Студия Александра Бродского и Надежды Корбут предложила студентам принять участие в преображении одного московского здания, бывшей трансформаторной подстанции 1950-х годов. Для него искали не только новые функции, но и смыслы, учились «вызывать чувства в людях при помощи строительных материалов», поскольку, как говорилось в программе студии, «архитектура – это искусство реальных вещей и невещественных переживаний».
Александр Бродский,
руководитель студии «Трансформатор, или Марсельский суп»
«Проект посвящен старой трансформаторной подстанции, которая расположена на «Красном Октябре». Она перестала быть нужной, ее отключили и приговорили к сносу. Дом огромный, очень красивый, его снесут где-то в конце осени, я думаю. Наш проект – своего рода дань памяти и уважения такому шикарному зданию.
Мы решили поделить его спонтанно на 13 частей, потому что у нас 13 студентов. Мы их туда запустили зимой, в темноте. Они там все облазили, исследовали все лабиринты, составили план, поделили между собой, и каждый придумал своей части какую-то функцию. Там есть тюрьма, казино и церковь, баня, молочная ферма, парламент – в общем, тринадцать самых разных вещей. У них получился маленький город. Мы вдохновлялись зданиями, вроде дворца Диоклетиана в Сплите и античными амфитеатрами, занятыми средневековыми городами, как Арль. Вот что-то подобное вышло и у них.
Сложность была, в основном, в том, что студенты должны были очень плотно работать коллективно: заполнить все пространство, определить границы каждого и создать пути сообщения – возник сложнейший организм».
ролик, сделанный студентами студии Бродского:
***
Подъезд
Александра Полидовец«Через осмысление того, что я почувствовала и увидела, я сформулировала для себя тайну трансформатора, на основании которой строилась моя дальнейшая работа над проектом. Во-первых, Трансформатор – это место для жизни, во-вторых, он хранит в себе следы повседневности, в-третьих, это место, где всё смешалось.
Подобно тому, как в марсельском супе сочетаются множество ингредиентов, так и тринадцать разных функций помещаются в одном объёме трансформатора, а тринадцать разных квартир – в одном подъезде. Здесь встречаются разные типологии жилья: от коммунальной квартиры для фермеров и бездомных до крошечного домика мастера на крыше».
***
Молочная ферма
Александр Белозерцев«Здание стало ненужным из-за того, что не сумело вписаться в переход от индустриальной к постиндустриальной парадигме развития территории. Поскольку постиндустриальные функции оказались с ним несовместимы, то его наполнение было определено как доиндустриальное.
Это отразилось как в идее использования доиндустриальных конструктивных решений, так и в целом – в отказе от индустриальной горизонтальной схемы организации пространства молочной фермы и в переходе к более традиционному, пусть и видоизмененному, принципу вертикального функционирования.
Пространство для работы людей пересекается с пространством для жизни животных, а все уровни связаны системой пандусов. Уклоны пандусов меняются в соответствии с расположением различных животных: коров – на первом этаже, овец – на средних уровнях и коз – на верхних. Таким образом можно ограничить проникновение животных на смежные уровни: выгул коров осуществляется на улице, а коз – на кровле».
***
Библиотека
Екатерина Ициксон«Интеллектуальным центром Транформатора является библиотека, «наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная (Борхес)». Подобно книгам, читатели сидят в деревянных шкафах в читальном зале. Навеянная творчеством Александра Бродского, библиотека подчеркнуто несовременна: в ней время остановилось, как оно остановилось и для всего здания, здесь остров стабильности и тишины в бушующем мире мегаполиса».
***
Дом для бездомных
Петр Корнишин«Первый образ будущей функции возник после зарисовки «тайного места» – пространства, которое пронизывает все здание, но при этом остается незамеченным. Это место – вентиляционная шахта с габаритами, позволяющими находится в ней человеку.
Мне захотелось создать целую «паутину» тайной системы тоннелей, пронизывающей все здание. Но нужно было четко определить, зачем создавать такую архитектуру, кто будет ее «жителем» и почему это место должно быть скрытым.
Подобное пространство – его габариты и минимальные условия комфорта – обозначило особую социальную группу. Анализируя людей и их потребности, я определил, что жителями моего «города» могут стать бездомные. Проблема отсутствия необходимого количества мест для удовлетворения минимальных потребностей людей без жилья, проблема их интеграции в общество и восприятия их обществом задали вектор развития моего проекта. Бездомные люди получают свое собственное пространство внутри «живой» инфраструктуры, проходят путь социализации через Трансформатор, и, возможно, меняют свои жизненные принципы».
***