии для встреч с гостями гимназии, из которого можно пройти во двор, превращенный в своеобразную «парадную гостиную» – место проведения торжественных мероприятий, праздников и награждений, – с деревянной перголой, защищающей от солнца и амфитеатром на склоне, вмещающим всех учеников гимназии. Была разработана типология пергол и навесов, которые появятся и в других зонах на территории гимназии, как часть нового дизайн-кода.

Рядом с корпусами всех четырех школ выделены участки, предназначенные для спокойного и активного отдыха и занятий детей. Зона младшей школы превращена в «Территорию игры» со множеством маршрутов, горок и «лазалок». Кроме младшей школы этой площадкой смогут пользоваться и дети постарше. Отдельно выгорожена территория детского сада, которая получила название «Островок», так как представляет собой обособленный мирок с системой мини- пространств, объединённых общей перголой. Для развития малышей там будут устроены игровые и спортивные площадки и даже небольшая метеостанция. Дополнительно, выделено место для уличного лектория, для которого, благодаря естественному рельефу участка, будет устроен небольшой амфитеатр. В противоположной части территории, рядом со спортивным корпусом разместится спортивная же зона, в составе которой войдут существующий стадион, новая трибуна, памп-трек, место для подростков и дополнительный навес для занятий йогой.
Огород. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
Огород. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
«Зеленый сад» – «зеленый класс»
Стартовой площадкой для начала изменений коллективно была выбрана зона так называемого «Зеленого сада» – участка перед блоками трех школ: младшей, средней и старшей, часть которого не так давно была засажена молодыми яблонями. Несмотря на расположение рядом с корпусами школ и особую значимость для сообщества, на этой территории практически ничего не происходило. Тогда как по результатам исследования мнений учеников и преподавателей здесь могло бы появиться новое пространство, которое можно было бы использовать и как внешнюю рекреацию, и как место встреч.
«Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
«Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Функциональная  схема. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Функциональная схема. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Аксонометрия основных функциональных зон.  Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Аксонометрия основных функциональных зон. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Огород. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Огород. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Приключенческий маршрут. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Приключенческий маршрут. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Образовательная площадь. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Образовательная площадь. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Эко тропа. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Эко тропа. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Входная площадь. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Входная площадь. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Генплан. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Генплан. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Фрагмент генплана. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Фрагмент генплана. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Аксонометрия. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Аксонометрия. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»

Первоначально архитекторы предложили концепцию «зеленого класса» под открытым небом – природно-познавательную зону, место взаимодействия с природой, наблюдения за ее циклами, совмещения отдыха и образования на свежем воздухе, тематических встреч и презентаций в теплое время года.

Из-за статуса пилотной площадки и огромного значения, которое эта новая зона будет иметь для всего проекта развития территории гимназии, было решено дополнить программу «Зеленого сада» сразу несколькими функциональными блоками: игровыми, образовательными и рекреационными, которыми смогут пользоваться учащиеся и учителя всех школ. Территория «Зеленого сада» разделена на тихие и активные зоны, расположенные вдоль двух маршрутов – основного и дополнительного, обходного, что позволяет соблюсти баланс приватности и публичности, и видеть, где и что происходит, но не мешать другим.
Оборудование индивидуальное. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Оборудование индивидуальное. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Образовательные павильоны. Функциональная схема. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Образовательные павильоны. Функциональная схема. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Схема озеленения. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Схема озеленения. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»
Схема покрытий. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Схема покрытий. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Освещение. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Освещение. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Освещение. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Освещение. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Типовое оборудование. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Типовое оборудование. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Оборудование индивидуальное. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Оборудование индивидуальное. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Оборудование индивидуальное. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад» © Архитектурное бюро «Дружба»
Оборудование индивидуальное. Проект развития территории Павловской гимназии «Зеленый сад»
© Архитектурное бюро «Дружба»
Оборудование индивидуальное. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии © Архитектурное бюро «Дружба»
Оборудование индивидуальное. «Зеленый сад», проект развития территории Павловской гимназии
© Архитектурное бюро «Дружба»

От входной площади можно пойти мимо огорода и теплиц, прямо к образовательным павильонам, состоящим из обособленных функциональных частей. В них можно собраться вместе нескольким классам, провести урок на свежем воздухе или позаниматься самостоятельно. Если захочется и есть свободное время, по дороге можно заскочить на «Батутную поляну», в «Беседку» или на эко-тропу, понаблюдать за насекомыми или птицами. За «Батутной поляной» спрятана полоса препятствий. Самые храбрые гимназисты могут проверить свою ловкость на настоящем Zip-line (троллей), который протянулся слева от входной площади, вдоль внутреннего проезда и парковки. Для учителей предусмотрено несколько мини-пространств, в которых они могут отдохнуть или позаниматься в перерывах между уроками. Большая часть объектов на территории «Зеленого сада», такие как все павильоны, беседки и теплицы, спроектированы индивидуально, но игровое оборудование и уличная мебель применяются типовые, что позволяет оптимизировать бюджет проекта.

Отдельное внимание в проекте уделено озеленению территории, чтобы несмотря на насыщенность самыми разными функциями и объектами, «Зеленый сад» остался зеленым. Предусмотрены посадки новых деревьев и кустарников, чтобы отделить разные зоны, цветники, огород для изучения флоры и газон для отдыха и игр. Для каждого элемента инфраструктуры, дорожек, площадок и зон подобраны натуральные, долговечные и простые в эксплуатации материалы покрытий.

Большое внимание в проекте уделено освещению. В результате на территории «Зеленого сада» предусмотрено не только обычное наружное освещение, но и «волшебная» подсветка эко-тропы.
В настоящее время на площадке будущего «Зеленого сада» идут строительные работы, которые планируется закончить к октябрю. Разарботку и реализацию следующих функциональных зон планируется начать уже в следующем году, в конце весны, чтобы не мешать образовательному процессу.