Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.09.2015

Арсений Леонович: «Время турбулентности: новые возможности и утраченные иллюзии»

Анна Евстигнеева
Мастерская:
PANACOM

Руководитель бюро PANACOM, в преддверии «Зодчества» – об особенностях нового времени.

Арсений Леонович, руководитель мастерской PANACOM
Арсений Леонович, руководитель мастерской PANACOM

На международном фестивале «Зодчество»-2015 в рамках смотра-конкурса «Новое градостроительство» архитектурное бюро PANACOM представляет на суд жюри проект загородной жилой застройки по Новорижскому шоссе. Для Арсения Леоновича, главного архитектора PANACOM, участие в конкурсе – повод для размышлений на тему градостроительных проектов и жилищного строительства в эпоху экономического кризиса. Слово Арсению Леоновичу:
 
«
Архитекторы, застройщики, девелоперы
Я бы назвал наше время эпохой парадоксов. Например, несмотря на экономический и социальный кризис у нас строится много жилья. Безусловно, большинство активных объектов на стадии завершения строительства, но есть много новых проектов, которые только входят в свою активную стадию.

Вот вам и парадокс: казалось бы, все должно подзаморозиться, свернуться, но ничего подобного. На рынок выходят и старые, и новые команды. И все они друг друга теснят. Конкуренция обостряется. Все понимают, что если сейчас расслабишься, то завтра твое место займут. Мы все как на войне или на спортивных состязаниях. Архитекторы и застройщики вынуждены реагировать на изменение рыночной ситуации, приспосабливаться к новым условиям, пусть тяжело и травматично.

Критерием же оценки проектов становится новизна и качество архитектурного продукта. Изменилось и поведение девелоперов. Очевидно, что еще несколько лет назад было намного проще зарабатывать на этом рынке. Застройщики брали площадки, которые по определению были «козырными» (а тогда их было еще много) и влупляли туда все, что угодно. А «место и еще раз место» давало индульгенцию на все архитектурные и прочие промахи: типологические, пространственные, образно-художественные, в конце концов. Потому «эти самые места» всё оправдывали: «хотите жить на Смоленке, вот и живите». Но сегодня таких выгодных площадок почти не осталось, а городу нужно расти и развиваться во всех отношениях. Поэтому меняются и строительные регламенты, и нормативная база, которые во многом устарели, а городская среда уже предъявляет новые требования. Сегодня всем хочется, чтобы было достаточное количество машиномест и зелени, детских площадок и рекреационных зон. Более того, на социальную организацию территорий теперь значительно влияют различные медиа и соцсети. Это раньше было: построил, продал, до свидания… А сегодня есть постоянная обратная связь, если что-то не так, то сразу все известно. Поэтому совершенно закономерно, что компании-застройщики становятся более прозрачными и социально ответственными.

Заказчики и потребители
Если отстранено созерцать «кризисную» ситуацию глазами потребителя, то он сразу увидит, как за него борются. Маркетинг усложняется. Готовятся целые исследования перед запуском того или иного проекта, где отражается все, от целевой аудитории до типов растений на дворовой территории. Нынче простые бетонные квадратные метры, в отличие от недавнего прошлого, строить нельзя – и не дадут, и мало найдется покупателей. Теперь необходимо делать из этого сахара отличные конфеты в фантиках и упаковать их в красивые коробки, обязательно прилагая оригинальную историю, мифологию места. В итоге клиент получает целый комплект услуг, куда входят формат жизни (загородный или городской), адекватная социальная среда, соответствующая инфраструктура, благоустройство и дизайн территории. Так что если раньше правил только квадратный метр, то теперь – «образ жизни», которого будет придерживаться человек на определенном отрезке своей жизни. Поэтому выбор стал намного осмысленней, чем 15–20 лет назад.

Новые форматы и предложения
Вообще предложений, форматов и типологий самих квартир за последние годы стало гораздо больше. Возьмем, например, базовый вариант – жилье эконом-класса. Не так давно за ним сразу следовал формат «бизнес», и это было уже круто, а после «бизнеса» шла заветная «элитка». В последние годы появляются «комфорт» и «комфорт плюс», «бизнес» становится скромнее рядом с классом «бизнес плюс». Появился «премиум-класс». То есть общее повышение класса жилья повлекло за собой более строгие требования к качеству в каждом сегменте.

У архитекторов появились новые задачи: поиск оригинальных решений в новых жестких условиях сегрегации рынка. Вся квартирография перетряхнулась: стандартный набор однушек, двушек, трешек теперь никого не устраивает. Теперь их должно быть много и разных. Наши покупатели имеют опыт, не только советский, но и пост-перестроечный. Вот если человек покупает новую однушку, то точно уж большую и особенную, стандартная уже была. Теперь ему нужна или угловая, или с кучей ниш, или лофт. Поэтому покупатель, сообразуясь со своим бюджетом, может четко ориентироваться и осознанно планировать будущую жизнь. У него есть выбор: получить предложение на 50м2 квартиры-студии в лофте, много работать и приходить туда только спать или жить семьёй на тех же 50м2 в разноформатных двушке или трешке.

С другой стороны, выбор все равно ограничен. Если, например, задаться целью составить полный реестр типов квартир, существующих в европейских странах, то получится несколько увесистых томов, а в случае с российскими опытом – тонкая брошюра. И все понимают, что мы живем c разными нормативными базами, поэтому представления о том, как хорошо, красиво и полезно у нас разные. Количество необоснованных жестких и устаревших норм не соответствуют сегодняшним реалиям, что в конечном итоге сказывается на возможности выбора. 
»
беседовала: Анна Евстигнеева