За девять лет существования премия завоевала авторитет как у архитекторов, так и у бизнес-сообщества. Ни для кого не секрет, что успех любого проекта зависит не только от таланта архитектора. Заказчик – соавтор, он участвует во всех стадиях проектирования, контролирует процесс строительства, а после его окончания вносит коррективы, продиктованные реальностью рабочего процесса. Результат удачных творческих тандемов – комфортная среда для сотрудников, яркий дизайн рабочих пространств, куда хочется возвращаться.
В этом году для того, чтобы экспертное жюри, куда вошли архитекторы, консультанты офисной недвижимости, девелоперы, проджект-менеджеры, генеральные подрядчики и профильные СМИ, могло лучше оценить номинантов, были организованы экскурсии на объекты, вошедшие в шорт-лист. Это дало возможность не только увидеть интерьеры, но и узнать мнения тех, для кого они создавались.
Трайбы и скводы Сбербанка
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution DesignГран-при, Гибкий офис
Проект офиса Сбербанка, разработанный архитектурным бюро Evolution Design, взял не только гран-при конкурса, но и премию в номинации «Гибкий офис».
О системе Agile, чрезвычайно популярной во всем мире и сегодня активно внедряемой в Сбербанке, слышали многие. Традиционная иерархия в ней заменяется горизонтальными связями и работой в трайбах и скводах, а кабинетная система – открытыми пространствами. Непривычные для русского уха скводы – это самоорганизованные проектные команды, численностью 8-10 человек, а несколько скводов, объединенных в работе над проектом, образуют трайб.
Основанная на взаимодействии межпрофильных команд система agile обычно не предполагает постоянного рабочего места для сотрудника, сегодня решающего одну задачу, а завтра совсем другую. Но в случае Сбербанка архитекторам из Evolution design – мировым лидерам в разработке подобных офисов, пришлось продумывать пространство, где все места закреплены за сотрудниками, – причем это не должно было сказаться на постоянно меняющихся сценариях работы команды.
Интересно, что здание, в котором расположился офис Сбербанка, было спроектировано как жилое со всеми вытекающими последствиями – большой глубиной, наличием шахт и противопожарных отсеков, словом, всем тем, что мало подходит для открытых офисных пространств. По словам Тани Руэгг, креативного партнера Evolution Design, «адаптация жилого дома стала одной из самых сложных задач, вставших перед нами». Но несмотря на трудности, продуманные планировочные решения в совокупности с новейшей инженерией позволили преодолеть эти проблемы и создать комфортные условия для работы сотрудников. Естественное освещение рабочих зон скводов было обеспечено через их размещение вдоль внешнего фасада здания, а переговорных – вдоль атриума.
В самом центре здания располагается Communication hub – сердце офиса с мультифункциональной переговорной, библиотекой, кухнями. Библиотека – пространство для сосредоточенной работы, которое в какой-то степени призвано заменить кабинет – здесь нельзя разговаривать по телефону и вести громкие разговоры. Для индивидуальной работы также предназначены и «тихие» комнаты – по две на каждый этаж.
Срединное пространство отдано под набор дополнительных функций, как для коллективной, так и индивидуальной работы, а также отдыха. Оно-то как раз и позволяет сотрудникам работать в любой точке офиса в нужном сценарии, объединившись в скводы. Коворкинги, телефонные будки, кофе-пойнты, переговорные – разнообразие альтернативных рабочих мест дает возможность менять локацию в течение рабочего дня.
Чтобы 650 сотрудникам не заблудиться на этаже площадью 7500 м2, архитекторы предложили интуитивную навигацию – цветовое деление на зоны, связанное с природой. К слову сказать, в офисе предусмотрены и зоны отдыха с настоящими деревьями.
В световом дизайне применены умные решения – светильники с автоматической оптимизацией параметров освещения. Мебели, в которой преобладают предметы-трансформеры и мобили, было также уделено особое внимание – она выполнена по проекту архитекторов, причем, в России. Отечественные производители также изготовили разные по форме и цвету акустические панели, шумоизоляционные качества которых превосходят импортные аналоги. И что приятно, архитекторы отметили высокий уровень местных мебельщиков.
Оптимизируя расходы
Arteza / Архитектурное бюро ARCH.FUNKЦена и качество
Этот проект интересен не только новой номинацией премии, в которую он попал вместе с такой работой как коворкинг «Старт» Арсения Леоновича, но и тем, что офис создавался архитекторами для архитекторов. Компания Arteza известна своими ландшафтными проектами и коллаборациями, например, в конкурсе реновации они выступили в консорциуме с Zaha Hadid Architects.
Переезд в новый офис, расположенный на территории бывшей чаеразвесочной фабрики «Губкин-Кузнецов и Ко», где до недавнего времени функционировал завод «Плутон», стал для компании серьезным шагом – они увеличили площадь почти в четыре раза.
Из описания проекта следует, что «историческое пространство, освобожденное от позднейших перегородок и наслоений, несет в себе все черты промышленной архитектуры второй половины XIX века – краснокирпичные стены, металлические конструкции, высокие окна с лучковыми перемычками и пятиметровые потолки».
Традиционно считается, что реконструкция прома – дело дорогостоящее, но опыт Artezы говорит об обратном. «Мне кажется, номинация, в которой мы выиграли, – главная для заказчика, всегда стремящегося сохранить баланс между ценой и качеством и добиться максимального результата», – говорит Денис Кусенков, партнер ARTEZA.
В немалой степени на экономику проекта повлияли неожиданные конструктивные решения. В частности, несущие конструкции антресоли – единые на два помещения, общая балка проходит сквозь стену, разделяющую их.
Размещение на втором ярусе директорского офиса, а основных рабочих мест в нижнем как правило отражает иерархию, однако в этом случае благодаря абсолютной прозрачности стен такое разделение скорее условность.
При расчистке прежних наслоений – краски и гипсокартонных стен, были обнаружены интересные детали, в частности, арка. «Историческую стену красного кирпича мы решили оставить, а все остальные поверхности сделать белыми, чтобы сотрудники дополняли их своими чертежами, эскизами и таким образом оживляли», – рассказал архитектор Илья Сажин.
Также он пояснил, что при разработке дизайна они во многом отталкивались от брендбука Arteza: «Он очень объемный, и графически очень лаконичный, в какой-то степени даже стерильный, и именно брендбук подсказал монохромное решение интерьера».
В интерьере есть и цветные пятна. Библиотека, расположившаяся на антресоли, носит скорее домашний характер – уютные кресла, теплая гамма шкафов. Сразу ясно, что это зона релакса. «Фишка» бирюзового стола в рабочей зоне состоит не только в ярком цвете, но и в форме – он заужен с одной стороны, что создает перспективу и визуально удлиняет столешницу. Гигантский фикус из Голландии в проекте не был предусмотрен, но отлично вписался в интерьер, привнеся природную ноту в пространство офиса ландшафтной компании.
Пространственный брендбук
Mondelez International / Архитектурное бюро VOX ArchitectsБренд и имидж
Выиграть в номинации Бренд и имидж – дорого стоит. Сейчас каждая из компаний имеет свой брендбук, соответствие которому непременно включается в ТЗ любого проекта, связанного с дизайном. А уж архитектурный проект должен не только соответствовать требованиям к организации работы офиса, но буквально переводить в пространство ее идеологию.
Естественно, что работа над проектом офиса Mondelez, крупной международной компании, специализирующейся на производстве продуктов питания, началась для VOX architects с изучения увесистого тома с описанием атрибутов идентичности бренда.
В задачу VOX architects входила разработка дизайна пяти этажей (5200 м2), занимаемых компанией в бизнес-центре лужковского времени. У пространства были свои достоинства – террасы и балконы, панорамные окна с хорошим видом на город, и недостатки – обилие конструктивных колонн, затрудняющих планировку офиса типа openspace – их пришлось камуфлировать перегородками.
Пятый, последний, этаж был превращен в open space, где расположились ресепшн, корпоративная зона и пространство для работы с клиентами: 5 независимых переговорных, зона кафе с кухней и зона hot-desks полностью обеспечивают рабочий процесс. При этом открытость здесь можно понимать буквально – мобильные перегородки и мобильная мебель позволяют трансформировать этаж в полностью открытое пространство для проведения корпоративных мероприятий.
Общая концепция Mondelez выражается в слогане – «The power of big and small» («Сила большого в малом»), который как и девиз «Дарить вкусные моменты радости» нашел свое отражение в интерьере. Форма стойки ресепшн, вдохновленная фирменным знаком Mondelez каплей «Joy» олицетворяютт «the power of small», а арка – большая «фирменная капля» – «the power of big». Цвета стеклянных перегородок офисных пространств не только соответствуют фирменным цветам бренда, но и символизируют тонкое разнообразие вкусовых ощущений.
«Я объясняю успех этого проекта отчасти нашей собственной позицией в создании интерьеров,» – комментирует победу архитектор Борис Воскобойников, – «мы создаем не интерьеры, а атмосферу, и в этом проекте она получилась очень светлая и позитивная».
Небо над цветами
Аэропорт Платов, бизнес-зал внутренние линии / Архитектурное бюро Nefa ArchitectsБизнес-пространство в общественном интерьере
Аэропорт Платов, открытый в конце прошлого года, отметился в конкурсе, причем в одной номинации, сразу двумя бизнес-залами – для внутренних и для внешних авиалиний (VOX Architects). Предпочтение отдали внутреннему туризму и работе архитектурного бюро Nefa Architects, воплотившему тему плодородия земли донской.
Разбив зал, где в ожидании рейса можно и отдохнуть и поработать, на несколько функциональных зон, архитекторы сконцентрировали свое внимание именно на релаксации, предложив несколько решений, удовлетворяющих разным запросам.
Мягкие группы и отдельно стоящие пуфы, скамейка необычной формы, которая наверняка понравится детям, лавки-ниши – каждый найдет себе место по душе.
В основу дизайна легла тема цветов, придающих весенней степи особенное очарование. Архитекторы предложили идею взгляда на небо сквозь травы и лепестки. Монохромный белый интерьер с тонкими колонками и бетонными полами тераццо оживляет пущенная под потолком извилистая лента, в которой угадываются очертания цветов.
Для достижения необходимого эффекта архитекторы немало поломали голову, выбирая подходящий материал, и в результате была собрана конструкция из титана, специально протравленная для придания ей цвета побежалости (радужных цветов).
Краски атриума
Бизнес-центр Neo Geo / Архитектурное бюро T+T ArchitectsАтриум бизнес-центра
Если бизнес-центр – это огромный город, населенный бизнес-гражданами, то его атриум можно рассматривать как городскую площадь. В бизнес-центре Neo Geo таких «общественных пространств» аж восемь. Связанные между собой и лобби торговой галереей, они образуют единую систему, и контрастируют со строгостью входных групп, также разработанных T+T Architects.
Создавая свой проект, архитекторы хотели добиться эффекта городского ландшафта в интерьере и придумали для каждого двора индивидуальное решение, соответствующее тем или иным задачам. Удержать баланс между отдыхом и работой, не свалившись в банальный интертеймент – с этой задачей архитекторы справились с успехом.
Центральные площади рекреационные функции сочетают с бизнесом: тут обустроены подиумы с переговорными, где можно провести относительно неформальную встречу, небольшие диваны-купе. Легкой непринужденности достаточно деловому пространству добавляют кресла – качели и красные манекены, населяющие двор, пока все работают.
На периферии – дворы-парки, в зеленых пространствах которых можно расслабиться в перерыве, в окружении зелени или арт-инсталляций. Яркие цветовые акценты подчеркивают архитектуру здания и несколько разбавляют аскетичность стеклянных фасадов.
Высока страна моя родная
МeгаФон / Архитектурное бюро UNK projectДизайн-идея
«Россия – большая страна» – главная идея офиса компании МегаФон, первого федерального сотового оператора в России.
Во многом архитектура здания бизнес-центра «Оружейный», состоящего из нескольких башен, две из которых занимает МегаФон, определила функциональное разделение офиса на зоны. С первого по четвертый этаж заняли корпоративные пространства, а с пятого по двенадцатый – рабочие. Этажи различаются по площади и количеству сотрудников, максимальное количество которых располагается на этаже с открытой планировкой: здесь работают до 600 человек.
В навигации по офису столь гигантской площади помогает разделение этажей по городам – главным центрам МегаФона. Поездка от Калининграда до Владивостока на лифте занимает всего минуту, а города-миллионники можно обежать за 10 минут, при этом увидев все их достопримечательности. В этом воплощается один из посылов, заложенных в идеологии компании, обеспечивающей мгновенную связь между городами России, которую архитекторы перевели во вполне осязаемую и видимую форму.
Одним из элементов проектирования стало исследование мнений о регионах и о том, что наиболее ярко их отражает, в результате которого оказалось, что «взгляд из Москвы» сильно расходится с собственным представлением жителей о своем городе. Региональные сотрудники приняли активное участие в формировании «облика» городов, выбирая названия «улиц» и «площадей», а также отдельные объекты, которые стали частью дизайна офиса и неотъемлемым элементом навигации по этажам.
Каждый город-этаж неповторим: во входных зонах – гигантские панно, не только сообщающие название города, но и передающие его особенности через графику. Например, Екатеринбург развивает тему «рок-н-ролла», а Москва достопримечательностей, таких как метро, Кремль и Сити. Каждый этаж также снабжен картой, кофе-пойнты сделаны в виде автобусных остановок с рекламными ролл-апами. Помимо этого у городов есть индивидуальный цветовой код.
Ниже еще несколько лауреатов престижной премии.
***
Организация пространства: HILTI / Архитектурное бюро OFFCON
Комфорт и эргономика: Финансовая группа Будущее / Архитектурное бюро FRONTARCHITECTURE
Светодизайн: СИБУР / Архитектурное бюро IND Architects
Светодизайн: HUAWEI / Архитектурное бюро ABD architects
Региональный проект: Лэм Уэстон Белая Дача / Дизайн-студия Koshka Interiors
Региональный проект: RIM / Студия архитектуры и дизайна RIM
Коворкинг: Workki Федерация / Архитектурное бюро DA
Зарубежный проект: Группа компаний GT / Архитектурное бюро AVG
Приз Зрительских Симпатий: GrowUp / Архитектурное бюро Agile Architect
Приз Зрительских Симпатий: Smart.Point / Monarch Eurasia