Шесть лучших офисных интерьеров 2018

Или пятнадцать – по версии экспертов премии Best Office Awards 2018, лауреатов которой объявили 31 мая.

mainImg
14 номинаций, 120 проектов, 40 членов международного жюри, тысяча гостей и несколько часов праздника после дневного марафона конференции Business&Design Dialogue – все это Best Office Awards 2018, премия на лучший реализованный проект в области бизнес-пространств и общественных интерьеров, где победителями становятся и компания заказчика, и автор проекта.

За девять лет существования премия завоевала авторитет как у архитекторов, так и у бизнес-сообщества. Ни для кого не секрет, что успех любого проекта зависит не только от таланта архитектора. Заказчик – соавтор, он участвует во всех стадиях проектирования, контролирует процесс строительства, а после его окончания вносит коррективы, продиктованные реальностью рабочего процесса. Результат удачных творческих тандемов – комфортная среда для сотрудников, яркий дизайн рабочих пространств, куда хочется возвращаться.

В этом году для того, чтобы экспертное жюри, куда вошли архитекторы, консультанты офисной недвижимости, девелоперы, проджект-менеджеры, генеральные подрядчики и профильные СМИ, могло лучше оценить номинантов, были организованы экскурсии на объекты, вошедшие в шорт-лист. Это дало возможность не только увидеть интерьеры, но и узнать мнения тех, для кого они создавались. 

Трайбы и скводы Сбербанка
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Гран-при, Гибкий офис

Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Фото предоставлено Best Office Awards
zooming

Проект офиса Сбербанка, разработанный архитектурным бюро Evolution Design, взял не только гран-при конкурса, но и премию в номинации «Гибкий офис».
О системе Agile, чрезвычайно популярной во всем мире и сегодня активно внедряемой в Сбербанке, слышали многие. Традиционная иерархия в ней заменяется горизонтальными связями и работой в трайбах и скводах, а кабинетная система – открытыми пространствами. Непривычные для русского уха скводы – это самоорганизованные проектные команды, численностью 8-10 человек, а несколько скводов, объединенных в работе над проектом, образуют трайб.
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Фото предоставлено Best Office Awards

Основанная на взаимодействии межпрофильных команд система agile обычно не предполагает постоянного рабочего места для сотрудника, сегодня решающего одну задачу, а завтра совсем другую. Но в случае Сбербанка архитекторам из Evolution design – мировым лидерам в разработке подобных офисов, пришлось продумывать пространство, где все места закреплены за сотрудниками, – причем это не должно было сказаться на постоянно меняющихся сценариях работы команды.
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Фото предоставлено Best Office Awards

Интересно, что здание, в котором расположился офис Сбербанка, было спроектировано как жилое со всеми вытекающими последствиями – большой глубиной, наличием шахт и противопожарных отсеков, словом, всем тем, что мало подходит для открытых офисных пространств. По словам Тани Руэгг, креативного партнера Evolution Design, «адаптация жилого дома стала одной из самых сложных задач, вставших перед нами». Но несмотря на трудности, продуманные планировочные решения в совокупности с новейшей инженерией позволили преодолеть эти проблемы и создать комфортные условия для работы сотрудников. Естественное освещение рабочих зон скводов было обеспечено через их размещение вдоль внешнего фасада здания, а переговорных – вдоль атриума.
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Фото предоставлено Best Office Awards

В самом центре здания располагается Communication hub – сердце офиса с мультифункциональной переговорной, библиотекой, кухнями. Библиотека – пространство для сосредоточенной работы, которое в какой-то степени призвано заменить кабинет – здесь нельзя разговаривать по телефону и вести громкие разговоры. Для индивидуальной работы также предназначены и «тихие» комнаты – по две на каждый этаж.
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Фото предоставлено Best Office Awards

Срединное пространство отдано под набор дополнительных функций, как для коллективной, так и индивидуальной работы, а также отдыха. Оно-то как раз и позволяет сотрудникам работать в любой точке офиса в нужном сценарии, объединившись в скводы. Коворкинги, телефонные будки, кофе-пойнты, переговорные – разнообразие альтернативных рабочих мест дает возможность менять локацию в течение рабочего дня.

Чтобы 650 сотрудникам не заблудиться на этаже площадью 7500 м2, архитекторы предложили интуитивную навигацию – цветовое деление на зоны, связанное с природой. К слову сказать, в офисе предусмотрены и зоны отдыха с настоящими деревьями.
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Фото предоставлено Best Office Awards

В световом дизайне применены умные решения – светильники с автоматической оптимизацией параметров освещения. Мебели, в которой преобладают предметы-трансформеры и мобили, было также уделено особое внимание – она выполнена по проекту архитекторов, причем, в России. Отечественные производители также изготовили разные по форме и цвету акустические панели, шумоизоляционные качества которых превосходят импортные аналоги. И что приятно, архитекторы отметили высокий уровень местных мебельщиков.
Сбербанк / Архитектурное бюро Evolution Design
Фото предоставлено Best Office Awards

Оптимизируя расходы
Arteza / Архитектурное бюро ARCH.FUNK
Цена и качество

Arteza / Архитектурное бюро ARCH.FUNK
Фото предоставлено Best Office Awards

Этот проект интересен не только новой номинацией премии, в которую он попал вместе с такой работой как коворкинг «Старт» Арсения Леоновича, но и тем, что офис создавался архитекторами для архитекторов. Компания Arteza известна своими ландшафтными проектами и коллаборациями, например, в конкурсе реновации они выступили в консорциуме с Zaha Hadid Architects.

Переезд в новый офис, расположенный на территории бывшей чаеразвесочной фабрики «Губкин-Кузнецов и Ко», где до недавнего времени функционировал завод «Плутон», стал для компании серьезным шагом – они увеличили площадь почти в четыре раза.
Arteza / Архитектурное бюро ARCH.FUNK
Фото предоставлено Best Office Awards

Из описания проекта следует, что «историческое пространство, освобожденное от позднейших перегородок и наслоений, несет в себе все черты промышленной архитектуры второй половины XIX века – краснокирпичные стены, металлические конструкции, высокие окна с лучковыми перемычками и пятиметровые потолки».

Традиционно считается, что реконструкция прома – дело дорогостоящее, но опыт Artezы говорит об обратном. «Мне кажется, номинация, в которой мы выиграли, – главная для заказчика, всегда стремящегося сохранить баланс между ценой и качеством и добиться максимального результата», – говорит Денис Кусенков, партнер ARTEZA.

В немалой степени на экономику проекта повлияли неожиданные конструктивные решения. В частности, несущие конструкции антресоли – единые на два помещения, общая балка проходит сквозь стену, разделяющую их.
Arteza / Архитектурное бюро ARCH.FUNK
Фото предоставлено Best Office Awards

Размещение на втором ярусе директорского офиса, а основных рабочих мест в нижнем как правило отражает иерархию, однако в этом случае благодаря абсолютной прозрачности стен такое разделение скорее условность.

При расчистке прежних наслоений – краски и гипсокартонных стен, были обнаружены интересные детали, в частности, арка. «Историческую стену красного кирпича мы решили оставить, а все остальные поверхности сделать белыми, чтобы сотрудники дополняли их своими чертежами, эскизами и таким образом оживляли», – рассказал архитектор Илья Сажин.

Также он пояснил, что при разработке дизайна они во многом отталкивались от брендбука Arteza: «Он очень объемный, и графически очень лаконичный, в какой-то степени даже стерильный, и именно брендбук подсказал монохромное решение интерьера».
Arteza / Архитектурное бюро ARCH.FUNK
Фото предоставлено Best Office Awards

В интерьере есть и цветные пятна. Библиотека, расположившаяся на антресоли, носит скорее домашний характер – уютные кресла, теплая гамма шкафов. Сразу ясно, что это зона релакса. «Фишка» бирюзового стола в рабочей зоне состоит не только в ярком цвете, но и в форме – он заужен с одной стороны, что создает перспективу и визуально удлиняет столешницу. Гигантский фикус из Голландии в проекте не был предусмотрен, но отлично вписался в интерьер, привнеся природную ноту в пространство офиса ландшафтной компании.
Офис Arteza / Архитектурное бюро ARCH.FUNK. Библиотека
Фото предоставлено Best Office Awards

Пространственный брендбук
Mondelez International / Архитектурное бюро VOX Architects
Бренд и имидж

Mondelez International / Архитектурное бюро VOX Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Выиграть в номинации Бренд и имидж – дорого стоит. Сейчас каждая из компаний имеет свой брендбук, соответствие которому непременно включается в ТЗ любого проекта, связанного с дизайном. А уж архитектурный проект должен не только соответствовать требованиям к организации работы офиса, но буквально переводить в пространство ее идеологию.

Естественно, что работа над проектом офиса Mondelez, крупной международной компании, специализирующейся на производстве продуктов питания, началась для VOX architects с изучения увесистого тома с описанием атрибутов идентичности бренда.
Mondelez International / Архитектурное бюро VOX Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

В задачу VOX architects входила разработка дизайна пяти этажей (5200 м2), занимаемых компанией в бизнес-центре лужковского времени. У пространства были свои достоинства – террасы и балконы, панорамные окна с хорошим видом на город, и недостатки – обилие конструктивных колонн, затрудняющих планировку офиса типа openspace – их пришлось камуфлировать перегородками.
Mondelez International / Архитектурное бюро VOX Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Пятый, последний, этаж был превращен в open space, где расположились ресепшн, корпоративная зона и пространство для работы с клиентами: 5 независимых переговорных, зона кафе с кухней и зона hot-desks полностью обеспечивают рабочий процесс. При этом открытость здесь можно понимать буквально – мобильные перегородки и мобильная мебель позволяют трансформировать этаж в полностью открытое пространство для проведения корпоративных мероприятий.
Mondelez International / Архитектурное бюро VOX Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Общая концепция Mondelez выражается в слогане – «The power of big and small» («Сила большого в малом»), который как и девиз «Дарить вкусные моменты радости» нашел свое отражение в интерьере. Форма стойки ресепшн, вдохновленная фирменным знаком Mondelez каплей «Joy» олицетворяютт «the power of small», а арка – большая «фирменная капля» – «the power of big». Цвета стеклянных перегородок офисных пространств не только соответствуют фирменным цветам бренда, но и символизируют тонкое разнообразие вкусовых ощущений.
Mondelez International / Архитектурное бюро VOX Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

«Я объясняю успех этого проекта отчасти нашей собственной позицией в создании интерьеров,» – комментирует победу архитектор Борис Воскобойников, – «мы создаем не интерьеры, а атмосферу, и в этом проекте она получилась очень светлая и позитивная».

Небо над цветами
Аэропорт Платов, бизнес-зал внутренние линии / Архитектурное бюро Nefa Architects
Бизнес-пространство в общественном интерьере

Аэропорт Платов, бизнес-зал внутренние линии / Архитектурное бюро Nefa Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Аэропорт Платов, открытый в конце прошлого года, отметился в конкурсе, причем в одной номинации, сразу двумя бизнес-залами – для внутренних и для внешних авиалиний (VOX Architects). Предпочтение отдали внутреннему туризму и работе архитектурного бюро Nefa Architects, воплотившему тему плодородия земли донской.
Аэропорт Платов, бизнес-зал внутренние линии / Архитектурное бюро Nefa Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Разбив зал, где в ожидании рейса можно и отдохнуть и поработать, на несколько функциональных зон, архитекторы сконцентрировали свое внимание именно на релаксации, предложив несколько решений, удовлетворяющих разным запросам.
Аэропорт Платов, бизнес-зал внутренние линии / Архитектурное бюро Nefa Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Мягкие группы и отдельно стоящие пуфы, скамейка необычной формы, которая наверняка понравится детям, лавки-ниши – каждый найдет себе место по душе.

В основу дизайна легла тема цветов, придающих весенней степи особенное очарование. Архитекторы предложили идею взгляда на небо сквозь травы и лепестки. Монохромный белый интерьер с тонкими колонками и бетонными полами тераццо оживляет пущенная под потолком извилистая лента, в которой угадываются очертания цветов.
Аэропорт Платов, бизнес-зал внутренние линии / Архитектурное бюро Nefa Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Для достижения необходимого эффекта архитекторы немало поломали голову, выбирая подходящий материал, и в результате была собрана конструкция из титана, специально протравленная для придания ей цвета побежалости (радужных цветов).
Аэропорт Платов, бизнес-зал внутренние линии / Архитектурное бюро Nefa Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Краски атриума
Бизнес-центр Neo Geo / Архитектурное бюро T+T Architects
Атриум бизнес-центра

Бизнес-центр Neo Geo / Архитектурное бюро T+T Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Если бизнес-центр – это огромный город, населенный бизнес-гражданами, то его атриум можно рассматривать как городскую площадь. В бизнес-центре Neo Geo таких «общественных пространств» аж восемь. Связанные между собой и лобби торговой галереей, они образуют единую систему, и контрастируют со строгостью входных групп, также разработанных T+T Architects.
Бизнес-центр Neo Geo / Архитектурное бюро T+T Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Создавая свой проект, архитекторы хотели добиться эффекта городского ландшафта в интерьере и придумали для каждого двора индивидуальное решение, соответствующее тем или иным задачам. Удержать баланс между отдыхом и работой, не свалившись в банальный интертеймент – с этой задачей архитекторы справились с успехом.
Бизнес-центр Neo Geo / Архитектурное бюро T+T Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Центральные площади рекреационные функции сочетают с бизнесом: тут обустроены подиумы с переговорными, где можно провести относительно неформальную встречу, небольшие диваны-купе. Легкой непринужденности достаточно деловому пространству добавляют кресла – качели и красные манекены, населяющие двор, пока все работают.
Бизнес-центр Neo Geo / Архитектурное бюро T+T Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

На периферии – дворы-парки, в зеленых пространствах которых можно расслабиться в перерыве, в окружении зелени или арт-инсталляций. Яркие цветовые акценты подчеркивают архитектуру здания и несколько разбавляют аскетичность стеклянных фасадов.
Бизнес-центр Neo Geo / Архитектурное бюро T+T Architects
Фото предоставлено Best Office Awards

Высока страна моя родная
МeгаФон / Архитектурное бюро UNK project
Дизайн-идея

МeгаФон / Архитектурное бюро UNK project
Фото предоставлено Best Office Awards

«Россия – большая страна» – главная идея офиса компании МегаФон, первого федерального сотового оператора в России.

Во многом архитектура здания бизнес-центра «Оружейный», состоящего из нескольких башен, две из которых занимает МегаФон, определила функциональное разделение офиса на зоны. С первого по четвертый этаж заняли корпоративные пространства, а с пятого по двенадцатый – рабочие. Этажи различаются по площади и количеству сотрудников, максимальное количество которых располагается на этаже с открытой планировкой: здесь работают до 600 человек.
МeгаФон / Архитектурное бюро UNK project
Фото предоставлено Best Office Awards

В навигации по офису столь гигантской площади помогает разделение этажей по городам – главным центрам МегаФона. Поездка от Калининграда до Владивостока на лифте занимает всего минуту, а города-миллионники можно обежать за 10 минут, при этом увидев все их достопримечательности. В этом воплощается один из посылов, заложенных в идеологии компании, обеспечивающей мгновенную связь между городами России, которую архитекторы перевели во вполне осязаемую и видимую форму.
МeгаФон / Архитектурное бюро UNK project. Навигация по этажам
Фото предоставлено Best Office Awards

Одним из элементов проектирования стало исследование мнений о регионах и о том, что наиболее ярко их отражает, в результате которого оказалось, что «взгляд из Москвы» сильно расходится с собственным представлением жителей о своем городе. Региональные сотрудники приняли активное участие в формировании «облика» городов, выбирая названия «улиц» и «площадей», а также отдельные объекты, которые стали частью дизайна офиса и неотъемлемым элементом навигации по этажам.
zooming
МeгаФон / Архитектурное бюро UNK project
Фото предоставлено Best Office Awards

Каждый город-этаж неповторим: во входных зонах – гигантские панно, не только сообщающие название города, но и передающие его особенности через графику. Например, Екатеринбург развивает тему «рок-н-ролла», а Москва достопримечательностей, таких как метро, Кремль и Сити. Каждый этаж также снабжен картой, кофе-пойнты сделаны в виде автобусных остановок с рекламными ролл-апами. Помимо этого у городов есть индивидуальный цветовой код.
МeгаФон / Архитектурное бюро UNK project
Фото предоставлено Best Office Awards

Ниже еще несколько лауреатов престижной премии.
***

Организация пространства: HILTI / Архитектурное бюро OFFCON
HILTI / Архитектурное бюро OFFCON
Фото предоставлено Best Office Awards


Комфорт и эргономика: Финансовая группа Будущее / Архитектурное бюро FRONTARCHITECTURE
Финансовая группа Будущее / Архитектурное бюро FRONTARCHITECTURE
Фото предоставлено Best Office Awards


Светодизайн: СИБУР / Архитектурное бюро IND Architects
СИБУР / Архитектурное бюро IND Architects
Фото предоставлено Best Office Awards


Светодизайн: HUAWEI / Архитектурное бюро ABD architects
zooming
HUAWEI / Архитектурное бюро ABD architects
Фото предоставлено Best Office Awards
zooming
HUAWEI / Архитектурное бюро ABD architects
Фото предоставлено Best Office Awards


Региональный проект: Лэм Уэстон Белая Дача / Дизайн-студия Koshka Interiors
Лэм Уэстон Белая Дача / Дизайн-студия Koshka Interiors
Фото предоставлено Best Office Awards


Региональный проект: RIM / Студия архитектуры и дизайна RIM
RIM / Студия архитектуры и дизайна RIM
Фото предоставлено Best Office Awards


Коворкинг: Workki Федерация / Архитектурное бюро DA
Workki Федерация / Архитектурное бюро DA
Фото предоставлено Best Office Awards


Зарубежный проект: Группа компаний GT / Архитектурное бюро AVG
Группа компаний GT / Архитектурное бюро AVG
Фото предоставлено Best Office Awards


Приз Зрительских Симпатий: GrowUp / Архитектурное бюро Agile Architect
GrowUp / Архитектурное бюро Agile Architect;
Фото предоставлено Best Office Awards


Приз Зрительских Симпатий: Smart.Point / Monarch Eurasia
Smart.Point / Monarch Eurasia
Фото предоставлено Best Office Awards

06 Июня 2018

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.