Градсовет удалённо / 25.03.2020

Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.

mainImg
Градсовет Петербурга – с его планшетами, указкой и долгими прениями временно перешел в он-лайн пространство. Официальное письмо сообщило, что «в связи с необходимостью соблюдения мер по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции очередное заседание Градостроительного совета состоится в форме заочного рассмотрения проектов и дистанционного голосования по ним». Членам совета разослали материалы, свои мнения они должны были направить в этот же день.

На наш взгляд, живые обсуждения, которые часто затягиваются, нередко бывают скучными и кажутся избыточными, все же никак не заменить перепиской и обменом документами. В зале градсовета всегда есть настроение, атмосфера. Формальные заявления сменяют выпады или шутки, иногда и завуалированные колкости. Здесь есть место эмоциям, можно сложить чуть более личное впечатление о каждом архитекторе. Случаются драматические повороты и экспрессивные высказывания, которые могут менять ход голосования.

Мы рассмотрели проекты, а также попросили архитекторов высказаться о новом формате и переходе на удаленную работу.

Итоговый протокол заседания подготовят в течение недели опубликуют на сайте КГА.

БЦ на Поклонной горе
Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 107, литера А
Проектировщик: «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
Заказчик: ООО «ТРАСТ»
Рассматривали: архитектурно-градостроительный облик


Участок расположен рядом с развязкой на Поклонной горе, которая соединяет большие северные магистрали – проспекты Энгельса, Тореза и Северный. Ранее заказчик планировал строить здесь многофункциональный комплекс Ingria Tower, высота которого по шпилю достигала 180 метров. Но не успел получить разрешение на строительство, а позже изменилось законодательство, касающееся высоты зданий.

У нового бизнес-центра всего 13 этажей и подземный двухуровневый паркинг. Здание прямоугольное в плане, первый и последний этажи увеличены до пяти метров, первый этаж отдан под торговые помещения и рестораны. Рисунок фасадов образуют две «системы колонн», которые опоясывают все здание и, по словам авторов, «образуют структуру с готическими мотивами». Первая система начинается от первого этажа и тянется ввысь, вторая спускается от парапета, в центре здания они пересекаются и образуют более плотную «штриховку».
  • zooming
    1 / 7
    БЦ на Поклонной горе
    © «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
  • zooming
    2 / 7
    БЦ на Поклонной горе
    © «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
  • zooming
    3 / 7
    БЦ на Поклонной горе
    © «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
  • zooming
    4 / 7
    БЦ на Поклонной горе
    © «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
  • zooming
    5 / 7
    Развертка по проспекту Энгельса. БЦ на Поклонной горе
    © «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
  • zooming
    6 / 7
    Генплан. БЦ на Поклонной горе
    Изображение предоставлено пресс-службой Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга © «УРБИС-СПБ», «УМБРА»
  • zooming
    7 / 7
    Ситуационная схема. БЦ на Поклонной горе
    Изображение предоставлено пресс-службой Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга © «УРБИС-СПБ», «УМБРА»

В рецензии руководителя архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья» Сергея Падалко написано, что на примыкающем участке строится манежная автостоянка, а помимо этого «проектируется сложная транспортная развязка, которая в будущем полностью изменит существующий городской ландшафт». Рецензент называет архитектурное решение ясным, лаконичным и очень уместным: «среди сложных силуэтов окружающей застройки простота нового объема выглядит значительно и убедительно». «Высота в 56 метров может показаться недостаточной, но перспективные изображения убеждают в правильности подхода».

ЖК на Парашютной
Санкт-Петербург, участок, ограниченный Парашютной улицей, проспектом Королева, Арцеуловской аллеей и Плесецкой улицей
Проектировщик: «СЛОИ АРКИТЕКТС»
Заказчик: ООО «Универсал Инвест Каменка»
Рассматривали: эскиз застройки


Парашютная – одна из тех окраинных улиц города, которые превратились в многоэтажные «гетто», хотя и не в самом худшем варианте – здесь еще сохранились кусочки лесных массивов, есть водоемы, а застройщики в борьбе за покупателя стремятся к тому, чтобы их многоэтажный комплекс чем-то отличался от соседних. Здесь буйствуют цвет и «пиксельные» фасады, торцы украшают огромные муралы, строятся гигантские школы.
  • zooming
    1 / 10
    Ситуационная схема. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    2 / 10
    Генеральный план. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    3 / 10
    3 D схема квартала. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    4 / 10
    Вид с проспекта Королева. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architectss
  • zooming
    5 / 10
    Вид с проспекта Королева. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    6 / 10
    Вид с Плесецкой улицы. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    7 / 10
    Вид с Плесецкой улицы. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    8 / 10
    Вид с Плесецкой улицы. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    9 / 10
    Фасады по Плесецкой улице. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects
  • zooming
    10 / 10
    Фотофиксация. Комплексная застройка в пределах улицы Парашютной, пр. Королева и Плесецкой улицы
    © SLOI Architects

Бюро «Слои» подготовило эскиз для участка площадью около 25 га, который граничит с жилыми комплексами «Чистое небо», Ultra City и «Каменка».

Корпуса домов группируются в два кластера, между которыми расположится детский сад на 250 воспитанников. От шума дорог комплекс частично закроет многоэтажный паркинг и полосы зеленых насаждений. Линейные двух-трех секционные дома дополняются 17-этажными башнями таким образом, чтобы все дворовое пространство просматривалось с улицы. Весь комплекс пронизывает система велодорожек, предусмотрены полностью пешеходные зоны: предполагается, что они станут частью повседневного пути для тех, кто пользуется общественным транспортом. По мнению проектировщиков, учебных мест должно хватить за счет школ в «Чистом небе» и «Каменке»: на 1375 и 825 мест соответственно.

zooming
Валентин Коган, партнер бюро «СЛОИ»
«В этой композиции важна сложность, возникающая из-за соседства башен и небольших по протяженности линейных домов. На первый взгляд, если сравнивать с соседней застройкой, может показаться, что в нашем проекте большая плотность. Но мы этого не боимся, потому что собираемся очень внимательно разработать общественные пространства: ЗНОПы, бульвары, парковки и все остальное. В нашем случае проще было бы применить периметральную застройку, и потом пытаться «натянуть» на это все фасады. Мне лично больше нравится, когда архитектурный мотив возникает уже на градостроительном этапе.

Внутриквартальное пространство скомпоновано так, что появляется место как для общественных пространств с транзитной функцией, так и для приватных пространств без машин между домами. Жители как проектируемого ЖК, так и соседних кварталов, смогут насладится пешеходным бульваром: попить кофе, купить продукты, сходить на занятия и прочее. В летнее время, если отменят карантин, бульвар станет местом притяжения для большой части района.

А по поводу градсовета: главное, что такой формат не подразумевает совместного обсуждения, у автора нет возможности дать пояснения. Наверное, стоило бы организовать видео-конференцию по такому случаю. Наше бюро пока не перешло на дистанционный режим, в том числе и потому, что мы как раз к этому градсовету готовились, и была нужна большая концентрация и быстрый отклик. Решили не рисковать. С другой стороны, у нас определенное количество инженеров всегда было на аутсорсе, поэтому руководители проекта хорошо понимают, что такое работа по удаленке».

***
Владимир Григорьев
главный архитектор Санкт-Петербурга

Архи.ру: насколько эффективным оказался дистанционнный формат, подходит ли он для градсовета? Планируете ли Вы, если ситуация с эпидемией затянется, проводить видео-конференции для членов и экспертов градсовета?

Этот формат лишен живого общения, при котором архитекторы вырабатывают некое общее представление о критически важных элементах градостроительного контекста и правильном методе решения архитектурной задачи. В этом смысле дистанционный формат не заменит заседание совета как площадку для свободного обмена мнениями. Но он показал свою результативность как способ быстро собрать мнения широкого круга профессионалов в качестве основы для принятия взвешенного решения.

Расскажите, пожалуйста, об удаленной работе комитета: какие есть сложности или, возможно, неожиданные плюсы, что можно вынести из этого опыта? 

Комитет работает, часть сотрудников переведена на удаленный режим. Сложности, конечно, есть. Основные функции комитета выполняются ценой больших усилий. У комитета есть специфика – это необходимость работы в системе MapInfo, обеспечить к которой удаленный доступ чревато с точки зрения безопасности. Но, наверное, рассуждать о плюсах и минусах сложившейся ситуации не вполне уместно.

Есть ли у Вас прогнозы/предположения о том, что будет с архитектурными бюро и строительной отраслью Петербурга в целом после эпидемии?

Делать прогнозы в отношении строительной отрасли я бы не решился. Что касается архитекторов и проектных бюро – этот кризис не первый. В целом положение отрасли проектирования очень сложное в силу системной недооценки в обществе интеллектуального труда в сфере градостроительства и архитектуры.

***
Мы также попросили трех архитекторов-членов Градостроительного совета ответить на следующие вопросы:

1. Каково ваше мнение о первых двух проектах в повестке? [Два других вопроса были посвящены скульптурным монументам, воинам-десантникам в парке Боевого братства и промышленнику Н.И. Путилову на проспекте Стачек, 47. Мы решили их сейчас не освещать, не наша тема, – прим. ред.]
2. Насколько удобно проводить градсовет дистанционно?
3. Перешла ли ваша мастерская на удаленный режим работы и как с этим справляется?

zooming
Анатолий Столярчук
1. Бизнес-центр – вполне приемлемое для этого тяжелого места решение. Считаю, что нужно согласиться с авторами проекта.

Вторая работа неплохая, но есть проблема, которую нужно решить обязательно: отсутствие школы на территории квартала. Две школы в соседних жилых комплексах попадают в радиусы доступности, но сохраняется проблема перехода через магистраль: нужен светофор, либо подземный переход. Если будут подкрепляющие документы, которые гарантируют, что школы в соседних районах построят, и те смогут принять детей из нового комплекса – а их будет немало, то в порядке исключения можно принять эскиз. Пока что таких документов я не видел. В остальном решение можно считать удачным.

2. Я привык к определенному порядку проведения градсовета, когда есть живая дискуссия, высказываются различные точки зрения. Когда сам приходишь с одним мнением, а уходишь с двумя другими. Сейчас принята вынужденная мера. На мой взгляд, такой формат не может заменить полноценное обсуждение.

3. Несколько наших сотрудников старше 65 лет работают дома. Сам я в условиях этой тяжелой ситуации вынужден быть в мастерской. Сказать, что удаленная работа – это удобно, я не могу. Общение необходимо. Говорят, что ситуация с эпидемией и самоограничениями сильно повлияет на мир, он изменится. Многие компании, вероятно, избавятся от людей и совещаний. Я это вполне допускаю. Но надеюсь, что непосредственное общение не будет исключено никогда.

zooming
Евгений Герасимов
1. Я голосовал за оба проекта. Ко второму вообще нет вопросов. А по поводу первого: место знаковое, раньше там хотели строить небоскреб, сейчас офисное здание – оно хорошо выглядит для этого угла, а-ля Дэвид Чипперфильд. Если будут хорошие детали и материалы, получится то, что надо. Спокойное, не цветное, не ломаное здание.

Я бы хотел высказаться и про памятники. Поставить памятник – самое простое решение, поставил – и все, вопрос закрыт. Чуть что, мы расставляем бюстики – героям труда, композиторам, архитекторам. Мне кажется, художественное выражение трагедии должно быть другим. То же и про Путилова. Промышленник построил завод, который потом назвали именем Кирова. Лучший способ сохранить память – вернуть заводу исконное название. А сам памятник слабый, Путилов похож на Чайковского. Да и не нужен он, у нас засилье памятников. Нужно думать, заниматься всерьез, иметь мужество на настоящую реакцию.
Памятник воинам-десантникам 6-й парашютно-десантной роты
Изображение предоставлено пресс-службой Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга

2. Процедура при таком формате выхолащивается, превращается в заочное голосование. Но смысл же в другом, первоочередная функция градсовета – обсуждение, выработка мнения для главного архитектора. Проголосовали – ну и что, официального веса это не имеет. Важна также и подача: как все выглядит на большом экране, что рассказывает автор. Вопросов всегда возникает даже больше, чем комментариев относительно проектов.

3. Мы перевели на удаленную работу всех сотрудников, готовились к этому еще три недели назад – закупили оборудование, провели технические мероприятия, переводили группу за группой. Потрачены деньги и время, но главное, что офис работает. Это новый опыт, а любой опыт полезен. Посмотрим, что из этого выйдет. Сотрудники расскажут, как им работается, посмотрим на отдачу и результат. Может, за этим будущее. А может и нет.

zooming
Михаил Кондиайн
1. Обидно, что бизнес-центр закрывает довольно интересный кирпичный комплекс на заднем плане. Также считаю, что на углу совсем впритык к дороге ему тесно – отступ на 20-25 метров помог бы. Здесь напрашивается что-то малоэтажное, высотой в расположенную рядом автостоянку.

1, 2. В порядке исключения можно провести градсовет в таком формате. Но каждый из проектов требует обсуждения, во время которого затрагивается много разных аспектов, которые авторы могут использовать. Часто после того, как мы отправляем проект на доработку, он становится несравнимо лучше. Даже в хороших проектах есть моменты, которые можно улучшить.

Если речь о жилом комплексе, то советов может быть очень много. Невозможно сидеть и писать целую статью замечаний по каждому пункту. Об одних парковках можно говорить очень долго. Например, ребята из бюро «СЛОИ» старались, среднестатистически проект у них неплохой. Но из раза в раз, снова и снова, нужно поднимать тему того, что заказчики продавливают отдельно стоящие паркинги, которые можно сравнить с бомбой замедленного действия. Если их и построят, они будут стоять пустыми. Дальше вопросы: лифт работает или нет? Как женщина с коляской будет спускаться и подниматься, кто за всем этим следит. Лучшая альтернатива – двухуровневая парковочная система во встроенном помещении. У нее масса плюсов: дешевая, комфортная, эргономичная, не загораживает виды даже первым этажам. Я затронул только один вопрос, и вот сколько получилось рассуждений.

3. Мы перешли на удаленку на 90%, остаются мелочи, которые возможно делать только в мастерской.

Когда речь идет о совместной творческой работе, то удаленный формат вариант не лучший. В трудных проектах часто нужно сидеть рядом и ребятам помогать разобраться. Надо переходить в режим скайпа, при этом нужно, чтобы было два экрана – для видеоконференции, и для файла. Придется полностью переоборудоваться.

31 Марта 2020

Город на самообеспечении
Бюро Висенте Гуайарта выиграло конкурс на план застройки для Нового города Сюнъань с проектом «пост-ковидного» жилого массива, рассчитанного на самообеспечение в случае карантина.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.