Архсовет Москвы–36

11 ноября Архитектурный совет рассмотрел и не поддержал проекты жилого дома на Барвихинской улице и административного здания в Мясницком проезде.

mainImg
Жилой дом на Барвихинской улице
zooming
Жилой дом с подземной парковкой, магазином, ДОУ и школой на Барвихинской улице. Проектная организация: «Аймекс-Групп». Заказчик: «Элит-Строй»

Участок проектирования жилого дома, расположенный на пересечении Можайского шоссе и МКАД, уже не раз рассматривался на Архитектурном совете. Это место на въезде в столицу позиционируется как западные «ворота» Москвы, а потому имеет особое значение для города. Буквально два года назад на территории, непосредственно выходящей к магистрали, Архсоветом было одобрено строительство второй очереди крупного офисного центра из трех отдельно стоящих объемов по проекту мастерской Бориса Левянта. Первая очередь уже построена на противоположной стороне шоссе. Новый жилой дом предполагается возвести позади строящегося объекта, на месте существующего магазина «Седьмой континент». Ситуация непростая и обязывающая: два больших и выразительных комплекса на мощной транспортной развязке, увязанные в единый ансамбль, уверенно обозначают въезд в город. По левую руку от рассматриваемого участка расположились тоже очень заметные 22-этажные башни жилых домов, крестообразные в плане.
zooming
Жилой дом с подземной парковкой, магазином, ДОУ и школой на Барвихинской улице. Проектная организация: «Аймекс-Групп». Заказчик: «Элит-Строй»

В таком окружении следовало как минимум соответствовать заданной планке. Авторы проекта из бюро «Аймекс-Групп» решили ориентироваться на «крестовые» башни – на их высоту и посадку. Однако здесь вместо креста появилась угловая 23-этажная высотка. Такая форма, помимо привязки к существующим домам, по словам докладчика, обеспечивает еще и необходимую инсоляцию квартир среди тесной застройки. Благодаря перепаду рельефа организован большой стилобат, куда предлагается встроить и существующий «Седьмой континент», и дополнительную торговую галерею, и детский сад. В отдельном блоке планируется разместить школу. Нейтральные фасады формируются за счет чередования светлых и темных фрагментов, упорядоченной компоновки окон, балконов и лоджий.
zooming
Жилой дом с подземной парковкой, магазином, ДОУ и школой на Барвихинской улице. Проектная организация: «Аймекс-Групп». Заказчик: «Элит-Строй»

Выслушав доклад, Евгения Муринец обратила внимание присутствующих на то, что в представленном проекте имеются существенные отступления от ГПЗУ. Так, выявлено превышение разрешенной высоты в 75 м, поскольку в проекте не учитывается высота стилобата. Допустимые показатели площади также превышены примерно на 10%. Кроме того, есть претензии к организации на участке автомобильного и пешеходного движения.

У Сергея Кузнецова сразу возникли вопросы к отдельно стоящему зданию школы: мало того, что авторы не предложили для него никакого внятного архитектурного решения, так еще и собственной территории у школы не оказалось, что является прямым нарушением. Проектировщики вместе с представителем службы заказчика пояснили, что вопрос строительства школы пока остается открытым. Это обременение, данное городом, которое предстоит обсуждать с жителями района. Дело в том, что в шаговой доступности расположены две большие школы, готовые принять всех новых учеников. По словам заказчика, есть высокая вероятность того, что будет построен только небольшой блок для начальных классов на 70 мест, либо от строительства откажутся вовсе. Сергей Кузнецов, выслушав объяснение докладчиков, предложил свой вариант решения вопроса: отправить запрос в Департамент образования с тем, чтобы разместить блок начальных классов на территории существующих школ, поскольку на рассматриваемом участке организовать пришкольное пространство не получается.
zooming
Жилой дом с подземной парковкой, магазином, ДОУ и школой на Барвихинской улице. Проектная организация: «Аймекс-Групп». Заказчик: «Элит-Строй»

Разобравшись со школой, члены совета принялись обсуждать жилой дом. Андрей Гнездилов заметил, что размещение здания на участке выглядит неубедительно. Форма выделенной для строительства площадки, по его мнению, допускает и другую, более рациональную планировку – скажем, в виде протяженной пластины меньшей высоты. С этой мыслью согласился и Сергей Кузнецов, отметивший, что потенциал участка никак не используется. Дом занимает место ровно посередине, не формируя ни общественного, ни приватного дворового пространства. По мнению Кузнецова, было бы логичней поставить дом вдоль дуги Барвихинской улицы, организовав внутри уютный замкнутый двор. Авторы попытались защититься, объяснив посадку здания необходимостью поддержания ритма существующих башен заметным поворотом объема. Кроме того, иное расположение неминуемо приведет к нарушению инсоляционных норм и перекроет все виды. Ставить длинный дом вдоль улицы им тоже не хотелось, ведь в таком случае получится довольно темный и узкий коридор между строящимися офисами и жилыми квартирами.
zooming
Жилой дом с подземной парковкой, магазином, ДОУ и школой на Барвихинской улице. Проектная организация: «Аймекс-Групп». Заказчик: «Элит-Строй»

Юрий Григорян предложил рассмотреть еще один вариант в виде высокой и тонкой башни. По его мнению, разрешенная высота в этом месте, вблизи МКАД, могла бы быть гораздо большей – до 120 м, и в этом случае мог бы получиться куда более интересный архитектурный объект, отвечающий статусу места и окружению. Евгения Муринец подтвердила, что это ограничение вполне можно пересмотреть. Сергей Кузнецов тоже согласился с этим предложением, но посоветовал оттянуть объем максимально близко к дороге, чтобы освободить место для двора и школы, если она все-таки будет строиться. Таким образом, авторы получили сразу два возможных варианта для дальнейшей проработки – протяженный секционный дом и высотную башню.
zooming
Жилой дом с подземной парковкой, магазином, ДОУ и школой на Барвихинской улице. Проектная организация: «Аймекс-Групп». Заказчик: «Элит-Строй»

Помимо этого были сделаны замечания по планировке квартир. Несмотря на особое внимание авторов к солнечному свету в интерьере, оказалось, что 1-комнатные квартиры практически не инсолируются. Не соблюдены в проекте и нормы пожарной безопасности в части организации лестнично-лифтовых узлов. В итоге, все члены совета сошлись на том, что проект следует серьезно переработать и подумать над организацией общественных пространств, частью которых является и сама улица.

Административно-деловое здание в Мясницком проезде
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

Миниатюрное 4-этажное здание с дополнительным мансардным этажом предлагается построить на тесном и узком пустующем участке вдоль Садово-Спасской улицы рядом с метро «Красные Ворота». Участок, с двух сторон ограниченный существующими зданиями, имеет трапециевидную форму. Позади него расположен небольшой внутренний двор (туда требовалось сохранить заезд с улицы), а перед главным фасадом – узкий тротуар и оживленное Садовое кольцо. Свои сложности добавил и серьезный перепад рельефа. На трех верхних этажах и в мансарде под скатной кровлей поместилось достаточное количество офисов. Первый этаж занял небольшой вестибюль, а в двух подземных уровнях появилась механизированная автопарковка.
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

Авторы концепции, архитекторы «Моспроекта-5», очень долго искали подходящий для этого места образ. С одной стороны, не хотелось вступать в конфликт с застройкой Садового кольца, с другой – казалось ошибочным имитировать средовую архитектуру того времени. Получилось большое количество самых разных вариантов – от сдержанных и совсем нейтральных до смелых и современных. По словам докладчика, приоритетным для заказчика стал фасад из натурального камня с крупным остеклением. Мансарда в этом варианте выполнена из темного стекла с шелкографией. В качестве альтернативы предлагалось использовать для отделки рустованный камень, а ритм сделать более строгим и равномерным, нежели в первом варианте, где он явно сбит. Были показаны и такие предложения, которые не пытались вступать в диалог с окружением, работая на контрасте с ним – к примеру, разлинованный по горизонтали объем из цветного стекла.
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Первый вариант. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

Главным вопросом к представленному проекту стало наличие выступающей части здания, выходящей за границы участка. Если в уровне первого этажа объем четко следует красной линии, то начиная со второго этажа выступает вперед более чем на метр. По словам Евгении Муринец, проект не может быть согласован с таким нарушением. Помимо этого, членам совета не понравился вид этого выступа, особенно заметный и «неприятный», по замечанию Евгения Асса, в перспективе улицы. К тому же, в торце соседнего здания по кромке устроены окна, которые при таком заступе проектируемого дома за разрешенные границы будут выходить прямо на его балконы. Отмеченный заказчиком как предпочтительный вариант фасада Ассу не понравился из-за своего необоснованно сложного ритма. А Андрей Боков раскритиковал выбранную цветовую палитру, сильно выбивающуюся из охристо-желтой гаммы улицы.
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Первый вариант. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

Продолжая рассуждать на тему контекстуальности, Михаил Посохин заметил, что было бы правильнее приравнять по высоте новый дом к уже существующему, угловому. Сейчас же, по его мнению, возникает визуальный провал в линии фронта улицы. Похожее мнение высказал и Алексей Воронцов, обратив внимание еще и на никак нерешенный брандмауэр дома, который явно предполагалось закрыть новой постройкой. Александр Кудрявцев с Посохиным и Воронцовым не согласился. Он вспомнил, что вполне в традициях Москвы ориентироваться на самую высокую постройку, но в развертке Садового кольца проектируемый миниатюрный дом смотрится вполне органично.
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Второй вариант. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

Также были высказаны претензии к планировке типового этажа. Владимир Плоткин обратил внимание на то, что санузлы почему-то расположены вдоль главного фасада: «Здание очень маленькое, очевиден дефицит офисных помещений с хорошим естественным освещением, – заметил он. – При этом санузлы занимают 4,5 метра по фронту улицы». Авторы и сбитый ритм фасада, и внутреннюю планировку объяснили особенностями устройства подземного механизированного паркинга и добавили, что перебрали все возможные варианты – представленный оказался оптимальным.
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Второй вариант. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

Дискуссия близилась к завершению. Большинство членов совета склонялось в пользу первого, каменно-стеклянного варианта, и Сергей Кузнецов был уже готов с этим согласиться. Но тут слово взял Юрий Григорян, который вспомнил, что к проекту вероятнее всего причастен Сергей Ткаченко, известный как автор знаменитого дома-яйца на улице Машкова. «Сергей Ткаченко – веселый архитектор, который может сделать уникальный объект, – пояснил свою позицию Григорян. – Сейчас же мы видим попытку ограничиться рядовой и унылой архитектурой, которая возникает в потрясающем и важном месте. И ведь это удивительный миниатюрный дом, который мог бы стать очень заметной частью Садового кольца». Докладчики ответили, что цветной вариант как раз и принадлежит Ткаченко. Оживившийся Евгений Асс пояснил, что цветной, почти «авангардный» вариант из стемалита ему тоже не очень понравился, как и выбранный заказчиком, однако «он в отличие от остальных не вступает в сложные отношения с соседями, а потому при некотором ином прочтении мог бы быть вполне уместен». Андрей Гнездилов тоже встал на сторону яркого, уникального дизайна и предложил авторам подумать именно в этом направлении.
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Четвертый вариант. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

Подводя итог обсуждению, Сергей Кузнецов констатировал, что в этот раз мнения членов совета серьезно разошлись. Однако сам главный архитектор с большим энтузиазмом поддержал идею создания «заметной» архитектуры: «Пусть это будет уникальный и даже скандальный объект. Это лучше, чем нейтральное решение, подстраивающееся под окружение. Я не боюсь оскандалиться, я всегда готов поддержать яркую архитектуру, которой в Москве очень не хватает. Авторы в своем проекте могут использовать самые разные инструменты. И это не только цвет, но также пластика, геометрия, материалы. Это мог бы быть, например, какой-то интересный граненый объем». В результате проектировщикам было предложено попробовать двигаться в двух противоположных направлениях. А то, что получится лучше, будет утверждаться уже в ходе рабочего рассмотрения.
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. План 1-го этажа. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»
zooming
Административно-деловое здание в Мясницком проезде. Разрез. Проектная организация: «ЭПИ Моспроект-5». Заказчик: «Вектор»

12 Ноября 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.