Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
информация:
-
статус
проект -
даты
2015 -
место
Москва
ЦАО
Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца -
координаты
55.770151, 37.642738 -
функция
Мемориальный / Монумент

Алексей Горяинов
Alexey Goryainov / Россия
Михаил Крымов
Mikhail Krymov / РоссияArch group
Arch Group / Россияавторский коллектив
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
Архи.ру об этом объекте:
09.10.2015
Дарья Горелова. Пространство изъятия
Два проекта памятника жертвам репрессий, предложенные на конкурс командой бюро Arch group.
Монумент, предложенный архитекторами Arch group и скульптором Игорем Шелковским, в число победителей конкурса на мемориал жертвам репрессий не вошел, и между тем он заслуживает внимания хотя бы потому, что авторы совместили, и одновременно развели м... читать дальшеПроект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка» © Arch group
описание:
Вариант 1: «Вышка».
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 1: «Вышка». Ситуационный план © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова» © Arch group
Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова. Вариант 2: «Голова». Ситуационный план © Arch group
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
24.02.2025
Главное – внутри
Никита Явейн, Иван Кожин21.02.2025
Силы магнетизма
Андрей Гнездилов20.02.2025
Пояс Ориона
Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин20.02.2025
Далеко гляжу
Илья ЕдемскийТехнологии:
24.02.2025
Rooflong
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.Rooflong
14.02.2025
Группа компаний BRAER
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.Группа компаний BRAER
12.02.2025
СИБАЛЮКС
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.СИБАЛЮКС
27.01.2025
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг