Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
информация:
-
статус
проект -
даты
2015 -
место
Москва
ЦАО
Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца -
координаты
55.770151, 37.642738 -
функция
Мемориальный / Монумент
Алексей Горяинов
Alexey Goryainov / РоссияМихаил Крымов
Mikhail Krymov / РоссияArch group
Arch Group / Россияавторский коллектив
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Архи.ру об этом объекте:
09.10.2015
Дарья Горелова. Пространство изъятия
Два проекта памятника жертвам репрессий, предложенные на конкурс командой бюро Arch group.
Монумент, предложенный архитекторами Arch group и скульптором Игорем Шелковским, в число победителей конкурса на мемориал жертвам репрессий не вошел, и между тем он заслуживает внимания хотя бы потому, что авторы совместили, и одновременно развели м... читать дальшеописание:
Вариант 1: «Вышка».
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
19.12.2024
Звери в пещере
Сергей Падалко18.12.2024
Река и форм, и смыслов
Антон Надточий, Вера Бутко18.12.2024
Лунка и сопка
Антон Шаталов17.12.2024
Жизнестроительство на своей шкуре
Технологии:
20.12.2024
КНАУФ ГИПС
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной детской больницы
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.КНАУФ ГИПС
18.12.2024
Новые горизонты
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство стиля и образов
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.Новые горизонты
17.12.2024
РЕХАУ
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре с алюминиевыми СПК
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.РЕХАУ
16.12.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый квартал»
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.12.2024
ПАО "СИБУР Холдинг", IND
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.ПАО "СИБУР Холдинг", IND