Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
информация:
-
статус
проект -
даты
2015 -
место
Москва
ЦАО
Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца -
координаты
55.770151, 37.642738 -
функция
Мемориальный / Монумент
Алексей Горяинов
Alexey Goryainov / РоссияМихаил Крымов
Mikhail Krymov / РоссияArch group
Arch Group / Россияавторский коллектив
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Архи.ру об этом объекте:
09.10.2015
Дарья Горелова. Пространство изъятия
Два проекта памятника жертвам репрессий, предложенные на конкурс командой бюро Arch group.
Монумент, предложенный архитекторами Arch group и скульптором Игорем Шелковским, в число победителей конкурса на мемориал жертвам репрессий не вошел, и между тем он заслуживает внимания хотя бы потому, что авторы совместили, и одновременно развели м... читать дальшеописание:
Вариант 1: «Вышка».
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
21.01.2025
Белая гряда
Заурбек Тотров, Марк Журавлев21.01.2025
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован в русле первоначальных идей»
Сергей Скуратов20.01.2025
Нетипичный представитель
Сергей Скуратов20.01.2025
Карельская обитель
Дмитрий ОстроумовТехнологии:
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ
22.01.2025
Arlight
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы от DJ SMASH
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.Arlight
20.01.2025
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Весь в белом: особенности производства и применения светлого кирпича
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.01.2025
ООО «ЛУЧИДО»
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит в третье измерение
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.ООО «ЛУЧИДО»