Все ради вида

Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Мастерская:

ATRIUM

Проект:

Жилой комплекс Z-House
Россия, Москва, 1-й Тружеников переулок, вл. 16-18

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Николай Зайцев, Петр Алимов, Сергей Ряузов, Алексей Сорокин, Татьяна Елецкая, Никита Кучинский, Ольга Романова, Иван Хрипков, Екатерина Тросман, Артем Рева, Татьяна Матвиенко, Мария Шуклина, Анна Аленичева

2016

Заказчик: Vesper
Закрытый конкурс провела девелоперская компания Vesper в 2017 году, его победителем стали «Цимайло, Ляшенко и партнеры» в соавторстве с французской компаний Antonini Darmon, они и продолжают сейчас работу над проектом. Проект АБ ATRIUM, о котором здесь идет речь, был одним из участников конкурса.
***

Третья точка
В Москве есть несколько районов, считающихся наиболее престижными и желанными для покупки квартир. Еще недавно на первом месте была Остоженка, но ее мягко отодвинули с лидирующих позиций Патриаршие пруды и Хамовники. Последние имеют самый высокий рейтинг и, одновременно, потенциал для роста. В отличие от двух других «точек недвижимого притяжения» в юго-западной излучине Москвы-реки соединились несколько заветных для покупателя факторов: транспортная доступность, развитая инфраструктура, сравнительно неплохая экологическая ситуация и наличие рекреационных пространств. Добавьте сюда освобождаемые от остатков промышленности территории, в том числе расположенные вдоль Саввинской набережной, и вы получите район, где в ближайшие 5-10 лет с большой долей вероятности будет сосредоточена деятельность российской архитектурной элиты. Собственно тенденция уже налицо. Не удивительно, что ряд девелоперов использует формат закрытых конкурсов, к участию в которых приглашают ведущие архитектурные бюро для выбора концепций застройки перспективных участков.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

Экспресс-тестирование
Vesper, входящая в число девелоперских компаний, предпочитающих проводить заказные конкурсы, в 2016 году пригласила несколько архитектурных команд, чтобы найти оптимальное решение и протестировать свои предварительные маркетинговые расчеты. Понимая, примерно, какой проект мог бы удовлетворить все требования города и при этом быть востребован на рынке, Vesper решил провести дополнительное экспресс-тестирование своего перспективного видения. Ведь всегда есть шанс, что найдется еще более эффективное и «продающееся» предложение, которое повысит рентабельность проекта. Приглашенные участники должны были примерно за месяц разработать концепцию, в которой жестко соблюдались бы показатели по выходу площадей и другие утвержденные городом параметры. С объемно-пространственным и планировочным решениями при этом можно было экспериментировать.
Жилой комплекс Z-House. Вид на участок под застройку © Архитектурная мастерская ATRIUM

В число участников конкурса вошло бюро ATRIUM, которому формат закрытых конкурсов достаточно хорошо знаком. Антон Надточий так комментирует эту практику: «Я считаю, что система закрытых конкурсов самая эффективная для заказчиков, потому что она кратчайшим способом гарантирует наилучший результат. Заказчик приглашает лучшие команды, которые не только предложат качественную идею, но и смогут её реализовать. В этом случае они получают концепции, которые показывают различные авторские стратегии и часто даже опережают существующие рыночные тенденции. В таких конкурсах нам всегда интересно показать наше видение, сравнить его с мнением наших коллег и побороться за реальный заказ».
 
Не баян

Под будущий элитный жилой комплекс была выделена отнюдь не простая площадка. Непростая как в плане истории места, так и в плане разномастного окружения и различных препятствий к созданию идеального проекта.
zooming
Жилой комплекс Z-House. Ситуационный план
© ATRIUM

Прежде всего архитекторам нужно было решить, как вписать элитное жилье в сложный по конфигурации участок, затесненный уже существующими строениями, среди которых были: двухэтажный корпус Мосводоканала и нежилой 4-этажный дом, отгораживающие будущий ЖК от набережной; 12-этажная кирпичная башня родом из 1990-х и 4-этажный корпус Центра коррекции и развития, стоящие вдоль 2-го Труженикова переулка, ну и еще целая рассыпь из 2- и 3-этажных строений самого разного назначения и сохранности. К этому «джентльменскому» отягощению добавлялся изрядный рельеф с перепадом отметок более чем на 8 метров. После методичного отступа от границ с учетом пожарных проездов и инсоляции определилось пятно застройки, образующее «Г»-образный корпус с практически равными по длине крыльями, одно из которых шло параллельно набережной, а второе – уходило вглубь квартала. Внутреннее пространство отводилось под небольшой озелененный двор. Заезд в подземный паркинг шел сверху, со стороны 1-го Труженикова переулка.
zooming
Жилой комплекс Z-House. План на отм. ± 0.000
© ATRIUM

Что касается истории места, то основную «тему» задавала располагавшаяся здесь раньше Московская баянная фабрика имени РККА. От ее цехов мало что уцелело и перспектив для использования по конверсионному сценарию не представляло. Зато литературная составляющая открывала перед архитекторами широкий простор для интерпретаций. Столь редко встречающаяся в наши дни специализация в силу своей колоритности просто обязана была каким-то образом отразиться на архитектуре. Архитекторы признаются, что первые попытки конвертировать форму музыкального инструмента в объемно-пространственное решение успехом не увенчались. Играть на баяне оказалось сложнее, чем можно было предположить.

Курортный настрой
Решение нашлось благодаря еще одной ключевой особенности места – близости к реке и возможности сделать вид на реку одним из наиболее ценных преимуществ для будущих покупателей. Для этого команда решила отказаться от обычной конфигурации здания в пользу композиции более распространенной и уместной в совсем других широтах и с несколько иными видами. Вместо обычного вертикального фасада возникла ступенчатая структура, ярусами отодвигающаяся вглубь участка, благодаря чему появилась возможность как открыть вид на реку для квартир, бокового крыла, так и создать систему открытых террас, которыми могли бы пользоваться жители выходящих на них квартир.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM


Подобные структуры характерны для приморских курортов. Именно так строятся большинство отелей, клиентам которых важно иметь возможность проводить часть отдыха сидя на террасе с видом на безбрежные морские дали. Для московских реалий вид на сероватые волны Москва-реки и перспективу промышленной зоны вдоль Бережковской набережной и дальше, с громадой Сити, подпирающей низкую облачность, вполне сопоставим и конкурентен с видом на море. Во всяком случае так посчитали архитекторы бюро ATRIUM и сделали ставку на курортный тип архитектуры, тем более что в аритмичных зигзагах (отсюда и название дома Z-House) и ступеньках террасного корпуса при большом желании и фантазии можно увидеть аналогию с раскрывающимися мехами баяна. Quod erat demonstrandum.
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция © Архитектурная мастерская ATRIUM
© ATRIUM
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

Коллекция бонусов
В результате наложения истории и литературы на геологию, с дополнительным прессингом экономики, выкристаллизовалась логичная и живая система ярусного здания, в котором каждый элемент, в том числе основные пространственные, планировочные и фасадные решения продиктованы стремлением обеспечить будущим покупателям максимальный набор преференций, связанный с расположением комплекса и открывающимися видами.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. План 2-3 этажа © Архитектурная мастерская ATRIUM
© ATRIUM

Крылья комплекса расположены под углом немного большим, чем 90 градусов – ради того, чтобы обитатели квартир бокового крыла получили более широкий обзор реки. Этой же цели служат небольшие стеклянные эркеры, косым углом выступающие за плоскость фасада на внешней и внутренней стороне бокового корпуса. Внутри они появляются на верхних этажах, там, где поверх пониженной части продольного крыла открывается основная панорама.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM

Лестнично-лифтовые узлы главного корпуса сосредоточены вдоль внутреннего фасада. Он ориентирован на юго-восток – в обычной ситуации его оставили бы для жилых помещений, но в данном случае авторы предпочли сосредоточить здесь вспомогательные и коммуникационные зоны, чтобы освободить от них внешний видовой фасад.
zooming
Жилой комплекс Z-House. План 6-7 этажа
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. План 8-9 этажа
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

В оформлении фасадов комбинируются кирпичная облицовка и стеклянные витражи. Баланс между ними определяют опять-таки видовые характеристики. Лучшие виды получают максимум стекла. Фасады, выходящие на соседние здания, довольствуются паритетом между кирпичными простенками и двухэтажными узкими витражами, периодически заменяемыми на стеклянные эркеры.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

В качестве компенсации за потерю вида на реку, две крайние квартиры на первых этажах продольного корпуса сделаны в формате, близком к таунхаусу. У них есть свой собственный вход с улицы, два полноценных этажа и отдельные террасы над стилобатной частью.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

Цоколь комплекса решен таким образом, чтобы визуально и пространственно связать внутренний двор с внешним «миром», выходящим на реку и набережную. Обыгрывая перепад рельефа, архитекторы приподняли основной объем комплекса над уровнем земли, оставив в качестве опор большую часть первого этажа главного корпуса и небольшой коммуникационный блок с лобби и двумя лестнично-лифтовыми блоками бокового крыла. Пространство межу основным объемом и стилобатом используется как общественные и рекреационные площадки. Непосредственно связью между набережной и двором служит широкая лестница, достаточно эффектная, чтобы претендовать на роль фона для памятных фотографий новых жильцов перед заселением.

Вера Бутко так поясняет идею прохода сквозь дом: «Мы хотели привнести в композицию воздух, свет и связать двор с рекой. Благодаря проходу через главное крыло мы получили одновременно защищенное и открытое вовне пространство. Человек идет под этой крышей с огромными консолями и может спуститься на улицу по лестнице. Из любой точки мы видим проходы на реку, избегая таким образом ощущения изоляции, отрезанности от набережной».
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM

Нагрузку от словно бы висящего в воздухе внешнего угла комплекса принимает на себя единственная колонна, отделанная полированным белым камнем, благодаря чему, она почти растворяется в огромном пространстве, замкнутом между отделанным кирпичом стилобатом и облицованным глянцевыми белыми панелями перекрытием. Необычное сочетание на фасадах кирпича со светло-серыми и белыми отделочными материалами придает комплексу легкость и даже утонченность, напоминая лондонские кварталы с их неизменно белыми переплетами окон в обрамлении живописной кирпичной кладки. В этой фасадной игре материалов не последнюю роль исполняют большие витражи. Для них архитекторы предложили осветленные стекла с легким зеркальным эффектом.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM

При взгляде на встроенную в панораму набережной визуализацию комплекса бросается в глаза, что новый дом не нарушает уже сложившуюся систему застройки. На первую линию Саввинской набережной выходят дома с высотой 9–12 этажей. Их разномастность и отсутствие единого высотного габарита не позволяет говорить об ансамбле, сопоставимом, например, с застройкой Фрунзенской набережной, но какой-никакой ритм тут все же можно усмотреть. Решение, предложенное бюро ATRIUM поддерживает этот общий ритм, но при этом даёт более глубинное развитие композиции за счёт отодвинутой от передней линии высотной частью и понижением ярусов к соседней
кирпичной башне.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM


Мастерская:

ATRIUM

Проект:

Жилой комплекс Z-House
Россия, Москва, 1-й Тружеников переулок, вл. 16-18

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Николай Зайцев, Петр Алимов, Сергей Ряузов, Алексей Сорокин, Татьяна Елецкая, Никита Кучинский, Ольга Романова, Иван Хрипков, Екатерина Тросман, Артем Рева, Татьяна Матвиенко, Мария Шуклина, Анна Аленичева

2016

Заказчик: Vesper

26 Марта 2018

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.