Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
Закрытый конкурс провела девелоперская компания Vesper в 2017 году, его победителем стали «Цимайло, Ляшенко и партнеры» в соавторстве с французской компаний Antonini Darmon, они и продолжают сейчас работу над проектом. Проект АБ ATRIUM, о котором здесь идет речь, был одним из участников конкурса.*** Третья точкаВ Москве есть несколько районов, считающихся наиболее престижными и желанными для покупки квартир. Еще недавно на первом месте была Остоженка, но ее мягко отодвинули с лидирующих позиций Патриаршие пруды и Хамовники. Последние имеют самый высокий рейтинг и, одновременно, потенциал для роста. В отличие от двух других «точек недвижимого притяжения» в юго-западной излучине Москвы-реки соединились несколько заветных для покупателя факторов: транспортная доступность, развитая инфраструктура, сравнительно неплохая экологическая ситуация и наличие рекреационных пространств. Добавьте сюда освобождаемые от остатков промышленности территории, в том числе расположенные вдоль Саввинской набережной, и вы получите район, где в ближайшие 5-10 лет с большой долей вероятности будет сосредоточена деятельность российской архитектурной элиты. Собственно тенденция уже налицо. Не удивительно, что ряд девелоперов использует формат закрытых конкурсов, к участию в которых приглашают ведущие архитектурные бюро для выбора концепций застройки перспективных участков.
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
Экспресс-тестированиеVesper, входящая в число девелоперских компаний, предпочитающих проводить заказные конкурсы, в 2016 году пригласила несколько архитектурных команд, чтобы найти оптимальное решение и протестировать свои предварительные маркетинговые расчеты. Понимая, примерно, какой проект мог бы удовлетворить все требования города и при этом быть востребован на рынке, Vesper решил провести дополнительное экспресс-тестирование своего перспективного видения. Ведь всегда есть шанс, что найдется еще более эффективное и «продающееся» предложение, которое повысит рентабельность проекта. Приглашенные участники должны были примерно за месяц разработать концепцию, в которой жестко соблюдались бы показатели по выходу площадей и другие утвержденные городом параметры. С объемно-пространственным и планировочным решениями при этом можно было экспериментировать.
Жилой комплекс Z-House. Вид на участок под застройку © Архитектурная мастерская ATRIUM
В число участников конкурса вошло бюро ATRIUM, которому формат закрытых конкурсов достаточно хорошо знаком. Антон Надточий так комментирует эту практику: «Я считаю, что система закрытых конкурсов самая эффективная для заказчиков, потому что она кратчайшим способом гарантирует наилучший результат. Заказчик приглашает лучшие команды, которые не только предложат качественную идею, но и смогут её реализовать. В этом случае они получают концепции, которые показывают различные авторские стратегии и часто даже опережают существующие рыночные тенденции. В таких конкурсах нам всегда интересно показать наше видение, сравнить его с мнением наших коллег и побороться за реальный заказ». Не баян Под будущий элитный жилой комплекс была выделена отнюдь не простая площадка. Непростая как в плане истории места, так и в плане разномастного окружения и различных препятствий к созданию идеального проекта.Жилой комплекс Z-House. Ситуационный план © ATRIUM
Прежде всего архитекторам нужно было решить, как вписать элитное жилье в сложный по конфигурации участок, затесненный уже существующими строениями, среди которых были: двухэтажный корпус Мосводоканала и нежилой 4-этажный дом, отгораживающие будущий ЖК от набережной; 12-этажная кирпичная башня родом из 1990-х и 4-этажный корпус Центра коррекции и развития, стоящие вдоль 2-го Труженикова переулка, ну и еще целая рассыпь из 2- и 3-этажных строений самого разного назначения и сохранности. К этому «джентльменскому» отягощению добавлялся изрядный рельеф с перепадом отметок более чем на 8 метров. После методичного отступа от границ с учетом пожарных проездов и инсоляции определилось пятно застройки, образующее «Г»-образный корпус с практически равными по длине крыльями, одно из которых шло параллельно набережной, а второе – уходило вглубь квартала. Внутреннее пространство отводилось под небольшой озелененный двор. Заезд в подземный паркинг шел сверху, со стороны 1-го Труженикова переулка.
Жилой комплекс Z-House. План на отм. ± 0.000 © ATRIUM
Что касается истории места, то основную «тему» задавала располагавшаяся здесь раньше Московская баянная фабрика имени РККА. От ее цехов мало что уцелело и перспектив для использования по конверсионному сценарию не представляло. Зато литературная составляющая открывала перед архитекторами широкий простор для интерпретаций. Столь редко встречающаяся в наши дни специализация в силу своей колоритности просто обязана была каким-то образом отразиться на архитектуре. Архитекторы признаются, что первые попытки конвертировать форму музыкального инструмента в объемно-пространственное решение успехом не увенчались. Играть на баяне оказалось сложнее, чем можно было предположить. Курортный настройРешение нашлось благодаря еще одной ключевой особенности места – близости к реке и возможности сделать вид на реку одним из наиболее ценных преимуществ для будущих покупателей. Для этого команда решила отказаться от обычной конфигурации здания в пользу композиции более распространенной и уместной в совсем других широтах и с несколько иными видами. Вместо обычного вертикального фасада возникла ступенчатая структура, ярусами отодвигающаяся вглубь участка, благодаря чему появилась возможность как открыть вид на реку для квартир, бокового крыла, так и создать систему открытых террас, которыми могли бы пользоваться жители выходящих на них квартир.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
Подобные структуры характерны для приморских курортов. Именно так строятся большинство отелей, клиентам которых важно иметь возможность проводить часть отдыха сидя на террасе с видом на безбрежные морские дали. Для московских реалий вид на сероватые волны Москва-реки и перспективу промышленной зоны вдоль Бережковской набережной и дальше, с громадой Сити, подпирающей низкую облачность, вполне сопоставим и конкурентен с видом на море. Во всяком случае так посчитали архитекторы бюро ATRIUM и сделали ставку на курортный тип архитектуры, тем более что в аритмичных зигзагах (отсюда и название дома Z-House) и ступеньках террасного корпуса при большом желании и фантазии можно увидеть аналогию с раскрывающимися мехами баяна. Quod erat demonstrandum.
Жилой комплекс Z-House. Концепция © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House. Концепция © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House. Концепция © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House. Концепция © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House. Концепция © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House. Концепция © Архитектурная мастерская ATRIUM © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
Коллекция бонусовВ результате наложения истории и литературы на геологию, с дополнительным прессингом экономики, выкристаллизовалась логичная и живая система ярусного здания, в котором каждый элемент, в том числе основные пространственные, планировочные и фасадные решения продиктованы стремлением обеспечить будущим покупателям максимальный набор преференций, связанный с расположением комплекса и открывающимися видами.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
Жилой комплекс Z-House. План 2-3 этажа © Архитектурная мастерская ATRIUM © ATRIUM
Крылья комплекса расположены под углом немного большим, чем 90 градусов – ради того, чтобы обитатели квартир бокового крыла получили более широкий обзор реки. Этой же цели служат небольшие стеклянные эркеры, косым углом выступающие за плоскость фасада на внешней и внутренней стороне бокового корпуса. Внутри они появляются на верхних этажах, там, где поверх пониженной части продольного крыла открывается основная панорама.
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
Лестнично-лифтовые узлы главного корпуса сосредоточены вдоль внутреннего фасада. Он ориентирован на юго-восток – в обычной ситуации его оставили бы для жилых помещений, но в данном случае авторы предпочли сосредоточить здесь вспомогательные и коммуникационные зоны, чтобы освободить от них внешний видовой фасад.
Жилой комплекс Z-House. План 6-7 этажа © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House. План 8-9 этажа © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
В оформлении фасадов комбинируются кирпичная облицовка и стеклянные витражи. Баланс между ними определяют опять-таки видовые характеристики. Лучшие виды получают максимум стекла. Фасады, выходящие на соседние здания, довольствуются паритетом между кирпичными простенками и двухэтажными узкими витражами, периодически заменяемыми на стеклянные эркеры.
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
В качестве компенсации за потерю вида на реку, две крайние квартиры на первых этажах продольного корпуса сделаны в формате, близком к таунхаусу. У них есть свой собственный вход с улицы, два полноценных этажа и отдельные террасы над стилобатной частью.
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
Цоколь комплекса решен таким образом, чтобы визуально и пространственно связать внутренний двор с внешним «миром», выходящим на реку и набережную. Обыгрывая перепад рельефа, архитекторы приподняли основной объем комплекса над уровнем земли, оставив в качестве опор большую часть первого этажа главного корпуса и небольшой коммуникационный блок с лобби и двумя лестнично-лифтовыми блоками бокового крыла. Пространство межу основным объемом и стилобатом используется как общественные и рекреационные площадки. Непосредственно связью между набережной и двором служит широкая лестница, достаточно эффектная, чтобы претендовать на роль фона для памятных фотографий новых жильцов перед заселением.
Вера Бутко так поясняет идею прохода сквозь дом: «Мы хотели привнести в композицию воздух, свет и связать двор с рекой. Благодаря проходу через главное крыло мы получили одновременно защищенное и открытое вовне пространство. Человек идет под этой крышей с огромными консолями и может спуститься на улицу по лестнице. Из любой точки мы видим проходы на реку, избегая таким образом ощущения изоляции, отрезанности от набережной».
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
Нагрузку от словно бы висящего в воздухе внешнего угла комплекса принимает на себя единственная колонна, отделанная полированным белым камнем, благодаря чему, она почти растворяется в огромном пространстве, замкнутом между отделанным кирпичом стилобатом и облицованным глянцевыми белыми панелями перекрытием. Необычное сочетание на фасадах кирпича со светло-серыми и белыми отделочными материалами придает комплексу легкость и даже утонченность, напоминая лондонские кварталы с их неизменно белыми переплетами окон в обрамлении живописной кирпичной кладки. В этой фасадной игре материалов не последнюю роль исполняют большие витражи. Для них архитекторы предложили осветленные стекла с легким зеркальным эффектом.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
При взгляде на встроенную в панораму набережной визуализацию комплекса бросается в глаза, что новый дом не нарушает уже сложившуюся систему застройки. На первую линию Саввинской набережной выходят дома с высотой 9–12 этажей. Их разномастность и отсутствие единого высотного габарита не позволяет говорить об ансамбле, сопоставимом, например, с застройкой Фрунзенской набережной, но какой-никакой ритм тут все же можно усмотреть. Решение, предложенное бюро ATRIUM поддерживает этот общий ритм, но при этом даёт более глубинное развитие композиции за счёт отодвинутой от передней линии высотной частью и понижением ярусов к соседней кирпичной башне.
Жилой комплекс Z-House © ATRIUM
|