На наш взгляд, живые обсуждения, которые часто затягиваются, нередко бывают скучными и кажутся избыточными, все же никак не заменить перепиской и обменом документами. В зале градсовета всегда есть настроение, атмосфера. Формальные заявления сменяют выпады или шутки, иногда и завуалированные колкости. Здесь есть место эмоциям, можно сложить чуть более личное впечатление о каждом архитекторе. Случаются драматические повороты и экспрессивные высказывания, которые могут менять ход голосования.
Мы рассмотрели проекты, а также попросили архитекторов высказаться о новом формате и переходе на удаленную работу.
Итоговый протокол заседания подготовят в течение недели опубликуют на сайте КГА.
БЦ на Поклонной горе
Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 107, литера АПроектировщик: «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
Заказчик: ООО «ТРАСТ»
Рассматривали: архитектурно-градостроительный облик
Участок расположен рядом с развязкой на Поклонной горе, которая соединяет большие северные магистрали – проспекты Энгельса, Тореза и Северный. Ранее заказчик планировал строить здесь многофункциональный комплекс Ingria Tower, высота которого по шпилю достигала 180 метров. Но не успел получить разрешение на строительство, а позже изменилось законодательство, касающееся высоты зданий.
У нового бизнес-центра всего 13 этажей и подземный двухуровневый паркинг. Здание прямоугольное в плане, первый и последний этажи увеличены до пяти метров, первый этаж отдан под торговые помещения и рестораны. Рисунок фасадов образуют две «системы колонн», которые опоясывают все здание и, по словам авторов, «образуют структуру с готическими мотивами». Первая система начинается от первого этажа и тянется ввысь, вторая спускается от парапета, в центре здания они пересекаются и образуют более плотную «штриховку».
В рецензии руководителя архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья» Сергея Падалко написано, что на примыкающем участке строится манежная автостоянка, а помимо этого «проектируется сложная транспортная развязка, которая в будущем полностью изменит существующий городской ландшафт». Рецензент называет архитектурное решение ясным, лаконичным и очень уместным: «среди сложных силуэтов окружающей застройки простота нового объема выглядит значительно и убедительно». «Высота в 56 метров может показаться недостаточной, но перспективные изображения убеждают в правильности подхода».
ЖК на Парашютной
Санкт-Петербург, участок, ограниченный Парашютной улицей, проспектом Королева, Арцеуловской аллеей и Плесецкой улицейПроектировщик: «СЛОИ АРКИТЕКТС»
Заказчик: ООО «Универсал Инвест Каменка»
Рассматривали: эскиз застройки
Парашютная – одна из тех окраинных улиц города, которые превратились в многоэтажные «гетто», хотя и не в самом худшем варианте – здесь еще сохранились кусочки лесных массивов, есть водоемы, а застройщики в борьбе за покупателя стремятся к тому, чтобы их многоэтажный комплекс чем-то отличался от соседних. Здесь буйствуют цвет и «пиксельные» фасады, торцы украшают огромные муралы, строятся гигантские школы.
Бюро «Слои» подготовило эскиз для участка площадью около 25 га, который граничит с жилыми комплексами «Чистое небо», Ultra City и «Каменка».
Корпуса домов группируются в два кластера, между которыми расположится детский сад на 250 воспитанников. От шума дорог комплекс частично закроет многоэтажный паркинг и полосы зеленых насаждений. Линейные двух-трех секционные дома дополняются 17-этажными башнями таким образом, чтобы все дворовое пространство просматривалось с улицы. Весь комплекс пронизывает система велодорожек, предусмотрены полностью пешеходные зоны: предполагается, что они станут частью повседневного пути для тех, кто пользуется общественным транспортом. По мнению проектировщиков, учебных мест должно хватить за счет школ в «Чистом небе» и «Каменке»: на 1375 и 825 мест соответственно.
Валентин Коган, партнер бюро «СЛОИ»
«В этой композиции важна сложность, возникающая из-за соседства башен и небольших по протяженности линейных домов. На первый взгляд, если сравнивать с соседней застройкой, может показаться, что в нашем проекте большая плотность. Но мы этого не боимся, потому что собираемся очень внимательно разработать общественные пространства: ЗНОПы, бульвары, парковки и все остальное. В нашем случае проще было бы применить периметральную застройку, и потом пытаться «натянуть» на это все фасады. Мне лично больше нравится, когда архитектурный мотив возникает уже на градостроительном этапе.Внутриквартальное пространство скомпоновано так, что появляется место как для общественных пространств с транзитной функцией, так и для приватных пространств без машин между домами. Жители как проектируемого ЖК, так и соседних кварталов, смогут насладится пешеходным бульваром: попить кофе, купить продукты, сходить на занятия и прочее. В летнее время, если отменят карантин, бульвар станет местом притяжения для большой части района.
А по поводу градсовета: главное, что такой формат не подразумевает совместного обсуждения, у автора нет возможности дать пояснения. Наверное, стоило бы организовать видео-конференцию по такому случаю. Наше бюро пока не перешло на дистанционный режим, в том числе и потому, что мы как раз к этому градсовету готовились, и была нужна большая концентрация и быстрый отклик. Решили не рисковать. С другой стороны, у нас определенное количество инженеров всегда было на аутсорсе, поэтому руководители проекта хорошо понимают, что такое работа по удаленке».
***
Владимир Григорьев
главный архитектор Санкт-ПетербургаАрхи.ру: насколько эффективным оказался дистанционнный формат, подходит ли он для градсовета? Планируете ли Вы, если ситуация с эпидемией затянется, проводить видео-конференции для членов и экспертов градсовета?
Этот формат лишен живого общения, при котором архитекторы вырабатывают некое общее представление о критически важных элементах градостроительного контекста и правильном методе решения архитектурной задачи. В этом смысле дистанционный формат не заменит заседание совета как площадку для свободного обмена мнениями. Но он показал свою результативность как способ быстро собрать мнения широкого круга профессионалов в качестве основы для принятия взвешенного решения.
Расскажите, пожалуйста, об удаленной работе комитета: какие есть сложности или, возможно, неожиданные плюсы, что можно вынести из этого опыта?
Комитет работает, часть сотрудников переведена на удаленный режим. Сложности, конечно, есть. Основные функции комитета выполняются ценой больших усилий. У комитета есть специфика – это необходимость работы в системе MapInfo, обеспечить к которой удаленный доступ чревато с точки зрения безопасности. Но, наверное, рассуждать о плюсах и минусах сложившейся ситуации не вполне уместно.
Есть ли у Вас прогнозы/предположения о том, что будет с архитектурными бюро и строительной отраслью Петербурга в целом после эпидемии?
Делать прогнозы в отношении строительной отрасли я бы не решился. Что касается архитекторов и проектных бюро – этот кризис не первый. В целом положение отрасли проектирования очень сложное в силу системной недооценки в обществе интеллектуального труда в сфере градостроительства и архитектуры.
***
Мы также попросили трех архитекторов-членов Градостроительного совета ответить на следующие вопросы:1. Каково ваше мнение о первых двух проектах в повестке? [Два других вопроса были посвящены скульптурным монументам, воинам-десантникам в парке Боевого братства и промышленнику Н.И. Путилову на проспекте Стачек, 47. Мы решили их сейчас не освещать, не наша тема, – прим. ред.]
2. Насколько удобно проводить градсовет дистанционно?
3. Перешла ли ваша мастерская на удаленный режим работы и как с этим справляется?
Анатолий Столярчук
1. Бизнес-центр – вполне приемлемое для этого тяжелого места решение. Считаю, что нужно согласиться с авторами проекта.Вторая работа неплохая, но есть проблема, которую нужно решить обязательно: отсутствие школы на территории квартала. Две школы в соседних жилых комплексах попадают в радиусы доступности, но сохраняется проблема перехода через магистраль: нужен светофор, либо подземный переход. Если будут подкрепляющие документы, которые гарантируют, что школы в соседних районах построят, и те смогут принять детей из нового комплекса – а их будет немало, то в порядке исключения можно принять эскиз. Пока что таких документов я не видел. В остальном решение можно считать удачным.
2. Я привык к определенному порядку проведения градсовета, когда есть живая дискуссия, высказываются различные точки зрения. Когда сам приходишь с одним мнением, а уходишь с двумя другими. Сейчас принята вынужденная мера. На мой взгляд, такой формат не может заменить полноценное обсуждение.
3. Несколько наших сотрудников старше 65 лет работают дома. Сам я в условиях этой тяжелой ситуации вынужден быть в мастерской. Сказать, что удаленная работа – это удобно, я не могу. Общение необходимо. Говорят, что ситуация с эпидемией и самоограничениями сильно повлияет на мир, он изменится. Многие компании, вероятно, избавятся от людей и совещаний. Я это вполне допускаю. Но надеюсь, что непосредственное общение не будет исключено никогда.
Евгений Герасимов
1. Я голосовал за оба проекта. Ко второму вообще нет вопросов. А по поводу первого: место знаковое, раньше там хотели строить небоскреб, сейчас офисное здание – оно хорошо выглядит для этого угла, а-ля Дэвид Чипперфильд. Если будут хорошие детали и материалы, получится то, что надо. Спокойное, не цветное, не ломаное здание.Я бы хотел высказаться и про памятники. Поставить памятник – самое простое решение, поставил – и все, вопрос закрыт. Чуть что, мы расставляем бюстики – героям труда, композиторам, архитекторам. Мне кажется, художественное выражение трагедии должно быть другим. То же и про Путилова. Промышленник построил завод, который потом назвали именем Кирова. Лучший способ сохранить память – вернуть заводу исконное название. А сам памятник слабый, Путилов похож на Чайковского. Да и не нужен он, у нас засилье памятников. Нужно думать, заниматься всерьез, иметь мужество на настоящую реакцию.
2. Процедура при таком формате выхолащивается, превращается в заочное голосование. Но смысл же в другом, первоочередная функция градсовета – обсуждение, выработка мнения для главного архитектора. Проголосовали – ну и что, официального веса это не имеет. Важна также и подача: как все выглядит на большом экране, что рассказывает автор. Вопросов всегда возникает даже больше, чем комментариев относительно проектов.
3. Мы перевели на удаленную работу всех сотрудников, готовились к этому еще три недели назад – закупили оборудование, провели технические мероприятия, переводили группу за группой. Потрачены деньги и время, но главное, что офис работает. Это новый опыт, а любой опыт полезен. Посмотрим, что из этого выйдет. Сотрудники расскажут, как им работается, посмотрим на отдачу и результат. Может, за этим будущее. А может и нет.
Михаил Кондиайн
1. Обидно, что бизнес-центр закрывает довольно интересный кирпичный комплекс на заднем плане. Также считаю, что на углу совсем впритык к дороге ему тесно – отступ на 20-25 метров помог бы. Здесь напрашивается что-то малоэтажное, высотой в расположенную рядом автостоянку.1, 2. В порядке исключения можно провести градсовет в таком формате. Но каждый из проектов требует обсуждения, во время которого затрагивается много разных аспектов, которые авторы могут использовать. Часто после того, как мы отправляем проект на доработку, он становится несравнимо лучше. Даже в хороших проектах есть моменты, которые можно улучшить.
Если речь о жилом комплексе, то советов может быть очень много. Невозможно сидеть и писать целую статью замечаний по каждому пункту. Об одних парковках можно говорить очень долго. Например, ребята из бюро «СЛОИ» старались, среднестатистически проект у них неплохой. Но из раза в раз, снова и снова, нужно поднимать тему того, что заказчики продавливают отдельно стоящие паркинги, которые можно сравнить с бомбой замедленного действия. Если их и построят, они будут стоять пустыми. Дальше вопросы: лифт работает или нет? Как женщина с коляской будет спускаться и подниматься, кто за всем этим следит. Лучшая альтернатива – двухуровневая парковочная система во встроенном помещении. У нее масса плюсов: дешевая, комфортная, эргономичная, не загораживает виды даже первым этажам. Я затронул только один вопрос, и вот сколько получилось рассуждений.
3. Мы перешли на удаленку на 90%, остаются мелочи, которые возможно делать только в мастерской.
Когда речь идет о совместной творческой работе, то удаленный формат вариант не лучший. В трудных проектах часто нужно сидеть рядом и ребятам помогать разобраться. Надо переходить в режим скайпа, при этом нужно, чтобы было два экрана – для видеоконференции, и для файла. Придется полностью переоборудоваться.