Проект мемориала жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова
информация:
-
статус
проект -
даты
2015 -
место
Москва
ЦАО
Пересечение проспекта Сахарова и Садовой-Спасской улицы, внутренняя сторона Садового кольца -
координаты
55.770151, 37.642738 -
функция
Мемориальный / Монумент
Алексей Горяинов
Alexey Goryainov / РоссияМихаил Крымов
Mikhail Krymov / РоссияArch group
Arch Group / Россияавторский коллектив
Вариант 1: «Вышка»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Вариант 2: «Голова»: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук, Михаил Ивлиев
в сотрудничестве со скульптором Игорем Шелковским
Архи.ру об этом объекте:
09.10.2015
Дарья Горелова. Пространство изъятия
Два проекта памятника жертвам репрессий, предложенные на конкурс командой бюро Arch group.
Монумент, предложенный архитекторами Arch group и скульптором Игорем Шелковским, в число победителей конкурса на мемориал жертвам репрессий не вошел, и между тем он заслуживает внимания хотя бы потому, что авторы совместили, и одновременно развели м... читать дальшеописание:
Вариант 1: «Вышка».
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
На наш взгляд самый точный, узнаваемый и выразительный символ репрессий – это лагерная вышка. Все люди вокруг нее – это либо узники, либо надзиратели. Вышка, поставленная в городе, размывает границы мемориала, распространяя символическое и психологическое влияние на все вокруг. Вышка представляет собой стилизованную скульптуру высотой 15 м, покрашенную в черный цвет. Она является доминантой в прилегающем пространстве.
Скульптура выдвинута к садовому кольцу, что позволяет визуально отделить ее от фасада здания в торце площади. Между вышкой и зданием формируется мемориальная площадь. Она представляет собой большую воронку-призму, заполненную выступающими камнями памяти. Каждый камень символизирует 10 000 жертв репрессий. Человек, ступающий на площадь, оказывается в непривычном, искаженном пространстве, где трудно сохранить равновесие и где сила тяжести затягивает его в центр этой воронки. Воронка окружена рядами елей с трех сторон. Большая часть елей – сохраненные, они позволят отгородить площадь от влияния бизнес-центра. В темное время суток площадь за скульптурой освещается прожекторами с вышки.
Главный элемент мемориала – 15-ти метровая скульптура Игоря Шелковского «Лагерная вышка», выполненная из черного металла. В радиусе видимости она создает зону дискомфорта, где наблюдатель оказывается в роли наблюдаемого. Таким образом, граница мемориала размывается, не ограничиваясь скульптурой, но включая в себя зрителя и всю территорию вокруг. В темное время суток площадь за скульптурой может подсвечиваться прожекторами с вышки.
Вариант 2: «Голова».
Символом жертв репрессий мы видим условный силуэт головы человека, выложенный из кирпича. В голове зияют несколько крупных отверстий. Кирпичная кладка сильно разрушена и символизирует расстрельную стену. Кирпичи в кладке – символ судеб отдельных людей, складывающихся в общую трагедию. Голова отбрасывает на площадь черную тень в виде ямы глубиной 1 м. Существующие ели сохраняются и символизируют тех, кто служил преступной системе. Голова оказывается между двух плотных сине-зеленых рядов, что создает драматический образ.
Позади площади расположен массивный объем здания банка, который становится фоном для монумента. Это значит, что сам монумент и площадь вокруг него не должны восприниматься как благоустройство перед зданием бизнес-центра. Поэтому монумент мы ставим ближе к садовому кольцу, максимально отодвинув от здания. Монумент доминируют на площади и не подавляет здание.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
19.04.2024
Перезапуск
17.04.2024
Степь полна красоты и воли
Сергей Чобан, Александра Шейнер, Елизавета Борисова17.04.2024
Рыба метель
Даши Намдаков17.04.2024
Лазурный берег
Технологии:
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux
09.04.2024
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
29.03.2024
Новые горизонты
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.Новые горизонты