English version

Пикселизация Мытной

Недалеко от Шуховской башни, в окружении уже существующих новых ЖК, завершается строительство башен Sky House, покрытых отчасти прозрачной, отчасти – по-осеннему пёстрой пиксельной кожей.

Автор текста:
Алла Павликова

06 Ноября 2015
mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс sky house на Мытной улице
Россия, Москва, улица Мытная, вл. 40-44

Авторский коллектив:
А.Скокан, В.Каняшин, М.Кудряшов, Е.Гейченко-Белоусова, М.Матвеенко, при участии: М.Дехтяр

2003 — 2011 / 2010

«Капитал Групп», MCG
Район, расположенный к северу от Шуховской башни и прилегающих к ней рабочих кварталов, в новейшее время ощутимо прирос новыми, масштабными жилыми комплексами. В середине 2000-х по адресу Шабловка, 23 архитекторы «Остоженки» построили пять башен «Созвездия Капитал-1». Восточнее, на Мытной улице, примерно тогда же завершилось строительство «Английского квартала» по проекту Михаила Белова. Участок, на котором сейчас завершается строительство многофункционального, хотя преимущественно жилого, комплекса Sky House («Небесный дом»), расположен между этими двумя ж/к, по правой стороне Мытной улицы. Здания построены на месте нескольких, к тому времени полуразрушенных, корпусов завода «Красный пролетарий» вокруг стадиона «Труд», некогда принадлежавшего тому же заводу. Таким образом, перед нами еще и пример реорганизации промзоны. К началу 2000-х стадион уже был основательно заброшен; он зарос сорняками, а поперек поля даже перебросили трубу надземной теплотрассы.
Многофункциональный комплекс на Мытной улице © АБ «Остоженка»
Многофункциональный комплекс на Мытной улице. Ситуационный план © АБ «Остоженка»

Проектирование началось больше десяти лет назад, в 2003 году, и то время сохранять стадион не планировалось. Архитекторы, имея возможность занять всю площадку, предложили соединить дома небольшой высоты – до девяти этажей, в замкнутую композицию сродни римской арене, выстроенной по периметру внутреннего двора. Компенсировать утрату футбольного поля предлагалось за счёт создания спортивного кластера внутри стилобата: с площадкой для мини-футбола, фитнес-клубом, универсальным спортивным залом и бассейном. Кроме того, в жилой комплекс включили офисы – идея, по тем временам инновационная, стала широко популярной в Москве лишь позднее.

Проект понравился и заказчику, и городу. Однако через некоторое время городские власти приняли решение сохранить «Труд», один из старейших московских стадионов, модернизировав его для использования в качестве тренировочного футбольного поля. Разумеется, весь проект пришлось разрабатывать заново – в других границах, габаритах и площадях. Лишившись солидной части территории для застройки, комплекс резко вырос в высоту – с девяти до почти тридцати этажей, и сместился вглубь участка. Как рассказывает один из авторов проекта Валерий Каняшин, первоначально архитекторы планировали восстановить линию застройки, ликвидировав «провал» стадиона строительством невысокого офисного корпуса по красной линии. Позднее, проникнувшись историей места, пришли к выводу, что город привык к существованию курдонера с маленьким сквером за старым довоенным забором. Построить здесь дом – лишить место его истории. В итоге вместе со стадионом сохранили сквер и отреставрировали забор. Офисный центр присоединился к высоким жилым башням комплекса в глубине участка.
Многофункциональный комплекс на Мытной улице. Развертка по Мытной улице. На фоне видны башни «Созвездия Капитал-1», построенного «Остоженкой» раньше © АБ «Остоженка»

Ядром финальной композиции комплекса стал всё тот же стадион без трибун; слегка потерявший в размерах, он окружен разновеликими зданиями. Длинный офисный центр повышающийся по мере приближения к высотным домам, расположился в глубине вдоль его протяжённой границы. Четыре жилые башни тесно встали в северной части участка, заняв собой всего лишь около гектара, треть участка. Трапециевидные в плане, похожие друг на друга башни равномерно, но свободно расставлены на стилобате, подкова которого раскрывается к Мытной улице. Между тем за кажущейся ненавязчивой легкостью живописной расстановки объемов скрыты месяцы работы. Валерий Каняшин объяснил, что помимо сложностей, связанных с обеспечением норм инсоляции на весьма стеснённом участке, следовало учесть все возможные видовые точки, причём даже самые дальние. Скажем, в перспективе улицы Вавилова, расположенной на значительном расстоянии от Мытной, башни не должны были накладываться на купола Донского монастыря. И это только один из примеров. Высотки вращали вокруг оси, сдвигали, меняли местами, понижали и повышали. Последний вариант устроил всех, включая будущих жильцов, так как визуальный дефицит «воздуха» и открытых пространств снаружи изнутри квартир не ощущается. Найденная конфигурация домов и грамотные планировки квартир обеспечили жильцам виды на город. Соседние здания из окон практически не видны.
Многофункциональный комплекс на Мытной улице. план 1 этажа © АБ «Остоженка»
Многофункциональный комплекс на Мытной улице © АБ «Остоженка»

Несмотря на то, что в основании комплекс отступает от красной линии улицы, верхушки башен эту линию так или иначе фиксируют, формируя коридор из фасадных стен. В изломе массивных домов, склонившихся в сторону Мытной и похожих на столбы-опоры гигантского моста, читается стремление авторов проекта восстановить градостроительную справедливость. Конечно, они должны были сохранить историю, деликатно отойти в сторону. Этот подход близок «Остоженке». Но нельзя забывать и об их умении работать с существующим контекстом, тонко чувствовать город и находить верные градостроительные решения. Наклонные летящие «флажки» верхушек башен при движении по улице рождают особое напряжение. Цезура же стадиона в перспективе не очевидна.

Отыскав наилучший вариант композиции архитекторы «Остоженки», несмотря на масштаб комплекса, решили наделить его контрастными яркими фасадами. Надо сказать, что в первоначальном варианте для зданий была подобрана холодная палитра цветов с преобладанием серых и голубых оттенков, подходящим к риелторскому названию Sky House. Но в конечном счете небесные оттенки сменило насыщенное многоцветье теплого «осеннего» колорита – песочная охра, бордово-коричневый и черные пиксели тонированного стекла. Такое решение, по словам Валерия Каняшина, связано с невозможностью соединить всю разноликую застройку улицы в одну градостроительную концепцию. Противоречивое соседство уцелевших старых домов с новыми, в числе которых были и ранний комплекс «Остоженки», и «Английский квартал» Михаила Белова, и панельное жильё из серии «П-44», не позволяло привязаться к чему-то одному, не вступив в противоречие с другими. «Мы решили не оглядываться на окружение, ничего не повторять. Новый комплекс – это контрастный жест. Башни всё равно выглядят слишком высокими и заметными, их нельзя было спрятать, потому мы сделали их до конца другими», – объясняет Валерий Каняшин.
Многофункциональный комплекс на Мытной улице © АБ «Остоженка»

Тем не менее, вертикально-ориентированная пиксельная мозаика фасадов по-своему вписывается в окружающую среду и реагирует на нее, осмысляя городской пейзаж с позиций картины пуантилиста: теплые красные и желтые панели ближе к соседним домам сгущаются, а вверху, к небу становятся более разреженными. Когда выглянет солнце и небо отразится в стекле, попытка масштабных башен раствориться в пространстве станет более убедительной – хотя мы знаем, что замаскировать такие объемы полностью нельзя никакими оптическими приемами, но помимо растворения пиксельная раскраска служит и другой задаче – почти совершенно сбивает ритм окон, превращая дом из рационального клетчатого массива в скульптурный объем. «Остоженка» уже имеет некоторый опыт в в такого рода артистической маскировке: достаточно вспомнить, к примеру, ЖК «Весна» на Киевском шоссе или даже лучше – ЖК «Панорама» на Пресне, весь состоящий из сложной мозаики тонированного по-разному стекла, отражающего и дробящего картины города. Здесь – немного другая история, дома скорее пестры, чем слитны, и между тем стекло использовано разной степени прозрачности, добавляющее импрессионистический картине оттенков: утром она одна, вечером другая. ГАП всех трех комплексов – Валерий Каняшин, что дает некоторые основания для разговоров о развитии почерка. Сейчас пиксельная раскраска – уже не новость, а силами ДСК начинает надоедать, но вспомним, что ЖК «начинался» давно, да и сейчас выглядит свежо, вырезанным из какой-то пестрой решетчато-алюминиевой материи.
Многофункциональный комплекс на Мытной улице © АБ «Остоженка»
Многофункциональный комплекс на Мытной улице © АБ «Остоженка»

История проекта – история преодоления: меняющиеся условия, требования города и заказчиков, которые тоже сменяли один другого – начинала проект компания «Капитал Групп», а завершала MCG; неприятие масштабов и колористики жителями, сомнения авторов и постоянные поиски компромисса. Рабочим проектированием и собственно реализацией занималась не «Остоженка», а «Моспроект», хотя авторы старались не упускать здание из виду. При всех сложностях затянувшегося процесса комплекс, спроектированный полтора десятка лет назад, отвечает требованиям сегодняшнего дня. Разве что квартиры по площади заметно превышают нынешний стандарт. В составе комплекса предусмотрительно объединены и общественные функции, и качественное благоустройство прилегающей территории и небольшого двора, куда автомобили могут въехать только для высадки пассажиров. В одной из башен разместился детский сад, объединённый мостом со стилобатом. На озелененной кровле стилобата – игровые и спортивные площадки, внутри него бассейн с 25-метровой чашей, большой универсальный спортивный зал, тиры, кружки, мини-гостиница, кафе, ресторан и магазины – словом, всё то, что обеспечивает качественную жизнь даже внутри плотной урбанизированной среды.
 
Многофункциональный комплекс на Мытной улице. План -1 этажа © АБ «Остоженка»
Многофункциональный комплекс на Мытной улице. План 0 этажа © АБ «Остоженка»
Многофункциональный комплекс на Мытной улице. Разрез © АБ «Остоженка»
Многофункциональный комплекс на Мытной улице. Разрез © АБ «Остоженка»


Проект:
Многофункциональный комплекс sky house на Мытной улице
Россия, Москва, улица Мытная, вл. 40-44

Авторский коллектив:
А.Скокан, В.Каняшин, М.Кудряшов, Е.Гейченко-Белоусова, М.Матвеенко, при участии: М.Дехтяр

2003 — 2011 / 2010

«Капитал Групп», MCG

06 Ноября 2015

Автор текста:

Алла Павликова
Технологии и материалы
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Сейчас на главной
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.